Базилика средневековья. Романская базилика (схема). Базилика как тип сооружения

Базилика в Пестуме. Сер. 6 в. до н. э.

Базилика

План базилики в Помпеях.

Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной - возвышение, или эстрада , для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.

Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, то есть плоский потолок, как в наших нынешних домах.

План базилики с трансептом (указан стрелками).

Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее - прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида ; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III-IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.

Базилика. Слева - поперечный разрез, справа - план.

Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида , или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала - это средний неф; проходы за колоннами и хоры - это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов - это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, то есть окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.

Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде , покрытой обыкновенно полусферическим сводом , ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор . Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae ) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих «Promenades archèologiques» (Пар., г.) при описании Юлиевой Б. «От нее остался, - говорит он, - мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан , Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих „Филиппиках “ говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Базилика была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать».

Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий , присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и само название их forenses , то есть площадные), а вторые - в домах. Кроме того, некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства, обыкновенно, никто не указывает. Торговое значение базилик не подлежит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: - «Места для базилик, - говорит он, - должны примыкать к форумам и находиться на теплой (то есть на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимой переносить ненастье». А что они вместе с тем служили местом прогулок, вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно так же состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения бизилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным.

Базилика св. Софии в Охриде. Ок. 103750, притвор с галереями  1317.

Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. «Знатным людям, - говорит Витрувий, - занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие атриумы, великолепнейшие перистили (см. это сл.), сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того, библиотеки, картинные галереи и базилики , столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания, и частный третейский суд»; что касается до дворцовых базилик, то, во-первых, остатки их найдены в вилле Адриана близ Тиволи , а во-вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи, и представляет собой прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной

Здания отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера

Монастырь Хора в Константинополе

В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий. В отдельных памятниках применялся и скульптурный декор с растительным орнаментом, изображением людей и животных

Церковь Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

59. Романская базилика.

Романское искусство XI - XII вв

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (клуатр). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

дороманская базилика романский храм

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Характерные черты романской архитектуры

    В самом здании своеобразно решалась проблема освещения. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров. Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт - “пересекающий”). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.

    Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические(полуциркульные на подпружных арках) или крестовые каменные своды, пришедшие на смену деревянной кровле. (Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.) Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами Символическое деление храма.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом части символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Кафедральный собор в Пизе, 1063- конец 13 в.

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране

Церковь Сен Сернен в Тулузе


Базили́ка (бази́лика ; греч. βασιλική - «дом базилевса , царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов .

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика , являющемуся разновидностью зального храма .

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул) .

Древнеримские базилики

Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры - базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.

Строительство по типу базилики велось также в других городах Италии и римских провинциях. Так, в 120 году до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях . Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.

В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно периферийное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры . Ранние базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Отлично сохранившийся пример - Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом , считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306-312 гг.) .

Раннехристианские базилики

Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством . Тип базилики - наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века .

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались .

Дальнейшая эволюция

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь в пенсильванском городке Маккиспорт , освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

Напишите отзыв о статье "Базилика"

Примечания

Ссылки

  • в Православной энциклопедии
  • Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Статья «» в энциклопедии «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Базилика

– Ты забыл, что для меня не важен язык, Север. Я чувствую и вижу его – улыбнулась я.
– Прости, ведающая... Я запамятовал – кто ты. Желаешь ли узреть то, что дано только знающим, Изидора? У тебя не будет другой возможности, ты больше не вернёшься сюда.
Я лишь кивнула, стараясь удержать, готовые политься по щекам злые, горькие слёзы. Надежда быть с ними, получить их сильную, дружескую поддержку умирала, даже не успев хорошенько проснуться. Я оставалась одна. Так и не узнав чего-то очень для меня важного... И почти беззащитная, против сильного и страшного человека, с грозным именем – Караффа...
Но решение было принято, и я не собиралась отступать. Иначе, чего же стоила наша Жизнь, если пришлось бы жить, предавая себя? Неожиданно я совершенно успокоилась – всё наконец-то стало на свои места, надеяться больше было не на что. Я могла рассчитывать только на саму себя. И именно из этого стоило исходить. А какой уж будет конец – об этом я заставила себя больше не думать.
Мы двинулись по высокому каменному коридору, который, всё расширяясь, уходил вглубь. В пещере было так же светло и приятно, и лишь запах весенних трав становился намного сильнее, по мере того, как мы проходили дальше. Неожиданно прямо перед нами засияла светящаяся золотая «стена», на которой сверкала одна-единственная большая руна... Я тут же поняла – это была защита от «непосвящённых». Она была похожей на плотный мерцающий занавес, сотворённый из какой-то, невиданной мною, блистающей золотом материи, через который без посторонней помощи мне, вероятнее всего, не удалось бы пройти. Протянув руку, Север легко коснулся её ладонью, и золотая «стена» тут же исчезла, открывая проход в удивительное помещение.... У меня сразу же появилось яркое чувство чего-то «чужого», будто что-то говорило мне, что это был не совсем тот привычный мне мир, в котором я всегда жила... Но через мгновение странная «чужеродность» куда-то исчезла, и опять всё стало привычно и хорошо. Прощупывающее ощущение чьего-то невидимого за нами наблюдения усилилось. Но оно, опять же, не было враждебным, а скорее похожим на тёплое прикосновение доброго старого друга, когда-то давно потерянного и теперь вдруг заново обретённого... В дальнем углу помещения сверкал переливаясь радужными брызгами маленький природный фонтан. Вода в нём была столь прозрачной, что видна была лишь по радужным отблескам света, блестящим на дрожащих зеркальных каплях. Глядя на этот чудо-родник, неожиданно для себя я вдруг почувствовала жгучую жажду. И не успев спросить Севера, могу ли попить, тут же получила ответ:
– Конечно же, Изидора, попробуй! Это вода Жизни, мы все пьём её, когда не хватает сил, когда ноша становится неподъёмной. Попробуй!
Я нагнулась, чтобы зачерпнуть ладонями чудотворной воды, и почувствовала невероятное облегчение, даже ещё не успев коснуться её!.. Казалось, все мои беды, все горечи куда-то вдруг отступили, я чувствовала себя непривычно успокоенной и счастливой... Это было невероятно – я ведь не успела даже попробовать!.. Растерянно обернулась к Северу – он улыбался. Видимо, такие же ощущения испытывали все, кто прикасался к данному чуду впервые. Я зачерпнула воду ладонями – она сверкала маленькими бриллиантами, как утренняя роса на освещённой солнцем траве... Осторожно, стараясь не пролить драгоценные капли, я сделала малюсенький глоток – по всему телу разлилась неповторимая лёгкость!.. Будто взмахом волшебной палочки кто-то, сжалившись, сбросил мне целых пятнадцать лет! Я чувствовала себя лёгкой, точно птица, парящая высоко в небе... Голова стала чистой и ясной, будто я только что родилась на свет.
– Что это?!. – удивлённо прошептала я.
– Я же тебе сказал, – улыбнулся Север. – Живая Вода... Она помогает впитывать знания, снимает усталость, возвращает свет. Её пьют все, кто находится здесь. Она была здесь всегда, насколько я помню.
Он подтолкнул меня дальше. И тут я вдруг поняла, что мне казалось таким странным... Комната не кончалась!.. С виду она казалась маленькой, но продолжала «удлиняться» по мере нашего по ней продвижения!.. Это было невероятно! Я опять взглянула на Севера, но он лишь кивнул, будто говоря: «Не удивляйся ничему, всё нормально». И я перестала удивляться... Прямо из стены помещения «вышел» человек... Вздрогнув от неожиданности, я тут же постаралась собраться, чтобы не показывать удивления, так как для всех остальных, здесь живущих, это видимо было совершенно привычно. Человек подошёл прямо к нам и низким звучным голосом произнёс:
– Здравой будь, Изидора! Я – Волхв Истень. Знаю, тяжко тебе... Но ты сама избрала путь. Пойдём со мной – я покажу тебе, что ты потеряла.
Мы двинулись дальше. Я следовала за дивным человеком, от которого исходила невероятная сила, и горестно думала, как же всё было бы легко и просто, если бы он захотел помочь! Но, к сожалению, он тоже не хотел... Я шла, глубоко задумавшись, совершенно не заметив, как очутилась в удивительном пространстве, сплошь заполненном узкими полками, на которых покоилось невероятное количество необычных золотых пластин и очень старых «свёртков», похожих на старинные манускрипты, хранившиеся в доме моего отца, с разницей лишь в том, что, хранящиеся здесь, были сделаны на каком-то тончайшем незнакомом материале, которого ранее я никогда и нигде не видывала. Пластины и свитки были разными – маленькими и очень большими, короткими и длиннющими, в целый человеческий рост. И в этой странной комнате их было великое множество...
– Это и есть ЗНАНИЕ, Изидора. Вернее, очень малая его часть. Можешь впитать, если желаешь. Оно не повредит, а может даже поможет тебе в твоём искании. Попробуй, милая...
Истень ласково улыбался, и мне вдруг показалось, что я знала его всегда. От него исходило чудесное тепло и покой, которых мне так не хватало все эти жуткие дни, борясь с Караффой. Он видимо всё это прекрасно чувствовал, так как смотрел на меня с глубокой печалью, будто знал, какая злая судьба ждёт меня за стенами Мэтэоры. И он заранее оплакивал меня.... Я подошла к одной из бесконечных полок, до верха «забитой» полукруглыми золотыми пластинами, чтобы посмотреть, как предложил Истень... Но не успела даже приблизить руку, как на меня буквально обрушился шквал ошеломляющих, дивных видений!!! Потрясающие картины, не похожие ни на что, когда-либо виденное, проносились в моём измученном мозге, с невероятной быстротой заменяя друг друга... Некоторые из них почему-то оставались, а некоторые исчезали, тут же принося за собой новые, которые я тоже почти не успевала рассмотреть. Что это было?!.. Жизнь каких-то давно умерших людей? Наших Великих предков? Видения менялись, проносясь с сумасшедшей скоростью. Поток не кончался, унося меня в какие-то удивительные страны и миры, не давая очнуться. Вдруг одно из них вспыхнуло ярче остальных, и мне открылся потрясающий город... он был воздушным и прозрачным, будто созданным из Белого Света.

Содержание статьи

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах . В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений.Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

Базилика Максенция – Константина

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

Нина Байор


Анатомия архитектуры [Семь книг о логике, форме и смысле] Кавтарадзе Сергей

Эволюция базилики

Эволюция базилики

В принципе, архитектура как вид искусства очень удобна для понимания и изучения – в ней время от времени случаются выдающиеся события, например появляются замечательные сооружения или рождаются важные новации (все равно, технологические, декоративные, функциональные или какие-либо еще), которые потом долго, иногда веками или даже тысячелетиями, повторяются в последующих постройках. События такого рода становятся своеобразными маяками, помогающими легко ориентироваться в общей истории зодчества.

Так, например, от «маяка» к «маяку» можно проследить эволюцию типа западноевропейской христианской базилики. Это очень показательный пример того, какую важную роль в истории культуры способен играть сам факт выбора тех или иных строительных конструкций.

Базилика – слово греческого происхождения (????????), первоначально означавшее «царский портик», можно сказать, «царский навес» (???????? ????). Неизвестно, как выглядели древнегреческие базилики, но, судя по всему, использовались они не как жилища царей, а, скорее, как место для отправления государевых дел, прежде всего судебных.

Рис. 2.18. Базилика Максенция и Константина на Римском форуме. IV век. Рим, Италия

Позже базиликами стали называть огромные здания в Древнем Риме. Их залы колоссальны даже по современным меркам. Они использовались в разных целях, всегда предполагавших скопление огромных масс людей, – для гуляний, для торговли и, опять-таки, для публичных судебных слушаний. Такая базилика обычно вытянута в длину и состоит из нескольких помещений, причем центральное – больше остальных. Если здание предназначалось для суда, то кресло судьи располагалось в специальной полукруглой пристройке – абсиде. Римские базилики были величественными сооружениями с толстыми стенами и грандиозными сводами (правда, встречались и плоские деревянные перекрытия), богато украшенными, в том числе и многочисленными колоннами из дорогих сортов камня.

Когда в IV веке н. э. христиане Рима сделались представителями государственной религии, им, еще недавно скрывавшим таинства веры в катакомбах, понадобилось множество новых вместительных храмов, достаточно представительных, чтобы привлекать языческие души, но конструктивно простых и сравнительно дешевых, так как на помпезные сводчатые сооружения попросту не хватало средств.

Так появился тип раннехристианской базилики – храма, чья композиция во многом заимствована у древнеримских судебных зданий (базиликой ее назвали позже, ввиду сходства с прототипом, очевидно). Прежде всего, такая базилика – это одно или несколько составленных вместе вытянутых пространств, хорошо приспособленных для торжественных церковных процессий. Их называют нефами , то есть кораблями (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль). В принципе, храму достаточно и одного такого «корабля», но чаще бывает три или пять, причем центральный выше и шире остальных, а главное – светлее, потому что в его стенах под потолком прорезаны окна, расположенные выше крыш боковых нефов (верхнее, хорошо освещенное пространство главного нефа имеет свое название – клеристорий ). Продольные стены внутри здания опираются на аркады (иногда, но редко, на антаблементы), а те, в свою очередь, на колонны. Верующие поначалу располагались в пониженных и сравнительно темных боковых «кораблях», а по центральному, залитому светом, торжественно шествовали священнослужители.

Своей осевой направленностью христианская базилика в чем-то родственна древнеегипетским храмам. Вход в нее тоже часто начинается с открытого двора, там прихожане готовятся к богослужению. Затем следует нартекс – пристройка перед самой базиликой, где в старину полагалось оставаться уверовавшим во Христа, но еще не крещенным («Оглашенные, изыдите!» – это как раз про них), а также отлученным от причастия за какие-то прегрешения. С противоположной стороны располагался короткий поперечный неф – трансепт , в плане придававший храму форму креста и предназначавшийся для клира. Наконец, замыкалась композиция алтарной частью – полукруглой абсидой, также заимствованной у римских судебных построек. Каменное кресло судьи сделали троном епископа, сиденья вдоль стен отдали священникам.

В сущности, и сейчас большинство католических храмов устроены таким же образом. Зайдете ли в кафедральный собор в самом центре европейской столицы или, оставив горные лыжи у входа, присядете на скамью в деревенской церквушке, затерянной среди отрогов Альп или Карпат, вы, скорее всего, окажетесь в базилике, с нефом, трансептом и абсидой алтаря.

Рис. 2.19. Собор Сан-Джусто. V и XIV века. Триест, Италия

Мы так далеко отошли от заявленной темы про арочные конструкции потому, что раннехристианская базилика интересна нам как раз тем, чего в ней нет, – иными словами, отсутствием сводов. С IV века и до конца тысячелетия храмы Западной Европы перекрывались в основном стропилами, иногда открытыми снизу, иногда зашитыми деревянными панелями плоских потолков. Искусство строить каменные своды сохранялось практически лишь в Византии и в странах, попавших под ее влияние. Вождям племенных союзов, в крови и хаосе междоусобных войн создававших на руинах Римской империи новые государства, было не до величественных построек, требовавших огромных ресурсов и долгого времени на их сооружение, иногда большего, чем могла удерживать трон целая династия.

Однако к концу первого тысячелетия Европа обрела несколько новых устойчивых государственных образований – княжеств, герцогств, мощных империй, – и феодальная система начала стабильно поставлять их владетелям богатства, достаточные не только для ведения войн, но и для масштабного строительства. Впрочем, само строительное дело в ту пору тоже не всегда являлось мирным занятием. Защитить страну можно было только с помощью мощных каменных крепостей – тех самых, с зубцами, башнями и узкими бойницами. Земляные насыпи и частоколы из бревен спасали лишь от мелких воинственных соседей. Очевидно, что, как и сегодня, именно развитие военных технологий вело к прогрессу в гражданских областях.

Рис. 2.20. Собор Святого Петра. Общий вид. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Рис. 2.21. Собор Святого Петра. План. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Впрочем, одним из главных политических и экономических событий на рубеже тысячелетий было как раз то, что уже не только военные силы решали судьбы континента. На этой арене появился новый игрок, который мог обойтись и без армии, – папа римский. Часто ему было достаточно отлучить противника от церкви, чтобы лишить его войска и власти. Христианская церковь, когда-то гонимая, обрела могущество и богатство. А самое главное, по всей Европе, невзирая на границы, она начала строить собственные цитадели – соборы и монастыри, и, чтобы поддержать ее авторитет, от архитекторов снова потребовались напряжение всех творческих сил и технологические умения.

Новая эпоха породила новые формы в зодчестве. Появились «модные» композиционные и декоративные решения: башни с конусовидными завершениями; сдвоенные арочные окна с колонной вместо простенка посередине; аркатурные и аркатурно-колончатые пояса , не обязательно функциональные, но помогающие зрительно членить толстые стены в нужных пропорциях.

Но главным событием, тем, что позволяет нам говорить о новом стиле и оправдывает его название – романский , – стало возрождение древнеримской традиции строить величественные арочные конструкции перекрытий. И хотя в части романских базилик можно встретить и деревянные стропила, именно каменные (либо кирпичные) циркульные своды стоят первыми в ряду отличительных признаков романики.

По мнению многих исследователей, рождение готики еще более тесно связано с технологическими нововведениями. Этот стиль возник не одномоментно, он постепенно вызревал в недрах романского зодчества вместе с попытками усовершенствовать привычные сводчатые перекрытия.

При создании цилиндрических сводов часто применяются подпружные арки : сначала от стены к стене перекидываются мощные дуги арочных «мостов», чтобы потом на них уже опиралась сравнительно легкая кладка свода. Тот же прием в романской архитектуре стали использовать и при возведении крестовых сводов, но теперь к обычным подпружным аркам, перекинутым от стены к стене по кратчайшему пути, добавились диагональные, проходящие там, где смыкаются распалубки. Прежде чем возвести свод, строили как бы его скелет. Так родились нервюры (по-французски nervure – жилка, прожилка), позже ставшие главным нервом готического образа.

Это строительное новшество резко расширило творческие возможности средневековых зодчих. Романская система проектирования не зря называется связанной . Обычный крестовый свод – производное от цилиндрического – может быть только квадратным в плане, ведь все распалубки в нем одинаковы. Из этого следует, что при строительстве базилики ширина бокового нефа жестко зависит от размеров главного, потому что к одной стороне ячейки, перекрытой крестовым сводом (она называется «травея» ), можно приставить только целое число таких же, но поменьше (обычно две). Иными словами, если вы используете циркульные крестовые своды, то ширина боковых нефов должна быть или ровно в два раза меньшей, или такой же, как у центрального «корабля» (в последнем случае, чтобы сохранить гармонию, их надо делать и столь же высокими, то есть построить так называемую зальную церковь). Можно, правда, использовать простой цилиндрический свод, тогда зависимость не будет такой жесткой. Но он, как мы знаем, дает гораздо больший боковой распор и, следовательно, требует более мощных стен под собой. Кроме того, под ним невозможно устроить большие окна (только узкие бойницы), поэтому труднее достичь эффекта «божественного света», льющегося сверху в сакральное пространство храма.

Рис. 2.22. Англо-нормандский крестовый свод

С изобретением нервюрных сводов архитекторы стали справляться с вышеописанными проблемами гораздо изящнее. Арочный каркас позволяет повысить центральную часть свода, «надуть» его снизу, как парашют или парус. Такая конструкция допускает вытянутый или даже трапециевидный план травеи. Это дало возможность не только создавать базилики с нефами любых пропорций, но и перекрывать каменными сводами криволинейные галереи, прежде всего деамбулаторий – круговой обход вокруг алтаря, помещавшегося в абсиде.

Рис. 2.23. Составные части средневековой базилики

О том, почему возникли деамбулатории, стоит рассказать подробнее. Эпоха зрелого Средневековья в Европе – время грандиозных паломнических походов. Путешествовали не только купцы и завоеватели. Огромные массы людей, разных званий и сословий, отважно покидали родные края и отправлялись (в основном пешком!) в далекие странствия, чтобы, преодолев жестокие лишения и избегнув, если будет на то воля Господня, великих опасностей, поклониться мощам убедительно доказавшего свое могущество святого и приложиться к реликвиям – свидетелям чудесных событий тысячелетней давности, случившихся в далекой Палестине. Однако пути пилигримов не были неизведанными. Они следовали от монастыря к монастырю, обретая в каждом из них все новых и новых спутников. При этом в каждой обители были свои святыни, может быть и не такие значимые, как те, что ждали их в конце пути (например, в Сантьяго-де-Компостела, что на севере дикой Испании), но, безусловно, достойные самого благоговейного поклонения. Паломники воздавали почести содержимому роскошных реликвариев и оставляли монеты, которые шли на возведение еще более масштабных монастырских комплексов.

Рис. 2.24. Собор Святого Маманта в Лангре, Франция. Своды деамбулатория

Потоки желающих приобщиться к божественной благодати были столь велики, что во избежание давки появилась потребность в организации в храмах «одностороннего движения». Так возникла идея кругового обхода. Люди, не мешая службе, двигались в сторону алтаря или к скрытой под ним сакристии (крипте – хранилищу святынь) по одному из боковых нефов, останавливаясь для молитвы у капелл – небольших приделов, каждый со своим алтарем, пристроенных с внешней стороны храма. Затем обходили абсиду по специальной полукруглой галерее-деамбулаторию (маленькие церкви, полукругом расположенные вдоль нее, породили красивый образ – венец капелл) и покидали храм, возвращаясь к выходу противоположным нефом. Такой круговой обход поначалу перекрывался деревянными стропилами, позже, с развитием тех конструкций, о которых мы говорим, – трапециевидными в плане крестовыми сводами.

Скорее всего, именно повышенные нервюры крестовых сводов навели зодчих на мысль о создании особой, стрельчатой арки , а затем и стрельчатых сводов, без которых нельзя представить появление следующего большого стиля – готики. По сути, стрельчатая арка – это два фрагмента обычной циркульной арки, сложенные «домиком». Современному человеку ее очертания должны напомнить устремленную в небо ракету. Туда же, к божественным высям, она отправляла и мысли средневековых христиан. Позже этот вектор стали усиливать всеми доступными в художественном отношении способами. Нервюры брали начало от самого пола и пучками, вдоль колонн, взлетали кверху, разбегаясь по ребрам сводов пышным каменным фейерверком. Скульптуры на фасадах вытягивались вверх и колебались как пламя в S -образном изгибе, подчеркивавшем принадлежность изображенных ими людей скорее к духовному миру, нежели к телесному. Башенки-фиалы и заостренные как пики колокольни акцентировали это стремление ввысь. Готический собор если и не «взлетал» в небо, то тянулся к нему, как деревья в роще.

Рис. 2.25. Хор Реймсского собора (Нотр-Дам-де-Реймс). Архитектор Жан де Лу. XIII век. Реймс, Франция

Впрочем, у готических – стрельчатых – арок есть и вполне земные преимущества. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», то есть боковой распор у них значительно меньше, чем у их обычных циркульных аналогов. Поскольку то же относится и к стрельчатым сводам, прежде всего крестовым, их появление позволило создать грандиозные сооружения нового типа – готические соборы, не только высокие, но и не нуждающиеся в толстых каменных стенах. По сути, теперь можно было обойтись вообще без стен, закрывая промежутки между опорами огромными витражами. Контрфорсы – подпорки, ранее перпендикулярно упиравшиеся в стены и гасившие распор лежавших на них перекрытий, превратились в отдельно стоящие столбы. От них к основаниям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики» – аркбутаны . Снаружи соборы, несмотря на всю красоту, немного напоминали гигантских сороконожек. Зато, попадая внутрь здания, верующий оказывался если не на небесах, то в преддверии рая, среди почти невесомых стен и сводов, в пространстве, полном неземного света, окрашенного драгоценными витражами.

Рис. 2.26. Святая капелла (Сент-Шапель). Архитектор Пьер из Монтрейля (предположительно). 1242–1248 гг. Париж, Франция

Наверное, устремленность ввысь и кажущаяся легкость каменных конструкций подсказали зодчим путь к выражению религиозной экзальтации, которой была буквально пропитана атмосфера этого времени. Так, в очередной раз архитектоника, то есть художественная демонстрация работы несомых и несущих частей, стала выразителем того, что туманно зовется духом эпохи. Интересно, что, когда этот дух радикально изменился, то есть во времена Ренессанса (возрождения идеалов античности, как мы помним), от стрельчатых конструкций с пафосом отказались, несмотря на их рациональные преимущества. Тогда же готика получила свое презрительное имя архитектуры готов, то есть варваров. Тип базилики остался, но арки и своды вновь стали полукруглыми, правда, более изящными, чем раньше, как и полагается зримым символам гармонии и совершенства.

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Эволюция «сознания» в искусственном интеллекте Наличие сознания является проявлением внутренних процессов, протекающих в мозгу. Зарождение сознания у человека Homo sapiens явилось результатом эволюционного развития нейронных структур мозга как биологической системы.

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

5.11. Эволюция мышления Наша следующая задача в историческом плане - анализ развития мышления начиная с древнейшей фазы, о которой у нас есть надежные сведения. Эта фаза - первобытное общество с культурой позднего палеолита и раннего неолита. Но прежде, чем говорить о

Из книги Мир Авиации 2003 02 автора Автор неизвестен

14.12. Этика и эволюция Но что есть Добро? Что есть Высшее Благо и Высшая Цель? Ответ на эти вопросы, как уже говорилось, выходит за рамки чистого знания, требует волевого акта. Но, может быть, знание подведет нас к какому-то определенному акту, сделает его практически

Из книги Творения рук человеческих (Естественная история машин) автора Боголюбов Алексей Николаевич

Эволюция СБ: этап третии и последний Владимир КОТЕЛЬНИКОВ МоскваОкончание. Начало см. МА 2-02, 1-03 СБ 225-й серииМодернизация, проведенная на т.н. «96-й условной серии», несколько расширила боевую эффективность СБ и облегчила его эксплуатацию, но за счет повышения взлетного