Каменный нож своими руками. Из чего и как сделать нож в дикой природе. Нож из напильника

Простое самодельное колюще-режущее оружие из камня, дерева и кости при выживании в экстремальных условиях можно изготовить самостоятельно, но для этого надо иметь хотя бы небольшой опыт его изготовления и хотя бы небольшие навыки.

Самодельный нож из камня.

Материалом для самодельного ножа из камня может послужить.

— Обсидиан — магматическая горная порода, состоящая из вулканического стекла.
— Кварц — широкораспространенный, твердый, породообразующий минерал. Имеет много разновидностей.
— Кремень — окрашен в разные цвета, с плавными переходами между ними. Отличный материал для изготовления ножа, топора, наконечника для копья, наконечников для стрел.
— Сланцы — горные породы. Легко раскалываются на отдельные, тонкие и острые пластины.

Изготовление самодельного ножа из камня.

Отобранный по форме камень (слоистой породы) промыть водой. Затем определить в нем наличие естественных трещин и их общее направление. По этим направлениям камень легко расколется на пластины. Ударить по камню другим камнем так, чтобы энергия удара прошла вдоль слоя или трещины. Обрабатывать камень в других направлениях, то есть поперек трещин и слоев нельзя.

Отколовшейся пластине надо придать нужную форму ножа с помощью другого камня. Если позволяет размер пластины, то сделать и рукоятку. Размер рукоятки по размеру ладони. Рукоятку обмотать тканью, кожаной полосой, и тому подобное. Если каменная рукоятка не получилась, то надо ее вырезать из ветви дерева. Торец ветки расщепить. В расщеп вставить лезвие и надежно закрепить его там, обмотав рукоятку проволокой, веревкой, полосками ткани, бинтом, кожаным ремнем, лианой.

Самодельное копье.

Копье — это колющее или колюще-рубящее, метательное, древковое холодное оружие. Копье это тот же нож, только с длинной, ровной рукояткой. Простейшее копье это прямая и заточенная с более толстого конца палка из твердого дерева. Для твердости, острие копья надо на костре. Для обороны от хищника на ближней дистанции может пригодиться короткая, прочная, заточенная ветка. Для большей эффективности, копье надо оснастить наконечником из камня, кости, металла.

Самодельная рогатина.

Рогатина — это славянское тяжелое копье для охоты на крупного зверя. Простая рогатина это толстый, заостренный, длинный кол. Рогатина не имеет сходства с вилами, она называется так потому, что наконечником ей, в древности, служил рог от крупного скота. Или рогатина это широкий двулезный нож на длинном древке. Предназначена для отражения атаки нападающего зверя (медведь, тур, кабан). Толщина равна захвату ладони руки. Длина около двух метров. Ниже наконечника надо закрепить крестовину, для удержания зверя на безопасном расстоянии. При атаке зверя, рогатину надо быстро упереть тупым концом в землю, наступить на него ногой и выставить острие в сторону животного. При ударе рогатину надо удерживать двумя руками.

Самодельный каменный топор.

Материал используется тот же, что и для лезвия каменного ножа: кремень, обсидиан и т.д. Простой способ изготовления топора , это оббивка камня до придания ему нужной формы и образования острого лезвия. Затем готовый камень необходимо прикрепить к рукоятке из прочной древесины.

Самодельный слинг, гарпун.

Слинг – это оружие представляет собой длинный гарпун для подводной охоты. С одной стороны имеет наконечник для поражения рыбы. С другой резиновая или пружинная тяга. Дистанция поражения ограничена длиной гарпуна.

Самодельный драч.

Драч предназначен для ловли рыбы на глубине с берега или с плавсредства. Порядок ловли: забросить драч на дно водоема по-дальше от берега, а лучше в яму. Немного выждать, затем резким рывком за веревку дернуть снасть на себя. Если рыба не была зацеплена повторить. Принцип действия: за счет резкого рывка, драч хаотично срывается со дна и цепляет крюками рыбу на своем пути.

По материалам книги «Выживание за порогом цивилизации».
Нагорский С.В.

За его основу был взят подручный материал - старая керамическая плитка, отслужившая свой срок.

Приобретенный опыт решил описать, а поскольку фотоаппарата с собой не было, то на следующий день сделал новый заточный камень с пошаговыми фотографиями всего процесса изготовления.

Таким образом я подготовил практические советы домашнему мастеру поясняющие, как своими руками сделать точильный камень из керамической плитки и заточить на нем нож с поясняющими схемами, картинками и видеороликом. Они дополняют


Вся работа создания второго бруска и его фотографирования у меня заняла порядка получаса. Такое же время, а возможно и быстрее, вам понадобится при его самостоятельном изготовлении. Хотя, я не призываю вас заниматься самоделкой: вы можете просто пойти в магазин и точильный камень купить за деньги.

Однако надеюсь, что найдутся люди, которым моя информация станет полезна.

О геометрии фигур при заточке

Точильный брусок за счет сил трения изменяет форму клинка и сам изнашивается. Это значит, что работают сразу две контактирующие поверхности на обоих предметах, влияя друг на друга.

Если нож для заточки попадает в затупленном состоянии и должен приобрести форму режущей кромки близкую к идеальной, то точильный камень работает наоборот: его нормальное состояние нарушается.

Форма клинка ножа

Повторю схему поперечного сечения лезвия из предыдущей статьи, где подробно описаны все его углы и плоскости.

Подробнее рассмотрим роль подводов на формирование режущей кромки в разных конструкциях лезвий ножей. Она во всех моделях должна создаваться единой очень тонкой линией без впадин, выступов и зазубрин.

Слово клинок имеет корень - клин, определяющий его поперечное сечение. Форма же ножа может быть:

  1. прямолинейная;
  2. изогнутая.

Режущая кромка прямолинейного ножа

Форма прямого клинка наиболее простая.

В идеальном состоянии режущая кромка - это ярко выраженная прямая и очень тонкая линия. Однако существуют «мастера», которые на наждачном круге просто прикладывают лезвие к кромке и стачивают его с двух сторон по принципу “Как получится”, искривляя подводы. Это нарушает работу клинка и его заточку.

Режущая кромка криволинейного ножа

У такого лезвия режущая кромка создается как линия сопряжения двух однотипно искривленных поверхностей. Оба вида клинков: выпуклый и вогнутый требуют намного большего внимания от заточника.

Поверхности точильного камня

Для правильной заточки лезвия рабочие плоскости должны содержаться в идеальном состоянии и быть без впадин и бугров.

Хороший точильный брусок, положенный на стол, имеет ровную поверхность, расположенную .

Если же она нарушена, то камень будет искривлять геометрию режущей кромки лезвия. Это часто происходит, когда заточник применяет излишнюю силу или ведет нож по одному месту рабочей поверхности. На ней сразу за счет неравномерного износа появятся дефекты.

Хорошо наточить нож таким инструментом вряд ли получится.

Технология изготовления бруска

Выбор материала

Первый свой самодельный точильный камень я изготовил из керамической плитки 15 на 15 см, порядка 6 см. Сорт материала керамики не знаю. Пришлось стачивать с тыльной стороны слой строительного клея и ребра рифленой поверхности до единого уровня.

Для написания статьи на следующий день взял уже готовый отрезок керамики сорта Sacmi из Италии, оставшийся после ремонта ванной комнаты. Он уже был отрезан по размеру 30 на 8 см. Эти габариты позволяют вести клинок по более длинной в два раза траектории: так проще наточить нож.

С тыльной стороны плитки была только рифленая поверхность без постороннего раствора. Ее потребовалось сточить и выровнять до единого базового уровня.

Инструменты для обработки

Его длина в 25 см больше диаметра моего наждачного круга, а наружная и боковая поверхности относительно ровные, хотя и далеки от идеального состояния. Зернистость камня довольно высокая.

Подобную работу я наблюдал несколько десятков лет назад, когда хозяйка подправляла лезвие на кирпиче пода русской печи.

Процесс изготовления точильного камня

Работа свелась к:

  • устранению рельефа;
  • закреплению на деревянном основании;
  • испытаниям.

Снятие рельефа

Плитку положил на кирпич и вручную стал стачивать грани рифления.

Однако длина кирпича меньше, чем у моей плитки. Это создало некоторые затруднения. Попробовал работать на двух кирпичах одинакового размера.

Работа идет быстрее, но необходимо контролировать стык торцов обоих камней и положение керамики.

Поскольку обработка плитки происходит на случайных поверхностях от подручных материалов, то следует периодически оценивать состояние стачиваемой поверхности. На ней образуются места разной высоты. Это требует корректировки усилий и направления движений.

Трущиеся поверхности кирпича и плитки создают абразивную пыль. Ее необходимо удалять.

Пробовал смывать водой, но пришел к выводу, что для моих условий достаточно просто сметать одной граней бруска с кирпича и стряхивать с плитки резким движением.

Заканчивать эту работу нужно, когда на создаваемой поверхности образуются зоны, свободные от рельефа и останутся только отдельные очень тонкие участки с ним.

На этом этапе можно остановиться, но лучше взять полоску наждачной бумаги, обернуть ее вокруг ровной деревянной доски или металлической пластины и этим инструментом довести плоскость создаваемого точильного камня до идеального состояния.

После обработки наждачкой потребуется смыть абразивную пыль с нового точильного камня обыкновенной водой.

Получился самодельный точильный брусок из подручных средств с ровной заточной поверхностью из керамики.

Для удобства дальнейшей работы с ним в разных местах делаю дополнительное основание.

Усовершенствование конструкции

Понадобился самый простой набор, который имеется у каждого домашнего мастера:

  • кусок доски чуть шире точильного камня;
  • ножовка;
  • шило;
  • отвертка;
  • шурупы.

Процесс крепления

Точильный брусок кладу на край доски, как показано на фото выше и шилом делаю разметку для вворачивания крепежных шурупов с противоположной стороны.

Для этой цели использовал не современные, а старые шурупы советского производства.

Их необходимо вкрутить так, чтобы шляпки удерживали торец керамики и были утоплены на треть ниже ее высоты. Это позволит наточить нож без возможности задевания им за крепеж.

Аналогичным образом делаю крепление с боков бруска.

С оставшейся четвертой стороны керамику закрепляю шурупами и уголками.

Нижние отверстия уголков позволят крепить всю конструкцию к подготовленным гвоздям без шляпки на рабочем верстаке. Одновременно они не будут мешать работать этим приспособлением на обычном столе.

Осталось выбрать удобную длину рукоятки точильного бруска и отрезать излишки доски ножовкой.

Инструмент для заточки ножа создан своими руками. Осталось его оценить в работе.

Испытания

Для проверки того, как работает такой точильный брусок был взят старый нож из столового набора с искривленным лезвием.

Буквально после нескольких заточных движений на точильной поверхности появились хорошо заметные следы металлических опилок, остающиеся от обработки клинка.

Их необходимо периодически смывать водой.

Чтобы наточить нож правильно следует поверхность точильного камня содержать в чистоте. Тогда она станет работать с максимальным эффектом своих возможностей.

Режущая кромка ножа сформировалась очень быстро.

Я ее не стал доводить на коже с пастой ГОИ, а просто проверил как она работает на бумаге и волосах кисти руки. С бумагой лезвие справилось на троечку, а в качестве бритвы оказалось непригодным: слишком быстро выполнялась обработка, а полировка не проводилась.

Да в быту это обычно и не нужно. Ведь элитный инструмент всегда можно довести до бритвенного состояния. Главное то, что хорошо работающий точильный брусок можно довольно просто сделать из керамической плитки своими руками любому домашнему мастеру.

Особенности создания режущей кромки на бруске

Дополню и напомню основные правила заточки, требующие соблюдения:

  • работать необходимо аккуратно и внимательно, без приложения значительных усилий: одно неосторожно движение может испортить плоскость подвода с режущей кромкой;
  • при заточке ножа постоянно контролируют стабильность угла его наклона к бруску и ширину подводов;
  • лезвие следует все время направлять по движению острой кромкой, а не со стороны обуха.

Если клинок сильно искривлен неправильными заточками, то допустимо сточить на наждаке все выступающие части до общего уровня, а затем его обрабатывать на бруска.

Используя точильный камень угол заточки создается при контроле наклона лезвия, составляющего половину его величины. Для этого плоскость подвода должна точно находиться на поверхности бруска.

Заточка криволинейных клинков

Ножи с выпуклой формой

При заточке такое лезвие прикладывают подводом к поверхности точильного камня и им совершают не прямое, а криволинейное движение, которое повторяет форму режущей кромки. Она должна располагаться всегда перпендикулярно совершаемому перемещению.

Ножи с вогнутой формой

Такая конструкция лезвия в домашнем обиходе встречается не часто, например, у садоводов в инструменте для прививок. Их обработка очень сложная и требует специальных навыков и инструмента.

Без соответствующие подготовки обычным бруском вогнутое лезвие легко испортить. Такой заточке надо отдельно учиться или доверить ее опытному мастеру. Поэтому рассматривать ее особенности здесь не стану.

Глава из книги,Азы выживания".

Почему «Каменный век» Человечества тянулся так долго? Да потому, что освоив самые примитивные способы изготовления изделий из камня (кремня) любой человек мог обеспечить себя когда угодно и где угодно самыми необходимыми орудиями труда: ножом, наконечниками для стрел и копий, топорами, скребками, ручными рубилами и т.д. Перечень изделий невелик, но человеку тех далеких времен этого было вполне достаточно для жизни. Изделия из кремня быстро ломались, но также быстро можно было изготовить собственными силами новые изделия на замену утраченных. Для современного человека подобные возможности его доисторического предка уже из разряда фантастики. Изготовление простейших изделий из металла требует если не наличия станочного парка, то специальных инструментов и достаточно высокой квалификации в металлообработке. Сам металл тоже еще как-то получить надо.
Предчувствую, что кто-то спросит: «А зачем человеку двадцать первого века нужны технологии каменного века? К чему современному человеку какие-то, каменные наконечники для стрел и копий?» Эти любители конкретных вопросов уже заранее знают ответы на все свои вопросы. Например, по их мнению телевизоры нужны только для передачи и просмотра порнухи, печатные издания для распространения экстремистских взглядов и грязной похоти. Они также могут подробно рассказать об,основном" предназначении столовых вилок, штопоров, мясорубок, электрочайников, утюгов и морозильных камер. Сколько уже людей умерло, не выдержав пыток этими орудиями? А тут автор предлагает технологии по изготовлению альтернативного оружия.
Ну что тут скажешь? Одни люди пытаясь познать окружающий Мир сами ищут приключений в диких краях, у черта на куличках. Других людей приключения достают в их собственных домах. И там, и там бывает порой необходимость вооружиться хотя бы на уровне каменного века. Потому как с приобретением современного, огнестрельного оружия мороки появляется еще больше. Давайте вспомним, как сегодня летают на самолетах. Не успел зайти в накопительный зал после регистрации, как тут же звучит команда: «Разуться, выдернуть ремни из брюк, вынуть все металлические предметы, расстегнуть ширинки и лифчики, руки за голову, лицом к стене или в затылок другому пассажиру!» И вот так под бдительным и внимательным взглядом хорошо обученных стюардесс и скорее всего под прицелом невидимых снайперов цепочка пассажиров следует на посадку в самолет. Ну понятно, что в самолете у иных придурков вдруг чего-то включается и они начинают качать свои права, вспоминая, что сами они тоже были людьми, аж два раза и требуют справедливости. Другие пассажиры таких буйных сразу же начинают успокаивать словами, что это им приснилось и у современного гражданина всегда босы ноги, расстегнута ширинка и лифчик, он никогда не прав, особенно не имея прав!
И вы хотите сказать, что в таких условиях туристу экстремалу можно перевезти с собой к черту на кулички легальный ствол с патронами, порохом и прочими боеприпасами? Туда может и увезете, но не забывайте, что это ваше зарегистрированное оружие надо еще вывезти обратно. А там местный чиновник положит глаз на ваше ружьишко и скажет вам, что не положено. Своими словами объяснит, что можете написать ему же и на него же жалобу, но зелеными чернилами, с красной печатью и в трех экземплярах, иначе он ваши кляузы даже к рассмотрению не возьмет… У владельцев стволов и дома могут быть проблемы. Без ружья в сейфе, владелец мог бы спать спокойно, а тут среди ночи или под утро внезапная проверка. Милиционер со словами: «Это я не пью и этим не закусываю, а это можно попробовать. Сейф смотреть сегодня не буду, пишу хранение удовлетворительное», может быть, надолго в вашей квартире не задержится. Вдруг ему утром тоже надо будет предстать перед начальством.
Надеюсь теперь понятно, зачем рядовому гражданину надо бы знать на всякий случай технологию изготовления каменного топора и деревянных вил?
Изучая в теории и на практике древние технологии обработки кремня, я столкнулся с парадоксальной ситуацией. Судя по научным источникам, в Старом свете и в России в частности, считается, что технология изготовления древних кремневых изделий необычайно сложная и длительная проблема. Да еще малоизученная и противоречивая, доступная только узкому кругу особо посвященных специалистов от экспериментальной археологии. Были даже небезосновательные предположения например, что в древности создавать каменный топор начинал дед, а заканчивал его изготовление внук. Самое большее чего добились европейские ученые по экспериментальной археологии это создавать реплики грубых рубил времен питекантропов. В то же время на территории Северной Америки изготовление изделий из кремня и именно по древним технологиям обычное дело для изготовления сувениров под старину местными ремесленниками. Хочу сказать, что ученые от археологии с разных континентов, видимо связи друг с другом не имеют и о Всемирной Истории Человечества имеют каждый свое, сугубо личное мнение.
Уровень квалификации рядового умельца по обработке кремня из Североамериканских штатов или Канады достиг столь небывалых высот, что древним предкам сегодняшнего Человечества не могло даже присниться. И это само собой без применения современного спецоборудования (лазерных, вибро или утразвуковых станков…). Все по старинной технологии, где из основных инструментов у умельца подобранный тут же булыжник и кусок оленьего рога для чистовой доработки изделия. Самое большее, что особо продвинутый мастер может себе позволить так заменить древние материалы современными на своих инструментах. Вместо булыжника медный ударник, вместо тонко заточенного отжимника из оленьего рога что-то наподобие крохотной отвертки на удобной ручке. А все остальное как у древних мастеров.
Теперь чуть подробней о кремнях. Что это такое и где это взять? Кремень один из самых распространенных минералов на Земле. Песок под ногами это в основном мелко размолотый кремень. Хоть и кажется, что этот песок вечен, но это не так. Под действием внешней среды песок может растворятся, спекаться и течь как жидкость, перетекая в случайные, природные полости образуя кремневые желваки. Для большей наглядности возьмем обычное, оконное стекло. Если измерить толщину старого стекла обычным штангенциркулем, то можно обнаружить значительную разницу в размерах. Внизу стекло будет толще. Стекло тоже из кварца, только из-за добавок менее твердое, и менее тугоплавкое. Тоже течет, только мы не успеваем заметить это невооруженным глазом за столь короткое время как наша жизнь..
Кремневые желваки могут быть размером от крохотной горошинки до размеров небольшой, крестьянской избы. Отложение кремня на стенках в полостях длятся тысячи и даже миллионы лет и внутри желваков из аморфной формы слоистого кремня часто образуются кристаллы кварца. Камень кремний это крохотные кристаллы кварца в обрамлении аморфного кремня, а в чисто кристаллическом виде называется кварцем. В зависимости от примесей кристаллы кварца могут обзываться всевозможными именами, но чаще всего это бесцветные друзы горного хрусталя. Сам кремний в желваках тоже может быть с примесями и иметь различную окраску и немного отличаться по своим свойствам. Еще один вариант образования кремневых желваков из расплава в вулканах. Там желваки в основном состоят из кристаллической формы кварца. Внутри вулканических желваков также могут быть полости с отдельными кристаллами. Обычный кремень на изломе имеет стеклянный блеск и тонкие пластинки могут просвечивать. Кварц может быть полупрозрачным и прозрачным, в зависимости от вида, цвета и прочих достоинств может относиться к группе полудрагоценных камней. Есть и драгоценные формы кварца.
Желваки со временем разрушаются, обломки окатываются водными потоками и опять приобретают округлую форму. В отличии от окатанных обломков желваки обычно покрыты довольно непрочной и рыхлой, так называемой рубашкой. Если твердость самого кремня (и кварца) по шкале Мооса равна 7, царапает стекло и каленую сталь, то рубашка имеет твердость 3-4 и меньше. При обработке кремня необходимо избавляться от рубашки и учитывать природную слоистость.
Кремни имеют еще одну особенность. В кремнях всегда присутствует вода. На камнях долго пролежавших на открытом воздухе влага испаряется и заодно рвет целостность камня, покрывая весь объем кремня мелкими трещинками. Обрабатывать такой кремень сложно, точнее невозможно, так как пересушенный камень колется не по слоям, а по внутренним трещинкам и в любом направлении. Поэтому хранить кремни для последующей обработки необходимо во влажной земле или в воде. Иногда сырые (свежие) кремни специально прогревают в золе костров для того чтоб камни расслоились на длинные и тонкие пластины. Понятно, что обломки мелких кремневых желваков расслоятся на множество кривых пластин, а обломки крупных желваков могут оказаться почти прямыми.
Изготавливая каменные изделия для практических целей не надо забывать, что эти изделия в основном одноразовые и ненадолго. Поэтому особо усердствовать и тратить время на изготовление просто не разумно. Любое (каменное) изделие должно быть сделано быстро, с достаточной точностью, но не более того. Для изготовления практических изделий могут быть использованы и другие породы камней, кристаллические песчаники, твердые разновидности сланцев, вулканическое стекло обсидиан, а также витринное, оконное и бутылочное стекло.
На фото реплики старинных изделий. А если говорить по русски, то изделия из кремня под старину, созданные современными умельцами.
Продолжение в

В этой статье вы найдете, пожалуй, самый необходимый минимум исторической информации о том, откуда же появилась такая замечательная и простая (как может показаться на первый взгляд) вещь как нож.

Мы с вами пройдемся по истории появления первых ножей, посмотрим по порядку на все значимые этапы в развитии как самих клинков, так и человечества в целом. В первую очередь обратимся к любимой википедии. Какое она дает нам определение, что такое нож?

Что такое нож и его определение


«Нож» - это режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок - полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах. В конструкции чаще всего можно выделить клинок и рукоять.

В общем и целом, как мы и писали в самом начале, выглядит не так уж сложно, не правда ли? С одной стороны да…

С другой стороны, человечество пользуется ножами уже со времен палеолита, т.е. со времен «каменного века» и по сегодняшний день. Нож остается все также актуален и даже более того, в современном мире появилось гигантское разнообразие видов, типов и направлений применения ножа.

На практике мы имеем то, что чем больше у человечества появляется знаний и технологий, тем большее ножевое разнообразие появляется в мире. А начиналось все так…

Нож каменного века: неандертальцы и их первые ножи


Перед вами, предположительно, один из первых изобретателей ножа и жил он около 2,6 миллиона лет назад.

Ножи делали из кости, камня, кремневых пластин или вулканического стекла

В каменном веке люди делали ножи из кости, рога и камня, но все-таки чаще всего из кремневых пластин или обсидиана, которые, по сути, являются вулканическим стеклом. Делали они их очень просто – брали большие куски и дробили или разбивали их на части. Из-за своей структуры кремний при разбивании ломается на куски с достаточно острым краем.

Понятно, что такие ножи были неплохи на том древнем этапе развития, они были острыми и не тупились очень долго. Они так же обладали несколькими недостатками присущими любому камню, стеклу и керамике:



В наше время найти нож «в дизайне каменного века» не составит никакого труда. В данном случае нож из дамасской стали.

На территории современного Китая, например, кремния и обсидиана было так мало, что большое распространение получили ножи из бамбука. А вот ножи из кости были распространены среди народов крайнего севера вплоть до 19 века.

Бронзовый век: нож спартанца и римлянина


А это легионеры Римской империи, которая существовала целых 16 веков.

Около пяти тысяч лет назад человек все-таки освоил добычу и обработку металла, и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. Собственно вся античность со времен древних эллинов (они же древние греки) и до древних римлян и Византии это торжество меди и бронзы над камнем.

Ножи того времени чаще всего были цельнолитыми

После освоение меди и бронзы были созданы империи, которым по территориальной протяженности и по времени существования нет равных по сей день. Ножи тех времен были в основном цельнолитыми, однако в Римской империи были изобретены и складные ножи – далекий предок нашего современного мультитула и ножа для походов.


Римский складной «армейский» нож. Ложка, вилка, шило, зубочистка, и черт знает что еще. II-III нашей эры. Привет швейцарским ножам из римской империи!

Такой универсальный нож был не заменим для трапез и особенно для постоянной походной жизни, которую вели абсолютно все солдаты. Каждый римский солдат носил такой нож с собой весь срок службы, а возможно потом пользовался им и в домашних условиях.

Обратите внимание, что лезвие ножа сделано не из бронзы, а из железа. Железо в бронзовом веке уже было известно, хотя и использовалось не так массово как в последующих столетиях. В то время это было намного дороже в плане добычи и обработки, но зато давало большую прочность и долговечность, остроту самому лезвию.

Ножи железного века: викинги, рыцари и самураи


Кадр из сериала «Викинги», который рассказывает об одном из отрядов того времени и показывает нам культуру, быт, обряды и уклад жизни викингов.

Викинги (северяне, морские разбойники, беда для любых купцов и завоевателей, «бич божий» как их еще называли в Европе), рыцари, самураи и ниндзя – все они существовали можно сказать в одно и тоже время, но на разных концах земного шара.

Индийский и арабский дамаск, русский булат, легенды о живых мечах и легенды о богатырях — все это век железа и стали.

Железный век один из самых кровавых в истории и ножей и человечества

Шутки шутками, но те времена были довольно кровавыми, хотя конечно не такими кровавыми как наша с вами современность с ядерными бомбами и атомными крейсерами, способными уничтожать целые города за минуту.

Хотя в средневековье большая часть знаний античности была утеряна, кое-что было все-таки принято варварскими народами. Например, оружейное дело, связанное с обработкой железа. Если говорить о качестве, то оно кончено сильно упало по сравнению с античностью.

У среднего кузнеца того времени было представление о том, как из мягкого железа сковать подкову или серп для уборки урожая. Такое железо не только дорого стоило, но с качеством самой стали были серьезные проблемы.


Финский нож — типичный представитель ножей скандинавского северного типа. У викингов было что-то подобное.

Секреты оружейного дела передавались только своим ученикам

Каждый мастер имел свои секреты и передавал их только ученикам. Сильно выделять по качеству продукции так же было опасно. Если твои ножи или другое оружие было значительно лучше, чем у других кузнецов, то такого мастера могли «пригласить» в святую инквизицию пообщаться на предмет, не балуешься ли ты черной магией, т.к. у других богобоязненных кузнецов почему-то не получаются такие качественные вещи.

Как вы понимаете, жгли в то время не только красивых женщин и ученых, но и хороших мастеров. Хороший меч мог стоить несколько деревень вместе с их жителями. О мечах складывали легенды, наделяли их разумом, волшебными свойствами и давали свои собственные имена.


После крестовых походов ситуация изменилась к лучшему. Рыцари, побывав на мусульманском востоке, получили доступ к знаниям, которые были сохранены и приумножены арабами (ведь ранее это были римские колонии, а знания римляне очень даже уважали) потому и знания античности не были утеряны в тех странах. Восток тех времен был очень продвинут в науках, искусстве, медицине и так далее.

Европейские рыцари, с головы до ног заточенные как танки в железную броню и которые залили кровью весь восток. Они же совершали походы и на Русь. Все, как говорится, во славу господнюю, однако и себя они не обижали, попутно прихватывая с собой все сокровища и ценные вещи, которые смогли захватить.


Японские самураи в другом конце света — отличались крайней беспощадностью и кровожадностью, неоднократно завоевали и Корею и Китай. Причем на Корею нападали просто потому что она лежала по пути в Китай. Грех было не пограбить и поубивать в свое удовольствие.


Танто или японский нож – наследие самураев, дошедшее и до наших дней.

Ножи железного века были очень разнообразны, начиная от формы, длины и заканчивая материалами. В Индонезии появляется кривой нож с серповидным клинком в виде когтя тигра – керамбит, а так же знаменитый крис нож с волнистым клинком в виде огненного языка пламени.

Нож на Руси – атрибут свободного человека

На Руси и в Европе нож – это атрибут свободного человека. Холоп или полонянин не имеет право иметь свой собственный нож.

Нож викингов и северян вообще делается с деревянной рукоятью, чтобы сталь не жгла руку на морозе и не скользила в крови при разделке дичи и рыбы. Не забываем и про финский нож охотника и рыбака, японские ножи из голубой стали. Все они тоже окончательно сформировались именно в средневековье!

Эпоха Возрождения: пиратский нож и морские завоевания


Королевские мушкетеры его величества в Европе.

Эпоха возрождения характеризуется несколькими важными моментами:

  1. В это время бурно развиваются науки и искусства, возникают первые промышленные центры, где обработка металла дело не талантливых одиночек (как было ранее), а целых ремесленных и торговых гильдий.
  2. Огнестрельное оружие отодвигает ножи на второй план
  3. Изобретение огнестрельного оружия делает доспехи и щит настолько тяжелыми и дорогими, что от них отказываются совсем. Испанские конкистадоры, вооруженные пиками, одни из последних используют панцири — последнее наследство средневековья. Панцирь очень хорош против холодного оружия, но тяжелые мушкеты, появившиеся на смену аркебузам малого калибра, пробивают даже их.
  4. Период возрождения — это время полного освоения металла. Ножи этой эпохи разнообразны и выделяются прекрасным качеством.
  5. Открытие Америки, развитие торговли и слабый контроль колоний порождает такой феномен как морское братство. На абордаж, пираты!


В бою испанские пикинеры прикрывают мушкетеров от рейтаров (конница с пистолями).

Царицей морей того времени безусловно являлась Испания. Их пехота, самая дисциплинированная и сильная пехота тех времен, была очень эффективна в бою, что в конечном итоге и подвело саму Испанию. Такая эффективность затормозила развитие и принятие на вооружение огнестрельного оружия, что дало шанс вырваться вперед англичанам, французам и голландцам.

Не забываем, что именно испанцы открыли и завоевали Америку — с арбалетами палашами и пиками. Считалось, что во влажном и жарком климате огнестрельное оружие слишком уж ненадежно.

Теперь непосредственно о ножах эпохи возрождения и морских открытий.


Испанская наваха – классический складной нож того времени.

Одним из самых известных примеров того времени является Испанская наваха. Родилась она в 15 веке, когда власти, ввиду опасности народных бунтов, законодательно запретили иметь простолюдинам холодное оружие с фиксированным клинком. Шпаги и прочее вооружение имели право носить только высшее сословие и армия. Ножи матросов часто были складными, т. к. именно такой нож можно было носить с собой куда угодно и он занимает мало места.

Пример современного ножа, ставшего уже классикой.

Как только производство ножей становится массовым, появляется так много вариантов, что сделать свой выбор становится некоторой проблемой. Реклама, фильмы и пресса так переплелись между собой в попытке реализовать и заработать на продажах клинков, что обычный покупатель, не искушенный в знаниях, должен научиться разбираться в многочисленных тонкостях этого направления.

  • Выбрать складной нож или с фиксированным клинком?
  • Какой марки стали взять клинок?
  • Какого размера?
  • Какие компании производят качественные и недорогие ножи?
  • На какую стоимость рассчитывать?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в последующих статьях. Пока хотелось бы дать общие, но не менее важные рекомендации. Главное, что вам нужно сделать в любом случае, это понять

  1. Для каких целей вам требуется нож и в каких условиях вы будете его применять?
  2. На какую сумму вы рассчитываете?

Сформулируйте для себя ответы на эти, казалось бы, простые вопросы (ответ на них сможете дать только вы сами) и 90% дела уже будет сделано.


Напишите пожалуйста в комментариях ниже — была ли полезна эта статья? Что вам понравилось, а что осталось не раскрыто? Задавайте вопросы, мы постараемся помочь.