Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в басне. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица» Актуальна ли басня ворона и лиса

Первое своё литературное произведение маленький Ваня Крылов написал, когда ему было 10 лет. Оно называлось «Прошение». Дело в том, что отец Вани и его младшего брата Лёвушки был армейским офицером, он участвовал в восстании против Емельяна Пугачёва и погиб, когда Ивану Андреевичу было 10 лет. Матушка маленького Ивана Крылова решила обратиться к императрице Екатерине II (рис. 2) с прошением. Прочитайте отрывок из этого прошения, которое было написано Иваном Крыловым:

«…воззрите милостиво на наше несчастное состояние и, приняв во уважение двадцатисемилетнюю мужа моего беспорочную и ревностную службу, повелите на пропитание наше и воспитание детей определить, что Вашему величеству всевышний Бог на сердце положит…».

Рис. 2. Императрица Екатерина II ()

К сожалению, прошение не дошло до императрицы Екатерины, она на него не ответила. А Ваня очень надеялся на него. Он надеялся также на то, что они с Лёвушкой смогут продолжить образование, мама перестанет ходить по домам и работать на чужих людей, а бабушка будет печь вкусные пироги. Поскольку ответа на прошение семья Крыловых так и не дождалась, Ване пришлось работать. Десятилетним мальчиком он устроился на службу в канцелярию города Твери. Маленький мальчик должен был аккуратно переписывать бумаги, не допуская помарок. Но при этом он видел несправедливость, которая окружает его: прошения простых людей просто выбрасываются в мусорную корзину.

По вечерам маленький Ваня подходил к заветному сундуку, который остался ему от отца. В этом сундуке хранилось множество книг. И среди них был французский букварь, а в нём - басня Жана де Лафонтена (рис. 3) «Ворона и Лисица».

Рис. 3. Жан де Лафонтен ()

Это была любимая басня Крылова. По вечерам маленький Ваня Крылов занимался переводами с французского языка на русский именно этой басни. Это очень его успокаивало.

Но вскоре семья решает переехать в Петербург. Мама Крылова надеялась на то, что там они смогут обратиться опять к императрице Екатерине и на помощь сослуживцев отца Ивана Андреевича Крылова.

Семья приезжает в Петербург. В это время на Сенатской площади был открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник» (рис. 4).

Рис. 4. Открытие памятника «Медный всадник». Скульптор Этьен Морис Фальконе ()

Вокруг памятника скопилось очень много людей. Окружённая охраной, стояла и Екатерина, но к ней нельзя было обратиться с прошением, нельзя было к ней подойти.

В течение нескольких месяцев Иван Крылов искал работу. Он устроился на службу в канцелярию. Там он видел то же самое: доносы, жалобы. Он понял, что жизнь в Петербурге ничем не отличается от жизни в Твери.

Когда Крылову было 14 лет, он случайно попал в театр и влюбился в него. Нужно сказать, что перу Ивана Андреевича Крылова принадлежит опера, которая называлась «Кофейница». Эта опера имела большой успех, но не принесла желаемого гонорара семье. Единственным гонораром, который заслужил Иван Крылов, был бесплатный проход в театр.

Крылова стали приглашать в известные дома, но он вызывал только усмешку: беден, плохо образован, небрежно одет.

Иван Андреевич Крылов провёл своё детство в Оренбурге. Его детские годы совпали с важным историческим событием - восстанием Пугачёва (рис. 5).

Рис. 5. Пугачёвский суд ()

Отец Ивана Андреевича Крылова был офицером, который оборонял Оренбургскую крепость от казаков Пугачёва. Намного позже, когда Иван Андреевич Крылов изучал материалы пугачёвского восстания, он узнал, что его семья должна была быть повешена, если бы Пугачёв захватил крепость. Об этом Крылов рассказывал Александру Сергеевичу Пушкину (рис. 6).

Рис. 6. А.С. Пушкин ()

Этот сюжет лёг в основу повести Пушкина «Капитанская дочка». Прототипом капитана Миронова в «Капитанской дочке» был Андрей Прохорович Крылов.

В 1809 году выходит первый сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Путь к басням был очень труден и очень долог. Именно в этом первом сборнике есть басня «Ворона и Лисица», которая была написана не позднее 1807 года.

Прочитайте басню.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, прямо, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (рис. 7).

Рис. 7. Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица» ()

В основе басни «Ворона и Лисица» лежит сюжет басни Эзопа с таким же названием (рис. 8).

Прочитайте басню Эзопа:

«Ворон и Лиса»

«Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".
Басня уместна против человека неразумного».

Сравним басню Крылова и басню Эзопа. У Эзопа - ворон, а у Крылова - ворона. Ворон всегда считался символом мудрости, а ворона - безалаберности.

Обратите внимание на лису. Лиса у Эзопа просто хитра, а у Крылова - это целый человеческий характер: плутовка, хитра, шепчет, говорит так сладко, чуть дыша . Иван Андреевич создаёт целый человеческий характер в отличие от Эзопа.

Героями басни являются Ворона и Лисица, но это не просто животные - это человеческие характеры, человеческие типажи. Обратите внимание, как автор характеризует своих героев.

Ворона (рис. 9):

«…Вороне где-то бог послал…

… Взгромоздясь…

… Собралась, да подзадумалась…

… Вскружилась голова…

… От радости в зобу дыханье спёрло…

… Ворона каркнула».

Рис. 9. Ворона. Иллюстрация к басне Крылова ()

Сыр Вороне послал бог. Ей оставалось только найти место, где этот сыр съесть. Ворона не справилась с таким простым заданием.

«…Вдруг сырный дух Лису остановил :

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил ,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит ;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…»

Рис. 10. Лисица. Иллюстрация к басне Крылова ()

Лисица составляет противоположность Вороне. Она - деятель. Автор употребляет очень много глаголов, которые обозначают действия Лисы. Лиса видит сыр, но она не может его достать: она не может взобраться на ель. Поэтому она должна прибегнуть к хитрости и завладеть лакомым куском сыра.

Удивительно, что мораль этой басни осуждает лесть. Вот как она звучит:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна ; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

Следовательно, читатель, вслед за автором, должен осудить лесть. Что же происходит на самом деле? Кто нам более симпатичен: Ворона или Лисица? В этом споре с Вороной побеждает Лисица, потому что она деятельная, активная, хитрая, а Ворона оказывается раззявой, которая не может даже сыр удержать. Получается, что настоящий герой этой басни - Лисица. Однако басня называется «Ворона и Лисица». Следовательно, Лисица на втором месте, автор ставит её во второй ряд. Обратите внимание на эпитет, которым награждает Ворону

«… Вещуньина с похвал вскружилась голова…»

Действительно, Ворона привыкла вещать, говорить что-то с высоты своего положения, а Лиса всегда оказывается внизу.

Мораль в баснях Крылова - это некая дань басенной моде. Крылов не восхищается лестью Лисы. Он говорит лишь о том, что рядом с человеком, который льстит тебе, восхищается тобой, нужно не оказаться Вороной.

Многие известные художники пытались иллюстрировать басни Крылова. Среди них были Виктор Васнецов (рис. 11) и Валентин Серов (рис. 12).

Рис. 11. Виктор Васнецов ()

Валентин Серов очень долго работал над иллюстрациями к басням Ивана Андреевича Крылова.

Рис. 12. Валентин Серов ()

Он делал наброски животных и иногда даже ходил в зоологический сад, для того чтобы делать наброски с натуры (рис. 13). Вот как об этом пишет другой известный русский художник Игорь Грабарь, который был свидетелем этого:

«… Недостающие он тут же брал с натуры, заполняя новый «звериный» альбом. Бывали случаи, когда, испытывая нужду в том или другом повороте и движениях очередного зверя, он бросал всё и уезжал в зоологический сад».

И. Грабарь. «Серов-рисовальщик»

Рис. 13. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица» ()

Создание иллюстраций к басням Крылова - это тема, которая интересует и современных художников.

Список литературы

  1. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия для 5 клас-са / под ре-д. Ко-ро-ви-ной В.Я. - М. «Про-све-ще-ние», 2013.
  2. Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях». Учебник-хрестоматия. - Магариф, 2005.
  3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. - М. Ассоциация XXI век, 2013.
  1. Krilov.velchel.ru ().
  2. Lib.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составить характеристику образов Вороны и Лисицы.
  2. Процитировать мораль басни и объяснить её своими словами.
  3. Выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть.

Басня «Ворона и лисица» была написана И.А.Крыловым не позднее 1807 года и впервые была опубликована в 1808 году, в журнале «Драматический вестник».

Сюжет басни прост и лаконичен: Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона купилась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо.

Сюжет этой басни был заимствован Крыловым у Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал ее у Эзопа и Федра. Да и другие русские поэты, а именно Тредиаковский и Сумароков, уже ранее переводили эту басню. Но заимствование сюжета отнюдь не исключает заслуг самостоятельного творчества и к басне это применимо более, чем ко всякому другому роду поэзии.

Басни с самой глубокой древности представляли отрывки животного эпоса, приспособленные к аллегорическому выражению разного рода моральных и нравственных истин общечеловеческого характера. Лесть всегда была лестью, и разница только в обстановке, среди которой она проявляется. Эзоп, Лафонтен и Крылов являются глубоко самобытными писателями своего времени и своего народа. Если перечитать басню Крылова «Ворона и Лисица», в ней не найти ни одного фальшивого выражения, ни одного условного оборота речи, ни одной натянутой формы: все ясно, просто и чисто по-русски.

Основные отличия басни, написанной Крыловым от текста Лафонтена (дословный построчный перевод ) заключаются в следующем:

1) Нравоучение Крылова по месту, по идее отличается от нравоучения Лафонтена.
2) Стихи Лафонтена 3й и 4й, довольно прозаические, у Крылова заменены целой живой картиной (ст.8-13).
3) Сжатая у Лафонтена речь лисицы пространно выражена у Крылова и является настоящей речью льстеца, не скупящегося на похвалы.
4) Последним 9 стихам Лафонтена, в числе которых есть и нравоучение, но, как уже сказано, иное, чем у Крылова, у нашего баснописца соответствуют 5 стихов, чрезвычайно художественно заканчивающих басню, изображая ту быстроту, с которой произошло событие.

Характерные особенности басни «Ворона и Лисица» И.А.Крылова
Басня, написанная Крыловым, более художественна по своей форме в сравнении с басней Лафонтена. У Крылова персонажи басни прописаны ярко и реалистично, у каждого из них есть свой характер. Лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свое красноречие и просто из кожи вон лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося убеждению, и через это попадающего часто на обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.

В басне «Ворона и лисица» Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!»

Ещё раз о лести…
Басня «Ворона и Лисица» хорошо известна как взрослой, так и детской аудитории. Коварная Лиса преподает Вороне урок. В чём он заключается? Перепала Вороне ценность (по меркам леса) — кусочек сыра. Но удержать эту ценность Ворона не смогла. По какой же причине? Лиса хитростью выманила. Захотелось рыжей плутовке угоститься сыром, вот она и пустила в ход своё оружие — лесть. Сначала Лиса всем своим видом видом показала, как она восхищена Вороной («с Вороны глаз не сводит»), а потом плутовка прибегла к своему главному козырю — льстивой речи.

А сладкие речи способны творить чудеса!

Лисица похвалила внешний вид Вороны, а потом попросила её спеть. Всем известно, что, когда кто-то поёт, то открывает рот. Всем известно, но только не Вороне, держащей во рту сыр! А, может, она и знала об этом, но похвала так подействовала на обладательницу сыра, что та забыла обо всём, у неё вскружилась голова, и тут уже не до логики! А ценность упущена…

Вывод: не теряйте голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум!

Хитрая Лиса, чтобы добиться своей цели, расхваливает Ворону, явно преувеличивая ее красоту! Вороне очень приятны такие слова, хотя они явно лживы. Она ведет себя глупо, поверив Лисице, так как голосок у Вороны отнюдь не ангельский. Каркнув во все воронье горло, она упустила лакомый кусочек сыра и Лиса его утащила.

Читать басню Ворона и Лисица онлайн

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Ворона и Лисица

Мораль басни неоднозначна. С одной стороны, лесть - это плохо, но в итоге Лисица осталась победителем! И она так остроумно и игриво себя ведет, что автор ее и не осуждает. Тут каждый для себя решает, где приемлемые границы лести. А вот глупость всегда вдет к поражению.

Опубликовано: Мишкой 16.01.2019 10:51 22.07.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 1541 раз(а)

Другие басни Крылова

  • Петух и Жемчужное Зерно — басня Крылова

    Петух рылся в навозной куче и нашел Жемчужное Зерно. И сразу решил, что это очень пустая вещь, не понятно, почему люди так ценят его. Лучше бы это было Зерно ячменное: оно более сытное и он …






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: осмысление художественных особенностей басни.

Задачи урока:

  • определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом;
  • развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение;
  • воспитание нравственности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Предварительная беседа.

Работа с эпиграфом

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Прочитайте строки П. Вяземского. Как вы думаете, о ком он написал?

Почему так решили?

Какие басни И.А. Крылова вам известны?

III. Объяснение нового материала.

Рассказ о баснописце

Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.

А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на подростка.

Но именно в это время судьба наградила мальчика тем, что на протяжении всей его жизни больше всего будет согревать его существование. Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”, и он открыл для себя, какое это чудо - русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том, чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и меткое: слова, обороты, пословицы, шутки.

Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное - большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили очень своеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику - “просто так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему, видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа!

Но всё же главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много. И конечно - литература, которая позволила над улучшением этого языка работать. С тех самых пор, когда, уговорив мать переехать из Твери в Петербург, тринадцатилетним подростком он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового баснописца росла подобно снежному кому.

Как вы думаете, почему именно баснями прославился И.А. Крылов?

А чем басня отличается от рассказа или стихотворения?

Работа с литературоведческими терминами

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.

IV. Чтение и анализ басни “Ворона и Лисица”

Понравилась вам эта басня?

Кто герои басни? Опишите их.

Почему слова “Ворона”, “Лисица” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в тексте басни слова, которые характеризуют героев.

Как вы представляете себе этих героев?

Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображаются и высмеиваются в басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Какова цель басни?

Словарно-лексическая работа

  • Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
  • Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
  • Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
  • Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
  • Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
  • Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
  • Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

Художественные особенности басни

Определите стихотворный размер, которым написана басня “Ворона и Лисица”.

Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок.

Многие строки из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами или афоризмами.

Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?

Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи

Какие слова, выражения из этой басни стали крылатыми?

V. Работа с иллюстрациями художников. (Слайды презентации)

Как изображены герои басни на иллюстрации Е. Рачева?

Рассмотрите иллюстрации В.А. Серова к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица".

VI. Инсценировка басни.

VII. Итог урока.

  • С каким автором мы познакомились?
  • Чем он запомнился?
  • Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры из басни “Ворона и Лисица”.

VIII. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к басне.

Список использованной литературы

  1. Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Электронный ресурс] / М. Бабинский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 37. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303703
  2. Демиденко, Е. “Уж сколько раз твердили миру”: Цикл уроков, посвященных жанру басни. 6-й класс [Электронный ресурс] / Е. Демиденко // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304706
  3. Калганова, Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5 классе [Электронный ресурс] / Т. Калганова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2006. - № 1. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200600106
  4. Коровин, В. Внутри человеческой морали / В. Коровин // Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя. – М., Издательство “первое сентября”, 2001. – с. 112 - 119.
  5. Машевский, А. Парадоксы Крылова [Электронный ресурс] / А. Машевский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2001. - № 19. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200101905
  6. Шкапова, О. Исторический путь басни. Заключительный урок-игра для учащихся 5-6-х классов [Электронный ресурс] / О. Шкапова // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200304707