Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет ст. Раздел III возрастная психология Продолжительность детства человека зависит от …

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Она выявляет возрастные закономерности психического развития чело­века.

Главное, что отличает возрастную психологию от других обла­стей психологии, - акцент на динамике развития. В общей пси­хологии изучаются психические функции: восприятие, память, во­ображение, речь, мышление. В возрастной психологии прослежи­вается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В пси­хологии личности рассматриваются такие личностные образова­ния, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отве­чает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возраст­ной психологии с социальной дает возможность проследить зави­симость развития и поведения человека от специфики тех групп, в которые он входит: семьи, детского сада, школьного класса, под­ростковых компаний и т.д. Целенаправленное воздействие взрос­лых, обучающих и воспитывающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии.

Итак, возрастная психология - особая область психологиче­ских знаний. Основной категорией этой области естественно явля­ется понятие возраста. Психологический возраст очень часто не соответствует хронологическому, паспортному возрасту человека. Он может не совпадать и с биологическим возрастом. Понятие психологического возраста отличается, следовательно, от двух пре­дыдущих и обладает своими собственными особенностями, о кото­рых мы будем говорить позднее.

Долгое время возрастная психология изучала исключительно психическое развитие ребенка, поэтому и заслуживала названия детской психологии. «Предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, уста­новление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому» (Л.Ф. Обухова). Поступательное психическое развитие детей не вызывает сомнений. Психика взрос­лого человека долгое время воспринималась как обладающая лишь индивидуальными изменениями, но не возрастными. С увеличени­ем продолжительности жизни обнаружилось, что при выходе на пенсию люди сталкиваются с особыми проблемами и соответству­ющие психологические изменения можно считать возрастным раз­витием. К тому же в проводившихся под руководством Б.Г. Анань­ева исследованиях были обнаружены существенные различия в фун­кционировании отдельных психиче-ских процессов от 18 до 40 лет. Тем более трудно ожидать постоянства личностных факторов на этом возрастном отрезке, когда социальная ситуация человека ме­няется очень существенно. В связи со всем вышеизложенным дет­ская психология и преобразовалась постепенно в возрастную, изу­чающую психическое развитие человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни.

    Понятие детства

В обыденной речи слово «детство» применяется и к животным. В этом случае оно означает период от рождения до наступления поло­вой зрелости. У многих животных в этом возрасте наблюдаются игры, тренирующие их врожденные механизмы поведения (инстинк­ты). Такова, например, игра котенка с бумажкой на ниточке. Здесь длительность и значение детства определяются сравнительно легко.

Когда же речь заходит о человеке, то значение понятия «детство» существенно меняется. Термин «детство» используется широко и многозначно. Д.И. Фельдштейн определяет понятие «детство» как особое социальное явление, содержание которого составляет устой­чивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние от рождения до взрослости. Но что считать человеческой взрослостью? У животных половозрелая особь является взрослой. Человек же - существо двойственное. Биологическая зрелость по­чти никогда не совпадает со зрелостью социальной. В развитых ци­вилизованных странах человек признается обществом зрелым, т.е. полноправным членом общества, не ранее 21 года, тогда как половая зрелость наступает не позднее 16-17-летнего возраста. В то же время в некоторых племенах, не обладающих высокоразвитыми спо­собами производства, дети признаются взрослыми задолго до наступ­ления половой зрелости (наблюдения М. Мид). Следовательно, окон­чание детства человека связано с уровнем общественного производ­ства: чем он выше, тем большим объемом знаний и навыков должен овладеть человек, чтобы стать полноправным членом общества.

Таким образом, человеческое детство есть понятие в значитель­ной мере социальное, и продолжительность детства зависит от уровня развития общества.

    Методы возрастной психологии

Возрастная психология применяет практически все методы пси­хологической науки, но часто в своеобразном виде. Так, например, наблюдение в силу специфической реакции ребенка на незнакомо­го взрослого чаще всего приобретает вид дневниковых наблюдений родителей за собственными детьми. В этом случае, во-первых, дети ведут себя естественно, не ощущая постороннего присутствия; во- вторых, родители, наблюдая ребенка постоянно, могут точнее ука­зать, когда появились и с чем связаны те или иные формы его поведения. Однако даже самые тщательные индивидуальные на­блюдения не помогут отделить случайное от закономерного, част­ное от всеобщего.

В этом случае наука обращается к эксперименту. Констатиру­ющий эксперимент позволяет строго контролировать условия про­явления того или иного феномена, и за счет увеличения числа ис­пытуемых появляется возможность с помощью статистических ме­тодов отсечь случайное и выявить закономерное.

В возрастной психологии различают две формы констатиру­ющего эксперимента. Первая получила название метода попереч­ных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же крите­рию разные группы испытуемых, например разного возраста. В этом случае можно выявить общие закономерности возрастного разви­тия и с помощью количественного анализа установить некоторые

его нормы. Однако выявленные таким образом законы касаются лишь усредненного ребенка, не давая возможности изучить индиви­дуальные пути развития.

Этого недостатка лишен очень приветствуемый в возрастной психологии метод продольных срезов, или лонгитюдный экспери­мент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных воз­растных этапах развития по мере своего взросления. Такая поста­новка эксперимента занимает гораздо больше времени, но зато позволяет проследить индивидуальный ход развития каждого чело- ка и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.

Недочетами обеих форм констатирующего эксперимента являют­ся невозможность избежать возмущающего влияния эксперимента­тора и самой ситуации эксперимента и то, что причины установлен­ного хода развития остаются гипотетическими, т.е. о связи данной причины с данным следствием можно утверждать лишь с определен­ной долей вероятности, которую дает статистика (хотя обычно эта вероятность составляет 95-99%). Первый недостаток существенно уменьшается при проведении не лабораторного, а естественного экс­перимента, когда введение некоторой независимой переменной про­исходит в привычной, естественной для испытуемых среде. (Напри­мер, некие экспериментальные игрушки приносятся в игровую ком­нату обычного детского сада.) Вероятностный характер выявляемых при этом закономерностей таким же и остается.

Истинные же, а не только вероятные причины того или иного явления мы можем познать, если нам удастся сформировать данное психическое свойство в эксперименте. Так образовалась стратегия формирующего эксперимента, очень популярная в отечественной психологии. Экспериментальное формирование заданного психоло­гического свойства не оставляет сомнений в том, что сама его приро­да и механизмы его формирования познаны, раскрыты правильно. Вообще экспериментальное формирование изучаемого явления, ви­димо, является идеалом любой науки, так как прямо ведет к практи­ческому применению ее результатов. В психологии известны форми­рование умственных действий по теории П.Я. Гальперина, формиро­вание учебной деятельности (Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов), концепция «первоначального очеловечивания» слепоглухих через орудийную деятельность (И.А. Соколянский - А.И. Мещеряков).

(?) Контрольные вопросы

    Какова продолжительность человеческого детства и от чего она зависит?

    В каком отношении находится детская и возрастная психология к другим отраслям психологического знания?

    Каким методом чаще всего пользовались родоначальники детской психологии?

    Чем отличаются друг от друга лонгитюдный и срезовый методы?

    В чем преимущества и недостатки лабораторного эксперимента по сравнению с естественным?

© Тестовые задания

    Продолжительность детства человека зависит от...

    Скорости его биологического созревания.

Б. Социально-экономического статуса семьи.

    Уровня полученного им образования.

Г. Уровня развития общества, в котором он живет.

    Каковы основные отличия лабораторного эксперимента от естествен­ного?

    Возможность отделения случайного от закономерного.

Б. Ослабление влияния экспериментатора и ситуации эксперимента.

    Строгий контроль всех независимых переменных.

Г. Возможность проследить индивидуальный ход развития.

    Чем лонгитюдное исследование предпочтительнее срезового?

    Ослабление влияния экспериментатора и ситуации эксперимента. Б. Возможность отделения случайного от закономерного.

    Возможность проследить индивидуальный ход развития.

Г. Строгий контроль всех независимых переменных.

    Окончание детства в человеческом обществе определяется...

    Физиологическим созреванием организма.

Б. Завершением человеком своего образования.

    Приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества.

Г. Достижением зрелости «Я».

Детство - это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения примерно до 11 лет.

Наиболее полно исторический анализ понятия детства представлен в концепции Д. И. Фельдштейна. Он рассматривал данную категорию как социально-психологический феномен. Детство представлено им как объективно необходимое состояние вызревания подрастающего поколения, его подготовки к воспроизводству общества.

По своему содержанию детство - это процесс постоянного физического и психологического роста, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми. Смысл всех происходящих с ребенком социальных изменений заключается не только в приобретении и усвоении им социальных норм, а в самом развитии социального в ребенке, свойственного его человеческой природе.

Главной, внутренне заложенной целью детства является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. При этом взрослое общество стабильно относится к детству как к особому состоянию, находящемуся вне сферы взрослой жизни. Детство по отношению к миру взрослых - партнер по взаимодействию, особенное собственное состояние, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не "социальный питомник", а развернутое во времени социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек - наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Но именно эта беспомощность при рождении создает человеку совершенно уникальные условия для дальнейшего прижизненного приобретения огромного по сравнению с другими существами опыта. Чем меньше врожденных форм поведения имеет существо, тем большему оно способно научиться в течение жизни. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин писал: "На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т.е. меняется качественно" . Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и, соответственно, меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда и по мере сил начинали помогать родителям обрабатывать землю. Они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда становились сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми было уже недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить технологию использования этих орудий и только потом приступать к трудовой деятельности. Таким образом, в развитии человека возник новый этап - обучение, что было обусловлено сложностью орудий труда. Дальнейшее их усложнение сделало невозможной серьезную деятельность по овладению ими до достижения определенного уровня физической и социальной зрелости, и "освободившийся" из обучения возрастной период стал занят деятельностью "несерьезной", "понарошку", т.е. игрой. Эта деятельность стала основным средством приобщения ребенка к усложнившимся социальным отношениям взрослых, поскольку общество разделилось на классы и перед ребенком встала необходимость изучения правил и норм своего социального слоя. Для каждого класса стал считаться приемлемым определенный уровень образования, и таким образом выделились разные подпериоды периода обучения - начальное, среднее, профессиональное.

Интерес к изучению детского возраста в развитых европейских странах возник лишь после завершения промышленной революции в XIX в. Она привела к тому, что фабрично-заводским рабочим понадобились навыки грамотности и счета, которые могли быть получены только в рамках общего начального образования. Таким образом, исследования ребенка и детства получило мощный импульс, поскольку оказались ресурсом повышения эффективности образования. Сопутствующие социальные факторы - рост благосостояния, улучшение гигиены, усиление охраны детского здоровья - также способствовали заострению внимания на проблемах детства.

Подростковый возраст как отдельная стадия между детством и взрослостью также был выделен в системе биологических, исторических и культурных изменений. Предметом исследования он стал еще позже детства, лишь в XX в., когда общество развитых стран достигло такого уровня благосостояния, которое позволило снять с подростка экономическую ответственность. Это дало возможность отсрочить вступление подростков в трудовую жизнь и увеличить сроки получения образования.

Д. Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Периоды детского развития но Д. Б. Эльконину

Социально-экономическое развитие общества

Периоды детства

1. Первобытно-общинный строй. Признаки: слабое развитие производственных сил, нет излишков продуктов, слабые производственные отношения, кормить неработающих нечем. Как только дети встают на ноги, они начинают работать

Младенчество и овладение примитивными орудиями труда

2. Усложняются орудия труда (луки, сети, топоры). Становится больше средств для существования, можно прокормить какую-то часть неработающего населения. Необходимо научить детей владеть сложными орудиями труда

Младенчество и период овладения орудиями труда. Появляются первые учителя, зачастую это более старшие дети. Данный этап развития можно наблюдать в существующих сегодня племенах

3. Появление классового общества. Признаки: разделение орудий производства и быта, усложнение общественных отношений, появление норм и правил поведения для каждого социального слоя

Период детства расширяется. В нем ребенок овладевает орудиями быта и получает производственную подготовку. Впервые здесь появляется игра как инструмент овладения отношениями между людьми

4. Машинное производство. Требуются квалифицированные рабочие. В эпоху Возрождения появляются школы для рабочих

Детство разделяется на дошкольное детство и младший школьный возраст, появляется школьное обучение, организованное определенным образом для разных социальных слоев

5. Промышленная революция. Требуется высокая квалификация для рабочих на производстве

Школьное детство делится на этапы: младший школьник, подросток. Далее следует довольно длительный этап производственной подготовки. Здесь появляются фабрично-заводское обучение, основное общее семилетнее образование

6. Научно-техническая революция. Усложнение общественных отношений

Появляется период усвоения норм и правил межличностных отношений, который связан с периодом ранней юности. Появляются всеобщее десятилетнее образование и учебно-профессиональная деятельность

Как видно из этой таблицы, чем более высокоразвито общество, тем дольше в нем продолжается детство и тем больше качественно различных периодов оно включает.

Развитие общества происходит на наших глазах, при том что расширение и усложнение новой информации, необходимой для освоения детьми и подростками, в основном связано с развитием информационно-компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства и последующих переходных периодов невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией в обозримом будущем, скорее всего, встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы и скорейшего приобщения новых поколений к учебно-профессиональной и трудовой деятельности.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития всего общества и отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия конкретной семьи. И в наши дни в мировом масштабе по-прежнему прослеживается отчетливая закономерность: чем беднее семья, тем раньше дети вынуждены начинать трудиться (на этом, по сути, и заканчивается детство). В обеспеченных семьях оплачиваемый труд детей доброволен, носит "пробный" характер и осуществляется в основном во время школьных каникул. И даже если труд параллелен учебе, он еще не является основной деятельностью детей и рассматривается родителями и обществом скорее как сфера личностного развития, чем как источник значимого для семьи дохода.

  • Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по д.Б. Эльконину

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Усложнение ^^^^Ь

Рис. 2. Эволюция и продолжительность детства

менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохожде-нию, освободивший руки для употребления орудий труда. Последние раз­нообразили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные из­менения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая по­ходка изменила структуру гортани и открыла возможности возникновения

речи. Произошедшие вслед за этим крупные изменения в репродуктив­ной системе женщины перекроили структуру половых отношений. Но не только это. Потребовалась мощная надстройка к ним в виде социальных отношений. Дело в том, что у более сложного вида живых существ, како­вым теперь являлся «хомо сапиенс», рождались самые беспомощные дете­ныши. Их выживание впрямую зави­село от того, как сильно помогает в их воспитании вся группа. Так парал­лельно институту родительства фор­мируется внутригрупповая социаль­ная структура.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гиб­костью и адаптивностью. Волк, носо­рог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков - система обученных практических уме-

ний, приобретенных путем передачи знаний и их практической трениров­ки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру - как совокуп­ность социальных навыков и умений.

Родившись без запрограммированного поведения, люди должны всякий раз заново обучаться тому, как интерпретировать окружающий мир и реа­гировать на него. Ничего такого животным делать не надо. Учиться каждый раз заново - тяжкий труд, на который отныне обречено было все челове­чество. Ведь с каждым новым поколением обученное исчезало и процесс приходилось повторять сызнова.

Но вновь природа оказалась небезучастной к людям. Этот недостаток компенсировался тем, что каждое новое поколение, вынужденное заново обучаться социальным знаниям, делало это немножко на более высокой сту­пени, чем предыдущее. Так накапливались и приумножались знания, так они постепенно развивались и углублялись. А здесь уже надо говорить о культурном и социальном прогрессе человечества. Биологическая эволю­ция закончилась, началась эволюция культурная.

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент - мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гор­тань, способную их производить. Все мы знакомы со скрипкой и роялем, которые также являются прекрасными инструментами. Беда их, кстати, как



и гортани птиц, состоит в том, что на­строены они на довольно узкий диа­пазон возможностей. Благодаря уни­версальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благода­ря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублирова­лась, переводилась и т.п.

Итак, социализацией мы называем продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Под социальной ролью, как мы уже знаем, подразумевается такая модель поведения индиви­да, которая соответствует занимаемому им статусу (положению в обществе) и стремится воплотить на практике те права и обязанности, которые пред­писаны этому статусу.Понятие культурных норм несколько уже термина «социальная роль» и предполагает некоторую форму стилизованного вос­питания (принятие правил этикетного поведения), зато для наших целей го­дится как ничто другое. С его помощью мы закрепляем связь, которая су­ществует между двумя процессами - социализацией и воспитанием. Но и более широкое явление - социальная роль - нами не утрачено, посколь­ку оно органично включено в состав социальной роли. Ничего не терять, а лишь приобретать по мере познания нового и расширения жизненного опыта - это не только девиз социологического познания, но и сущность процесса социализации.

Усваивать что-либо можно только теоретически. Нормы усваиваются. Роли осваиваются на практике; освоение - совокупность практических действии. Роль - динамическая характеристика статуса, или модель пове­дения, когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения.

Научение культурным нормам можно назвать процессом социализа­ции. Конечная цель социализации - достижение конформизма с ожида­ниями окружающих людей. Естественно, каково окружение, таковы и мы сами. По большому счету нас воспитывает ближайшая социальная сре­да, а не далекие к нам социальные институты и абстрактные нравствен­ные принципы. Воспитавшиеся в небольшом захолустном городке юно­ши и девушки усваивают провинциальные манеры поведения, свойствен­ные замкнутой территориальной общности. Столкнувшись с нравами и нормами большого города, они испытывают неловкость и полностью дезориентируются.

Правда, социализация как продолжающийся всю жизнь процесс под-страивания под ожидания «значимых других» никогда не бывает завершен­ной: стопроцентного соответствия нормам и требованиям среды никто из нас не достигает. Всегда остается некий зазор - степень отклонения (куль­турная девиация), показывающая уровень независимости наших мнений, взглядов, мыслей и поведения от мыслей и взглядов «социальных близких», благодаря чему люди разнообразны и непредсказуемы в своих действиях. Надо отметить, что эта непредсказуемость распространяется скорее на кон­кретные, частные поступки и не распространяется на поведение в целом. Последнее по большому счету предсказуемо. Слегка отклоняющееся от среднего стандарта поведение называют разнообразным, сильно отклоня­ющееся - девиантным, или нонконформизмом, а просто неординарное поведение зовут экстравагантным.

Социализация - обоюдовыгодный процесс. Без него индивид не сможет жить в обществе, учиться, создавать семью, трудиться и даже любить. Но и обществу без него никак нельзя. И неизвестно, кому он нужнее. Ведь через социализацию общество передает человеку самое главное - свои ценнос­ти, нормы поведения, законы, традиции, язык. А как еще оно может пере­садить коллективное на индивидуальную почву? Социализируя индивида, общество одновременно - в одном пакете с социализацией - навязывает ему свою волю, манипулирует его сознанием, контролирует его поведение. Одним словом, делает с ним все, что захочет, а человеку и деться некуда, ибо жить в обществе и быть свободным от общества, как говорил один классик, нельзя.

Социализация необходима человеку в силу следующих неустранимых причин:

Он лишен инстинктов, а потому должен усваивать все через обучение;

Имеет чрезвычайно длительный период детства, когда он зависим от взрослых и нуждается в их опеке;

Не может существовать ни на одной стадии своего жизненного цикла без общения и взаимодействия с другими людьми.

Вот и разберись после этого, сколько в каждом из нас от Nature (биоло­гии), а сколько от Nurture (воспитания) 8 .

Дихотомия «Nature vs. Nurture», представляющая весьма удачную игру слов, - самый распростра-нныи мотив учебников по социологии, как американских, так и европейских, касающихся раз­делов «Личность» и «Социализация».

Единства мнений по поводу того, через какие стадии, этапы или фазы проходит процесс социализации, ни в отечественной, ни в зарубежной ли­тературе до сих пор нет. Одни полагают, что личность проходит два этапа социализации (этнизации) - первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество). Или в другой формулировке: первич­ная социализация (первая половина жизни человека) и вторичная (вторая половина жизни). У Н.В. Андреенковой три фазы: 1) первичная социали­зация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация - подро­стка (промежуточная); 3) устойчивая, т.е. концептуальная - 17-18 - 23- 35 лет. И другие авторы выделяют три этапа социализации, но в соответствии с жизненными циклами: детство, юность, зрелость. Каждому этапу соответ­ствует определенный уровень усвоения социальных норм и ценностей. На первом этапе лидером социализации выступает семья, на втором - школа, на третьем - производство. Третья группа исследователей делит весь процесс социализации на три стадии: 1) допубертатная (до 12 лет); 2) подростковая (12 - 16-18 лет); 3) взрослая - после 18. Г.М. Андреева выделяет три ос­новных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудо-вая. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудо-вой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым.

Три фазы и три фактора социализации

Известный психиатр Харри Салливан 9 выделял шесть фаз в развитии че­ловеческой личности:

младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной;

детство с потребностью во взрослых товарищах по играм;

9 Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., 1953.

малолетний возраст с его потребностью в настоящих товарищах по иг­рам, похожих на самого себя;

подростковый период с потребностью в близких отношениях с прияте­лем или закадычным другом того же пола;

юность с потребностью в близком партнере противоположного пола;

зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преоб­ладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость, или взросление, встречается гораздо реже, чем нам кажется).

Одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить восемь стадий жизни человека от рождения до старости.

1. Базовое чувство доверия-недоверия. От рождения до 18 мес.

2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 мес.

3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет.

4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11 лет.

5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет.

6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала сред­него возраста.

7. Производительность - застой. Взрослость.

8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя взрослость, зре­лость.

Он обратил внимание на развитие человеческого «Я» в процессе социо-генеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты 10 . Аме­риканский психоаналитик создал теорию о возрастных фазах психосоциаль­ного развития, а проще говоря, о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возраст­ные кризисы и этапы проходит человек и чему он должен научиться на каж­дом этапе, чтобы стать полноценной самостоятельной личностью.

Согласно еще более ранней теории биогенеза Э. Геккеля, индивидуаль­ное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе становления личности человек (ребенок), по­вторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых фор­мируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (разли­чия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии - стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.). Развивая эти идеи дальше, А.Н.Теслен-ко 11 полагает, что возрастная периодизация предполагает не просто фор­мальное время жизни (life span), обозначающее лишь хронологические рам­ки индивидуального существования в конкретном пространстве и времени безотносительно к его содержанию, а подчиненный известным закономер­ностям жизненный цикл. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими; начиная с последователь­но сменяющихся фаз онтогенеза и заканчивая повторяющимся из поколе-

](Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

есленко А.Н. Циклические закономерности в процессе социализации и развития личности (http:// wwv.lpur.tsu.ru ).

ния в поколение определенным набором социальных ролей (трудовых, се­мейных и т.п.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им само­реализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, «впадают в детство» (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.п.).

По мнению самарского социолога проф. Е.Ф. Молевича 12 , необходимо выделять 3 стадии процесса интенсивной социализации: начальную (до­школьную), среднюю (школьную) и завершающую («послешкольную», свя­занную с получением специальности). Если начальная стадия социализации связана с социальным институтом се­мьи, а именно с приобретением навы­ков разговорной речи, прямохожде-ния, элементарных навыков счета, письма и т.д., то средняя стадия соци­ализации во многом определяется школьной организацией и классным коллективом, как теми специальными структурами, которые созданы обще­ством для того, чтобы дать детям необ­ходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятель­ ности. Именно в этот период происхо­дит вхождение личности в соци­альный институт образования, который выполняет функции, отличные от института семьи. И от того, как пройдет процесс социализации индивида в школе, во многом зависит его представление о себе и его будущее социаль­ное положение в обществе.

Э. Гидденс сокращает число фаз жизненного пути человека. Среди них он выделяет: детство, юность, молодые взрослые, зрелость и старость. Для каж­дой фазы человеческая культура вырабатывает свои модели, ниши поведе­ния. Более того, для самой культуры того или иного общества характерно преобладание влияния роли ценностных установок какой-либо из генера­ций 13 .

В своей теории деятельностного опосредствования А.В. Петровский 14 выделил три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интег­рация. Успешное прохождение этих стадий именно в таком порядке обеспе­чивает человеку успех в обществе. На стадии адаптации человек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые преобладают в его трудовом коллективе. На стадии индивидуализации формируется потребность быть личностью. А на стадии интеграции, если две предыдущие пройдены со зна­ком «+», индивид и коллектив становятся единым целым.

12 Молевич Е.Ф. Общая социология. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 2003.

13 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3.

14 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Эксперты по консалтингу убеждены, что за этапом расстановки новых работников в организации следует этап адаптации новых сотрудников к ус­ловиям своей деятельности, а процесс адаптации представляет собой пер­вую фазу социализации. Социальные психологи в самостоятельную фазу со­циализации включают интериоризацию. У политологов свой подход. Так, они говорят о фазах демократической социализации, стадиях политической социализации. Специалисты по социологии менеджмента вводят понятие организационной социализации, выделяя такие фазы социализации, как отбор, наем и расстановка, культурная адаптация (затуманивание), возна­граждение и продвижение, идентификация и лояльность.

Процесс социализации, его развитие во времени можно прослеживать на индивидуальном и групповом уровнях. Процесс индивидуальной социализа­ции во времени ученые описывают при помощи двух понятий - жизнен­ного цикла и жизненного пути.

Жизненный цикл описывает относительно замкнутые, качественно обособ­ленные этапы жизни человека: детство, трудовая жизнь, семейная жизнь, пенсионная жизнь. Каждый цикл характеризуется особым набором статусов и ролей, особым набором институтов и агентов социализации.

Жизненный путь описывает непрерывную траекторию, линию жизни в пределах биографии. Он включает не циклы, а последовательность важных событий, задающих направление в жизни. Они могут проходить в виде каче­ственных скачков или сдвигов в развитии, которые называют критически­ми (или кризисными) периодами. К важным событиям относятся окончание школы, поступление в вуз, женитьба, служба в армии, рождение детей, вы­бор профессии, выход на пенсию, смерть супруга и др. К кризисным перио­дам можно отнести так называемый «кризис середины жизни», когда 40- 50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройден­ный путь и взвешивает оставшиеся возможности изменить свою жизнь.

Мы придерживаемся той точки зрения, что процесс социализации прохо­дит фазы, которые совпадают со стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14- 15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девуш­ки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили тра­диционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых зна­ний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возму­жание (физико-физиологический процесс укрепления организма челове­ка в подростковом и юношеском возрасте), наконец, образование - инсти­туциональную форму обучения, воспитания и социализации.

Итак, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще ос­новными стадиями жизненного цикла (рис. 3):

Детство и юность (от 1 года до 18 лет) - подготовка к активному трудо­вому периоду.

Зрелость (18-60 лет) - активный трудовой период.

Старость (60 лет и старше) - выход из активного трудового периода.

Рис. 3. Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла

На рис. 3 обозначены три кризисные точки в жизни человека: А - окон­чание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В - кризис середины жизни; С - выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, пред­ставляет собой время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности - 11 лет школьно­го обучения. Для многих он продолжается и позже - до момента окончания вуза, т.е. 22-23 лет.

В т. А человек может, но не умеет работать, а в т. С человек физически уже не может, но умеет работать. И только в т. В человек может, умеет и хочет работать, т.е. совпадают все три параметра.

Отрезок жизни ABC существует для накопления денег, жизненного опы­та, чтобы после т. Свести активный досуг. Общество, которое не может обес­печить достойную старость своим гражданам, не может считаться цивили­зованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии - начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область при­писываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосо­вать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и со­здание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации - начинающейся (ранней) и завершающейся (позд-

ней). В традиционном обществе не существовало самостоятельных, каче­ственно различных, стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество - только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, само­стоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предка­ми период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации - не только обретение социальной и экономической самосто­ятельности, но формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Мож­но сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление со­циального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и соци­альных ценностей. Интернализация - превращение внешних норм во внут­ренние правила поведения.

На наш взгляд, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. О необходимости представлять социатизацию в виде непрерывного процес­са, продолжающегося всю жизнь, прекрасно выразился З.Бауман: «...При­веденные примеры помогают нам в наиболее острой и резкой форме пред­ставить проблемы, обусловленные вторичной социализацией. С менее оче­видными проблемами каждый из нас сталкивается практически ежедневно; вероятнее всего, мы испытаем нечто подобное, когда нам придется срочно поменять школу; если мы, поступив в университет, вынуждены будем оста­вить его; если перейдем на новую работу, вступим в брак, приобретем соб­ственный дом, переедем на новое ме­сто жительства, станем родителями, превратимся в пенсионеров и т.д. Ве­роятно, точнее представлять социали­зацию как непрерывный процесс, а не делить ее на две отдельные стадии» 15 . Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведе­ния, незримыми социальными нитя­ми - правами, обязанностями, отно­шениями - она связана с другими ро­лями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 41.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продол­жительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое об­щество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подоб­ного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье).

Только единицы имели возможность посещать специальные учрежде­ния - школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограни­чивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элемен­тарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значе­ние данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глу­бокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социали­зации?

Дело в том, что школьное, университетское, производственное или ка­кое-либо иное обучение - всего лишь техническое мероприятие, органи­зованное для приобретения новых знаний. Молодой человек слушает лек­ции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого

рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 мес. Однако обу­чение предмету и обучение жизни-вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не научат че­ловека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лаборатор­ных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом дело­вой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, ко­торую приходится осваивать, реально став королем или вождем.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой ста­рости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведе­ния, роли и т.п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом че­ловек из существа биологического превращается в существо социальное. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего разви­тия. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо пол­ностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Таблица 1


Окончание табл. 1

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:

Поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;

Осмысления внутренней логики целостного психического развития;

Определения последовательности этапов развития;

Исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.

В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.

Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.

Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.

Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.

Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.

Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела , теста Векслера и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Таблица 1

Периоды детского развития по Д.Б. Эльконину

Окончание табл. 1

Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы.

Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться.

Р. Б. Кеттел (1905–1997) англо-американский психолог, известный своими работами в области экспериментальной психологии мышления и личности с использованием математических методов анализа, в том числе факторного анализа. Создатель первого экспериментально обоснованного теста личности (шестнадцатифакторный тест Кеттела).

Д. Векслер (1896–1981) – американский психолог, создатель известных тестов интеллекта для детей и взрослых.