Лоскутное шитье для начинающих: красиво и легко. Лоскутная техника колодец Лоскутные колодцы

Введение

Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия, достойные показа на всемирных выставках. Занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных и не ленивых и, пожалуй, еще бережливых! Поэтому цель и задача данного проекта показать, что искусство отличный способ наполнить свою жизнь смыслом. Я выбрала технологию, которая направлена на создание безотходного производства. После пошива швейного изделия остается много обрезков тканей. Из них можно выполнить в технике лоскутного шитья много изделий для оформления интерьера и аксессуаров для современного костюма. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться. Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов и для будущей хозяйки хорошая подготовка к семейной жизни: учиться быть бережливой и практичной. А так же работа в лоскутной технике помогает расширить познания в дальнейшем выборе профессии.

Любой вид творчества – это процесс, который не застывает на месте, а развивается, совершенствуется, обогащается опытом и знаниями многих поколений мастеров. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях датированных XI в. Ткань – материал недолговечный, поэтому место и время возникновения лоскутной техники весьма условны. Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Шитье из лоскутков – искусство, имеющее многовековую историю и богатое традициями. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создание мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». В среде специалистов по изготовлению изделий из лоскутов нет устоявшейся терминологии. В литературе по работе с текстильным лоскутом встречаются различные понятия, например «лоскутная техника», «лоскутное шитье», «лоскутная мозаики», «текстильная мозаика», «пэчворк», «квилт».

Лоскутное шитье – это способ соединения небольших по размеру разноцветных кусочков ткани путем сшивания их в одно целое. Лоскутное шитье известно многим народам мира с давних пор. Предполагают, что оно возникло в Англии, а затем с переселенцами прибыло в Америку, получив статус национального искусства.

В России лоскутное шитье зародилось в крестьянской среде (лоскутные одеяла, дорожки, вышивка). Активно развивается с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Постепенно в России формировались художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций. Широко применялся лоскут в конце XIX – начале XX в. В народных костюмах. Среди же городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е гг. XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Истоки творческого вдохновения у взрослого человека надо искать в детстве, поэтому изучать и вызывать интерес к данному виду искусства необходимо в современной школе. Изучение этого ремесла направлено на формирование у учащихся: знаний истории лоскутной техники, элементов цветоведения, основных способов лоскутного шитья как вида народных ремесел. Умений точно и качественно выполнять шаблоны и швы соединения деталей, раскраивать изделия из лоскутов, изготавливать прихватки, аксессуары для современной одежды. Также важно донести до учащихся, что вещь, сувенир или аксессуар для одежды выполненный своими руками будет являться неповторимым подарком для близких людей, а также может стать и первым в их жизни самостоятельным заработком. Искусство – это отличный способ наполнить свою жизнь смыслом!

Основная часть.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти) , спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет и т.д.).

Почти все ткани пригодны для шитья из лоскутков, но хлопчатобумажные подходят больше других, потому что они хорошо стираются и сравнительно долговечны. Подойдут и тонкие, и плотные, и купонные ткани, даже хлопчатобумажный бархат, нужно только соединять ткани одинаковой плотности. Можно использовать сукно, полотно, шелк, атлас, люрекс, плотно связанное шерстяное полотно. Следует избегать тканей, которые быстро протираются или вытягиваются. Если все этапы изготовления изделия продуманы и материя подобрана по цветам, работа идет быстро и легко. Прежде всего все ткани надо выстирать, чтобы усадка сшитых лоскутков при стирке готового изделия была равномерной. Кромки нужно обрезать, так как они могут затягивать и морщить срез на котором расположены.

Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. Прежде чем приступить к работе по имеющемуся замыслу, необходимо вычертить схему рисунка на миллиметровой бумаге или просто на бумаге в клетку, продумать цветовое решение и подобрать ткани.

Работа над созданием схемы, как правило, осуществляется по одному из двух направлений.

В первом случае используется принцип работы «от большей площади», т.е. схема будущего изделия продумывается целиком, начиная от композиционного центра и постепенно охватывая всю площадь.

Во втором случае построение схемы сводится к разбивке сюжета на отдельные фрагменты. При этом широко используется метод зеркальной симметрии. Один или группа фрагментов в той или иной последовательности повторяются на протяжении создания всей схемы.

Определив направление, по которому создается схема лоскутного изделия, необходимо выбрать технику или метод изготовления этого изделия.

Техника лоскутной мозаики включает в себя несколько ее видов. К ним относятся:

Шитье из полос

Шитье из квадратов

Шитье из прямоугольных треугольников

Техника «Русский квадрат»

Шитье из равносторонних треугольников

Шитье из многоугольников

Шитье на основу

Витражный способ шитья.

Более подробно хочу остановиться на одном виде из перечисленных выше техник лоскутного шитья – «Колодец» В этой технике выполнен образец «Кармана-лакомника».

Карман-лакомник в старину был замечательным дополнением к поясу и костюму. Такие карманы не только являлись украшением наряда, но и использовались как кошелек для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было принято, что бы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Но и сейчас такие кармашки станут замечательным аксессуаром для всяких сказочных мелочей! А лоскутная техника исполнения раскрасит жизнь в яркие ситцевые цвета.

Техника лоскутной мозаики «Колодец».

Схема сборки «Колодец» («Сруб», «Американский квадрат») широко известна и с успехом используется мастерицами лоскутной техники в их работах. Эта схема сборки была распространена в Европе и Америке еще в позапрошлом столетии. В ее основе лежит шитье из полос. Существует две разновидности сборки схемы «Колодец». Одну из них мы рассмотрим на примере «Кармана – лакомника».

Схема сборки «Колодец» первого вида наиболее популярна и чаще применяется в изделиях (по данной схеме изготовлен данный образец).

Для работы необходимо подготовить ткань в виде полос и квадратов. Начальным элементом сборки является квадрат (элемент 1), на котором делают цветовой акцент. Размер стороны квадрата превышает ширину полос первого яруса. Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полоску (элемент 2) складывают лицевыми сторонами, выравнивают по краю и стачивают шириной шва 0,5-0,7 см. Шов разутюживают. Вторую полосу первого яруса (элемент3)притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, т.е. прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Далее, двигаясь против часовой стрелки, к третьей стороне элемента 1, захватывая элемент 3, притачивают элемент 4. Завершающим элементом первого яруса является элемент 5, который притачивают к четвертой стороне элемента 1, захватывая элементы 2 и 4. Не меняя направления, продолжают наращивать первоначальный квадрат вторым ярусом полос. Элемент 6 притачивают к элементу 2, захватывая элементы 5 и 3. Элемент 7 притачивают к элементу3, захватывая элементы 6 и 4; элемент 8 притачивают к элементу 4, захватывая элементы 7 и 5 ; замыкающий элемент 9 притачивают к элементу 5, захватывая элементы 8 и 6.и т. д. Таким образом, не меняя направления, соединяют третий и последующие ярусы полос.

Сборка образца по схеме «Колодец»

Цветовое решение «Колодца» может быть различным. Насыщенность цвета может изменяться от яруса к ярусу. Если изготовление образца начинается с элементов более светлых тонов и заканчивается элементами более темных цветовых тонов, то создается оптический эффект «горки». Если же в начале работы используются ткани темных цветовых тонов, а по мере приближения к краям применяются ткани более светлых тонов, то создается эффект «ямы». Одновременно используя в одном изделии фрагменты, выполненные с учетом предлагаемых цветовых решений, можно добиться объемного восприятия плоскостного изделия.

Следует помнить, что в любом изделии, выполняется ли оно в цвете или при его создании участвуют ахроматические цвета, должно присутствовать логическое завершение. В противном случае вид изделия способен вызвать нежелательные эмоциональные нагрузки.

Широко распространена схема «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой. В этом случае схема условно делится диагонально на две части. Элементы, расположенные по одну сторону диагонали, изготовляются из тканей насыщенных цветовых тонов, а элементы, расположенные по другую сторону диагонали,- из тканей бледных оттенков. Таким образом, элементы 2,3,6,7,10,11 имеют более яркую расцветку, а элементы 4,5,8,9,12,13 – менее насыщенную и более спокойную расцветку (см. рис.).

Схема сборки «Колодец» второго вида.


Схема сборки «Колодец» второго вида отличается от схемы сборки первого вида последовательностью соединения полос относительно первого элемента. В этой схеме центром работы также является квадрат.

Изготовление «Кармана-лакомника» в технике лоскутного шитья.

Схема сборки «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления кармана:

    Разноцветные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

    Однотонные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

    Хлопчатобумажная ткань для подкладки кармана;

    Нитки хлопчатобумажные.

5 Ножницы

1
2
3

4
5
6

7
8

9
10
11

Заключение.

В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера равно важны и процесс, и результат.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. В понятии «творчество» заложено создание нового, того, что ранее не было известно. Декоративно-прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т. е. быть полезными и одновременно красивыми. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия. Потому что легко и просто дать небольшим обрезкам тканей, кусочкам материала, всевозможным остаткам вторую жизнь, в которой они будут верно служить человеку, принесут радость и пользу, сделают его дом и быт более удобным и красивым. В целом работа в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы развить в человеке творческое начало, научить понимать и любить красоту. Лоскутное творчество воспитывает вкус, пробуждает фантазию, учит чувствовать и - что самое важное – создавать прекрасное, помогает ощущать себя мастером и творцом.

Список используемой литературы.

1.Грин М.Э. Шитье из лоскутков М. Просвещение. 1981г.

2.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М. Школьная Пресса 2004г.

3.Максимова М.В. Кузьмина М.А. Лоскутки М.ЭКСМО-Пресс 1998г.

4.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. М. Культура и традиции.1998г

Колодец — это один из самых распространённых лоскутных блоков . И хотя я и видела на каком-то американском сайте, что схема этого блока защищена авторскими правами, я считаю это глупостью — в любой деревне найдётся лоскутное одеяло , сшитое в давние времена таким узором.



Сшить своими руками этот лоскутный блок легко, он вполне подойдёт новичкам , а «продвинутые» мастерицы смогут легко разнообразить его с помощью изменения ширины боковых полосок, игры цвета, аппликаций и т. д.

В этом мастер-классе я предлагаю Вам способ, как сшить такой лоскутный блок без выкроек .

Выкраиваем центральный квадрат и нарезаем полоски для боковых сторон. Причём не надо разрезать их, достаточно отрезать нужную ширину, а длина пусть будет такой, какую позволяет вам ткань.

Пришиваем первую полоску , совмещая одну сторону.

Отрезаем лишнее, разглаживаем.

Затем так же пришиваем вторую полоску и так же отрезаем лишнее.

Третью

… и четвертую . При этом мы полностью закрыли все четыре стороны центрального квадрата. Этот процесс можно повторять столько раз, сколько боковых полосок Вы хотите иметь в конечном блоке.

Этот метод хорош тем, что Вы не беспокоитесь о точности кроя (кроме, разумеется, ровных сторон полосок и квадрата), о том, что выкроенный кусочек может оказаться короче, чем надо — полоска длинная, Вам точно хватит.

Вот ещё один пример использования лоскутного блока Колодец .

ВСЕГО

Схема колодец пэчворк – замечательна идея опробовать себя в новой технике, если вы конечно еще никогда не пробовали шитье по бумаге. Более того, это хороший креативный способ, чтобы избавить себя от обрезков ткани. Будет интересно.

Необходимые средства, колодец пэчворк:

  • схема блока, распечатанная на бумаге,
  • клей-карандаш,
  • роторный нож,
  • ножницы,
  • небольшой коврик для резки (если есть в наличии),
  • линейка.

Свободные шаблоны для скачивания и полезная таблица для корректировки шаблона по требуемому размеру доступны здесь . Шаблон блока размером 8,5″ здесь . В этом мастер-классе представлены все параметры для блока размером 6,5″, все швы ¼″.

Необходимые ткани, колодец пэчворк:

  • блок 1 (блок на схеме): 2″x2″ цветной,
  • блок 2 и 3: 2″x2″ однотонный,
  • блок 4 и 5: 3,5″x2″ цветной,
  • блок 6 и 7: 3,5″x2″ однотонный,
  • блок 8 и 9: 5″x2″ цветной,
  • блок 10 и 11: 5″x2″ однотонный,
  • блок 12 и 13: 7″x2″ цветной.

Ярус 1, 2

Установите длину стежка примерно на отметке 1,5″. Это пригодится, когда в конце будем отрывать бумагу.

Возьмите первый квадрат 2×2 и нанесите немного клея в центр с обратной стороны.

Приклейте прямо в середину бумажного шаблона.

Поднимите бумагу против света и убедитесь, что линии относительно блока 1 из ткани как раз в том месте, где нужно.

Есть другой способ для проверки правильности размещения. Например: предварительно немного согнуть бумагу по линии. Таким образом, когда вы перевернете лист, линия изгиба сымитирует нарисованную линию.

Итак, имеем две видимые линии. Разместите блок 2 (белый), ориентируясь на эти линии, оставив припуски на швы ¼″. Здесь квадрат вырезан большего размера 3 x 3.

Переверните лист, придерживая белый блок рукой. Следите, чтобы ткань не сдвинулась при размещении лапки машинки. Пройдитесь швом по линии между блоками 1 и 2.

Теперь возьмите шаблон, обрежьте нитку и согните бумагу прямо по линии шва как показано на фото.

С помощью линейки и ножа обрежем лоскутки, оставив ¼″.

Заверните первую белую ступеньку.

Возьмите вторую ступеньку (блок 3), положите сверху на первую. Линии изгиба на бумаге послужат вам ориентиром.

Придерживая рукой, переворачиваем и аналогично сшиваем.

Возвращаем шаблон в предыдущее положение, загибаем по шву и обрезаем края с припуском ¼″.

Заворачиваем вторую ступеньку наверх.

Что облегчить дальнейшую работу, можно еще обрезать предыдущие блоки. Например, согнув шаблон по шву линии между 3 и 7, и обрезать по аналогии с предыдущими действиями. Также поступим с линией встречи 1, 2 и 3 блока.

Главное, чтобы лоскутки загибались наружу.

И вуаля! Этот раунд закончен.

Ярус 3

Пришло время для новых пометок. Согните линии 4, 5 и 6.

Следующий раунд с цветными ступеньками. Теперь хорошо видно, куда положить блок 4, чтобы остались припуски. Чудесно, не так ли?..

Прострочите по линии между 1, 2, 3 и 4. И если вы контролируете добавочные ¼″, сейчас самое время.

А теперь блок 5, аналогично на противоположную сторону. Уже неплохо выглядит!

Сложите края, и переверните блок таким образом, чтобы оценить какое количество ткани можно предварительно обрезать.

Ярус 4

Следующий ярус с белыми ступеньками. Положите белый блок 6 сверху…

Сшиваем по линии 6.

Повторите действия с блоком 7 и половина пути пройдена!!!

Отмечаем изгибом следующие схематичные линии и обрезаем предыдущие элементы.

Все обрезано и можно смело приступать к следующему этапу.

Ярус 5

Займитесь блоком 8 с цветным принтом, положите сверху.

Пройдитесь швом по линии 8.

Переверните и заверните цветную ступеньку.

Следующее действие — строчка по линии 9 следующего блока. Еще на шаг ближе к финалу.

Сгибаем и корректируем края.

Ярус 6

Последний раунд лоскутного блока «Колодец». Поместите привычным методом следующий белый блок.

Сшейте и заверните.

Аналогично поступите с противоположной стороной, соедините швом по линии 11…

Ярус 7

Блок 12, наконец-то!!! Это заключительный этап.

И счастливый последний 13 блок отправляется в работу.

Почти готово!

Аккуратно разладьте сухим утюгом, оставив пока бумагу на прежнем месте.

Откорректируйте края по шаблону.

Сделано!

Аккуратно извлеките бумагу.

Сделано! Колодец пэчворк абсолютно готов! Самое время насладиться результатами своей работы, а может сшить еще несколько блоков. Осталось придумать, где использовать блок колодец пэчворк. Если не хочется делать полноценное одеяло, всегда же можно сшить красочную декоративную подушку.т

Пэчворк – искусство сшивания лоскутков, секреты которого не так сложны, а вот результат всегда впечатляет. Если вы посмотрите каталоги фото западных декораторов, дизайнеров, увидите, как в самом современном интерьере нашли свое место изделия и поделки из лоскутного шитья. И это не новости – последние годы пэчворк в топе самых популярных видов рукоделия. Лоскутное шитье – удовольствие и красота, которые доступны каждому, а поделки в этом рукоделии не уступают многим дизайнерским вещам.

Коллекция изделий в стиле пэчворк включает в себя и совсем простые работы (например, прихватки) и достаточно сложные (такие, как лоскутные покрывала). И тому, и другому найдется место в доме. На картинках можно увидеть, как преображается спальня, если кровать в ней украшает изящное и уютное лоскутное одеяло. А для детей декор в стиле пэчворк как нельзя лучше может сродниться с их комнатой.

Что еще современного можно сделать в стиле пэчворк:

  • Обивка кресла . Одно такое кресло станет ярким интерьерным акцентом, и если нужно разнообразить скромную обстановку, задумайтесь о том, чтобы не выбрасывать старое кресло, а сделать ему новую лоскутную обивку. Это может быть узор из треугольников, полос, даже традиционная шахматка. А может быть и хаотичный рисунок, или фантазийная картинка.
  • Подушки . Интерьерные подушки из треугольников особенно подчеркивают домашний уют. На фото можно увидеть самые разные идеи дизайна таких подушек, и вдохновившись фото, сделать такое же изделие.
  • Лоскутная стена – особый интерьерный шик. Такими лоскутными уголками сейчас украшены самые модные журналы по дизайну интерьеров. Целая стена в доме отводится под оклейку лоскутками, но обычно сшивается отдельное полотно пэчворк – лоскутное шитье в данном случае становится ярким, самобытным декором стены.
  • Лоскутный коврик . Ну а как же без этой классики! Для детской комнаты подобные изделия наиболее подходят. На кухне и прихожей пэчворк-коврик будет также уместен.
  • Стильные прихватки в подарок для формирования интерьера кухни в русском стиле станут любимыми помощниками.

Ну а начинать свой рукодельный путь в данной технике можно с лоскутного шитья из полос. Пэчворк, лоскутное шитье осваивается с этого вида, благодаря его простоте.

Лоскутное шитье из полос

Пэчворк, лоскутное шитье из полос – самый популярный вид данной техники. Суть работы в том, чтобы сначала полосы сшить, а после определенным образом разрезать, чтобы получить блоки для изготовления различных пэчворк изделий. Лоскутки пришиваться будут не по очереди, линиями, а по краям. Обрезанные части по краям легко сшить.

Шитье из полос снова вошло в моду благодаря интересу к старинным видам ручного творчества. Такое рукоделие называется квилтинг. Обычно шитье начинается с центра, где закрепляется первый прямоугольник или квадрат .

Ну а уже вокруг него размещаются другие отрезки ткани.

Один из самых популярных узоров в квилтинге – «бревенчатая изба». Иначе его называют колодец или американский квадрат.

Особенности работы в узоре колодец:

  • Цветные полоски собираются вокруг очага (колодца) по спирали;
  • Этот очаг традиционно делается из ткани желтого или красного цвета, символизирующего как раз таки огонь в домашнем очаге;
  • Цвет полос, которые играют роль бревнышек, также символичный, светлые полосы – это освещенные части избы, а темные – теневые;
  • Обычно блок делится по диагонали на темную и светлую стороны.

На картинках видно, что узор колодец не сложен, но требует точной схемы.

Колодец – один из базовых узоров традиционного квилтинга.

Техника колодец: мастер-класс (видео)

Программа кружка лоскутное шитье

Не новости, что пэчворк стал настолько популярным видом рукоделия, что научиться ему можно и в детском возрасте, при чем, в своей же школе или внешкольном образовательном учреждении. Многие педагогики стремятся открыть такой кружок в школе, и передать секреты мастерства детям. Обучение детей, конечно, требует системы. Основой ее является программа кружка, которая расписывает каждый урок. Точнее, определяет темы, которым будет посвящен каждый урок.

Выглядеть программа может следующим образом:

  • Урок 1. Вводное занятие . Лоскутное шитье – удовольствие и красота. Поделки руками детей.
  • Урок 2. Шитье из полос . Фото работ. Шитье из полос на примере прихватки.
  • Урок 3. Квадраты в пэчворке . Быстрые поделки.
  • Урок 4. Круги в лоскутном шитье . Прихватки и другие поделки с кругами.

Учитель, до того, как приступить к ведению кружковой работы, должен иметь некоторый методический запас. Это как минимум примеры работ, готовые поделки (пусть и простейшие прихватки), фото и картинки интересных работ (а лучше целая коллекция таковых), ну и сама программа, как на бумаге, так и в электронном варианте.

Русское лоскутное шитье

Русское лоскутное шитье – это отдельный вид пэчворка, который едва насчитывает пару столетий. Лоскутным шитьем народ увлекся с привозом в Россию ситца. Примеры фото с образцами работ в русском стиле пестрит интернет – картинки говорят о том, что наши люди достигли в этом искусстве огромных высот.

Традиционно в русском лоскутном шитье выделяют три вида:

  • Лоскутная аппликация;
  • Лоскутная мозаика;
  • Смешанная техника.

Всем известный термин «русский квадрат» – это блок в лоскутном русском шитье, изделия на основе которого получаются невероятно красивыми, глубокими.

Известна и такая старинная техника русского лоскутного шитья, как ляпочиха.

Ляпочиха – это коврики и покрывала, которые и сегодня можно увидеть у бабушек в деревнях. Ляпочиха, а точнее, ее суть заключается в том, что лоскутки пристрачиваются в одном месте, чтобы лоскуток был отлетным. Множество лоскутков получает своеобразный ворс.

Ляпочиха в современном исполнении делается на швейной машинке. Можно сделать коврик из остатков хлопчатобумажной ткани или трикотажа. Не сказать, что результаты будут быстрые, но работа того стоит. Посмотрите на фото мастеров – получаются самобытные, невероятно уютные изделия.

Выставка лоскутного шитья “Времена года”

Лоскутное шитье для детей

Если сами дети, даже учась пэчворку только дома, могут найти в интернете картинки, схемы и сшить простые прихватки, к примеру, родители для детей могут сшить более сложные вещи.

Да, возможно, придется просмотреть не один урок, почитать новости (что сегодня в моде в стиле пэчворк). Вдохновение можно почерпнуть и на бумаге, то есть не в интернет-источниках, а в бумажных изданиях. Пример – тому – «Ашет Коллекция».

«Ашет Коллекция» – это журналы огромной вариативности направленности.

Вас же заинтересует журнал именно по лоскутному шитью. Это настоящая страна мастеров, красочное издание, где все – инструкции, мастер-классы, новости пэчворка. Если урок в интернете не для вас, то «Ашет Коллекция» для пэчворка однозначно понравится больше. Там вы узнаете, что такое шитье, используя квадраты, шитье из треугольников, узнаете, как сшить жилеты из трикотажа в пэчворке, что такое шахматка и т.д..

«Ашет Коллекция» предлагает интереснейшие варианты изделий для детей, а еще «Ашет» щедра на подарки. Отвыкли читать что-то на бумаге? Это тот случай, когда информация на бумаге нужнее и полезнее.

Касательно того, что сшить детям в пэчворке:

  • Покрывальце из цветных треугольников;
  • Плед в яркие квадраты;
  • Плед в квадраты в прованском стиле;
  • Коврик из треугольников;
  • Диванные подушки в квадраты;
  • Круглый коврик из треугольников под компьютерный стол;
  • Жилет из треугольников.

Чаще всего мам интересует, как сшить лоскутное одеяльце из квадратов или треугольников. Здесь нужно запастись терпением и не отклоняться от инструкции. Но начните все же с чего-то легкого – с той же прихватки. А уж потом проще будет освоить нечто объемное.

Секреты мастеров русского лоскутного шить (видео мастер-класс)

Пэчворк – интереснейшая техника, которая не только позволяет сделать уникальные вещи большой ценности, да своими руками. Это еще и уроки внимательности, усердия, усидчивости и самоконтроля. Так что не упустите возможность научиться делать красоту собственными руками, при этом приобретая завидные черты характера.

Прекрасных работ!

Лоскутное шитье (фото)

ОДЕЯЛО «ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ»

Размер изделия: 230 х 182 см Это одеяло выполняется очень простым и эффектным способом шитья из полос. На Западе эта техника называется «зигзаг». Для изделия подобраны ткани 12 оттенков — золотистых, зеленовато-коричневых и коричневых, напоминающих краски поздней осени. Кайма сшита из полос шириной 6,5 см.

1. Из выбранных для одеяла тканей выкроите полоски шириной 3,5 см, длиной 76,5 см. Сшейте по 12 полосок разного цвета подлинным сторонам в широкие полосы, расположив их от темных к светлым. Для одеяла понадобится 21 такая деталь.
2. Прогладьте полосы, заутюживая припуски на одну сторону. Разрежьте полосы на квадратные детали со сторонами, равными 25,5 см. У вас получится 63 квадрата-блока.

3. Разложите блоки по схеме. Сшейте их в полосы, после чего сшейте полосы в полотно.
4. Прогладьте припуски, подровняйте полотно и пришейте кайму.
5. Подготовьте одеяло к стежке и простегайте «в канавку» по зигзагообразным линиям соединения блоков.
6. Оформите изделие руликом.

ОДЕЯЛО «ОСИНЫ В ОКТЯБРЕ»

Размер изделия: 220 х 220 см На примере этого одеяла познакомимся еще с одним несложным способом изготовления блоков. Этот способ соединения полосок в блок вокруг элемента квадратной, ромбической или шестиугольной формы очень любим во всех странах мира. Такие блоки у разных народов называются по-разному: «колодец», «изба», «бревенчатый сруб».

Рассмотрим блок, в основе которого лежит квадрат. Квадрат может располагаться в центре, в углу, может быть слегка смещен от центра. Его можно разделить на два треугольника, на четыре маленьких квадратика, на четыре треугольника, на два маленьких квадратика и полоску.
На Руси мастерицы очень часто делали центральный квадрат из красной ткани, подчеркивая тем самым его значимость. Действительно, место расположения, размер центрального квадрата диктует весь дизайн изделия. Цвет квадрата может контрастировать с цветами других элементов работы, а может и сливаться с ними, что придает рисунку мягкость. Классическим приемом считается выполнение половины блока из светлых, а половины — из темных полос. Сочетание темных и светлых полос дает возможность создать множество различных орнаментов.
Чем больше оттенков ткани присутствует в блоке и чем более узкие полоски используются, тем красивее будет изделие. Узкие полоски создают красивые переливы цвета.
Подберите для одеяла темные и светлые ткани цветов золотой осени — коричневатые, оранжевые, зеленые и желто-золотистые, добавьте к ним ткани ярко-красных и бордовых тонов.

1. Из оранжевой ткани выкроите 64 квадратные детали размером 6×6 см. Из ткани каждого оттенка выкроите полоски шириной 4 см произвольной длины. Сшейте одинаковые по цвету полоски между собой по коротким сторонам в длинные полосы.
2. На лицевую сторону одной из светлых полос положите квадратную деталь лицевой стороной вниз и пристрочите. На небольшом расстоянии от первой положите вторую квадратную деталь и тоже пристрочите. Таким же образом пристрочите к светлой полосе все остальные квадратные детали. Загладьте припуски на темную сторону. Разрежьте полосу на части. Полученные детали должны иметь вид квадратов со светлой полоской с одной стороны.
3. Таким же образом пришейте получившиеся заготовки ко второй светлой полосе и разрежьте ее на части. Светлые полоски должны окаймить каждый квадрат с двух соседних сторон.
4. Пришейте к каждой получившейся детали по две темных полоски по схеме, как будто вы строите колодец или сруб. Обшейте основной квадрат темными и светлыми полосками до получения блока необходимой величины. Не забывайте проглаживать каждый шов. Всего выполните 24 блока с темной стороной, собранной из полосок бордового оттенка, и 40 блоков с темной стороной из полосок зеленого оттенка. Основные квадраты у всех блоков должны быть одинаковыми. Тщательно прогладьте готовые блоки и подровняйте их ножницами или роликовым ножом. Все блоки должны иметь равные размеры.

Совет. Не имеет значения, в какой последовательности вы обшиваете полосками основной квадрат. Главное, делайте это в одном направлении — или по часовой, или против часовой стрелки.

5. Разложите блоки по одной из представленных схем или придумайте свою.
6. Сшейте блоки в полосы, после чего сшейте полосы между собой. Аккуратно прогладьте работу, срежьте с изнанки лишние нитки.
7. Подготовьте одеяло к стежке. Выкроите подкладку по длине и ширине на 17 см больше размера лоскутного полотна (11 см — ширина каймы и 6 см — запас на стежку). Выкроите кусок синтепона того же, что и подкладка, размера. Сметайте все три слоя, а затем простегайте на машине «в канавку» по боковым сторонам темных полос.

Совет. Притачивать кайму к изделию после стежки целесообразно, если край работы неровный. В этом случае с помощью стежки вы скорректируете край, а затем каймой окончательно выровняете его.

8. Пришейте кайму. Кайма на этом одеяле состоит из трех частей — ближе к центру расположена полоска шириной 3 см. следом за ней — полоска той же ширины из другой ткани и, наконец - полоска шириной 9,5 см. Такую кайму обычно пришивают к одеялам, имеющим пеструю середину Две узкие полоски отделяют центральную часть изделия от широкой части каймы, при этом добавляя в работу дополнительный цвет. Пришейте последовательно полосы, каждый раз выверяя точность размеров работы. Слегка припарьте кайму, не нажимая на ткань утюгом, чтобы синтепон не расплавился. Снова прометайте все три слоя одеяла по срезам.
9. Оформите края одеяла руликом.