Сценарий праздника пасхи для воскресной школы. Конспект урока для воскресной школы «Светлый праздник Пасха Урок в воскресной школе на тему пасха

Пасха - Воскресение Господне

Евангелие от Матфея 28:1-10

«Придите и воззрите!»

Пояснение к теме:

У Матфея, как и у других евангелистов, к гробу приходят две женщины: Мария Магдалина и еще одна Мария. Шаббат, заканчивается примерно в 18 часов, первый день недели начинается еще в субботу вечером, и то, что две женщины идут почти ночью к гробу, довольно необычное время для посещения кладбища. Поэтому, здесь может подразумеваться раннее воскресное утро. Но только у Матфея женщины переживают землетрясение, при котором Ангел Господень отваливает камень. Это место в тексте может служить защитой от нападок противников первой христианской общины. Ведь ученики могли бы и сами позаботиться о том, чтобы гроб Иисуса оказался пустым. Тем не менее, землетрясение в Библии, это знак Божьего проявления. Только Матфей рассказывает о стражниках, которых нанял Пилат для охраны гроба. В их памяти остается лишь короткая вспышка молнии, из-за которой они на короткий момент теряют свое самообладание. Они придут в себя, когда уже все пройдет.

Обе женщины идут к гробу, чтобы посмотреть гроб и печалиться, но там переживают исцеляющий шок: ангел ведет их заботливо от печали к светлой радости. Ангельская весть звучит у Матфея: «Его нет здесь - Он воскрес». Но он отправляет женщин в Галилею, назад, домой. То, что они увидели и услышали, изменяет их полностью. Так они становятся первыми и важными вестницами о воскресшем Иисусе. Также по пути домой, их встречает Сам воскресший Иисус и подтверждает слова ангела.

Примечание, ситуации детей:

Текст из Евангелия от Матфея не так знаком, как другие Пасхальные тексты, но весть та же: Иисус воскрес. Чудесные знамения полны теологическими аспектами, и сложны для восприятия детей. Так как и здесь остается тайна, как Христос воскрес, мы не будем идти дальше этого. Мы укажем на страстную пятницу и на траур об Иисусе. Многие дети уже знают эти истории, тем не менее, вспомнить о них будет хорошо, чтобы выразить невероятное. «Нельзя говорить о Пасхе, ее нужно праздновать», так пишут об этом празднике и тут можно только согласиться. Благодаря тому, что можно всем встретиться в этот день, будет совместная трапеза, совместное общение, так только можно охватить весь праздничный смысл Воскресения Господнего, праздника Пасхи.

План проведения:

Праздновать Пасху:

Если в вашей общине не было богослужения на Страстную Пятницу, стоит вспомнить о распятии Иисуса Христа. Положите большой кресту алтаря или в центре круга. Вначале в тишине все могут посмотреть на крест. Он в течение нашего богослужения превратится в животворящий крест.

Подготовка:

Ветви, с распустившимися листьями, цветы, ярко раскрашенные камни. 12 чайных свечей, (по количеству учеников Христа), 2 другие свечи - женщины, черный платок, деревянный крест, серый платок - гробница, толстая нить - путь, большой камень, или вырежьте из картона камень, которым был закрыт гроб.

Вступление:

Мы начинаем наше богослужение во имя Бога Отца, Который сотворил нас, во имя Его Сына, Иисуса Христа, распятого и воскресшего, во имя Духа Святого, Который призывает нас радоваться. Аминь.

Мы будем сегодня все вместе радоваться воскресению Иисуса Христа, но также, глядя на крест, мы будем с вами вспоминать о том, что Он нес этот крест. Он понимает нас, когда мы в печали, знает наши нужды, и делит с нами нашу боль.

Молитва:

Иисус, благодарим Тебя, что Ты нес Свой крест. Благодарим за то, что всегда рядом с нами, когда мы в печали или в страданиях. Дай нам чувствовать, что Ты всегда рядом с нами, также и на этом богослужении. Аминь.

Рассказ:

(На черный платок поставить 12 свечей, - учеников, но их пока не зажигать, в центре платка - положить крест, нить проложить к гробу - серому платку, положить рядом камень, за ним поставить не зажженную свечу, используемую на детском богослужении).

Мария Магдалина и Мария провели ночь в Иерусалиме в одном доме. Еще темно, осталось немного времени до восхода солнца. «Мария, ты уже проснулась?» тихо спрашивает другая Мария. «Да, сегодняшнюю ночь я также почти не спала», отвечает та. «Я тоже не спала. Я все время думаю об Иисусе, как это ужасно, Иисус умер», печально говорит Мария Магдалина и начинает тихо плакать. «Только не напоминай мне об этом! Как разбойника они осудили Его! А солдаты, под Его крестом бросали жребий о Его одежде», гневно ответила Мария.

«Да, это было ужасно, стоять около Иисуса, зная, что ничем нельзя помочь», сказала Мария Магдалина и продолжала плакать. «Но я рада, что я не убежала прочь, как многие другие. Так что мы теперь, хотя бы знаем, где они похоронили Иисуса». «Ты права», всхлипнула Мария Магдалина. «Я запомнила то место, на кладбище, чтобы мы смогли потом найти Его гробницу, и смогли бы Его забальзамировать». «А чего же мы ждем?», вдруг спросила Мария Магдалина. «Посмотри, солнце встает. Сейчас начнется новый день. Пойдем, мы помажем Иисуса нашими маслами и елеем, пока еще никто туда не пришел и не выгнал нас оттуда».

(Зажгите богослужебную свечу, камень откатите в сторону, чтобы свечу стало видно. Поставьте две свечи на нить, женщины в пути к гробнице).

Женщины отправились со своими маслами в путь. Молча, шли они по пустым улочкам Иерусалима, их путь шел к гробу. Каждая из них была занята своими мыслями, (медленно двигайте две свечи, по пути к гробу).

Когда они были уже недалеко от гроба, вдруг Мария спросила: «Кто же отвалит нам камень от гробницы? Он такой тяжелый, что понадобилась сила нескольких человек, чтобы закрыть гробницу. Вдвоем мы точно не сможем открыть ее». «Ты права», согласилась Мария Магдалина. «Надо было пойти к друзьям Иисуса и взять несколько мужчин, чтобы они помогли нам», добавила она. Но они уже подошли к гробу, посмотрели в ту сторону, и не поверили своим глазам. «Посмотри», шепнула одна другой, «Гробница открыта! Кто же сделал…?» Они даже не смогли еще довести свою мысль до конца, при этом медленно двигаясь к отверстию. «Мария, смотри, стражники спят. А кто это сидит там, на камне?», (поставьте две свечи совсем рядом с камнем).

Тогда обращается к ним сидящий на камне: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. Гробница пуста», (поставьте богослужебную свечу как символ воскресшего Иисуса рядом с камнем).

«Воскрес? Его нет здесь?», пробормотали они. Ничего подобного они еще не слышали. Мертвый может снова ожить? Но медленно в них вселялась надежда: если бы это действительно было так, что Иисус жив! Что Он больше не мертв. И опять снова тот же голос: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». В смятении они собрались уходить прочь. «Если Иисус жив, то мы могли бы снова Его встретить», первое, что могла вымолвить Мария Магдалина после всего услышанного. «Он должен быть где-то здесь, поблизости», продолжает другая Мария.«Пойдем скорее!», сказала Мария Магдалина, «мы должны рассказать об этом остальным». Женщины побежали обратно, чтобы рассказать об этом дальше, (две свечи направить на обратный путь).

Они не знали, радоваться им или все происходящее было сном, все это кажется невероятным, (поставьте богослужебную свечу перед ним, на их пути). Иисус встал перед ними и сказал: «Не бойтесь, это Я, радуйтесь!», тогда упали обе женщины перед Ним на колени. «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня», (зажгите две свечи от свечи Иисуса). Тогда стало ясно обеим женщинам, что им это не снится. Иисус приблизился к нам. Он хочет видеть нас. Они быстро отправились в путь. «Поверят ли нам, когда мы скажем о том, что Иисус жив?», спросила Мария. «Я не знаю. Но мы все равно пойдем туда и расскажем им, что мы видели и слышали», ответила Мария Магдалина, и постучала в дверь. «Кто там?», услышала она голос Петра. «Это мы, Мария Магдалина, и Мария, скорее, открывайте! Нам нужно сказать вам нечто важное! Иисус…» «Тсс!», услышали они в ответ. «Только осторожно, ведь вы знаете, насколько это опасно, говорить об Иисусе, сейчас, когда Он умер», услышали они голос, когда открывалась дверь, (свечи женщин поставьте на черный платок).

«Так об этом и речь», начала перебивать Мария Магдалина. «Иисус не умер. Он жив!» «Я думаю, ты мечтаешь об этом», сказал ей Петр, «вы же сами сказали нам, что видели, что Иисус умер». «Да, мы видели это. Но сегодня утром, когда мы шли с нашими маслами к гробу и думали о том, кто же нам отвалит камень, то увидели, что гробница уже открыта. Мы посмотрели внутрь, там было пусто. Мы предположили самое ужасное, пока вдруг услышали голос сидящего на камне. Он спросил нас, почему мы ищем живого среди мертвых. Иисуса тут нет. Мы видели это собственными глазами. Тогда он сказал нам, что Иисус жив, что Он ждет нас в Галилее. А когда мы отправились назад, то нам встретился Сам Иисус и сказал, что мы должны идти в Галилею, там Он хочет видеть нас».

Поверили ли мужчины этим двум женщинам, мы не знаем. Но к ним вернулась надежда, и они отправились в Галилею, (положите ветви и цветы рядом с крестом).

Так женщины были первыми, кто узнал, что Иисус жив, и первыми, кто рассказал эту радостную весть дальше.

Углубление:

Украсьте крест цветами и ветвями. Смерть превратилась в жизнь.

Молитва:

«Отче наш».

Благословение: Да благословит и сохранит нас, вселюбящий и милосердный, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Аминь.

пасхальные конкурсы и игры детям

Пасха – один из самых главных православных праздников и один из самых любимых. Этот день хочется провести радостно, светло, но без суеты, просто, душевно и по-домашнему. Особенно если речь идёт о праздновании Пасхи в воскресной школе. Наш сценарий поможет создать желанную атмосферу и сделать этот день запомнившимся надолго.

Дети приходят в воскресную школу, здороваются, поздравляют друг друга со светлым Праздником Пасхи.
Начало праздника, как и начало каждого занятия, пусть будет в традициях конкретной школы. В честь Христова Воскресения можно исполнить тропарь «Христос воскрес из мёртвых».
Первое слово батюшке – настоятелю церкви. Он поздравляет детей и наставляет их короткой речью.
Руководитель воскресной школы приветствует детей, читает стихотворение А. Майкова «Христос Воскрес».

Руководитель: Ребята подготовили пасхальную сценку. Давайте её посмотрим!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ

Действующие лица:
Маша – старшая сестра
Настя
Егор
Паломник
Никитка
От автора (девочка или мальчик)
На сцене стоит стол, вокруг три стула. За столом сидят Маша, Настя и Егор. Дети готовятся к Пасхе – красят яйца, на столе стоит кулич.

Чтец: На окраине деревни стоит домик невысок.
На нём ставенки резные, а в окошке – огонёк.
Кто же в доме? Интересно! Маша, Настя и Егор.
В предпасхальный светлый вечер
Тих семейный разговор.

Настя: Машенька, а почему на Пасху красят яйца?

Маша: Когда Христос воскрес, Мария Магдалина пришла к правителю Тиберию сообщить эту весть. Тот не поверил и сказал: «как это белое яйцо не сможет стать красным, так и не может человек воскреснуть». И тут же обыкновенное яйцо стало красным. Вот такое чудо явил Господь. Тех пор на Пасху всегда красят яйца.

Егор: И Тиберий тогда поверил?

Маша: Конечно!

Настя: Вот как получается: людям, для того чтобы поверить, нужны чудеса… А почему тогда мы их красим не только красным?

Маша: Традиции с годами меняются, ничего не поделаешь. Но так даже лучше: разноцветные, с весёлыми картинками и расписными узорами наши крашенки и писанки будто тоже радуются весне, обновлению, возрождению новой жизни. Потому что Пасха – это время радости и ликования.
Маша отрезает половину кулича, заворачивает его в узелок, туда же кладёт несколько яиц.

Егор: А это кому?

Маша: бабушке Лизавете, которая на краю деревни живёт. Она старенькая, ни куличи печь, ни яйца красить она не может. Ей нужно помочь к Светлому празднику подготовиться. Егор, сегодня ей и отнесёшь.

Раздаётся стук в окно. Дети выглядывают в окошко, смотрят на дверь

Чтец: Вдруг в окошко стук раздался
Кто пришёл к нам в поздний час?
То паломник запоздалый.
Паломник, появляясь на пороге: Сохрани Господь всех вас!

В дом входит седовласый старец.

Паломник: Мир вашему дому! Устал я, сил нет, а идти ещё далеко. Дайте, пожалуйста, воды напиться.

Маша: Конечно, дедушка! (Наливает в кружку воду). А куда вы путь держите?

Паломник: В монастырь на пасхальное богослужение. Ну, я пойду – пора! Благодарю вас, добрые дети!

Маша: Ой, далеко ещё идти. Возьмите! (отрезает половину оставшегося кулича и даёт несколько крашеных яиц)
Паломник благодарит и уходит.

Егор: Ну вот… Самую красивую крашенку ему отдала! И от кулича теперь только четвертинка осталась.

Маша: Неужели тебе жалко? Человек издалека идёт, устал, проголодался, а мы его порадовали, чем смогли.

В горницу заходит маленький мальчик Никитка, здоровается.

Маша: Здравствуй, Никитка! Что-то случилось? Почему ты такой грустный?

Никитка: А у нас мама захворала. Я пришёл попросить у вас малины сушёной и мёда – кашляет мама сильно.

Настя: А вы уже спекли кулич?

Никита: Да какое там! Мама весь день лежит, говорит, что сейчас встанет и спечёт.

Настя: Маме сейчас нельзя вставать! Значит, у вас праздника не будет? Как же так можно?

(переглянувшись со старшей сестрой, заворачивает остатки кулича в узелок, Егор кладёт туда же оставшиеся крашеные яйца, Маша приносит баночки с мёдом и малиной)

Маша: Пусть мама поскорее поправляется! Поклон ей от нас!

Егор и Настя: Светлого Праздника вашей семье!

Никитка благодарит и уходит.

Маша (глядя на пустой стол и улыбаясь): Ну вот теперь нам и разговеться нечем!

Настя: Ну и что? Мне почему-то совсем не жалко, наоборот – радостно.

Егор: И мне тоже!

Маша (обнимает ребят): Ну и славно тогда! Делать добро людям – это самая большая радость.

Чтец: В доме тихо и уютно,
И струится свет с небес
Весть благую знаменуя
Рады мы:
Все вместе: Христос Воскрес!

Руководитель: А теперь нас ждут пасхальные конкурсы и игры!

Хоровод

Дети встают в круг, берутся за руки, выбирают заводящего. Под музыку заводящий ведёт хоровод по произвольной траектории: по кругу, по диагонали, спиралью. Чем причудливее путь, тем интереснее. По хлопку ведущего заводящий становится в конец хоровода, и вести начинает следующий участник.

Танец

Дети встают в круг. Ведущий даёт два деревянных пасхальных яйца двум детям, стоящим друг напротив друга. Пока звучит музыка, дети передают яйца по кругу в разных направлениях – одно по часовой стрелке, другое против часовой стрелки. Когда музыка прекращается, те ребята, у кого в руках оказались яйца, выходят в круг и под общие аплодисменты танцуют друг с другом русский танец. Игра повторяется несколько раз.

Катание яиц

Для этой игры понадобится тряпичный мяч. Крашеные яйца раскладывают на полу. Дети по очереди кидают или катят мяч с расстояния 10-15 шагов. Если мяч задел яйцо – игрок его забирает себе.

Кручение яиц

У каждого ребёнка в руках по одному пасхальному яйцу. Дети раскручивают их на столе. Чьё яйцо дольше будет крутиться – тот победил. Игра требует ловкости, смекалки и сноровки.

Прятание яиц

Пасхальное яйцо кладут на стол. Ребёнку завязывают глаза и отводят от стола, стараясь запутать. Задача игрока найти с завязанными глазами дорогу к яйцу. Его никто не останавливает и не направляет (если его движение не представляет опасности). Когда ребёнок считает, что он уже дошёл до стола, он снимает повязку. Теперь нужно попытаться достать яйцо (ведь не факт, что ребёнок окажется рядом с ним), для этого порой нужно проявить изобретательность.

С Праздником!

Дети становятся в две шеренги друг напротив друга. Катят по парам навстречу друг другу крашеные яйца. Если яйца столкнулись – пара обнимается и поздравляет друг друга со Светлой Пасхой.

Руководитель: А теперь пора к столу! Сколько у нас красивых куличей и нарядных яиц! Поделитесь, пожалуйста, каким способом вы красили яйца? (Дети рассказывают о способах, принятых в их семьях, руководитель предлагает и другие варианты: молодыми листьями, шерстяными нитками, с помощью риса и луковой шелухи, в технике декупаж и т.д. Множество красивых и простых способов можно найти в сети)

Руководитель: Ну что ж, пора накрывать пасхальный стол!

Эстафета «Пасхальный стол»

Дети делятся на несколько команд. Задача каждой – быстро и красиво накрыть свою часть стола. Делается это в виде эстафеты. Первый участник расстилает скатерть, второй разбивает и очищает яйцо, третий собирает скорлупки в бумажную коробочку, четвёртый украшает стол вазочкой с берёзовыми веточками. Задания могут быть разнообразными, малышам нужно давать дело попроще, страшим детям – посложнее.

Руководитель: Бездонна нынче неба высь…
Звонят колокола.
Они звонят: «Очнись! Проснись!
Благая весть пришла!»
И льётся музыкой с небес:
«Христос Воскрес!»
«Воистину воскрес!» – ликуют небеса.
Грядут большие чудеса…

Ученики воскресной школы пьют чай с куличом, а потом вместе с руководителем идут в церковь на колокольню, чтобы посмотреть как устроена звонница, и попробовать звонить в колокола.

Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : Православный календарь. Пасха.

Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.

Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи

Воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья

Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

Верно – это Пасха. (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

Воскресение - день возобновления жизни;

Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

А что такое пост? (ответы детей)

(слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

(слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)

Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)

Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.


ПРАЗДНИК ПАСХИ в воскресной школе

В зале гаснет свет. Хор тихо поёт «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Затем поют «Воскресение Твое…» немного громче и в третий раз еще громче.

К нам пришел Праздник праздников лучший,
Самый главный, любимый, певучий,
Торжествуйте же люди! Все вместе
Принимайте такое известье:
Днесь Воскресе Христос! То не сказка,
Вот она - долгожданная...

Все вместе: ПАСХА!!!

ТРОПАРЬ ПАСХИ

Пасха. Храм. Горят свечи кругом,
И какою здесь святостью веет!
Словно ангелов сонм в этом месте святом,
Здесь на крыльях невидимо реет.

Дверь открыта. В Небесное царствие дверь.
Пусть замолкнут и скорби, и муки!
Ведь Христос среди нас, и с любовью теперь
Простирает пронзённые руки.

Припадите к Нему, осяжите Его,
Возопийте с горячей мольбою:
«Сыне Божий, помилуй раба твоего!
Ты воскрес: я воскресну с Тобою».

Песня «Праздник Воскресения»

Чудесен миг, события воскресли,
Природа оживает на глазах.
Христос воскрес! Звучит бессмертной песней
История, живущая в сердцах.

СЦЕНА «МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА»

Чтец Туман и заря над землей полусонной,
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин благовонный
Ко гробу Господню несли.

У них от дум, от тяжести утраты
Ряды морщин легли на бледный лоб;
Они несли в сосудах ароматы,
Как дань любви, Учителю на гроб.

В предрассветный туман устремляя свой взор,
Они в сад уже робко вступали,
Посторонний не шел на уста разговор,
Об одном лишь они рассуждали.

1-я мироносица
В последний раз к Учителю идём,
В последний раз приносим ароматы
Тому, Кто здесь обрел последний дом
И умер на кресте, за нас распятый!
О, как печален бедный сей ночлег
Того, Кто Сам Священный был Ковчег!

2-я мироносица Кто камень нам отвалит гробовой?
Кто отворит нам гробовые двери,
И кто, поникнув скорбной головой,
Разделит с нами горькую потерю?
Отвален камень… Где ночная стража?
Войдём скорей! О нет! Не смею даже!..
Ангел Средь мертвых что вы ищете Живого?
Ступайте к людям и несите слово,
Что Искупитель, явленный с небес,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

ПЕСНЯ «СПИТ СИОН»

Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи...
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи.

Ещё темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес,
И радостно друг другу повторяем
Христос воскрес! Воистину воскрес!

ПАСХАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

1-й мальчик:
От травинки и до стога
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога –
Люди, птицы и восход.

2-я девочка:
Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь Святая,
Буду век тебя любить!

2-й мальчик:
Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь:
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь.

Песня И. Болдышевской «Дева Богородица»

Нам на месте не сидится, любим мы повеселиться.
Нам играть и петь не лень, мы б плясали целый день.

ЧАСТУШКИ
Все:

Мы частушек знаем много
И хороших и плохих!
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких!

Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.

У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька.

На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

Сел Володя за обед
Пролил суп на табурет
Справа крошки, слева крошки,
На паркете курьи ножки.

Говорят, что мы задиры
Вы не верьте никогда!
В нашем храме «заправлялы»-
Были бабушки всегда!

Ветер дует, ветер дует
Ветер дует с севера.
Ну а чеховские ребята
Чуть побольше клевера!

За столом сегодня Алла
У тарелки задремала
Александр к ней подсел
И компот и кашу съел!

Подкачнуся высоко
И увижу далеко,
Где мой братик –то гуляет,
Красное яйцо катает!

Все:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!

1 ребенок:
Утро! Небо ярко блещет
Светлой алою зарей.
Громко песня раздается
Над проснувшейся землей.

2 ребенок:
То замрет, то снова льется
В трелях трели без конца.
Это птичек славят хоры
В песнях радостных Творца

3 ребенок:
Вся природа славит Бога.
Встань, послушай и взгляни,
И в молитве благодатной
Ты колено преклони.

1-й: Дивным узором цветы расцвели.

Все: Господи, слава Тебе!

2-й: Благоухает дыханье земли.

Все: Господи, слава Тебе!

3-й: Неугасимые зори горят.

Все: Господи, слава Тебе!

4-й: Птицы поют в тайниках своих гнезд.

Все: Господи, слава Тебе!

5-й: Вечность сияет в мерцании звезд.

6-й: Светлой грядою встают облака.

Все: Господи, слава Тебе!

7-й: Люди окончили день трудовой.

Все: Господи, слава Тебе!

8-й: Дети уснули, набегавшись днем.

Все: Господи, слава Тебе!

9-й: Ангелы их осенили крылом.

Все: Господи, слава Тебе!

10-й: Все успокоено гаснет окрест.

Все: Господи, слава Тебе!

11-й: Но не погаснет над церковью крест.

Все: Господи, слава Тебе!

Песня «Хвалите Господа с небес»

Ангел: Ангелов Бог посылает с небес для возвещения Божьих чудес
Веру и радость приносят они, Вестники Божьей любви.

В это время «ангелы» выкатывают большое красочное яйцо из папье- маше. Ангел вынимает маленькое яйцо из большого.

Ангел: Яичко жаром налилось при ясном свете дня.
Оно как будто бы зажглось в ладонях у меня.

Под музыку раздают детям яйца-крашенки.

Можно добавить в сценарий игры и загадки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12.

по ОРКСЭ в 4 классе

(модуль» Основы православной культуры»)

Подготовила:

Фролова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Цель урока : развитие духовных качеств личности ребенка через знакомство с историей празднования Светлого Христова Воскресения, пасхальными традициями, символами.

Задачи:

Узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, пасхальное яйцо;

Усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи;

Раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;

Осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни;

Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении веков;

Развивать коммуникативные, информационные компетентности учащихся, их познавательные процессы, устную речь, творческое мышление, готовность слушать и вести диалог;

Приобщать младших школьников к истокам русской культуры;

Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, интерес к духовной жизни русской нации.

Тип урока - урок преподавания нового материала с опорой на знания учащихся.

Форма урока - урок-праздник с элементами театрализации.

Формы и виды деятельности : беседа, устный рассказ, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, театрализация, работа творческих групп.

Оборудовани е: мультимедийный проектор, компьютер, заготовки пасхальных яиц, самовар, кулич, Пасха, Веточки вербы, Ваза, корзина, белая скатерть, выставка православных книг, работ учащихся(рисунки), карточки со словами: Христос, воскресе, христосованье, крестный ход, Пасха.

ХОД УРОКА.

1.Актуализация знаний.

1.1.Организационный момент. Приветствие.

Учитель. Встали ребята. Поприветствуем гостей нашего урока.

1.2.Психологический настрой на урок.

Учитель. Сделали глубокий вдох-выдох(2 раза). Улыбнулись друг другу. Настроились на урок. Тихо сели.

1.3.Мотивация к изучению нового материала..

Учитель. на уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.

Учитель. Зачем Бог стал человеком?

Учащиеся. Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.

Учитель. Как стал именоваться Богочеловек?

Учащиеся. Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.

Учитель. От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?

Учащиеся. То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.

Учитель. Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием? . Кто знает, что с ним случилось?

Учащиеся. Он воскрес.

Учитель. А что значит воскрес?

Учащиеся. ?

Учитель. Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.

1.4.Постановка учебной задачи

(На доске слова):

Христос воскресе христосованье крестный ход

Учитель. Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает). Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?

Учащиеся. Пасха.

(в центре доски открывается слово Пасха)

Учитель. Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?

Учащиеся. Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)

Учитель. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учащиеся. О Пасхе.

Учитель. А только по словам на доске вы определили, тему нашего урока? Что вам еще подсказало?

Учащиеся. Выставка работ, украшение класса.

Учитель. У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова. СЛАЙд № 1

      Систематизация знаний учащихся о Пасхе из собственного опыта.

Учитель. Что вы знаете о празднике Пасхе?

Учитель. С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике? (ответы учащихся)

1.6.. Целепологание.

Учитель. Какую цель урока мы с вами поставим?

Учащиеся. Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.

2.Изучение нового материала.

Слайд № 2

Учитель. Светлое Христово Воскресенье- самый великий, самый светлый, самый любимый праздник всех христиан. Это не просто праздник! Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. Всем добрым людям дорог этот праздник. Все мы радуемся Пасхе и весне.

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

« Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

А сейчас послушайте историю, которая произошла много сотен лет тому назад.

2.2 .История возникновения праздника «Пасха. Доклад ученика.

Учитель. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. А что произошло с ним, расскажет нам Зина. Доклад и ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)более 2000 лет назад. , чтобы мы могли после смерти попасть на небо. Он много ходил по своей стране, говорил людям о Боге, любви, пути к жизни вечной, являл чудеса, исцеляя больных. Он мог даже воскрешать мертвых, предвидеть будущее, ведь Иисус был сыном Божиим.

Многие верили ему, люди даже хотели, чтобы он стал их царем. Цари боялись, что Он отнимет у них власть и поэтому ненавидели его, мечтали он него избавиться. Но они не знали Его. Но вот наступила последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Она называется страстной, потому что в это время Его великих страданий.

Среди учеников Иисуса Христа был такой, который больше всего на свете ценил деньги. Звали его Иуда. Он решил указать на Иисуса злодеям, чтобы получить за это вознаграждение. Иуда подошел к Учителю и поцеловал Его. Это был знак для злодеев, и они схватили Иисуса. А Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет.

Иисуса допрашивали, пытали, издевались над Ним. Хотели, чтобы Он отказался от всех своих слов, но Сын Божий стойко терпел жестокие мучения. Наконец, Его было решено казнить, причем, самой страшной казнью того времени, которой подвергали только самых опасных преступников.

Этой казнью было распятие человека на кресте. Страшные боли переносил И.Христос, но ни одним словом Он не оскорбил своих мучителей, которые кололи Его копьями, мазали губы уксусом. Напротив, Он молился за них.

В момент Его смерти дрогнула земля, посыпались скалы. Это самый скорбный день в году для христиан, называют его Страстной Пятницей.

Ученики Христа похоронили Его в пещере. Утром следующего дня они пришли и увидели, что гроб пуст, сидит ангел, который произнес: « Напрасно вы ищите живого среди мертвых. Иисус воскрес»

После воскресенья ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось его тело. Они рассказывали, что тело Христа стало сияющим, воздушным. Оно могло мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены.

Учитель. Так почему же люди из этой истории сделали праздник?

Учитель. Все люди, которые любили Его очень переживали. Но на третий день после смерти (в воскресенье) произошло чудо: Иисус Христос воскрес из мертвых. И это чудо воскресения стало самым великим праздником- Пасхой! Христиане верят, что с ними однажды произойдет то же, что и с И.Христом. Они воскреснут. Он не остался в плену у смерти, значит люди верили что и они не останутся.Однажды Бог их тоже вернет к жизни.

2.3.Театрализованное выступление учащихся.(подготовленных)

1 ученик: Презентация № 2. Слайд

Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.

Сияет светом свод небес,

Поют колокола.

Поют о празднике любви,

О чуде из чудес:

Восстал из недр земли!

Христос, Христос воскрес!

2.4.Хоровое исполнение песни « Много лет говорят о чуде из чудес»

2.5.Практическая работа учащихся с календарями.

Учитель. В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день- воскресенье. Особенно торжественно отмечается Пасха Христова

Учитель. Пасха в переводе с древнееврейского языка означает « переход», » избавление» (своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Учитель. Кто знает когда будем праздновать пасху в этом году?

Учитель. Найдите эту дату в календаре.

Учитель. А что же предшествует Пасхе? (Великий пост) (открывает на доске лист)

Учитель. А что такое пост? Как вы понимаете? Слайд

Учитель. Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Учитель. Святый и Великий Пост, или, в переводе с латыни и древнегреческого, Святая Четыредесятница – период, который предшествует Страстной неделе и празднику Пасхи и длится 40 дней. в память о 40-дневном посте Христа в пустыне.

Учитель. Великий пост длится 7 недель. Называются седмицы. Определим по календарю когда начнется Великий пост?(после масленицы с 3 марта по 20 апреля).

Учитель. После масленицы перед Великим постом в воскресенье люди просят у родителей, родственников, Бога прощение за плохие поступки, грехи Это воскресенье так и называется » прощенное воскресенье». И с чистой, раскаяной совестью, душой вступают в Великий пост

В последнее воскресенье перед Пасхой люди отмечают праздник « Вербное воскресенье» Слайд

С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделенным особой силой деревом. Вода, в которую опущена веточка вербы, сохраняется свежей долгое время. Маленьких деточек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба, хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми». В Вербное воскресенье веточки вербы освящают в церкви, а потом хранят целый год. СЛАЙД

Учитель. Какого числа у нас будет Вербное воскресенье?

После Вербного воскресенья христиане вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения.

Кто запомнил из рассказа Зины как называется такая неделя?

Учащиеся. Страстная открываю на доске слово

Учитель. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя называется седмица

Учитель. Определите по календарю с какого числа начинается Страстная неделя?

Учитель. В первый день седмицы(понедельник) христиане готовятся к уборке в доме

Во вторник- покупают продукты для праздника Слайд

В среду- проходит большая стирка Слайд

В четверг- чистый четверг. В этот день принято было мыться, купаться, одевать чистую одежду, приводить себя в порядок. В этот день пекут куличи. Слайд

Пятница- Страстная пятница. В этот день вспоминают о казни и муках Христа. Весь христианский мир испытывает благодарность за искупление грехов, и скорбит о мучениях Христа. В этот день нельзя печь, убирать, работать, шить. Этот день нужно посвятить молитвам и духовным делам. Слайд

Страстная неделя продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. Слайд

Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная ночь. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма – это называется « крестный ход» СЛАЙД и поют радостные пасхальные гимны.

2.6.Слушание пасхального гимна.

Учитель. Главный пасхальный гимн звучит так: (слушание гимна)

Учитель О чем поется в гимне?

Учитель.« Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущих во гробех живот даровав»!

(в переводе на современный русский язык гимн звучит так: « Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь»)

Воскресенье- пасхальное воскресенье. Слайд

После богослужения люди приходят домой. Накрывают праздничный стол: украшают стол белой скатерть, ставят освещенные яйца. Куличи, пасху. Начинают есть яйца, пасху, а после ставят на стол другие угощения.

2.7.Знакомство с Пасхальными традициями, обычаями.

Учитель. Как и любой праздник, Пасха имеет свои символы и традиции.

Отгадайте загадку и узнайте, о каком главном символе Пасхи Христовой в ней говорится.

Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные...

Учитель. Почему куриное яйцо стало символом Пасхи?

(демонстрация красного яйца)

Учитель. Красное Яйцо- символ Воскресения Господа, а красный цвет символизирует кровь Христову, которую он пролил на кресте. Яйцо- символ возрождения, оно говорит нам о победе над смертью. И поэтому на Пасху люди дарят друг другу красные яйца. О красном яйце тоже есть чудесная история.

2.8. Доклад ученика. « История Пасхального яйца». Презентация.

Предание говорит, что после Воскресения Господа святая Мария Магдалина обошла многие страны с проповедью о Воскресшем. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далёкие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые -драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!». Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

С тех пор вот уже много сотен лет на Пасху люди одаривают друг друга крашеными яйцами. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка.

Красили яйца обычно в красный цвет, со временем стали использовать и другие цвета. Слайд

Учитель. Ребята, какую пасхальную традицию изобразил художник Кустодиев Борис? (христосованье- поздравление с воскресением Христовым)

Что вы о ней знаете?

Сохранилась она сейчас?

Какое настроение передал художник в этой картине? (радостное)

Какие краски помогли ему в этом?

Учащиеся.(красный, голубой, розовый)

Учитель. Ребята, а как это происходит? Как дарят яйца?

Учащиеся. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: «Христос воскресе!», а ты в ответ: «Воистину воскресе!». При этом люди прощают друг другу все обиды недоразумения.

2.9. Игра с элементами театрализации « Христосование

Учитель. Покажите мне, как вы это делаете?

Учитель: Ребята, а что ещё является символом Пасхи, кроме крашеного яйца?

Учитель. Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. СЛАЙД

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнеца.слайд

Пасхальное дерево. А изготавливали его из веточек вербы. Которую освещали в Вербное воскресенье.

Поскольку к пасхе готовились 40 дней. То и празднуют ее 40 дней.

Поэтому следующая за Пасхой неделя называется Светлой. Слайд

Скажите с какого числа у нас будет Светлая неделя? Определите по календарю.(с 21-27.03)

Так с Пасхи открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, хороводными песнями. И длилось от 2 дней до 2-3 недель и называлась Красной горкой.

А в какие игры вы играете на Пасху?

3.Творческая работа групп. Проверка Д\З

Учитель. 1 группе учащихся было дано д/з задание рассказать об играх,в которые играли в пасхальные дни христиане

Игра « Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Игра « Катки» . Для игры делали простой деревянный каток, раскладывали вокруг него крашенные яйца или маленькие сувениры. Играящие по очереди катали свое яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.

« Битье яиц»

Учитель. Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. слайд

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

2 группа подготовили д/з. пословицы и поговорки о пасхе.

Я предлагаю поиграть в игру « Вертушка», « Битье яиц»

Учащиеся играют в игры под руководством учителя.

3.Закрепление.

А сейчас я предлагаю еще одну игру « Журналист». Первый ряд будут журналистами и вам нужно взять интервью у второго ряда по теме « Пасха». Но потом мы поменяемся ролями. Каждой команде нужно подготовить по 3 вопроса. Можно устно, а можно записать на листочках.

4.Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Вот и подошел к концу наш урок.

Какую цель урока ставили? Мы ее достигли?

Что нового вы узнали для себя о православном празднике Пасхе?

Почему Пасха является Великим христианским праздником?

Д\З слайд

Учитель. Учебнике на стр.28-31.Творческая работа: подготовить поздравительные открытки с Пасхой.

Оценивание работы учащихся

Мне очень сегодня понравилось, как вы работали, были активными, внимательными.

С наступающим Христовым днём,

С красным яйцом

Ой, как много добрых лиц!

И для них у нас сюрприз.

Нам на радость, вам на удивленье.

Девочка обходит гостей праздника с корзиночкой и дарит им раскрашенные яйца.

Дети (хором): С наступающей Пасхой вас, с Христовым Воскресением!

Учитель. Дорогие дети, гости не забывайте поздравлять с Пасхой своих родителей и близких и дарить яйцо со словами: «Христос воскресе!» Желаю здоровья, счастья, мира с родными. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Спасибо за внимание.