Есть много признаков отличающих человека от животного. Двенадцатое октября сочинение есть много признаков отличающих. Как отличить умного человека от глупца

рТЕЦДЕ ЧУЕЗП РПЪЧПМШФЕ РПЪДТБЧЙФШ ЧБУ У ФЕН, ЮФП ЧЩ ОБИПДЙФЕУШ Ч УФЕОБИ хОЙЧЕТУЙФЕФБ, Й У ОБЮБМПН ОБЫЕК У ЧБНЙ ТБВПФЩ.

хОЙЧЕТУЙФЕФУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЛБЛ Й ЧУСЛПЕ ЧЩУЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ПЪОБЮБЕФ ЙОХА УФХРЕОШ РП УТБЧОЕОЙА УП УТЕДОЕК ЫЛПМПК. й ПДОБ ЙЪ ПУПВЕООПУФЕК ЬФПК УФХРЕОЙ Ч ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ХЦЕ ОЕФ ЧЕТИБ Й ОЙЪБ - ХЮЙФЕМЕК Й ХЮЕОЙЛПЧ - ЪДЕУШ ЧУЕ ЛПММЕЗЙ, Ф.Е. МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЧНЕУФЕ. чЕДШ ТБВПФБ ЧЩУЫЕЗП ХЮЕВОПЗП ЪБЧЕДЕОЙС УПУФПЙФ Ч УПФТХДОЙЮЕУФЧЕ, Ф.Е. ЛПЗДБ ПДОЙ ИПФСФ ХЮЙФШУС, Б ДТХЗЙЕ ЙН РПНПЗБАФ Ч ЬФПН. рТЙОХЦДЕОЙЕ, ПВСЪБФЕМШОЩК "ОБУЙМШУФЧЕООЩК" ЛПОФТПМШ ПУФБМЙУШ ОБ ОЙЪЫЕК УФХРЕОЙ ПВТБЪПЧБОЙС. й ПФОПЫЕОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМЕК Л ЧБН ВХДЕФ ЙОПЕ. ьФП ВХДЕФ ПФОПЫЕОЙЕ ЛПММЕЗЙ Л НМБДЫЕНХ ЛПММЕЗЕ.

оП ЬФП ПЪОБЮБЕФ ОЕ ФП, ЮФП УФБОЕФ МЕЗЮЕ, Б ФП, ЮФП УФБОЕФ ФТХДОЕЕ. й ЧППВЭЕ, ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП Ч ИПТПЫЕН ДЕМЕ ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ. ьФП ВХДЕФ ФТХДОПЕ ДЕМП, РПФПНХ ЮФП ОЕФ ЛПОФТПМЈТБ УФТПЦЕ, ЮЕН УБН ЮЕМПЧЕЛ (ЕУМЙ ОЕФ ФБЛПЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛПОФТПМЈТБ, ФП ОЕФ ЧЩУЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС). рТБЧДБ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПК МЙОЙЙ, ЛПФПТБС ПФТЕЪБМБ ВЩ ПФ ОБУ ДЕФУФЧП, ПФТЕЪБМБ РПФПН АОПУФШ... й ЬМЕНЕОФЩ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й ДЕФУФЧП ЮБУФП ЧФПТЗБАФУС Ч ХОЙЧЕТУЙФЕФ: ОЕ ВХДЕН ДЕМБФШ УЕЛТЕФБ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ РПДУЛБЪЩЧБАФ ДТХЗ ДТХЗХ Й ДБЦЕ ЧЙДСФ ОЕЛПФПТЩК УРПТФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РПНЕОШЫЕ ЧЩХЮЙФШ Й РПМХЮЫЕ РПМХЮЙФШ. ьФП ЫЛПМШОЩК РПДИПД. оП ЫЛПМШОЩК РПДИПД ОПТНБМЕО МЙЫШ Ч УЧПЈ ЧТЕНС: "уНЕЫПО Й ЧЕФТЕООЩК УФБТЙЛ, УНЕЫПО Й АОПЫБ УФЕРЕООЩК ".

х ЧБУ УЕЗПДОС НПЦЕФ ОБЮБФШУС ДТХЗПК ЧПЪТБУФ. чПЪТБУФ - ЬФП ОЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РТПЦЙФЩИ ЧБНЙ ДОЕК, Б РПЧЕДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ПУХЭЕУФЧМСФШ.

оП ДБЧБКФЕ РПДХНБЕН! с ОЕ УМХЮБКОП ФБЛ УЛБЪБМ, ЬФП УМПЧП МАВЙМ ЖЙМПУПЖ уПЛТБФ. уЧПЙИ ХЮЕОЙЛПЧ уПЛТБФ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЮЙМ РТБЧЙМШОПНХ, ОЙЛПЗДБ ОБ ЧПРТПУ ХЮЕОЙЛПЧ ОЕ ПФЧЕЮБМ: "рПУФХРБКФЕ ФБЛ". пО ЗПЧПТЙМ: "дБЧБКФЕ РПДХНБЕН!". б ЮФП ЪОБЮЙФ "РПДХНБЕН"? - чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, С ФПЦЕ ОЕ ЪОБА, ЛБЛ ЧБН РПУФХРЙФШ. чЩ РТЙЫМЙ ОЕ ЛБЛ ЫЛПМШОЙЛЙ, РПМХЮЙФШ РТБЧЙМШОЩК ПФЧЕФ, ЧЩ РТЙЫМЙ Л ЛПММЕЗЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС, РПДХНБФШ ЧНЕУФЕ. б ЧНЕУФЕ ДХНБФШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП МХЮЫЕ. йНЕООП ТБЪМЙЮЙС ЧП НОЕОЙСИ РПНПЗБАФ РТПДЧЙЗБФШУС Л ЙУФЙОЕ.

рПУНПФТЙФЕ, ЧПФ ЛФП НЩ У ЧБНЙ? нПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП НЩ ПЮЕОШ ХНОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ НБЫЙОЩ. нЩ ХНЕЕН ДЕМБФШ НОПЗП ТБЪОЩИ ЧЕЭЕК. оП ЛБЛБС ПУПВЕООПУФШ Х ЛБЦДПК НБЫЙОЩ? - х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ МЙГБ. б ЪБЮЕН? лБЪБМПУШ, ВЩМП ВЩ РТПЭЕ, ЮФПВЩ Х ЧУЕИ ВЩМЙ ПДЙОБЛПЧЩЕ МЙГБ. вЩМП ВЩ МЕЗЮЕ ЧП НОПЗПН, НПЦЕФ ВЩФШ, ВЩМП ВЩ НЕОШЫЕ ПЫЙВПЛ... оП ДМС ЮЕЗП-ФП ОХЦОП, ЮФПВЩ Х ОБУ ВЩМЙ ТБЪОЩЕ МЙГБ, ТБЪОЩЕ ИБТБЛФЕТЩ, ТБЪОЩК ПРЩФ, ЮФПВЩ НЩ ЧУЕ ВЩМЙ ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ.

жЙМПУПЖ тХУУП, ОБРЙУБЧЫЙК УБНХА ПФЛТПЧЕООХА ЛОЙЗХ Ч ЙУФПТЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ, ЗДЕ ОЕ РТПУФП ТБУУЛБЪБМ П УЕВЕ, П УЧПЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й РМПИЙИ ЛБЮЕУФЧБИ (ЙНЙ ФПЦЕ НПЦОП ЗПТДЙФШУС, ЕУМЙ ФБЛПК ИБТБЛФЕТ), ПО ТБУУЛБЪБМ П УЧПЙИ УФЩДОЩИ РПУФХРЛБИ, ПО ЧУЕЗП ПФЛТЩМ УЕВС, ОБРЙУБЧ УЧЕТИХ: "ч ЛПЦЕ Й ВЕЪ ЛПЦЙ". ч ЬФПК ЛОЙЗЕ ПО ОБРЙУБМ: с фблпк, лбл чуе, й с ой об лпзп ое рпипц. ьФП ПЮЕОШ ЗМХВПЛПЕ ЪБНЕЮБОЙЕ: ЮЕМПЧЕЛ, ЧП-РЕТЧЩИ ФБЛПК, ЛБЛ Й ЧУЕ ДТХЗЙЕ МАДЙ, Б ЧП-ЧФПТЩИ, ПО ЙОДЙЧЙДХБМЕО, ПО ПДЙО ФБЛПК Й ДТХЗПЗП ФБЛПЗП ЦЕ ОЕФ. рПЬФПНХ ПО НПЦЕФ УЛБЪБФШ ЮФП-ФП ФБЛПЕ, ЮЕЗП ДТХЗЙЕ ОЕ ЪОБАФ. й РПФПНХ ЧУС ОБЫБ ЦЙЪОШ, ЧУЈ ОБЫЕ ПВХЮЕОЙЕ ОБИПДЙФУС ОБ ДЧХИ ДПТПЗБИ. рП ПДОПНХ РХФЙ НЩ ТДЈН, ЮФПВЩ ВЩФШ ФБЛЙНЙ, ЛБЛ ДТХЗЙЕ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОЙНБФШ ДТХЗЙИ МАДЕК Й ЮФПВЩ ПОЙ НПЗМЙ РПОЙНБФШ ОБУ. оП ОБДП ЙНЕФШ Ч ЧЙДХ Й ФП, ЮФП ДТХЗПНХ НЕОС ОЕ ФБЛ МЕЗЛП РПОСФШ... чПФ РТБЧЙМБ ХМЙЮОПЗП ДЧЙЦЕОЙС ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП, ЛТПНЕ ФЕИ, ЛФП ЙИ ОЕ ЪОБЕФ ЙМЙ РМПИП П ОЙИ ПУЧЕДПНМЈО. б рХЫЛЙОБ ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП? - оЕФ, ЧУЕ РП-ТБЪОПНХ. й ОЕ ЗПЧПТЙФЕ, ЮФП ПДОЙ ЕЗП РПОЙНБАФ РТБЧЙМШОП, Б ДТХЗЙЕ - ОЕРТБЧЙМШОП. рХЫЛЙО РЕТЕД ЛБЦДЩН ЧЩУФХРБЕФ ФБЛ, ЛБЛ ВХДФП ПО УЕКЮБУ Й ЙНЕООП ДМС ОЕЗП ОБРЙУБМ. й ЧЩ ЧУЈ ЧТЕНС ЙНЕЕФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЗЕОЙБМШОЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК УБН ИПЮЕФ ЧБН ЮФП-ФП УЛБЪБФШ. фПМШЛП ПФЛТПКФЕ ХЫЙ, ФПМШЛП ВХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ! зМБЧОБС ВЕДБ ОБЫЕЗП ЧЕЛБ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ЪБЛТЩФЩ ЗМБЪБ Й ХЫЙ. й ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЧБЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ПФЛТЩФШ ЗМБЪБ Й ХЫЙ Й ХЧЙДЕФШ, ЛБЛ ЗПЧПТЙМ зПЗПМШ, ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ...

й ФХФ НЩ РПДИПДЙН Л ПДОПК ЧЕЭЙ, ЛПФПТБС ЧБН ЙЪЧЕУФОБ РП ОЕ ПЮЕОШ МЙФЕТБФХТОПНХ, ОП ЧУЕН РПОСФОПНХ УМПЧХ - "ОБРМЕЧБФШ": "б НОЕ ОБРМЕЧБФШ!". пРТЕДЕМЙФШ ЛХМШФХТХ ЮЕМПЧЕЛБ НПЦОП РП ПДОПНХ РТЙЪОБЛХ: ОБ ЮФП ЕНХ ОЕ ОБРМЕЧБФШ, ЮФП ЕЗП ОЕ ФТПЗБЕФ.

цЙЪОШ ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ РТПИПДЙФ Ч ОЕЛЙИ ЙЪПМЙТПЧБООЩИ ЛТХЗБИ. пДЙО ЦЙЧЈФ Ч НБМЕОШЛПН ЛТХЦЛЕ, ДТХЗПК - Ч ЛТХЗЕ РПВПМШЫЕ, ФТЕФЙК - Ч ЕЭЈ ВПМШЫЕН. чЕМЙЮЙОБ ЧБЫЕЗП ЛТХЗБ ПРТЕДЕМСЕФУС НОПЗЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ: ЮФП ЧБН МАВПРЩФОП, ЮФП ЧЩ ЪОБЕФЕ, ЮФП ЧБУ ЙОФЕТЕУХЕФ Й - ЕЭЈ ПДЙО Й ПЮЕОШ ЧБЦОЩК - ЮФП ЧБН ВПМШОП? пДОПНХ, ОБРТЙНЕТ, ВПМШОП, ЛПЗДБ ЕЗП ХДБТСФ, Б ДТХЗПК ОБ ЬФП ФПМШЛП УЛБЦЕФ: ОХ РП НПТДЕ, ЬФП ОЕ ПРБУОП, МЙЫШ ВЩ ОЕ ХВЙМЙ. лТХЗ РПВПМШЫЕ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ОБ ПУЛПТВМЕОЙЕ ПФЧЕЮБМ ДХЬМША, Й ЗПЧПТЙМ, ЮФП ПУЛПТВМЕОЙЕ ИХЦЕ, ЮЕН УНЕТФШ: УНЕТФШ ОЕ НПЦЕФ ХОЙЪЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, Б ПУЛПТВМЕОЙС С ОЕ РЕТЕОЕУХ. дТХЗПК УЛБЦЕФ, С ОЕ РЕТЕОЕУХ ПУЛПТВМЕОЙС МАДЕК, ЛПФПТЩИ С МАВМА: С ОЕ ДБН ПВЙЦБФШ НПЙИ ДЕФЕК, ОЕ ДБН ПУЛПТВМСФШ УЧПА НБФШ, ОП ЧПФ ЮХЦПЗП ЮЕМПЧЕЛБ... рПНОЙФЕ, ЛБЛ Х зПЗПМС, "ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ ". лПЗДБ ВПМШОП ПФ ЮХЦПК ВПМЙ - ЬФП Й ЕУФШ УБНЩК ВПМШЫПК ЛТХЗ, ЛТХЗ ЛХМШФХТОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

лПОЕЮОП, ОЕМШЪС УДЕМБФШ ФБЛ: С УЕЗПДОС РТПУОХМУС, ЪБИПФЕМ УФБФШ ЛХМШФХТОЩН Й ОБЮБМ УПЮХЧУФЧПЧБФШ ХОЙЦЕООЩН Й ПУЛПТВМЕООЩН. фБЛ ОЕ ВЩЧБЕФ, Й УБНЩЕ ДПВТЩЕ ОБНЕТЕОЙС ЪДЕУШ ОЕ РПНПЗХФ. оБДП ЧЩТБВБФЩЧБФШ ДХЫХ.

еУФШ НОПЗП РТЙЪОБЛПЧ, ПФМЙЮБАЭЙИ ЮЕМПЧЕЛБ ПФ ЦЙЧПФОПЗП. с ОЕ Л ФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ХНОЩК, Б ЦЙЧПФОПЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ УПЧУЕН ОЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ ПВМБДБЕФ ВПМШЫЙН ХНПН, ОП ЕЗП ХН ЧУЕЗДБ УЧСЪБО У ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЕК. ъОБЕФЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ: "лБЛ ВБТБО РЕТЕД ОПЧЩНЙ ЧПТПФБНЙ". ьФП ОЕ ЪОБЮЙФ, ЮФП ВБТБО - ЗМХРПЕ ЦЙЧПФОПЕ. вБТБО ПВМБДБЕФ ЧЩУПЛЙН ХТПЧОЕН ЙОФЕММЕЛФБ. оП ЕЗП ЙОФЕММЕЛФ РТЙЛПЧБО Л ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЙ, ПО ФЕТСЕФУС. б ЮЕМПЧЕЛ ЧУЕЗДБ ОБИПДЙФУС Ч ОЕРТЕДЧЙДЕООПК УЙФХБГЙЙ. й ФХФ Х ОЕЗП ЕУФШ ФПМШЛП ДЧЕ ОПЗЙ: ЙОФЕММЕЛФ Й УПЧЕУФШ. лБЛ УПЧЕУФШ ВЕЪ ТБЪЧЙФПЗП ЙОФЕММЕЛФБ УМЕРБ, ОП ОЕ ПРБУОБ, ФБЛ ПРБУЕО ЙОФЕММЕЛФ ВЕЪ УПЧЕУФЙ.

нЩ ЦЙЧЈН Ч ПЮЕОШ ЙОФЕТЕУОПЕ ЧТЕНС. й ИПФС ОЕЙОФЕТЕУОЩИ ЧТЕНЈО ОЕФ, ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ ЧТЕНЕОБ, Ч ЛПФПТЩИ ЙУФПТЙЛЙ, ПУФБЧМСС ЮЙУФЩЕ УФТБОЙГЩ, ПФНЕЮБАФ, ЮФП ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП. б ФЕ УФТБОЙГЩ, ЛПФПТЩЕ РПМОПУФША ЙУРЙУБОЩ, Ч ФБЛПЕ ЧТЕНС ЦЙЪОШ ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ. пОБ ФПЗДБ ФТЕВХЕФ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ ПЮЕОШ НОПЗПЗП. юЕМПЧЕЛ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЧЙОФЙЛПН, Х ОЕЗП ЧПЪОЙЛБЕФ НОПЦЕУФЧП УЙФХБГЙК, ЛПЗДБ РПСЧМСЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ: РПУФХРЙФШ ПДОЙН ЙМЙ ДТХЗЙН УРПУПВПН. лБЛЙН? - оБ ЬФП ЕНХ ДБОБ УПЧЕУФШ Й РПФПНХ ЕЗП НПЦОП УХДЙФШ. оЕМШЪС УХДЙФШ ЛБНЕОШ ЪБ ФП, ЮФП ПО РБДБЕФ ЧОЙЪ, ОП ОЕ ЗПЧПТЙФЕ УЕВЕ: "с ВЩМ Ч ФБЛПН РПМПЦЕОЙЙ, С ОЙЮЕЗП РМПИПЗП ОЕ ИПФЕМ, ОП ВЩМЙ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, С ЙОБЮЕ РПУФХРЙФШ ОЕ НПЗ"... ьФП ОЕРТБЧДБ! оЕ ВЩЧБЕФ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ЛПЗДБ ОЕМШЪС РПУФХРЙФШ ЙОБЮЕ. б ЕУМЙ Х ОБУ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЧУЈ-ФБЛЙ ОБИПДСФУС, ЪОБЮЙФ Х ОБУ ОЕФ УПЧЕУФЙ. уПЧЕУФШ - ЬФП ФП, ЮФП ДЙЛФХЕФ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, ЛПЗДБ ЕУФШ ЧЩВПТ. б ЧЩВПТ ЕУФШ ЧУЕЗДБ... чЩВПТ - ЧЕЭШ ФСЦЈМБС, РПЬФПНХ ДХТБЛПН ВЩФШ МЕЗЮЕ, У ДХТБЛБ ОЕФ УРТПУХ: "нОЕ РТЙЛБЪБМЙ, Б ЮФП С НПЗ УДЕМБФШ?", "нЕОС РТЙЧЕМЙ, Б ЧЩ ВЩ УБНЙ РПРТПВПЧБМЙ..."

с ОБРПНОА УМПЧБ ДЕЛБВТЙУФБ рХЭЙОБ, ДТХЗБ рХЫЛЙОБ, УЛБЪБООЩЕ ЙН Ч ТБЪЗПЧПТЕ У ГБТЈН. юЕМПЧЕЛ, Х ЛПФПТПЗП ТХЛЙ ВЩМЙ УЛПЧБОЩ, ОБ ЧПРТПУ оЙЛПМБС: "лБЛ ЧЩ ТЕЫЙМЙУШ ОБ ФБЛПЕ ДЕМП?" - ПФЧЕЮБМ: "йОБЮЕ С ВЩ УЮЙФБМ УЕВС РПДМЕГПН". ьФЙН ПО ЗПЧПТЙМ: Х НЕОС ЕУФШ УПЧЕУФШ, ЕУФШ ЧЩВПТ: МЙВП ЬФЙ ТХЛЙ Ч ЬФЙИ ГЕРСИ, МЙВП С УБН cЕВС ВХДХ УЮЙФБФШ РПДМЕГПН. йУФПТЙС РПЛБЪБМБ, ЮФП ЧЩУПЛБС ОТБЧУФЧЕООПУФШ ЬФЙИ МАДЕК РПНПЗМБ ЙН РЕТЕОЕУФЙ УБНЩЕ ФСЦЛЙЕ ЙУРЩФБОЙС, ЧЩРБЧЫЙЕ ОБ ЙИ ДПМА Ч уЙВЙТЙ. й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ПОЙ УПИТБОЙМЙУШ МХЮЫЕ, ЮЕН ФЕ, ЛФП Ч ФХ ЦЕ ОЙЛПМБЕЧУЛХА ЬРПИХ УЧПЙИ ДТХЪЕК РТЕДБМ, РПФПН УДЕМБМ ЛБТШЕТХ, Й ЧУЈ Х ОЙИ ЧОЕЫОЕ ЫМП ИПТПЫП Й ЮХДОП...

йФБЛ, ЮЕНХ ЦЕ ХЮБФУС МАДЙ? мАДЙ ХЮБФУС ъОБОЙА, МАДЙ ХЮБФУС рБНСФЙ, МАДЙ ХЮБФУС уПЧЕУФЙ. ьФП ФТЙ РТЕДНЕФБ, ЛПФПТЩЕ ОЕПВИПДЙНЩ Ч МАВПК ыЛПМЕ, Й ЛПФПТЩЕ ЧПВТБМП Ч УЕВС ЙУЛХУУФЧП. б ЙУЛХУУФЧП ЬФП РП УХФЙ УЧПЕК лОЙЗБ рБНСФЙ Й уПЧЕУФЙ. оБН ОБДП ФПМШЛП ОБХЮЙФШУС ЮЙФБФШ ЬФХ лОЙЗХ. с. ОБДЕАУШ, ЮФП НЩ ДМС ЬФПЗП Й УПВТБМЙУШ ЪДЕУШ.

ъБРЙУБМ д.лХЪПЧЛЙО.

// а.н. мПФНБО Й ФБТФХУЛП-НПУЛПЧУЛБС УЕНЙПФЙЮЕУЛБС ЫЛПМБ. н.:зОПЪЙУ, 1994. у. 459-462.

пФ ТЕДБЛГЙЙ. дБООЩК НБФЕТЙБМ ТБЪНЕЭЕО ОБ УБКФЕ Ч ПЪОБЛПНЙФЕМШОЩИ ГЕМСИ. дПУФХРОБС ТЕДБЛГЙЙ ЛПРЙС ДБООПЗП НБФЕТЙБМБ ОБИПДЙФУС ОБ УБКФЕ Vivos Voco - vivovoco.nns.ru.

М.Ю. Лотман

Ю. М. Лотман

Чему же учатся люди?

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы находитесь в стенах Университета, и с началом нашей с вами работы.

Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень по сравнению со средней школой. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный "насильственный" контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге.

Но это означает не то, что станет легче, а то, что станет труднее. И вообще, ничего лёгкого в хорошем деле быть не может. Это будет трудное дело, потому что нет контролёра строже, чем сам человек (если нет такого внутреннего контролёра, то нет высшего образования). Правда, не существует такой линии, которая отрезала бы от нас детство, отрезала потом юность... И элементы средней школы и детство часто вторгаются в университет: не будем делать секрета из того, что некоторые студенты подсказывают друг другу и даже видят некоторый спорт в том, чтобы поменьше выучить и получше получить. Это школьный подход. Но школьный подход нормален лишь в своё время: "Смешон и ветренный старик, смешон и юноша степенный ".

У вас сегодня может начаться другой возраст. Возраст - это не количество прожитых вами дней, а поведение, которое вы можете осуществлять.

Но давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? - Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? - У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок... Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

Философ Руссо, написавший самую откровенную книгу в истории человечества, где не просто рассказал о себе, о своих положительных и плохих качествах (ими тоже можно гордиться, если такой характер), он рассказал о своих стыдных поступках, он всего открыл себя, написав сверху: "В коже и без кожи". В этой книге он написал: Я ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И Я НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖ. Это очень глубокое замечание: человек, во-первых такой, как и все другие люди, а во-вторых, он индивидуален, он один такой и другого такого же нет. Поэтому он может сказать что-то такое, чего другие не знают. И потому вся наша жизнь, всё наше обучение находится на двух дорогах. По одному пути мы рдём, чтобы быть такими, как другие, для того, чтобы понимать других людей и чтобы они могли понимать нас. Но надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять... Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? - Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие - неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи...

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову - "наплевать": "А мне наплевать!". Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи ". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, в такое время жизнь ничего лёгкого не представляет. Она тогда требует от человека очень многого. Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог"... Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда... Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали..."

Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. Человек, у которого руки были скованы, на вопрос Николая: "Как вы решились на такое дело?" - отвечал: "Иначе я бы считал себя подлецом". Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор: либо эти руки в этих цепях, либо я сам cебя буду считать подлецом. История показала, что высокая нравственность этих людей помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири. И физически они сохранились лучше, чем те, кто в ту же николаевскую эпоху своих друзей предал, потом сделал карьеру, и всё у них внешне шло хорошо и чудно...

Итак, чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу. Я. надеюсь, что мы для этого и собрались здесь.

Записал Д. Кузовкин.

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.

Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, - показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На то и совесть дана человеку. Чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… конечно, выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»

Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.

Многие признаки отличают человека от животного. Животное облодает большим умом, но его ум связан с опеределенной ситуацией. А когда оно находится не в той ситуацией с которой "связано" а в совершенно другой, то оно теряется. А вот человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интелекта не опасна, опасен интелект без совести.

У человека всегда есть возможность выбора, поступить так или иначе. Совесть дана человеку, чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке.Если человек находясь в безвыборной ситуации(а такой не существует)и совершает плохое дело, это значит, что у него нет совести.Совесть – диктует как поступить когда есть выбор, а выбор есть всегда. В течении жизни люди учаться знанию, развивают память, и учатся совести. Эти три предмета просто необходимы в любой школе!!!

(1)...Есть много признаков, отличающих человека от животного. (2)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (3)Животное совсем не глупое. (4)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. (5)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (6)И тут у него есть две «ноги»: интеллект и совесть. (7)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.(8)Мы живём в очень интересное время. (9)И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, в которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего не произошло. (10)А те страницы, которые полностью исписаны, посвящены часто времени, в котором жизнь ничего лёгкого не представляет.. (11)Она тогда требует от человека очень многого. (12)Человек перестаёт быть винтиком, у него возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. (13)Каким? (14)На это ему дана совесть, и потому его можно. судить. (15)Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог...» (16)Это неправда! (17)Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. (18)А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. (19)Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. (20)А выбор есть всегда... (21)Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?»(22)«Меня привели, а вы бы сами попробовали... »(23)Я напомню слова декабриста Пущина, друга Пушкина, сказанные им в разговоре с царём. (24)Человек, у которого руки были скованы; на вопрос Николая 1: как вы решились на такое дело? - отвечал: иначе я бы считал себя подлецом. (25)Этим он говорил: у меня есть совесть, есть выбор - либо эти руки в цепях, либо я сам себя буду считать подлецом. (26)История показала, что высокая нравственность декабристов помогла им перенести самые тяжкие испытания, выпавшие на их долю в Сибири.(27)Итак, чему же учатся люди? (28)Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. (29)И только в этом случае можно говорить о культуре человека. (30)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорблённым. (31)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32)Надо вырабатывать душу.. (по Ю.М. Лотману)

Показать текст целиком

В данном тексте Юрий Михайлович Лотман ставит проблему совести.

Рассуждая над данной проблемой, автор сравнивает человека и животного. Рассказчик говорит о том, что человек, в отличие от животного, всегда находится в непредвиденной ситуации и может руководствоваться лишь интеллектом и совестью. "Как совесть без развитого интеллекта слепа, так опасен интеллект без совести", - подмечает повествователь. Автор считает, что в жизни человека возникает множество ситуаций, когда ему предстоит выбрать, как поступить. В такие моменты сделать правильный выбор нам помогает совесть. Лотман убежден в том, что совесть диктует нам, как поступить, когда есть выбор, а выбор есть всегда. В доказательство автор напоминает нам слова Пущина об участии в декабристском восстании. По словам Пущина, поступив иначе, он считал бы себя подлецом. Именно высокие нравственные качества помогли декабристам перенести тяжкие испытания. "Люди учатся знанию, памяти, совести и только тогда можно говорить о культуре человека", - считает рассказчик.

Позиция ав