День был серый и ветреный. §21. Правописание н и нн. Тема: Имя прилагательное в аспекте культуры речи


Упражнение 223
[- -]: [=-], [=-], [--], [- =]. (Значение пояснения.)
[- (=) и (=)]: [(-), (-), (-), (-), (-) и (-) =]. (Значение пояснения.)
[--]: [=-]... (Значение дополнения.)
[- -]. [- =], ио [=-]: [- (=) и (=)].(Значение пояснения.)
[-И- -]. (Значение пояснения.)
" 3) Я всмотрелся: хам простиралось большое, открытое со всех сторон поле...
5) Странно: этот тихий жалобный голосок пообупил и во мне мистическое предчувствие драбуждакшегася страха.
Упражнение 224
А) Пестреет, ЗкелтЪет, ?инЬют, белеет, обвевало, вбмот^елся; беселЬ- ет, прибегают.
Б) Колокольчики, (х)машї&, ЯюздйкЬ, болоїа, Простирается, В) Заплями, ^о^йт, (застаний; предложение, воз^асї, разбираю.
Г) Пунцовыми, большое; йілй, ШІлот*, йедве5?онок. Упражнение 225
Ученые утверждают: льды Северного полюса тают и в следующем столетии исчезнут совсем из-за глобального потепления.
Исследования показывают: температура воды непосредственно подо льдом поднимается поразительно быстро. Возможно, на какой- то период года льды будут исчезать: уже сейчас количество льда, дрейфующего из Арктики к побережью Гренландии, сократилось примерно на 40%.
что?
х I ^
»(что). Сложноподч. с придаточным изъяснит.
что?
X I ^
, (что). Сложноподч. с придаточным изъяснит.
по какой причине?
X 1 ^
, (потому что). Сложноподч. с придаточным причины.
Исчезают подчинительные союзы. На их месте появляется двоеточие.
Упражнение 226
1) Серпилина беспокоило: вдруг летчик не успеет по времени засветло в Москву... Только когда справа под крылом прошла Рязань, он успокоился: между Рязанью и Москвой садиться было некуда. 2) Дни были всякие: то огнем жгло с сияющей лазури солнце, то горами громоздились и раскатывались ужасающим громом тучи, то потопа-ми обрушивались на пароход и на море буйные ливни... 3) Все сли-лось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину ки-пящего снежного праха. 4) Наконец пришло долгожданное время: зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соло- вьи... 5) Солнце смеется... Ликует природа! Всюду приволье, покой и свобода, только у мельницы злится река: нет ей простора... неволя горька! 6) Хлопот Мартышке полон рот: чурбан она то понесет, то так, то сяк его обхватит, то поволочет,-то покатит... 7) А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден.
1) [=]:[- =]-
[- =], [- =]: [(-), (-), (-) =].
[=-]: [=-], [=-], [=-], [=-]...
1) Серп или на беспокоило: вдруг летчик не успеет п о_вре м е н и _за- светл о_в_М ос_кву...
Повеств., невосклиц.
Две грамматические основы - значит, сложное; 1-я основа односост., 2-я - двусост.

4- [=]:[-=]¦
5. Во 2-й части поясняется содержание 1-й.
2. Правописание приставок при- и пре- определяет их значение: При- Пре- 1) Присоединение, приближение, прибавление: принести, придвинуть, пристроить, при-шить, приписать. 1) Близкое к значению слова «очень»; предобрый, превознести, преувеличить, преисполнить, пре-взойти. 2) Расположение вблизи чего- нибудь: приморье, пригород, пришкольный, привокзальный. 2) Близкое к значению приставки пере-", прервать, претерпеть, пре-емник, преобразовать, прекратить, преградить. 3) Неполнота действия: приот-крыть, приумолкнуть, присми-реть, привстать, присесть, прилечь.
3. Не с существительными:
Неряха, нелепость, ненастье, негодяй, недоросль, невежда.
Несчастье (беда), неприятель (враг), неправда (ложь).
Не счастье, а беда сблизила нас; не способности его выручили, а большая усидчивость; он мне неприятель, а враг.
Упражнение 227
обрищ.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?» (Дееприч. об.; обращение.)
обращ.
Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка!» (Обращение.)
Б) Все было серо: небо, дым над крышами, самый воздух. (Бес- союзн. сложн. предл.; однор. чл. предл.)
Иногда человеку выпадает случай наблюдать чрезвычайное, как- то: извержение огнедышащей горы, погуби вшей цветущие селения. восстание угнетенного народа против всесильного владыки или вторжение в земли родины захватчика... (Бессоюзн. сложн. предл.; прич. об.)
Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля. (Бессоюзн. сложн. предл.)
Посмотрю на юг: нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. (Бессоюзн. сложн. предл.; сравн.)
Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Бессоюзн. сложн. предл.)
Упражнение 228 Двоеточие употребляется Примеры После слов автора перед прямой речью. Во сне он всегда шептал: «Мама, мама!» После обобщающего слова перед однородными членами. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. Между частями сложного бес-союзного предложения со зна-чением причины, пояснения, дополнения. Я доверяю любящим: они велико-душны. (Знач. причины.) Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (Знач. пояснения.) А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут. (Знач. дополнения.)
Упражнение 229
В полчаса погода успела перемениться: туман, расстилавшийся по морю, собрался в серые, скучные, сырые тучи и закрыл солнце; какая-то печальная изморось сыплется сверху и мочит крыши, тротуары и солдатские шинели... 2) Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий; но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смехи, рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности. 3) Человека четыре... молоденьких офицеров находились в разных углах комнаты: один из них, подложив под голову какую-то шубу, спал на диване; другой, стоя у стола, резал жареную баранину... 4) Володя был в чрезвычайном восторге: ему не приходила и мысль об опасности. 5) Вам не до этих рассказов, которые вы долго еще будете слушать во всех углах России: вы хотите скорее идти на бастионы, именно на четвертый, про который вам так много и так различно рассказывали. 6) Офицер погонял ямщика: ему, казалось, хотелось как можно скорей приехать.
1)[-=]:[- = и =];[-= и =]...
[- = и =]; но [- =], (которое =): [-, -, - =].
[-=]:[-=]; [-=].-
5) [=], (которые - ==): [- -], (про который =).
1) В пол часа погода успела перемениться: туман, расстилавшийся по морю,собрался в??ДЫ?, ш.чные, сырые тучи и закрыл солнце; какая-то печальная изморось сыплется сверху имочит дацци, тротуары и ролдатские шинели...
Повеств., невосклиц.
Три грамматические основы - значит, сложное; основы - двусоставные.
Связь бессоюзная; предложение бессоюзное.
[- =]: [- (=) и (=)]; [- (=) и (=)].
Во 2-й и 3-й части поясняется содержание 1-й.
Володя был в чрезвычайном восторге: ему не приходила и мысль об опасности.
1. Повеств., невосклиц.
Две грамматические основы - значит, сложное; основы - двусост.
Связь бессоюзная; предложение бессоюзное.
[-=]:[=-]
Во 2-й части поясняется содержание 1-й.
Рассып^ёт^.
Пол-апельсина, пол-лимона, пол-Москвы, полсада.
Упражнение 230
Кисти какого художника принадлежит эта картина?
Что вы знаете о самом художнике, какова его судьба?
Место действия картины - эпизод военных действий, взятие крепости.
Передний план - смертельно раненный солдат, который скоро умрет.
Описание человека - одежда, возраст. Его ранили только что - он еще не успел упасть. Выражение лица, фигура.
О чем думает сейчас этот солдат? Возможно, он жалеет, что участвовал в войне или гордится выполненным долгом.
Смысл названия, необычность выбранного персонажа.
Ваши ощущения от картины, эмоции, впечатления, воспоминания о других страшных войнах человечества, о бесчисленных потерях и смерти.
ЗСП-11
Что-1^ 6леднЬ-$к?лїое мелькнуло между деревьями.
Кое-йе появились лужи.
кр. прич.
Было вспахано уже полполя.

Багряный закат, бесчисленное множество, ветреная погода, глиняная посуда, дискуссионный вопрос, длинная очередь, дровяной склад, журавлиное гнездо, зеленая краска, земляной пол, каменный дом, карманные часы, картинная галерея, клюквенное варенье, кожаная куртка, ледяной покров, монотонные звуки, недюжинные способности, оловянные солдатики, осенняя погода, песчаная отмель, племенной скот, подлинное искусство, полотняная скатерть, пряный посол, рдяный закат, румяные щеки, свиная туша, серебряная ложка, соломенная подстилка, туманное утро, ураганный ветер, ценное изобретение, чугунная ограда, юные натуралисты.

Авиационный, болезненный, бритвенный, весенний, воробьиный, голубиный, гусиный, деревянный, дерзновенный, дивизионный, единственный, жатвенный, змеиный, клюквенный, клятвенный, комиссионный, лиственный, лошадиный, масляный, мгновенный, мужественный, обеденный, обыкновенный, оконный, оловянный, оппозиционный, орлиный, ослиный, пламенный, реакционный, родственный, семенной, соболиный, соловьиный, соляной, стеклянный, телефонный, торжественный, традиционный, утиный, утренний, хозяйственный, чувственный, шерстяной, ястребиный.

Бараний - ранний, былинный - грачиный, голубиный - глубинный, керосинный - крысиный, куриный - старинный, львиный - диковинный, песчаный - кочанный, петушиный - шинный, совиный - винный, струнный - юный.

Она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня. Роняет лес багряный свой убор. Баранина показалась мне верхом поваренного искусства. В одно мгновенье бранный луг покрыт холмами тел кровавых. Она действительно странная, но я все приписываю

39 болезненному раздражению. На них явились вместо прежних запачканных сапог сафьянные, красные. Ночь была темная, теплая и безветренная. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают и падают снежинки на тихую задумчивую ель. Старшина Пономарев сидел на земляном полу под каменным сводом и думал. Время от времени мы откачивали воду берестяным ковшом. На дворах курился навоз, переполняя воздух крепким и пряным запахом. Тает в небе журавлиный удаляющийся крик. Тесть постукивал^по лубяной табакерке. По степи неслись крики перепелов и медвяные запахи скошенных трав. Я сидел на дереве, у края овсяного поля, куда каждую ночь приходил медведь.

На спортсмене был надет теплый свитер, связанный из чистой шерсти. Снаружи хата была побелена гашеной известью. Мимо станции медленно проходил товарный поезд с платформами, груженными песком. Стол был накрыт домотканой скатертью. Народу всякого, званого и незваного, набралось множество. В качестве гарнира был подан жаренный на топленом масле картофель. Демонстрировались модели новых костюмов, кроенных и шитых опытными мастерами. Кованный на все четыре ноги конь не спотыкается. Часть пути пришлось проделать по немощеным дорогам. Витамины содержатся главным образом в сырых, невареных овощах. Дров в ту военную зиму было мало, жили в нетопленых помещениях. Рыболовы ели уху и печенный в золе картофель. Среди других картин на выставке выделялось несколько писанных акварелью. В продаже имеется парное и свежемороженое мясо. Стиранное в срочном порядке белье выдается некрахмаленым, но глаженым.

Волга протекала под окнами, по ней шли груженые баржи под натянутым парусом. Дети его родственницы, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать. Петр Алексеевич стоял возле самых сходен, откинув назад тканный золотом плащ. Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства. Пухнет с мякины живот, сеченый, мученый, верченый, крученый, еле Калина бредет. Он на пути к Москве, себе в забаву, смирял неезженых коней. Актер подвел себе жженою пробкой усики. Паханая земля густо чернела жирными бороздами. Под насыпью, во рву некошеном, лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Осы вились над граненой вазой с вареньем. Латаный, рваный полушубок держался на нем, как накрахмаленный. Пол и плете-

ную мебель, оставшуюся здесь с лета, засыпал снег. Бумаги пожелтелые, как деньги - еще целые, зацапанные, мазаные, крест-накрест перевязанные. Кое-где проглядывала из-под снега колея заброшенной, нехоженой дороги. Мы же все пуганые, стреляные.

Вдоль песчаного берега, усеянного острыми камнями,^разведчи- ки шли к невспаханному полю, тянувшемуся за не замеченной ими ранее речонкой. Они должны были доставить командованию ценные сведения.

Разведчики вошли в лес, и командир, чувствуя, что^бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной ураганным ветром. Быстро развели небольшой костер, и печенная в золе картошка, которую запивали студеной родниковой водой, подкрепила утомленных длинным переходом бойцов.

Один из них перевязывал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чем-то сосредоточенно думал.

Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от высланных вперед дозорных, приказал построиться, и разведчики мгновенно поднялись с земли. Струйка дыма от погашенного костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы, увешанные оружием, бесшумно двинулись вперед.

Когда стемнело, они приблизились к пустынному оврагу, черневшему на окраине леса, и расположились на отдых, рассчитывая набраться сил для нового перехода.

Возмущенный, вооруженный, завершенный, заглушенный, испеченный, лишенный, нагруженный, облегченный, обобщенный, пораженный, прекращенный, прельщенный, сбереженный, сожженный, сокращенный, увлеченный.

Береженый, вощеный, гашеный, груженый, золоченый, кипяченый, копченый, крученый, луженый, лущеный, мощеный, моченый, печеный, толченый, тушеный, ученый.

Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого. Лидия была замешана в политических делах. Было бы желательно скорее повидаться и говорить о виденном и слышанном. Волга была пустынна. Простор равнины вливался в обвешанное редкими облаками небо. В корыте возле

41 скамьи лежало выкрученное белье. Надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и отцами. Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние отмерено - тик в тик. У зайца передние ноги коротки, задние длинны. Во дворе чисто прибрано. Несколько минут выиграно было. Она в некотором смысле освящена традицией в том виде, в каком я ее представляю. Мальчик сидел на засаленной перине и, наклонив лохматую нечесаную голову, запоем читал Стивенсона. Сквозь неплотные, подтаивающие тучи вторым, прореженным светом удавалось сочиться солнцу.

Полные и краткие страдательные причастия: сочленены, избранной, вложенных, расположены, заменены.

В кратких страдательных причастиях пишется н. В полных страдательных причастиях, представленных в этом тексте, нн пишется потому, что в этих словах имеется приставка.

Легкораненые по двое, по трое брели по открытой пыльной дороге. Еще не села пыль - пошли танки, огромные, из клепаных листов, с задранными носами гусеничных передач. Солнце жгло крашеный пол, и на крашеных подоконниках выскочили волдыри. На стене висела стенная газета, раскрашенная цветными карандашами. Всем дают по большому масленому блину. Мороженые свиньи - как дрова лежат на версту. Каждого подарком встречал и граненым стаканчиком. Вот и знакомые, десятки раз исхоженные и изъезженные горы. - Подковать бы еще на медненькие, - просит молодец. - Кованые моднее! Далекий отсвет давно закатившегося солнца нехотя высветлил кое-как выровненную дорогу, кусок разрушенной ограды и наспех заваленную воронку. Помнишь бешеный день в порту... И почему мне с такой пронзительной четкостью вспоминаются стеганое лиловое одеяло в сшитом из кусков пододеяльнике, прокаленный на огне глиняный горшочек с луковым супом, вижу как сейчас баночку с засахаренным вареньем из айвы. Пуганая ворона и куста боится.

Сложные слова: легкораненые.

Странник.

В юные годы я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. Однажды, придя ночевать к мельнику, я в 42 углу избы приметил какого-то человека в потасканной рваной одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. Это бы странник. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски. В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродячей России - Варлаам. У него спутана и всклочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непремен-ный посетитель толкучего рынка. Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганной на вате шапке. Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. Не знаю. Одно только скажу я: эти люди - одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

Хлебы – хлеба.

Хлеб, -а, мн. хлебы, -ов и хлеба, -ов, м. 1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. Хлеб да соль (пожелание хорошего аппетита). Хлеб-соль (угощение, предлагаемое частю, а также, перен., о гостеприимстве). Х-соль водить с кем-нибудь (дружить с кем-нибудь; разг.). 2. (мн. хлебы). Пищевой продукт из муки в виде выпеченного изделия, какой-нибудь формы. Круглый хлеб. Ставить хлебы в печь. 3. ед. Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба. Сеять хлеб. 4. мн. (хлеб). Хлебный злак. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Хлеб на корню. 5. (мн. хлеба), перен. Пропитание, иждивение (прост.). Быть на хлебах у кого-нибудь. Заработать на хлеб. 6. ед. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб. Верный хлеб. Хлебом не корми кого (только сделай то, о чем говорится; разг.) - такое имеет пристрастие к чему-нибудь, что ничего ему не надо, кроме.... Его хлебом не корми, только дай в театр сходить. Свой хлеб есть (разг.) - самому зарабатывать себе на жизнь. И то хлеб (разг.) - и это хорошо, и на этом спасибо. Хлеб отбить, отнять из кого (разг.) - лишив чего-нибудь, перебив, обогнав в чем-нибудь, захватить, получить для себя, оказаться первым. II уменьш.-ласк. хлебушко, -а, м. (к 1, 2, 3 и 4 знач.; разг.) и хлебушек, -шка, м. (к 1, 2, 3 и 4 знач.; разг.). II прил. хлебный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).

Хлебный, -ая, -ое. 1. см. хлеб. 2. Урожайный, обильный хлебом (в 3 и 4 знач.). Хлебный год. Хлебный край. 3. перен. Выгодный, прибыльный (разг.). Хлебная должность. Это дело хорошее.

Цветы – цвета.

Цвет 1 , -а, мн. -а, -ов, м. Световой тон чего-нибудь, окраска. Темный цвет. Яркие цвета. Защищать цвета кого или чьи – играть в команде кого-нибудь спортивного общества, объединения. Защищать цвета сборной команды. В цвете – о фото-, киноизображение: цветовое, не черно-белое.

Цвет 2 , -а, (-у), м. 1. (собир.; в знач. ед. - прост.). То же, что цветок. Как маковый цвет. Липовый цвет. 2. только ед.: перен., чего. Лучшая часть чего-нибудь (высок.). Молодежь – цвет нации. Цвет науки. В цвете иливо цвете (лет, сил и т.п.) - в лучшую пору. В цвету - в поре цветения. Яблоня в цвету.

Цветок, -тка, мн. (в знач. Цветущие растения) цветы, -ов, и (в знач. Цветущие части растений) цветки, -ов, м. Орган размножения у растения, состоящий из зеленой пестика и тычинок, а также само растение с тонкими органами размножения. Пахучий цвет. Собирать цветы в поле. Сажать цветы. Цветы красноречия (прен.). II уменьш. цветочек, -чка, м. и уменьш-ласк. цветик, - а, м. (прост). Это цветочки, а ягодки будут впереди (посл.). II прил. цветочный, -ая, -ое и цветковый, -ая, -ое. Цветной горшок. Цветные растения.

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 3.

Тема: Имя прилагательное в аспекте культуры речи.

Вопросы.

1. Разряды имен прилагательных.

2. Употребление полной и краткой формы имен прилагательных.

3. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения имен прилагательных.

4. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

5. Правописание имен прилагательных.

Упражнение № 1. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1.1. Данная задача при сложившемся положении неразрешима. 2. Данная задача при сложившемся положении оказывается неразрешимой. 3. Предложенные поправки и допол­нения существенны. 4. Предложенные поправки и дополнения были существенны. 5. Требования к работникам снабжения за­вода своевременны. 6. Требования к работникам завода были своевремен­ными. 7. Изменение графика отпусков работников цеха нежелательно. 8. Изменение графика отпусков было нежелательным. 9. Проведение консультаций со специалистами со­вершенно необходимо. 10. Проведение консультаций со специалистами сделалось совершенно необходимым.

11.1. Ученый известен своими работа­ми по физике твердого тела. 2. Учитель был добр к ученикам. 3. Работа несвободна от некоторых неточностей. 4. Просчеты очевид­ны даже для неспециалиста. 5. Артист еще мало известен широкой публике.

111.1. Окончательный результат тождествен предварительным расчетам. 2. Юноша весь­ма легкомыслен. 3. Строй бойцов молчаливо торжествен. 4. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой, поистине вели­чествен. 5. Каждый гражданин от­ветствен за соблюдение норм социалис­тического общежития.

Упражнение № 2. От данных прилагательных образуйте простые

и составные формы степеней сравнения.

Крупный,ловкий,тонкий,гибкий,сухой,влажный,отличный,злой,дорогой,бойкий,драматический,искусный,искусственный,главный,ломкий,деловитый,деловой,плавкий,хороший,плохой,горький.

Крупный - крупнее, более (менее) крупный, крупнейший, самый крупный, крупнее всех.

Ловкий– ловчее, более (менее) ловкий, самый ловкий.

Тонкий – тоньше, более (менее) тонкий, тончайший, самый тонкий, тоньше всех.

Гибкий – гибче, более (менее) гибкий, самый гибкий, гибче всех..

Сухой - суше, более (менее) сухой, самый сухой, суше всех.

Влажный – влажнее, более (менее) влажный, самый влажный, влажнее всех.

Отличный – сравнительной степени не имеет, значение слова - очень хороший, превосходный.

Злой – злее, более (менее) злой, злейший, самый злой, злее всех.

Дорогой – дороже, более (менее) дорогой, самый дорогой, дороже всех.

Бойкий – самый бойкий.

Драматический – самый драматичный.

Искусный – искуснее, более (менее) искусный, искуснейший, самый искусный, искуснее всех.

Искусственный – искусственнее, более (менее) искусственный, самый искусственный.

Главный – главнее, более (менее) главный, главнейший, самый главный, главнее всех.

Ломкий –более (менее) ломкий, самый ломкий.

Деловитый – сравнительной степени не имеет, значение слова- толковый и серьезный, предприимчивый.

Деловой - более (менее) деловой, самый деловой.

Плавкий – самый плавкий.

Хороший - лучше, лучший, самый хороший, лучше всех.

Плохой– хуже, более (менее) плохой, самый плохой, хуже всех.

Горький – горче, более (менее) горький, самый горький, горче всех.

Упражнение № 3. Укажите особенности в образовании и употреблении

форм степеней сравнения прилагательных.

Дайте их стилистическую ха­рактеристику. Исправьте предложения.

1Разработка морских нефтяных месторождений становится все интенсивнее . 2. Самыми круп­ными речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей. 3. Чем менее закален организм ребенка, тем более опасно становится для него переохлаждение. 4. Ракетная техника дает безграничные возмож­ности в изучении космического пространства. 5. Сов­ременная экспериментальная биология имеет точные представления о механизме генетических воздействий. 6. Все отчетливее становятся наши знания о влиянии космического излучения на живые орга­низмы. 7. Все шире проникают в быт синтети­ческие материалы. 8. Крупнейшие достижения развивающихся стран замалчиваются реакционной пе­чатью Запада. 9. Работа прибористов подверглась интенсивнейшей критике . 10. Выпускаемые заводом уникальнейшие двадцатисемитонные и более грузовики-самосвалы отлично зарекомендовали себя на строительствах гидростанций. 11. Вдумчиво под­ходить к подбору членов профкома - это весьма серь­езный вопрос и, пожалуй, один из решающих . 12. Завод должен довести производство машин свыше десяти тысяч штук. 13. Подготовленная к вы­пуску модель показала себя самой экономич­ной , чем все предыдущие.

Упражнение № 4 . Перепишите, раскрывая скобки и

ставя данные слова в нужных падежах.

1)За городом(Калинин)расстилаются широкие поля.2) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино).3) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 4)За(село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план которого создан (архитектор Баженов). 5)Опера «князь Игорь» написана (композитор Бородин).6) Ученики читали рассказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов).7)Мы отдыхали летом на Волге под (город Саратов). 8)Пассажиры с палубы парохода любовались (город Ростов). 9)Экскурсанты любовались(город Куйбышев). 10)Денисов ехал рядом с(Петя Ростов).

1)За городом Калинином расстилаются широкие поля. 2)Наши войска выиграли сражение под селом Бородином. 3)С глубокой любовью описана русская природа писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. 4)За селом Царицыном стоят стены недостроенного дворца, план которого создан архитектором Баженовым. 5)Опера «князь Игорь» написана композитором Бородиным. 6)Ученики читали рассказ «Ионыч», написанный Антоном Павловичем Чеховым. 7)Мы отдыхали летом на Волге под городом Саратовом. 8)Пассажиры с палубы парохода любовались городом Ростовом. 9)Экскурсанты любовались городом Куйбышев. 10)Денисов ехал рядом с Петей Ростовым.

Упражнение № 5 . Перепишите. Объясните употребление строчных

или прописных букв .

Замечательная (Л, л)ермонтовская проза, (Г, г)оголевская сатира, представитель (Ф, ф)амусовского общества, (Ф, ф)едоткино горе, (И, и)ваново детство,(Ч,ч)еховский юмор,(Т,т)ургеневские романы, (Л, л)омоносовская премия,(П, п)ушкинские чтения, (С, с)онино счастье, (А, а)хиллесова пята

Замечательная л ермонтовская проза, г оголевская сатира, представитель ф амусовского общества, Ф едоткино горе, И ваново детство, ч еховский юмор, т ургеневские романы, Л омоносовская премия, П ушкинские чтения, С онино счастье, а хиллесова пята.

Упражнение № 6. Перепишите. Объясните (устно) написание н или нн.

I . 1) День был серый и ветрен ый. Кругом пустынн ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклеенн ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло маслян ой краской, на блестящем, крашен ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные брёвна, определенн ые на вековое стояние... Всё было пригнан о плот­но и как следует. (Г.) 4) С отчаянн ым криком Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5) Больных и ранен ых было немного. Тяжёлых двое: сучанский партизан Фролов, раненн ый в живот, и Мечик. (Ф.) 6) Рита вынула из сумки тиснён ый золотом билет. (Н. О.) 7) Смыш­лён ый(искл.) мальчишка понравился матросу. (Н. О.) 8)В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспитанн ика (суффикс»ник»). (П.) 9) Что такое станционн ый(суффикс»онн»). смотритель? Сущий мучен ик четырна­дцатого класса. (П.) 10) Зала и гостин ая были темны. (П.)

II . 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазан ой хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вынул воронен ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёсан ые волосы ниспадали на глаза целой вол­ной. (Ф. Ш.) 4) В доме были высокие комнаты с выбеленн ыми стенами и некрашен ыми(искл.) полами. 5) Никогда не забуду я эту сказочную про­гулку среди высоких сосен по песку, смешанн ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашен а. (Кор.) 7) Степь была пустынн а, ужасающе тиха. (Шол.).

развесил, развешенный; развешать – развесил, развешанные; купить

- купил, купленный; бросить - бросил, брошенный; увенчать - увенчал, увенчанный; обещать - обещал, обещанный; поразить - поразил, пораженный; обстрелять - обстрелял, обстрелянный; подстрелить - подстрелил, подстреленный; затеять - затеял, затеянный; раскроить - раскроил, раскроенный по швам; высмеять

- высмеял, высмеянный; посеять - посеял, посеянный в прошлом месяце; склеить - склеил, склеенный намертво; обвешать - обвешал, обвешанный; обвесить - обвесил, обвешенный; утешить - утешил, утешенный.

№ 268. 1) Тесто хорошо замешено (замесить). Он был замешан (замешать) в неприятную историю. 2) Стены комнаты были оклеены (оклеить) светлыми обоями. 3) Потерянная (потерять) книга нашлась. 4) Замеченные (заметить) вовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засеянных (засеять) ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была окончена (окончить) своевременно. 7) Белье было быстро высушено (высушить) ветром. 8) Лекция прослушана (прослушать) с глубоким вниманием.

№ 269. 1) Школьный драматический кружок, руководимый (страд.) артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, руководящий (действ.) школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля. 2) Юннаты, проделавшие (действ.) работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, проделанная (страд.) юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете. 3) Девушка, прочитавшая (действ.) новую книгу, рассказывала

StudyPort подругам о своем впечатлении от нее. - Новая книга,. прочитаннаяru (страд.) девушкой, была написана ярко и увлекательно 4) Новый

прибор, изобретенный (страд.) инженером, имеет большую ценность.

Инженер, изобретший (действ.) новый прибор, получил премию. 5) Ветер, гонящий (действ.) облака, не утихал ни на минуту - Облака, гонимые (страд.) ветром, быстро неслись по небу.

№ 270. 1) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые (колебать) ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещущим (трепетать) румянцем отразилось. 3) На мысли, дышащие (дышать) силой, как бисер, нижутся слова. 4) Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий (ночевать) обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих (белеть) берез. 5) Русалка плыла по реке голубой, озаряема (озарять) полной луной. 6) И вдруг перед витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремлющие (дремать) своды. 7) После черного подземелья необычайно ярким кажется отраженный снегами, режущий (резать) глаза свет. 8) Добываемый (добывать)

уголь льется непрерывным потоком, грохочущим (грохотать) водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. 9) Пышущее (пыхать) здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. 10) Время от времени впереди на полотне появлялся машущий (махать) флажком связист. 11) Внезапно раздался топот скачущей (скакать) лошади.

№ 271. Мы выходим на лед , покрытый уже исслеженным снегом , ступаем на снег. Скользя по осыпающимся камням , поднимаемся на высокую насыпь , протянувшуюся вдоль открытого, голого берега. Поправив за спиной ружье, застегнув плотно куртку, борясь с тугим, дующим в лицо ветром , я иду берегом. Я смотрю на камни , грудою свалившиеся с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край черной, нависшей тучи . Я поднимаю бинокль, вглядываюсь в зыблющуюся глубину мертвой пустыни. В белом, сверкающем поле движется желтоватое пятно. Чуждый окружающему миру , маячит в снеговой дымке «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблем бегает шлюпка , нагруженная для устойчивости ящиками с винтовочными патронами. Хозяева строящейся станции по очереди сменяются на руле.

Покрытый - причастие.

1. От глагола - покрыть.

2. Н.ф. - покрытый.

3. Пост. признаки: страдательное, прош. вр., сов. вид.

4. Непост. признаки: полное, вин. пад., ед. ч., муж. р.

5. Лед (како й ?) покрытый .

Исслеженным - причастие.

1. От глагола - исследить. StudyPort 2. Н.ф. - исслеженный. .ru

3. Пост. признаки: страдательное, прош. вр., сов. вид. 4. Непост. признаки: полное, тв. пад, ед. ч., муж. р. 5. Снегом (каким?) исслеженным .

Осыпающимся - причастие. 1. От глагола - осыпаться. 2. Н.ф. - осыпающийся.

3. Пост. признаки: действительное, наст. вр., несов. вид. 4. Непост. признаки: дат. пад., мн. ч.

5. Камням (каким ?) осыпающимся . Дующим - причастие.

1. От глагола - дуть.

2. Н.ф. - дующий.

3. Пост. признаки: действительное, наст. вр., несов. вид.

4. Непост. признаки: тв. пад., ед. ч., муж. р.

5. Ветром (каким?) дующим .

Протянувшуюся - причастие.

1. От глагола - протянуться.

2. Н.ф. - протянувшийся.

3. Пост. признаки: действительное, прош. время., сов. вид.

4. Непост. признаки: вин. пад., ед. ч., жен. р.

5. Насыпь (каку ю ?) протянувшуюся .

№ 272. 1) Основа´ть - осно´ванн ый - осно´ван - осно´ван а - осно´ ван о - осно´ван ы; прикова´ть - прико´ванн ый - прико´ван - прико´ ван а - прико´ван о - прико´ван ы; изжева´ть - изже´ванн ый - изже´ ван - изже´ван а - изже´ван о - изже´ван ы.

2) Водвори´ть - водворе´ нн ый - водворе´н - водворен а´ - водворен о´ - водворен ы´ ; внедри´ть - внедре´нн ый - внедре´н - внедрен а´ - внедрен о´ - внедрен ы´ ; заключи´ть - заключе´нн ый - заключе´н - заключен а´ - заключен о´ - заключен ы´ ; испе´чь - испече´ нн ый - испече´н - испечен а´ - испечен о´ - испечен ы´ ; перевезти´

Перевезе´ нн ый - перевезе´н - перевезен а´ - перевезен о´ - перевезен ы´ ; просвети´ть - просвеще´нн ый - просвеще´н - просвещен а´

Просвеще н о´ - просвещен ы´ ; посвяти´ть - посвяще´нн ый - посвяще´н - посвящен а´ - посвящен о´ - посвящен ы´ ; реши´ть - реше´ нн ый - реше´н - решен а´ - решен о´ - решен ы´ .

3) Восстанови´ть - восстано´вле нн ый - восстано´влен - восстано´ влен а - восстано´влен о - восстано´влен ы; доба´вить - доба´вленн ый

Доба´вле н - доба´влен а - доба´влен о - доба´влен ы; допили´ть - допи´ленн ый - допи´лен - допи´лен а - допи´лен о - допи´лен ы; заучи´ ть - зау´ченн ый - зау´чен - зау´чен а - зау´чен о - зау´чен ы; обстри´ чь - обстри´женн ый - обстри´жен - обстри´жен а - обстри´жен о -

обстри´жен ы; предусмотре´ть - предусмо´тренн ый - предусмо´трен - StudyPort предусмо´трен а - предусмо´трен о - предусмо´трен ы. .ru № 273. В «Онегине» все части органически сочленены , в избранной

рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нем ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть только отдельные случаи из жизни хотя одного и того же человека, то могли б быть заменены другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое. Но тем не менее основная мысль автора дает им единство, и общность их впечатления поразительна.

№ 274. I. Раненый боец - израненный солдат; сеяная мука - посеянное зерно; кипяченая вода - вскипяченное молоко; крашеный пол - покрашенный забор; кошеный или некошеный клевер -

скошенная трава; стреляный воробей - подстреленная птица; пуганая ворона - испуганная лошадь; гашеная или негашеная известь

- погашенный костер; тканая скатерть - вытканный ковер; жженый кофе - сожженное письмо; копченая колбаса - закопченные стены; балованный ребенок - избалованное дитя - девочка избалована родителями; кованый меч - некованое железо - скованные движения; стриженый мальчик - стриженные под польку волосы

- остриженная голова; дистиллированная вода; линованная тетрадь; асфальтированная улица.

II. Воспитанный - воспитанн ица; вареный - варен ик; масленый - маслен ица; посланный - посланн ик.

№ 275. I. 1) День был серый и ветреный. Кругом пустынные жнивья и пашни. 2) В небольшом, оклеенном белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем, крашеном полу у стены стояли две китайские вазы. 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные бревна, определенные на вековое стояние... Все было пригнано плотно и как следует. 4) С отчаянным криком Никита кинулся на пол. 5) Смышленый мальчишка понравился матросу. 6) В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспитанника. 7) Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса. 8) Зала и гостиная были темны.

II. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в мазаной хате. 2) Алексей развернул тряпочку, вынул вороненые часы. 3) Его нечесаные волосы ниспадали на глаза целой волной. 4) В доме были высокие комнаты с выбеленными стенами и некрашеными полами.

5) Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких со- StudyPort сен по песку, смешанному с хвоей. 6) Свеча была. погашенаru .

7) Степь была пустынна, ужасающе тиха.

№ 276. Иногда я заставал его [Карла Ивановича] и в такие минуты, когда он не читал; очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. В комнате тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Ивановича. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна - изрезанная, наша, другая - новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования, с другой - черная доска.

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, из-

резанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой - стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден и луг. (Повествование с элементами описания. )

№ 277. I. Свирепеть - свирепея; кричать - крича; бежать – нельзя; грохотать - грохоча; проповедовать - проповедуя; заведовать - заведуя; тормозить - тормозя; беречь – нельзя; заглядывать - заглядывая; бить – нельзя; быть – будучи; признавать - признавая; визжать - визжа; метить - метя; метать - метая; роптать - ропща; стрекотать - стрекоча; мерзнуть – нельзя; волноваться - волнуясь.

II. Вынести - вынеся; развеять - развеяв; развить - развив; обессилеть - обессилев; обессилить - обессилив; сберечь – сберегши; прикоснуться - прикоснувшись; запрячь – запрягши; запереть - заперев, заперши; отречься - отрекшись; встретить - встретивши; увести - уведя; выгрести - выгребши, выгребя; запыхаться - запыхавшись; присесть - присев; сбежать - сбежав; оставаться - оставшись, сплести - сплетя.

№ 278. 1) Чуть свет я вставал и, наскоро напившись чаю, пускался в путь. 2) Выбрав где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3) Большими спиральными кругами на-

чал спускаться он [орлан] из-под облаков и, сев спокойно на землю,

StudyPort тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись. сам ru доедать остаток рыбы. 4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не

смея подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 5) Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 6) Ночью горящие палы представляют великолепную картину. Извиваясь змеей, бежит огненная струя и вдруг, встречая массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой. 7) Поднявшись с восходом солнца и указав направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.

Унял - глагол.

1. Н.ф. - унять.

2. Пост. признаки: сов. вид, 1 спр., переход., невозв.

3. Непост. признаки: изъявит. накл., ед. ч., прош. вр., муж. р.

4. Он (что сделал?) унял .

Принявшись - деепричастие.

1. От глагола приняться.

2. Сов. вид.

3. Неизменяемость.

4. Унял (как?) принявшис ь ...

№ 279. 1) Дойдя до реки, мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз бросилось врассыпную. 4) Собираясь в поход, ребята тщательно продумали все детали путешествия. 5) Подъезжая к станции, пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи. 6) Набирая скорость, поезд быстро приближался к горному перевалу.

№ 280. 1) | Оставшись одн а| , она [Ниловна] подошла к окну и встала перед ним, | гляд я на улицу| . 2) В сенях зашаркали чьи-то шаги, мать вздрогнула и, | напряженно подняв брови | , встала. 3) | Улыбаясь| , она прислушивалась к разговору в комнате. 4) Он [Челкаш] пошел, | пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки | , а | правой дерга я свой бурый ус | . 5) Он шел, | не торопяс ь, твердо ударяя ног а- ми в землю | . 6) Маленький Федя, | слуша я чтение | , беззвучно двигал губами, | точн о повторяя слов а книги| , а его товарищ согнулся, | постави в локт и на колена | , и | подпирая скулы ладонями | , задумчиво улыбался. 7) Мать, | стараяс ь не шуметь посудой | , наливала чай и вслушивалась в плавную речь девушки. 8) Толпа солдат вздрогнула

и растворилась, как две половины деревянных ворот; | танцуя и фыркая| , между ними проехали лошади, раздался крик офицера.

№ 281. 1) Я не раз безудержно смеялся, глядя комедию «Ревизор».

StudyPort 2) Читая пьесу, я живо представлял себе ее персонажей. 3)ru После просмотра такой постановки сразу напрашивается вывод о жизни за

стенами костылевской ночлежки. 4) Приехав из города, Давыдов столкнулся с рядом трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишившими тем самым население крова. 6) На входе в кочегарку нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Петя повеселел.

1. Непоэтическое изложение стихотворения Некрасова «Несжатая полоса».

2. Восприятие Некрасова.

3. Доказательство силы слова, творческого процесса.

I. Творческий процесс - вещь неизмеримо более сложная, нежели умение стандартно пользоваться так называемыми правилами стихосложения…

Здесь я хотел бы привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «Несжатая полоса». Как вы помните, содержание его таково: наступила поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоса. Не сжата она потому, что ее хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.

Я изложил это событие довольно точно, но в моей передаче оно все же не производит ровно никакого впечатления.

В данном случае я это сделал нарочно: сделал для того, чтобы показать , как много зависит от поэта, от того духовного поэтического «вклада», который он вносит в жизненный материал, положенный в основу произведения.

: , (чтобы…), (как…), (который…).

II. Теперь посмотрим, как это же событие воспринял и передал читателю Некрасов...

С первых же строк вас берет за сердце какая-то щемящая боль, хотя вы вначале, может быть, даже и не знаете, для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой одинокой крестьянской полоске, которую «и буря, и заяц топчет, и птицы разоряют».

И чем дальше вы читаете, тем все ощутимей, все ярче встает перед вами образ русского мужика, задавленного нуждой и непосильной работой, и не только образ данного конкретного мужика, о котором говорится в стихотворении, но и образ всех подобных ему, образ тогдашней деревни, подневольной, нищей, разоренной, темной...

Дело все в том, что Некрасов за, казалось бы, рядовым, незначительным фактом увидел гораздо больше того, что можно увидеть при поверхностном рассмотрении. Светом своего поэтического та-

StudyPort ланта он проник в него и осветил те его стороны, которые. наru первый взгляд были незаметны. Он нашел в своем сердце такие взволно-

ванные, такие проникновенные поэтические слова, которым нельзя не поверить. Это были слова глубоко прочувствованные, выношенные, слова, если хотите, выстраданные. Это были те единственные, незаменимые слова, при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то, что хотел ска-

зать Некрасов. (Рассуждение, художественный стиль.)

№ 283. Дистиллированный, компоновать, комбинировать, следующий, будущность страны, сведущий, аннулировать результаты, апеллировать, мультипликационный, стипендия, коллоквиум, сенсация, сенсационный репортаж, селекция, селекционный.

№ 284.

Спокойно - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Прошла (как?) спокойн о .

Справа - наречие.

1. Наречие места.

2. Послышался (гд е ?) справ а. Невысоко - наречие.

1. Наречие места.

2. Стояла (ка к ?) невысоко. Заново - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Началось (как?) занов о . По-осеннему - наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Багрового (как?) по-осеннему .

Спокойно, справа, невысоко, заново, по-осеннему.

№ 285. 1) Море взволнованно. 2) Охотник взволнованно рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испугано неожиданным выстрелом. 4) Ребенок испуганно вскрикнул. 5) Все в этом деле взвешенно и обдуманно. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдуманно. 7) Выступление было организовано драматическим кружком школы. 8) Выступление прошло очень организованно, по строгому плану. 9) Мой товарищ - всесторонне развитой человек. 10) На запасных путях, у разбросанных вагонов, где временно жили железнодорожники, копаются в песке дети. 11) Я очень ветрено, быть может, поступила.

№ 286. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскачь. 2) Филофей не-

сколько раз провел рукой наотмашь. 3) Было далеко за полночь. StudyPort 4) Она [Наташа] распахнула настежь окно. 5) Черные тучи. , ru сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь. 6) Петр упал навзничь.

7) Мимо прошел последний вагон и покатился прочь. 8) Анна Сергеевна недавно вышла замуж. 9) Уж небо осенью дышало. 10) И стало спорить ей [Неве] невмочь.

№ 287. 1) Налево был угрюмый лес, направо Енисей. 2) Смотри, гроза поднимается слева. 3) Русское население издавна живет на Белом море. 4) Снова тучи надо мною собралися в вышине. 5) Обстоятельства разлучили их надолго. 6) Береги честь смолоду. 7) Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища. 8) Стало сызнова смеркаться; средний брат пошел сбираться. 9) Гостиная и зала понемногу наполнялись гостями. 10) У Кати для раздумья времени было досыта. 11) Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной о берег и замолчит. 12) Представители враждебной стороны вели себя на конференции

вызывающе. 13) Он поглядел на меня и угрожающе поднял руку. 14) Публика горячо аплодировала певцу.

№ 288. Никому ´ (мест) не говорить, ни к кому ´ (мест) не обращаться, никуда ´ (мест нар)не ездить; никого ´ (мест) не спрашивать, ни от кого ´ (мест) не зависеть, ниотку´да (мест нар) не получать писем; не´кем (мест) заменить, не´ с кем (мест) переслать, не´где (мест нар) разместить; не´ о чем (мест) говорить, ни о че ´м (мест) не спорить, не´зачем (мест нар) понапрасну беспокоиться; не´кого (мест) позвать, не´ от кого (мест) ждать телеграммы; не´откуда (мест нар) позвонить по телефону, нима´ло (мест нар) не беспокоиться, ниско´лько (мест нар) не волноваться, ничу´ть (мест нар) не тревожиться, приобрести не´ сколько (мест нар) книг, никогда ´ (мест нар) не унывать, ни от чего ´ (мест) не падать духом, ничего ´ (мест) не скрывать.

№ 289. 1) Настала ночь. Никто´ во граде очей бессонных не смыкал. 2) Обломовцы ниотку´да не получали новейших известий, да и не´откуда их было получать. 3) Сочувствий он [Лучков] ни в ко´м возбуждать не мог. 4) Не´сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [оврага] бокам. Невеселый вид, не´чего сказать. 5) Ни в како´е время Колотовка не представляет отрадного зрелища. 6) Он [Моргач] не´когда был кучером. 7) Я остался ни с че´м, ни при че´м. 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему ни по че´м. 9) Дожди иногда лились потоками, но ниско´лько не прохлаждали атмосферы.

№ 290. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне, да

она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и StudyPort равнодушен в одно и то же время; ее сомнения не утихали. никогдаru до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она

богата и независима, она, быть может, бросилась в битву, узнала бы страсть.

Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь.

(, (хотя…), и .) Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала , когда они угасали, и не жалела о них.

(, но [ ,(когда…) ].) Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле.

настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. 4) Небо повесеннему безоблачно, и ослепительно блестит степь. 5) Малопомалу стемнело. 6) Говорил Гречкин многозначительно, поволжски окая. 7) Ямщики засвистели по-степному, сытые тройки рванули вскачь. 8) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся. 9) По-прежнему качается пароход. 10) Боцман все-таки поступил по-своему. 11) Герман волею-неволею согласился быть моим помощником. 12) В чертах у Ольги жизни нет, точь-в-точь в Вандиковой Мадонне. 13) Где-то, когда-то, давно-давно тому назад я прочел одно стихотворение. 14) Он [Андрей Болконский] предполагал, вопервых, сосредоточить всю артиллерию в центре, во-вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. 15) Покрытая багровым облаком всходила луна и еле-еле освещала дорогу.

№ 292. Жить по-новому, запомнить крепко-накрепко, говорить с глазу на глаз, исполнить точка в точку, хлопотать по-пустому, тратить время попусту, пойти куда-либо, знать мало-мальски, приделать ши- ворот-навыворот, приехать нежданно-негаданно, продвигаться шаг за шагом, прибыть вовремя, выдать уголь на-гора, согласиться в конце концов, распределить поровну, сделать получше и покрасивее, ворочаться с боку на бок, сегодня, по-видимому, будет дождь.

№ 293. Навсегда запомнить, перенести на послезавтра , отложить до завтра , жить напротив , видеть насквозь , свести на нет , сохранить доныне , сложить вдвое , разделить надвое , идти по одному , думать по-своему , плыть по двое , увеличиваться понемногу , сказать сгоряча , биться врукопашную , окончить вничью , действовать в открытую , решить в общем , говорить вообще .

StudyPort Слышится сверху, прыгнуть вверх, посмотреть наверх.ru Подойти снизу, спуститься вниз, виднелось внизу.

Обогнать спереди, идти впереди, знать наперед. Ударить сбоку, подвинуться вбок, повернуться набок

№ 295. Мчаться ввысь, нырнуть вглубь, посмотреть вдаль, расти

вширь, встать вокруг, вовек не попасть, не понять вначале, вновь удариться.

№ 296. Запомнить навек, навеки, записаться накануне, прийти тотчас, побежать вдогонку, разбить вдребезги, сгореть дотла, обращаться запанибрата, подготовить исподволь, смотреть исподлобья, ударить исподтишка, схватить в охапку, глядеть в упор, рассчитывать наверняка, считать подряд, соскочить на ходу, стрелять на лету, спрашивать поодиночке, собираться спозаранку, измучиться вконец, сделать в отместку, покупать нарасхват, нужно до зарезу, работать без устали, танцевать до упаду, заполнить до отказа.

Практические задания

Задание 1. Вставьте -Н- или –НН-. Графически объясните свой выбор.

Песча…ый, глиня…ый, карма…ый, со…ый, пчели…ый, революцио…ый, водя…ой, кожа…ый, гуси…ый, бето…ый, стекля…ый, оловя…ый, кури…ый, голуби…ый, серебря…ый, сви…ой, карто…ый, весе…ий, ю…ый, деревя…ый, петуши…ый, тро…ый, коро…ый, масля…ый, багря…ый, электро…ый, осе…ий, ути…ый, карти…ый, искусстве…ый, земля…ой.

С данными словами составьте 5 предложений по схемам.

Зато .

, (что…).

, (который….).

, (где…).

Задание 2. Замените выделенные существительные именами прилагательными.

Образец: годы войны – военные годы.

Огни станции , буквы величиной с аршин , гнездо голубя , лента патронов , рассвет весной , песни соловья , шкаф для платья , проволока для телефона , свет луны , пороги из камня , сарай для дров , одежда из сукна , яд змеи , кнут из ремня , хлеб из ржи , погода осенью , лицо цвета земли , красивые мотивы песен , пространство равнины .

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание имен прилагательных, приведенных ниже (укажите в скобках, как и от каких слов они образованы).

Образец: кожаное (кож-ан-ое) пальто, стеклянная (стекл-янн-ая) посуда.

1. Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая посуда, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, фаза…й питомник, песча…ый карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый звук, пря…ый аромат.

2. Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза...ий улов, фортепиа…ый концерт, гума…ый закон, льня…ая скатерть, смоля…ое покрытие.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните устно правописание имен прилагательных.

1. Этот трехсуточный бой за Царицын начался штурмом города при поддержке урага…ого огня кораблей (Фед.). 2. Несомненно, за ней скрывались какие-нибудь сложные авиацио…ые приборы (Кат.). 3. Гусь степе…ый в луже моет свой гуси…ый красный нос (Исак.). 4. Полуторатонки готовы, в порядке фонд семе…ой (Щип). 5. Приятна солнца утре…яя весть и полотенце свежестью льня…ой (Щип). 6. Только ребятишки воробьи…ыми стаями перебегали то вперед, то назад (Гладк.). 7. Грудь полна восторже…ого гула (Исак.). 8. Это наследство в конечном счете созда…о энергией рабочего класса и поэтому является его зако…ейшим наследством (М.Г.). 9. Это я, оратай безымя…ый, сеял хлеб с тоскою пополам (Исак.). 10. Она имела полное представление о некоей ветре…ой москвичке Оле Нечаевой (Кат). 11. Я из кожа…ой сумки письмо достаю (Исак.).

Задание 5. н или нн .

Ране…ый боец – изране…ый солдат; сея…ая мука – просея…е зерно; кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый забор – покраше…ая скамейка; коше…ый или некоше…ый клевер – скоше…ая трава; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; пуга…ая ворона – испуга…ая лошадь; гаше…ая или негаше…ая известь – погаше…ый огонь; тка…ая скатерть – вытка…ый ковер; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ый потолок; балова…ый ребенок – балова…ый родителями ребенок – избалова…ый ребенок – дитя избалова…о; кова…ый меч – некова…ое железо – скова…ые движения; дистилирова…ая вода; линова…ая тетрадь, асфальтирова…ое шоссе.

Задание 6. Выпишите сначала словосочетания с причастиями, а затем – с отглагольными прилагательными. Вставьте пропущенные буквы.

Слом…ая палка, лом…ая линия, масл…ая каша, замасл…ая куртка, кат…ая проволока, уката…ая дорога, езж…ая дорога, изъезж…ый путь, лущ…ый горох, вылущ…ое ядро, стир…ое белье, выстир…ая скатерть, соле…ый суп, недосоле…ый суп, пута…ый вопрос, запута…ый ответ, вяз…ый свитер, завяз…ый узел, масл…ые глаза, замасл…ые руки, травл…ый волк, затравл…ый зверь, копч…ая колбаса, закопч…ые стены.

Задание 7. Замените полные причастия краткими.

Помните! В кратких причастиях всегда пишется -Н- .

Таблица 1

Обмолоченная пшеница – пшеница обмолочена

Нарисованная картина –

Связанные концы –

Нагруженная машина –

Накачанные шины –

Привлеченные средства –

Украшенные стены –

Обрубленные сучья –

Задание 8. Образуйте краткие формы прилагательных и причастий. (Помните, что в кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько и в полных)

1. Прилагательные, образованные от существительных :

Туманные дали – дали туманны

Пустынные поля –

Истинные слова –

Торжественная речь –

Ценная вещь –

Ветреная погода –

Безветренная погода –

2. Страдательные причастия, образованные от глаголов сов. вида:

Разорванные штаны – штаны разорваны

Посеянная пшеница –

Обозначенные участки –

Полученные оценки –

Подклеенные карты –

Ускоренные процессы –

Скошенная трава –

Задание 9. Вставьте пропущенные н или нн . Объясните свой выбор.

Таблица 2

Образец: Ее лицо было озабоченно (прил.). – Правительство озабочено ростом цен (прич.). – Она посмотрела озабоченно (нар.)

А. 1. Ее дети воспита…ы и начита…ы. – Они воспита…ы в лицее, где им начита…ы сотни лекций. 2. Молодежь была воодушевле…а обращением президента. – Мы были взволнова…ы событиями. – Молодые лица радостны и взволнова…ы. 3. Экзамены успешно выдержа…ы. – Ольга выдержа…а и внимательна. 4. Ракета запуще…а в космос. – Квартира грязна и запуще…а. 5. Чашки весов уравновеше…ы. – Их действия точны и уравновеше…ы. 6. На уроке дети рассея…ы. – Семена рассея…ы в поле.

Б. 1. Поездка ограниче…а по времени. 2. Девочка воспита…а и умна. 3. Она была воспита…а в гимназии.4. Мальчик рассея…о озирался. 5. Войска рассея…ы и уничтоже…ы. 6. Класс сосредоточе…о слушал объяснение. 7. Лица учеников были сосредоточе…ы и серьезны. 8. Мои друзья достаточно образова…ы. 9. Избирательные комиссии образова…ы в восьми округах. 10. Лица солдат были суровы и озабоче…ы. 11. Родители озабоче…ы поведением ребенка. 12. В школе организова…о спортивное общество. 13. Собрание прошло организова…о. 14. Шерсть была запута…а котенком. 15. История тума…а и запута…а. 16. Мои шаги увере…ы и грузны. 17.Мои движения замедле…ы и вялы, во рту иссохло. 18. Подобное поведение им несвойстве…о. 19. Василий смотрел увере…о и напряже…о. 20. Движения спортсменов увере…ы. 21. Все увере…ы в победе. 22. Костюмы тщательно подогна…ы, закрепле…ы и провере…ы. 23. Его речь была сдержа…а и немногословна. 24. Все было испорче…о. 25. Все были возмуще…ы и удивле…о разводили руками. 26. Возмуще…о и встревоже…о она поглядела на нас. 27. Стая встревоже…а хищником.

Задание 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Образец: Набежавшие было облака рассеяны сильным ветром (прич). – На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассеянны (прил.).

1. Войска противника сосредоточе..ы в пункте Н. 2. Лица студентов серьезны и сосредоточе…ы. 3. В колхозе образова…ы новые бригады. 4. Эти люди умны и образова…ы. 4. Медициной изыска…ы новые средства лечения. 6. Манеры его не отличались простотой, но были изыска…ы. 7. Дети были капризны и очень избалова…ы. 8. Дети избалова…ы матерью. 9. Она всегда сдержа…а и умере…а в своих требованиях. 10. Глаза девочки были заплака…ы и заспа…ы. 11. Ответы были увере…ы, так как знания были соверше…ы. 12. Наши научные достижения неслыха…ы и невида…ы. 13. Нигде это невида…о и неслыха…о. 14. Дети хорошо воспита…ы, нераспуще…ы. 15. Дети распуще…ы на каникулы. 16. Ответы легкомысле…ы и необдума…ы. 17. Ответы пута…ы и неопределе…ы. 18. Манеры не изыска…ы, а естестве…ы. 19. Наши возможности не ограниче…ы, безграничны. 20. Поля воздела…ы, а не запуще…ы. 21. Дома еще не заселе…ы, квартиры не благоустрое…ы. 22. Эти способы не испыта…ы и не провере…ы. 23. Шоферы спорили с грузчиками, что машина недогруже…а. 24. Эта женщина несдержа…а. 25. Деньги от купца за лес были получе…ы и еще не издержа…ы.

Задание 11. От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ИК, -ИЦ-а или -ОСТЬ, подчеркните н или нн . Составьте с ними словосочетания.

Воспитанный, масленый, посланный, путаный, организованный, собранный.

Задание 12. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн .

А. 1. День был серый и ветре…ый. Кругом пусты…ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2. В небольшом, оклее…ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля…ой краской, на блестящем, краше…ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес…ые брёвна, определё…ые на вековое стояние... Всё было пригн…но плотно и как следует. (Г.) 4. С отчая…ым криком Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5. Смышлё…ый мальчишка понравился матросу. (Н. О.) 6. В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспита…ика. (П.) 7. Что такое станцио…ый смотритель? Сущий муче…ик четырнадцатого класса. (П.) 8. Зала и гости…ая были темны. (П.)

Б. 1. Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза…ой хате. (А. Н. Т.) 2. Алексей развернул тряпочку, вынул воронё...ые часы. (А. Н. Т.) 3. Его нечёса…ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4. В доме были высокие комнаты с выбеле…ыми стенами и некраше…ыми полами. 5. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша…ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6. Свеча была погаше…а. (Кор.) 7. Степь была пусты…а, ужасающе тиха. (Шол.)

Задание 13. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1. Помороже...ый, простуже...ый, отдыхает он, герой, битый, ране...ый, контуже...ый, да здоровый и живой (Твард.). 2. Зва...ые на обед гости явились вовремя. 3. Зва...ые гости оказались интересными собеседниками. 4. На поле было посея...о просо. 5. Сея...ая мука стояла в мешке. 6. Тесто замеше...о из сея...ой сквозь сито муки. 7. В госпитале оставались только легко ране...ые да те, которых трудно было везти (Сим.). 8. Ране...ых под Псковом бойцов отправили в госпиталь (Кат.). 9. Студент отвечал взволнова...о и пута...о. 10. Поверхность воды была взволнова...а налетевшим порывом ветра. 11. Вывеше...ые на домах красные флаги колебались от легкого ветерка. 12. Ромашки были рассыпа...ы по всему полю. 13. Дорога была усея...а мелкими камешками. 14. Девочка рассея...о смотрела в окно. 15. Здесь все до мелочей было с любовью расставле...о и развеш...о Катиными руками (А. Т.). 16. Пуга...ая ворона и куста боится. (Посл.) 17. Мимо проехали телеги, тяжело груже...ые кова...ыми сундуками (А. Т.). 18. Груже...ые баржи плыли по реке. 19. Там лежит дли...ая, пологая гора, увенча...ая старыми развалинами (Купр.). 19. В комнате, оклея...ой обоями, стояла краше...ая кровать (А. Т.). 20. Далеко виднелся дом с краше...ой в зеленый цвет крышей (Кат.). 21. Жаре...ые в сметане белые грибы очень вкусны. 22. В соседнюю комнату была прорубле...а дверь.

Задание 14. Словарный диктант.

Таблица 3

Задание 15. Диктант.

Князь Андрей в этот безветре…ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома…ом сара.. деревн.. на краю которой расположился его полк. В отверстие слома…ой стены он гл…дел на шедш... вдоль по забору полосу сорок…(летних) берёз с обрубле...ыми нижними суч…ями на в…дневшуюся (в)низу ветр…ую мельницу на ещё (не)скош…ое овся…ое поле на густой кустарник по которому ра…т...лались многочисле...ые дымы костров и на (не)большую но извил..стую реч…нку прот…кавшую (не)под…лёку.

Как (не, ни)т…жела теперь к…залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и (на)кануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени… всего дня чу…ств…вал себя взволнова…ым и раздр…жё…ым.

Пр(и/е)казания (на)завтра отда…ы и получе…ы им и (в)течени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее ср...жение должно быть самым страшным изо всех в которых он уч...ств...вал и которые были в его жизн... и мысль о возможности смерти в первый раз отч...тл…во пр(о/а)неслась в его сознани… . (По Л. Толстому)

Задание 16. Диктант.

Весь следу…щий день прош…л в т…мит…льном ожидани…. На сигнальной мачте в…сел штормовой с…гнал – ч…рный конус и ч…рный квадрат.

Каждый ждал шторма (по)своему. Рыбаки т…р…пились п…ставить на якоря смоле…ые байды. Перево(сщ/зч)ки уг…няли шлюпки в тих…е затоны. Серо(голубые) вое…ые к…рабли крепч… шварт…вались к ярко(красным) пл…вуч(и/е)м бочкам. С…ребря…ые (гидро)планы прят…лись в ангары как пчелы зап…лзают в улей. Маячные ст(о/а)р(о/а)жа пр(о/а)т…рали суко…ыми тряпками ст…кля…ые линзы ф…нарей. (Ни)чего (не)делали только дворники они ож…дали что ветер вым…т(е/и)т и пр…ду(е/и)т (на)сквозь Севастополь.

Устав от бе…плодн…го ож…дания бури я п…ехал на Северную сторону. В пес(ч/щ)а…ых пр…брежных пещерах выбитых в ж…лтых сухих утесах ж…ли рыбаки заг…релые об(о/а)рванц.. с ж…нами и (полу)голыми детьми. Грязно(серые) сети и развеш(е/а)…ая на беч…вках рва…ая роба д(о/а)п…лняли п…йзаж.

(В)дали на заднем плане за лесом мачт и свернутых парусов п…хожих на пол…тня…ые листья бананов за пута…ицей турецких балконов разбитых черепичных крыш… желтела степь п…росшая пр(о/а)пыле…ой травой. (По)ней бр…дили псы стар…жилы и вл(а/о)детели этих рыбач…их и крепос…ных берегов.

Дв…ры нап…минали склады дек…рац(и/ы)й. Б…лье на каме…ых (о/а)градах в…село как изорва…ые т…атральные к…стюмы. Дети г…няли обручи. Эта игра свойстве…а всем широтам земного шара. На пустырях валялись остатки р…квизита ра(с/з)битые глиня…ые ку…шины, жестя…ые банки как(будто) высуше..ые букеты и п(о/а)лома…ые весла. Чайки с…дели на чугу…ых шарах – пустых минах из…еде…ых ржа…чиной. Стены стари…ых круглых фортов были (на)искось разрезаны тенью и сол…цем. На крышах фортов были укрепле…ы сигнальные мачты. На них разв…вались флаги.

Я был уверен что флаги пахнут как выст(и/е)ра…ое белье. (Не)даром их беспр(е/и)ста…о (о/а)бдувал соле…ый ветер.

Вечером на мачтах заг…рались зеле…ые ф…нари и казалось что форты как м…ниторы неся с…гнальные огни т…жело шли в ноч… (на)встречу (не)вид…мым враж…ским эскадрам.

Эти давным(давно) раз…руж(е/о)…ые броше…ые форты остались на Северной ст…роне со времен севастопольской обороны. Они пр(е/и)давали всему п…йзажу облик стари…ого крепос…ного района засыпа…ого вросшими в землю ядрами (По К. Паустовскому)

При подготовке заданий были использованы материалы учебных пособий Л.А. Ахременковой, Д.Э. Розенталя и В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.