Золотые ворота константинополя и семибашенный замок. Золотые ворота константинополя Золотые ворота константинополя

один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (K-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabillа Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена.

Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на cв. воротах мон-ря).

Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Cв. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии.

Константинополь

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσᾶι Πύλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр (Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до ХII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название ῾Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней).

В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было. Перед воротами находился мощеный двор, фланкированный 2 мощными (17×18,3 м в основании) башнями-пилонами, сильно выдвинутыми относительно линии стен; в глубине стояли ворота с 3 арками. Сохранившаяся до нашего времени центральная часть ворот фланкирована 2 античными (вторично использованными) мраморными колоннами, увенчанными капителями эпохи имп. Феодосия II. Они поддерживают центральную арку. Ворота могла венчать аркада на сдвоенных колонках. По обеим сторонам входа на отрезках стен порядовой кирпичной кладки сохранились линии мраморных обрамлений, поставленных через неравные интервалы; резьба их карнизов датируется не ранее VI в. Это фрагменты обрамлений утраченных рельефов классического и ранневизант. периода, к-рые найдены при археологических раскопках. Створки ворот были позолоченными. З. в. К-поля венчались квадригой слонов (как и Триумфальная арка в Риме) с крылатыми символами победы по сторонам; также на них была установлена статуя имп. Феодосия (обрушилась при землетрясении 740 г.). Не только размер, но и материал - светлый мрамор -выделял З. в. из общей системы кирпичных оборонительных стен.

Рельефные композиции парадного, внешнего фасада не сохранились, но многократно описаны путешественниками (Мануил Хрисолор, 1411; Пьер Жилль , 1544-1550 и др.). Жилль пишет о 6 рельефах на каждой стороне, размещенных в 2 яруса, с вакхическими и героическими фигурными сценами. На рис. Франческо Скареллы (1685) «Семибашенный замок» З. в. показаны примерно вдвое большей высоты, чем в настоящее время, с рельефами в 4 ряда по сторонам входа; вероятно, они имелись и над воротами. Разные по масштабу рельефы (нек-рые натуралистичны, что нетипично для мифологических и жанровых сцен) явно взяты из роскошных вилл или языческих храмов и соединены с менее масштабными композициями визант. времени. В составе декора отмечают аллегорию победы (Виктория с короной в руке). Рельефы З. в. привлекали внимание европейцев в XVII в. (в 20-х гг. XVII в. их неудачно пытались снять и вывезти в Англию). В связи с этими попытками записаны рассказы о суевериях, существовавших в городе, согласно к-рым неприкосновенность столицы и самой Турции мистически связана с нерушимостью З. в. и их рельефов.

В целом «пропилеи» З. в. представляли огромное, высотой более 12 м, эффектное сооружение, в общих чертах похожее на рим. триумфальную арку. Б. Майер-Плате, A. M. Шнайдер, а за ними В. Мюллер-Винер и С. Бассетт относят последние перестройки ворот к правлению Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) и к 1389-1390 гг., когда о работах на З. в. сообщают источники. К последней из перестроек исследователи относят украшение фасадов описанными выше античными рельефами I-II вв. Но, по мнению С. Манго, в источниках речь могла идти о переделке внутренних ворот; технически тщательное исполнение архитектурных деталей внешней линии заставляет отнести ее к средневизант. периоду. Создание композиции Манго датирует IX-X вв., связывая с одним из последних случаев празднования триумфа (после завоевания Киликии в 965, откуда (из Тарса и Мопсуестии) Никифор Фока мог вывезти эти мраморные трофеи).

После сооружения Мехмедом II Завоевателем внутри города (за З. в.) Семибашенного замка (1457-1458) проемы ворот были заложены.

Иерусалим

Далеко не очевидна связь с восточнохрист. кругом памятников вост. (самых старых, больших и декорированных из сохранившихся) ворот средневек. Иерусалима. Они стоят на линии вост. стены храма Ирода Великого с небольшим сдвигом от центра к северу. Это 2-башенные ворота с 2 куполами на барабанах (по мнению Д. Прингла, помещения под куполами в эпоху крестоносцев использовали как часовни). От них начинался кратчайший путь на Елеонскую гору. Два смежных арочных проема ворот (единственный случай в Иерусалиме) были окончательно заложены камнем в ходе обновления старых стен турками (1539-1542). Вход во внутренние помещения ведет с запада, изнутри города, через особый, привратный, вестибюль (IV-V вв. по Р. Х.?; ныне в нем молитвенный зал и комнаты для изучения Корана), колонны в к-ром - из сполий эпохи Второго храма. Двойной проем украшен арками с широкими опорными колоннами. Ворота упомянуты как перестроенные в «Путешествии в Палестину» Эвлия Челеби, где названы «Железные» (кроме восточных из ворот позднесредневек. Иерусалима заложены ворота Хульды, а также малые проемы на надземных уровнях вдоль юж. части вост. стены).

Нынешние 2-башенные ворота относят к ранневизант. эпохе, включая в строительную программу Юстиниана I 20-х гг. VI в., или ко времени Омейядов (совр. авторы Дж. Мёрфи-О"Коннор, Д. Прингл, А. Боас), т. е. к периоду «восстановления» частей храма халифом Абд аль-Маликом (685-705); есть и промежуточная версия - ок. 640 г. по Р. Х. (т. е. в конце правления византийцев или при араб. правлении). В раннеисламское время воротами если и пользовались, то редко; с VIII в. их могли закрыть полностью, т. к. доступ в Харам аш-Шариф («Священный двор») был неверным воспрещен.

Восточные ворота архитектурно выделяются 2-аркадной композицией и декором, очевидно восходящим к декору Двойных ворот храма; и то и другое повлияло на оформление романского 2-башенного портала Гроба Господня храма .

За воротами вдоль дороги, по к-рой проходили процессии в дни Вербного воскресенья и Воздвижения Креста, еще в XIX в. К. Шиком открыты многочисленные однотипные погребения в каменных склепах, без вещей, с обычной для христиан ориентировкой - кладбище крестоносцев, встретивших смерть в Иерусалиме в XII в. Небольшие раскопки 1971-1972 гг., проведенные в воротах, открыли на глубине 2,5 м арку с пролетом, примерно равным 2 нынешним аркам. Точно датировать ее невозможно, но библеисты (У. Г. Маре и др.) относят ее к эпохе царя Ирода (и даже ранее, ко временам храма Соломона), отождествляя с зап. воротами Второго храма, т. е. с Красными воротами в Деяниях св. апостолов. Л. Ритмайер, совр. исследователь Храмовой горы эпохи царя Ирода, допускал, что более древние ворота существуют, но на своих реконструкциях до 2007 г. их не показывал.

Полемика по поводу появления, назначения и символики заложенных вост. ворот Иерусалима основана на религ. традиции и письменных источниках. Название ворот «Золотые» (Aurea) не прослеживается ранее VII в. Оно появилось в христ. лит-ре и получило широкое распространение в эпоху крестоносцев. Происхождение названия может быть связано с греч. прилагательным «horaia» (красные), воспринятым зап. паломниками по созвучию как «aurea». З. в. встречаются и на картах крестоносцев, к-рые называли их также воротами Милости. В эпоху правления крестоносцев ворота открывали в Вербное воскресенье, когда в город через них входила процессия пальмоносцев во главе с патриархом, прошедшая предварительно долиной Иосафата (туда она попадала накануне через Иосафатские ворота). Вторично их открывали для процессии в день Возвращения Животворящего Креста (14 сент.). Проемы ворот были тогда закрыты деревянными дверьми, обитыми железом; гвозди, куски дерева и жести от обивки служили евлогией. З. в. Иерусалима стали считать местом встречи праведных Иоакима и Анны.

Сведения о вост. воротах храма (в данном случае Старого города Иерусалима) до кон. VI в. носят смутный характер. Их существование даже в эпоху Второго храма сомнительно. Иосиф Флавий, описывая вост. (т. н. Соломонову) колоннаду, не упомянул о воротах в вост. части храмовой платформы. Еще меньше оснований связывать реальные вост. ворота с упомянутыми в пророчестве Иезекииля (Иез 44) символическими воротами. Согласно Деяниям св. апостолов (Деян 3. 2; ср.: Деян 3. 10), ап. Петр исцелил хромого, который ежедневно сидел «при дверях храма, называемых Красными»; этот текст можно трактовать применительно не к воротам в опорной стене храмового участка, а к дверям атриума самого храма. То же можно сказать о Шушан - вост. воротах храма, упоминаемых в Мишне,- как о месте совершения обряда принесения в жертву рыжей телицы (Middoth 1. 3; Числ 19. 1-10).

В ранневизант. период вост. ворота города достоверные источники тоже не выделяют: ранние христиане полагали иудейский храм нечистым местом, его участок использовали как свалку и каменоломни; здесь не проходило дорог и улиц, не было ни одного св. места. В Итинерарии паломника Феодосия (до 518) указано, что в Вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим через ворота Вениаминовы (др. названия: св. Стефана, Львиные). Если имп. Ираклий в 629 или 631 г. входил в город через вост. ворота, значит, они существовали ранее и именно их мог отреставрировать еп. Модест для встречи Животворящего Креста, похищенного персами в 614 г. и возвращенного имп. Ираклием; их же мог видеть в 570 г. пилигрим из Пьяченцы, отметивший, что сев. ворота Иерусалима расположены вблизи от Красных ворот, принадлежавших к храму, чьи порог и антаблемент сохранялись, но он не связывал эти ворота с воротами, о к-рых говорится в Деяниях св. апостолов (это снимает предположение, что ныне существующие вост. ворота города построила имп. Евдокия в сер. V в., чтобы отметить место чудотворения).

Постоянно закрытые восточные ворота города в конце средних веков послужили основанием для множества теологических толкований в христианстве, иудаизме и исламе. Полагали, что именно через эти ворота входил в Иерусалим Иисус Христос в Вербное воскресенье и что в них встречали имп. Ираклия в VII в. Закладку ворот по приказу турок объясняли стремлением мусульман сделать невозможными повторный захват Иерусалима христианами (францисканец Э. Хорн) и Второе пришествие Христа. В одном из рассказов, связанном с З. в. и ранее других (ок. 830) зафиксированном христ. лит-рой, но ставшем популярным лишь при крестоносцах, описано, как имп. Ираклий, явившись к воротам в парадных, великолепных одеяниях, внезапно увидел, как их камни сомкнулись и образовали сплошную стену, а когда он сменил одежды на будничные, перед ним раскрылся проход.

В иудейской традиции вост. ворота - место Божия проникновения, они вновь откроются, когда явится Мессия (Иез 44. 1-3), до этого ворота должны остаться в неприкосновенности. Закладку ворот иудеи объясняли и желанием мусульман воспрепятствовать чаемому явлению (так же как устройство евр. кладбища прямо перед воротами - считалось, что предтеча Мессии коген Илья (Элияху) не сможет миновать некрополь). Иудеи также обращались в сторону этих ворот и молились перед ними как перед самым доступным для них местом храма. Отсюда название «Ворота милости» (Шаар-ха-Рахамим - врата вечной жизни, врата спасения). Арабы называют так юж. проем, северный - «Ворота раскаяния» или «Судные» (Шаар-Тешува), т. к. полагают, что через них Судия войдет для последнего Суда. Названия «Красивые» (Красные) и «Золотые» употребляли в основном христиане. Согласно исламским поверьям, внутри ворот помещаются 2 массивных пилона, принесенные царицей Савской и царем Соломоном.

Русь

Черты сакральной топографии Киева или К-поля были воспроизведены и во Владимире, где главные, парадные городские ворота также были встроены в среднюю часть зап. фаса деревянно-земляных укреплений и названы «Золотые». Они построены в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в.; надвратная ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы освящена в 1164 г. Основа конструкции - 2 параллельные стенки, соединенные коробовым сводом на арках и укрепленные снаружи арочными контрфорсами, к к-рым примыкали конструкции вала; высота проема ворот ок. 14 м, ширина ок. 5 м. Кладка из известняка и туфа. В глубине проезда пара лопаток соединялась арочной перемычкой - здесь крепились полотнища ворот. Над аркой лежал уровень боевого настила из балок, на к-рый выводила дверь в юж. пилоне; дверь открывалась на внутристенную лестницу - по ней поднимались на верхнюю площадку ворот. В ее центре стояла надвратная 3-апсидная 4-столпная церковь с крещатыми столбами, одноглавая, с 2-уступчатыми лопатками по фасаду. Перед воротами проходил глубокий ров. Вероятно участие в строительстве мастеров из Галича, ранее построивших церкви в Кидекше и Переславле-Залесском. В 1795 г. ворота были полностью перестроены с добавлением круглых угловых башен. Интерес представляют многочисленные древние граффити в проеме и на уровне настила ворот: кресты, поминальные и молитвенные надписи.

Лит.: Strzygowski J. Das Goldene Thor in Konstantinopel // Jb. des Kaizerlich Deutsch. Archäol. Inst. B., 1893. Bd. 8. S. 1-39; Macridy Th., Casson S. Excavations at the Golden Gate, Constantinople // Archaeologia. L., 1931. Vol. 81. P. 63-86; Meyer-Plath B., Schneider A. M. Die Landmauer von Konstantinopel. B., 1943; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1961. Т. 1. С. 128-148; Маслов В. М. К истории строительства Золотых Ворот во Владимире // Средневек. Русь. М., 1976. С. 201-203; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 297-299; Wheeler M. The Golden Gate of Constantine // Archaeology in the Levant: Essays for K. Kenion. Warminster, 1978. P. 238-241; Раппопорт П. А. Зодчество Др. Руси. Л., 1986. С. 56, 104-105; Mare W. H. The Archaeology of the Jerusalem Area. Grand Rapids (Mich.), 1987; Murphy-O"Connor J. The Holy Land. Oxf., 1998 4. Р. 93-94; Mango C. The Triumphal Way of Constantinople and the Golden Gate // DOP. 2000. Vol. 54. P. 173-186; Boas A. J. Jerusalem in the Time of Crusades. L.; N. Y., 2001; Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. М., 2002; Bassett S. The Urban Image of Antigue Constantinople. Camb., 2004; Ричка В. М. Киïв - другий Єрусалим: З iсторiï полiтичноï думки та iдеологiï середньовiчноï Русi. К., 2005. С. 103-121.

Л. А. Беляев

Золотые ворота Константинополя (общий вид, ХХ в.) Золотые ворота Константинополя (греч. Χρυσή Πύλη), главные триумфальные ворота (триумфальняа арка) Константинополя .

Золотые ворота являются вторым проходом в системе двойных стен Феодосия к северу от Мраморного моря, и защищены с флангов башнями (9-ой и 10-ой в общей системе укреплений стены), создающими безопасный тройной шлюз непосредственно перед проемом Золотых ворот.

Весь комплекс Золотых ворот был украшен надписями, военными трофеями, фресками, мраморными барельефами и статуями, изображавшими мучение Прометея, подвиги Геракла, сон Эндимиона, Геркулеса, Пегаса, Фаэтона и др. На самом верху располагалась бронзовая статуя императора Феодосия I на колеснице, запряженной четырьмя слонами , в ознаменование триумфального въезда императора в Константинополь в или г.г. По бокам от ворот стояли колонны из зеленого мрамора, а железные створки ворот были покрыты золотыми пластинами, откуда врата и получили свое название.

Золотые ворота были построены при императорах либо Феодосии I (378-395), либо Феодосии II (408-450). Обычно возведение ворот относят ко времени постройки стен Феодосия, хотя непосредственно арка и фланговые башни построены ранее куртины, в которую они включены. Памятная надпись говорит о победе Феодосия над «тираном», что относится часто к победе Феодосия II над узурпатором императорского трона Иоанном в г., хотя Дж. Бардил утверждает, что надпись совершена не ранее г., а именно в этот год строительство стен было завершено. На основании этого в последнее время постройку Золотых ворот относят к царстованию императора Феодосия I между и г.г., а в качестве «тирана» рассматривают побежденного Максимуса .

Арка вела по триумфальному пути из столичного пригорода Эвдомон (Έβδομον, ныне Бакыркёй) в Константинополь . После постройки новых стен в и г.г. при Феодосии II триумфальная арка была вклчена в сисетму новых укреплений, но не потеряла своего значения и использовалась в торжествах с участием императора. Перед воротами в главной стене были сооружены меньшие ворота в более низкой вспомогательной стене (προτείχισμα), которая шла по всей длине перед главной.

Иногда, через Золотые ворота принимали особо важных гостей, как например, папских легатов ( , г.г.) и самого папу ( г.). Но как правило, Золотые ворота была начальной точкой вступления императора в город во время празднования военных побед и других торжественных мероприятий. Множество слуг и солдат, с трофеями и пленными, участвовали в шествии, следуя за императором в центр Города. Последним подобным торжеством было вступление в Константинополь императора Михаила VIII Палеолога (ок. 1260-1282) в году после освобождения Города от латинской оккупации.

Помимо ритуального значения, Золотые ворота служили и в военных целях: они выдержали нападения гуннов Виталиана ( г.), арабов в (все 670-е г.г.), болгар хана Крума ( г.) и царя Симеона ( г.).

Вследствие усиления давления варваров на Константинополь при императоре Иоанне VI Кантакузине (1342-1355) ворота были превращены в настоящую крепость.


Крепостные стены Константинополя, наверно, самый интересный византийский объект в Стамбуле, после храма Св.Софии. Но, почему-то, туристы уделяют ему мало внимания.
Стены опоясывали город с суши и моря. Строились они в разное время и по разным технологиям. Лучше всего сохранились, так называемые, "стены Феодосия" - сухопутная фортификация, прикрывающая Константинополь с запада. О них и пойдет речь в данном посте.
Удобней всего начинать осмотр Феодосиевых стен с юга, от турецкой крепости Едикуле, куда можно легко доехать из туристических кварталов на электричке с вокзала Сиркеджи. Остановка так и называется - Едикуле. Правда, часть стен находится еще южнее турецкой крепости и доходит непосредственно до моря.

Строительство Феодосиевых крепостных стен началось в 408 г. и велось в несколько этапов, их вроде завершили к 413 г., но после серьезного землетрясения в 447 г. отстраивали заново.
Стены Феодосия впоследствии часто перестраивались и реконструировались, поэтому то, что мы видим сейчас - это результат тысячелетней эксплуатации.
Самая южная башня Мермеркуле (Мраморная башня) была построена в начале 15 века, на месте более древних укреплений. Эта башня действительно имеет мраморную нижнюю часть.

Фортификация Феодосия состояла из двух стен - внутренней, высотой 20 метров и толщиной в 5 метров, и внешней - толщиной менее 2 метров и высотой 8 м. Перед внешней стеной был вырыт ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, по внутреннему краю рва шла еще невысокая передовая стена - 2 метра высотой.
Южный участок стены, от моря до Золотых ворот и крепости Едикуле.

Стены Феодосия имели 10 ворот, они делились на военные и гражданские. В повседневное время пользовались только гражданскими воротами, хотя со временем функции ворот перепутались. Одни ворота закладывались, другие прорубались, поэтому даже по поводу названий ворот Константинополя существует много мнений.
Но, знаменитые Золотые ворота известны всем, они были созданы для триумфов императоров Византии. Золотые ворота Константинополя послужили прототипом для всех подобных "золотых" сооружений на Руси.
Вид на Золотые ворота с юга.

Золотые ворота - это два огромных куба, сложенных из мраморных плит, которые подогнаны друг к другу так тщательно, что даже нельзя просунуть в стыки лезвие бритвы. Перед воротами находится триумфальная арка (на снимке ее видно сбоку). Раньше на верхней площадке Золотых ворот стояла бронзовая статуя императора Феодосия, который правил колесницей, запряженной слонами.
К сожалению, сейчас попасть непосредственно к башням ворот с внешней стороны нельзя, так как территория огорожена решетками и даже охраняется собаками (они стерегут крестьянские огороды, находящиеся у крепостных стен).
Вид сверху. Здесь можно оценить высоту главной арки ворот - во времена Феодосия она была открыта полностью.

На фото ниже, вид Золотых ворота со стороны мусульманского кладбища, находящегося напротив. Кстати, только здесь можно ощутить всю мощь стен Феодосия, так как здесь сохранился участок крепостного рва, в других местах он засыпан. Из-за этого передовая стена выглядит, как простой забор, который еле-еле выступает из земли. Раньше, когда ров существовал, ее высота казалась не меньше внутренней, если смотреть снизу.
На фото видна триумфальная арка, обстроенная впоследствии дополнительными стенами.

Золотые ворота сегодня находятся внутри турецкой крепости Едикуле или Семибашенного замка. Она построена на месте почти такой же византийской, которая имела название Каструм Ротондум. От византийской крепости в Едикуле еле-еле сохранилась только воротная башня, и то в сильно перестроенном виде.
На фото она слева.

В Семибашенном замке, в османские времена, находилась страшная тюрьма, здесь сидели многие европейские дипломаты, в том числе и русские.

С высоты башен Едикуле открывается прекрасный вид на Мраморное море.

Внутренний двор Семибашенного замка. Здесь можно оценить величину турецких ядер, которыми обстреливали стены Феодосия в 1453 году. Многие из них имеют почти метр в диаметре, этот кошмар, крепостные стены города, вместе с его защитниками, выдерживали почти два месяца. Самая большая турецкая пушка "Базилика", созданная венгерским мастером Урбаном, была как раз величиной с минарет, что на снимке, он остался здесь от разрушенной мечети.

Золотые ворота - вид из крепости Едикуле. Когда-то, через центральную заложенную арку проходили торжественные триумфальные шествия византийских императоров.

Лестница внутри Золотых ворот.

Вид на Мраморное море - во всей красе.

Продолжим наше изучение стен Феодосия и двинемся на север. Здесь стены прибывают в сильно руинированном состоянии, но тем не менее, большую часть маршрута я прошел поверху.

Отсюда начинается реставрированный участок.

Между стенами все также - крестьянские огороды

Я бы не рекомендовал лазить по стенам, как вот эти, молодые люди, на нижнем фото. Дело в том, что камни очень не стабильны и легко выдергиваются из тысячелетнего раствора. Правда, в одном месте, мне тоже пришлось лезть таким образом, из-за нежелания делать большой крюк вокруг.

Стоит учитывать и высоту стен, ведь ограждений нигде нет, если упадешь, зацепившись за какой-нибудь куст наверху, то костей уж точно не соберешь))

На стенах древнего Константинополя бывает много людей, это лучшее место, чтоб закончить свой рабочий день за бутылочкой пива. К сожалению, не все местные жители столь радушны и открыты, как эти, видимо турецкие водители такси.

На стенах любят бывать местные наркоманы и прочие "темные" личности. Здесь много укромных уголков, где вся земля усыпана шприцами и битыми бутылками. Порой подымаешься на очередную башню, а там стоят пять мужиков, причем каждый, как бы не замечает другого, и не разговаривает, все как бы пялятся вдаль и ждут "когда принесут". Интересно, что среди них практически нет молодежи - все мужики лет за 40. Мне местные торчки никак не докучали, порой кажется, что эти люди просто часть пейзажа. Иногда полиция проводит здесь рейды, я видел, как двоих повязали и спустили со стены...
Белградские ворота или Вторые военные. Этот участок полностью отреставрирован, правда, как всегда, качество реставрации оставляет желать лучшего.

Жалко, что засыпали ров, иначе крепостные стены имели бы действительно грандиозный вид.

Почти везде в стенах существовали военные калитки для сообщения между двумя линиями фортификации. Вообще, различных заложенных дверей, арок и прочих отверстий в укреплениях Феодосия великое множество.

Ворота Пиги или Силиврийские, мост перед воротами был сделан уже в турецкое время.

Ворота Пиги, вид изнутри. Поток машин, идущих через ворота, почти беспрерывный. Внутри каждых проездных ворот дежурят какие-то" регуляторы" дорожного движения со свистками, по внешнему виду они похожи на бомжей. Они постоянно яростно свистят и размахивают руками, наверно этим как-то помогая транспорту и пешеходам. Здесь такого регулировщика тоже можно заметить, это старик на костылях...

Если пройти немного левее Силиврийских ворот, то между стенами можно заметить вот такой древний "сарай". В настоящее время, это жилище местных бомжей, но сейчас их там нет, наверно все ушли на охоту, поэтому отодвинем металлическое заграждение и войдем внутрь.

На самом деле, это гипогей - византийская гробница 4 века. Раньше ее стены покрывали фрески, но из-за постоянной копоти от костров, которыми себя грели местные обитатели, они все погибли.

Зато остались три византийских саркофага с очень интересными рельефными изображениями. Можно заметить (на предыдущем фото), что один центральный саркофаг - зеленый от водорослей, въевшихся в камень, а по бокам, они какие-то серые. Судя по всему, турецкие реставраторы применили здесь оригинальный метод спасения древних памятников. Они выломали передние стенки боковых саркофагов и заменили их копиями. А сами оригиналы поместили в археологический музей. Центральный саркофаг трогать не стали, так как таких саркофагов по всей Турции "как грязи" валяется...

При этом копии они сделали не особо качественные. Все же оригиналы поизящнее намного, но для бомжей, думаю, и так сойдет.
Вот стенка саркофага из склепа.

А вот из музея. Видно, что когда-то саркофаг был украшен драгоценными камнями или чем то, типа того...

И еще одна плита из склепа у Силиврийских ворот - Авраам приносит в жертву своего сына.

Следующие ворота - Ресийские. Они все испещрены различными надписями.

На блоке, поддерживающем центральную балку, с левой стороны, надпись 447 года:
"По приказу Феодосия за неполных два месяца Константин поставил эти крепкие стены. Так быстро столь мощную крепость не возвела бы и Паллада"
На центральной балке с крестом написано:
"Передовая башня Феодосиевой стены обновлена при Юстине и Софии, наших благочестивейших владык, Нарсесом, благороднейшим спафарием и сакелларием, и Стефаном, надсматривавшим за работами, оба они являются рабами благочестивейших владык".
Фото ворот кликабельно, я специально оставил исходник.

Следующий участок крепостных стен постепенно опускается с холма в долину речки Ликос (сейчас ее уже нет) Именно здесь происходил главный штурм город в 1453 году.

Ворота Св.Романа, видно, что они отстроены почти заново в 20 веке. Перед этими воротами размещалась самая большая турецкая пушка "Базилика" во время штурма 1453 года, поэтому у всего здешнего участка стен не было никаких шансов остаться невредимым.

Внутренняя часть ворот Св.Романа. Именно на этом месте, сразу за воротами, погиб 29 мая 1453 г. последний византийский император Константин XI Палеолог.

Руины Пятых военных ворот, они еще имеет название Ворота Атаки, есть мнение, что решающий штурм произошел здесь. По внешнему виду очень похоже. Начиная с ворот Св.Романа, до этого участка, внешняя стена почти полностью отсутствует.

Харисийские ворота или Адрианопольские. На стене висит мраморная плита, гласящая, что именно через эти ворота в 1453 году въехал в город Мехмед II Завоеватель.

Харисийские ворота - вид изнутри.

Вид на участок стены между воротами Св.Романа и Харисийскими, это было место решающего штурма города.
На холме стоит прекрасное творение Синана - мечеть Михримах, а перед ним построены веселые новые оранжевые домики, это не что иное, как самый страшный и ужасный, цыганский квартал Стамбула Сулукуле, или то, что от него осталось. Так как все цыганские бараки снесли...но сами цыгане, судя по всему, никуда не делись..

Мечеть Михримах (1562-1565 гг) Построена дочерью султана Сулеймана и Роксоланы. У мечети только один минарет, по легенде, хотели поставить два минарета, но Михримах, похоронив мужа, приказала оставить только один.

Вид на завершение стены Феодосия. Позади линии укреплений уже виднеется здание дворца Багрянородного - Текфур сарай, дальше идут стены Мануила Комнина, построенные в 12 веке, но о них рассказ в следующий раз.....

Возведение величественных крепостных стен началось практически сразу же после того, как турки покорили город. Масштабные строительные работы завершились в 1458 году. Конечно, часть укреплений уже существовала до этого. Например, некоторые башенные постройки, городская стена, а также знаменитые Золотые ворота, через которые в Константинополь вошел Мехмед Завоеватель. Этот момент стал переломным в истории всей Византийской империи.

Крепость Йедикуле, благодаря удачному стратегическому расположению и мощным стенам, являлась оборонительным сооружением достаточно длительный период. Помимо этого, она также выполняла функции «государственного банка», в котором находилась сокровищница турецких султанов и монетный двор.

Золотые ворота Константинополя (Altın Kapı), реконструкция

Константинопольские Золотые ворота (греч. Χρυσεία Πύλη; тур. Altın Kapı) также именуют Триумфальной аркой. Это одна из самых масштабных ворот в системе двойных стен Феодосия. Расположены они в северном направлении от побережья Мраморного моря. Проем ворот находится под защитой девятой и десятой башен, которые высятся прямо перед ним.

Когда-то этот архитектурный шедевр украшало множество картин из древней мифологии, разнообразные фрески, военные трофеи, статуи. Золотые ворота были увенчаны изваянием императора Феодосия Первого, выполненным из бронзы. Статуя представляла собой большую колесницу, которую тянули 4 слона. А в этой колеснице находился сам правитель. Соорудили это украшение в память о триумфальном въезде Феодосия в город в 384 и 387 годах. По двум сторонам ворот возвышались мраморные колонны изумрудно-зеленого цвета. Створки были выполнены из железа и покрыты золотом, поэтому ворота и назвали «Золотыми».

Средневековое наименование этого объекта культурного наследия звучало как «exakionion», что в переводе на русский язык означает «с шестью колоннами». И это неслучайно, ведь именно такое количество колонн служило украшением фасадного верха. Проект этих первых ворот был очень схож с проектом Золотых ворот Диоклетианского дворцового комплекса в Сплите.

К сожалению, точные сведения о дате возведения Золотых ворот неизвестны. Историки расходятся во мнении. Одни утверждают, что их построили при правителе Феодосии Первом (378-395 годы), другие уверяют, что это произошло позднее, при императоре Феодосии Втором (408-450 годы). Часто строительство входной группы привязывают ко времени постройки Феодосийских стен, так как она относится именно к этому комплексу. Некоторые сомнения помогает развеять надпись над воротами, рассказывающая о победе Феодосия над «тираном». Это больше похоже на период правления Феодосия Второго, который в 425 году сверг знаменитого узурпатора Иоанна. Но археологи имеют основание утверждать, что надпись не моложе 413 года. А ведь именно к этому периоду стены уже были построены полностью. В связи с этим, появились предположения, что Золотые ворота все же относятся ко времени нахождения у власти Феодосия Первого, а с «тираном» ассоциируют побежденного им Максимуса.

Золотые ворота иногда служили основной дорогой в город для очень важных и значимых гостей, например, для папы Римского. Но чаще всего они играли роль своеобразной стартовой точки перед въездом правителя в столицу при проведении различных парадов, празднеств и торжеств. Шествия тогда проводились очень длительные и масштабные, в них принимали участие бесчисленные воины и слуги, которые, сопровождая захваченных в плен людей и трофеи, двигались за императором до самого городского центра. Последним вот так въезжал в город Михаил Восьмой Палеолог в 1261 году, когда произошло освобождение от латинских оккупантов.

Взятие Константинополя османами, реконструкция

Но Золотые ворота имели не только ритуальный смысл. В военном плане они были значимы не меньше. Ворота выдержали несколько набегов неприятеля, например, гуннов Виталиана в 514 году, арабских захватчиков в 670-е годы, болгарского хана Крума в 813 году и воинов правителя Симеона в 913 году.

Когда Константинополю потребовалось усиление обороны, ворота полностью модернизировали, превратив в стойкую крепость. Произошло это при императоре Иоанне Шестом Кантакузене.

Сдались Золотые ворота только под натиском Османов, которые в 1453 году поставили свои пушечные орудия прямо напротив них. Существовала легенда, согласно которой Константинополь должен был спасти новый православный император, которого в народе заранее нарекли Освободителем. Турки опасались этого предания и для безопасности города почти полностью заложили ворота камнем, оставив небольшой проход. Вокруг них выросли крепостные стены Йедикуле, которые впоследствии были известны как одна из самых страшных турецких тюрем. Поговаривали, что легенда начала становиться реальностью в тот момент, когда османские завоеватели решили устроить рядом с Золотыми воротами кладбище. Народ шептался о том, что турки буквально сами устилают своими останками дорогу будущему правителю.

Ожидание времени, когда сбудется пророчество, было очень длительным. В разные периоды на город нападали славяне и арабы, но ни тем, ни другим не удалось его взять.

Крепость Йедикуле (Yedikule Hisarı-Yedikule Zindanları)

Крепость Йедикуле (Yedikule Zindanları), Стамбул

В месте, где некогда объединялись городские стены и стены, построенные вдоль морского побережья, по сей день возвышается мраморная башня (Mermer kule). Неподалеку от нее стоят две массивные башни квадратной формы. Между ними раньше стояли небезызвестные «Малые ворота города». Позади башен можно увидеть верх огромного Семибашенного замка, когда-то стоявшего отдельно и обнесенного высокой стеной, которая примыкала к основной городской крепости. В этом замке во времена правления византийцев располагался Монетный двор. Тогда крепость имела пять башен, за что ее называли Пентапиргией. Аналогичное наименование носили и Гражданские ворота, ведущие в замок. Над этой входной группой высилось изваяние византийского орла. Еще две башни у крепости появились только в 1350 году при правителе Иоанне Шестом Кантакузене. После этого название изменилось на Гептапиргию (Семибашенный).

Крепость Йедикуле, Стамбул

Когда Константинополь пытались захватить Крестоносцы, они практически полностью уничтожили замок, но османы восстановили его снова. Правда, башен осталось лишь четыре. Самая высокая из них тянулась вверх на 65 метров. Количество башен, конечно, сильно уменьшилось, но название Семибашенный сохранилось.

Изначально в замке собирали городское золото и другие сокровища, но позднее его переквалифицировали в тюрьму, которую многие называли «стамбульской Бастилией». В качестве охраны к стенам крепости приставили 250 стражников. Они проживали здесь вместе с членами своих семей. Для этих целей были оборудованы отдельные помещения. Стражники подчинялись собственному главнокомандующему, который не имел права покидать замок ни под каким предлогом. Разрешение на выход командиру давалось лишь дважды в год, на святые праздники.

Стены Йедикуле напоминают о мрачном прошлом крепости

В мрачных тюремных камерах содержались многие высокопоставленные придворные, попавшие в опалу, а также министры и прочие высокие чины, неугодные правителю. Известно, что в замке содержались под стражей семь падишахов, свергнутых с престола. В 1622 году здесь янычары казнили через удушение султана Османа Второго. В одной из башен можно и сегодня увидеть удручающий интерьер казематов, предназначенных для пленников. Стены до сих пор хранят надписи на различных языках – арабском, греческом, турецком.

В замке происходили действительно страшные вещи – пытки и казни. Отрубленные головы заключенных скидывали в один глубокий колодец, названный за это «Колодцем смерти». Известный русский историк и паломник рассказывал, что в крепости содержалось не менее 4000 христиан, которые были прикованы друг к другу попарно прочными металлическими цепями без различия пола, возраста и сословия. Их мучили, пытали и истерзали. С правой стороны от ворот, ведущих в Семибашенный замок, находится так называемая Посольская башня. Такое наименование она получила потому, что в нее сажали иноземных послов тех государств, с которыми турки планировали воевать. Здесь, в том числе, когда-то содержали П.А Толстого, А.М. Обрезкова и Я.И. Булгакова (представителей русского посольства). Настолько варварски поступали с иностранными послами в Турции очень долго. Главы государств Европы безропотно покорялись этому обычаю, пока свое негодование не решилась высказать Екатерина Вторая. Императрица заявила, что готова рассмотреть мирные предложения Высокой Порты только после того, как на волю выпустят А.М. Обрезкова. К этому моменту посол российского государства был тяжело болен, и турецкий падишах решил проявить некоторую долю жалости, дав разрешение на проживание всех послов в одном из домов, расположенных в пределах крепостных стен. Спустя некоторое время Обрезков все же вернулся на родные земли.

О неприступности замка ходили легенды. Совершить побег из него было практически невероятно. Правда, существует легенда о некоем после Франции по имени Буфе, которому все же посчастливилось сбежать. Историки утверждают, что нашему посланнику Я.И. Булгакову тоже предлагали организовать побег, но он гордо отказался, чтобы не быть должником сторонних посредников и не уронить честь и достоинство своего государства и его императрицы.

Тюремные камеры располагались и на нижнем, и на верхнем ярусах Йедикуле. В некоторых из них были небольшие оконные проемы, другие были полностью лишены источников света. Французский посол Руфен попал в заключение в одну из камер с решетчатым окошком в период начала военных действий между Турцией и Францией в 1798 году. Окно было настолько мизерным и располагалось так высоко, что заглянуть в него имел возможность только человек с очень высоким ростом.

С крепости Йедикуле открывался отличный обзор

Но нужно отметить, что некоторые знатные заключенные имели возможность свободно передвигаться по крепостному периметру. Главное, чтобы у них не было никакого оружия. Одним из ярких примеров такого особенного отношения был алжирский король Гсемени, который попал в заключение, но при этом имел в услужении четырех человек и проживал в отдельном доме.

Семибашенный замок длительный период времени служил хранилищем для государственных богатств. В башнях собирали золото, монеты, денежные знаки, серебро, дорогую посуду и оружие, самоцветные камни, янтарные украшения, изделия из слоновой кости и хрусталя. Свозить в Йедикуле все эти несметные сокровища стали после завоевания султаном Селимом Первым персидского города Тавриза.

Башни крепости Йедикуле

Сегодня крепость Йедикуле можно осмотреть почти полностью

Кровавый колодец (Top Kulesi)

Башня была названа таким страшным именем неслучайно. Слово «кровавый» абсолютно соответствует истине, так как в колодец бросали отрубленные головы казненных пленников. Делалось это для устрашения потенциальных врагов. Османы славились своей непримиримостью, дерзостью, силой и вспыльчивостью, поэтому такая страшная традиция для них считалась нормой. Но вот другие народности были, по меньшей мере, ошарашены таким положением дел и, конечно, остерегались. По слухам, был период времени, когда колодец был наполнен вражескими останками практически до краев.

Башня Османа (Genç Osman Kulesi)

Башня Османа (Genç Osman Kulesi), крепость Йедикуле

Султан Осман Второй был молод и полон энергии. Он проявлял огромное рвение к власти, зачастую необдуманно. И однажды это качество сыграло с ним злую шутку. Проиграв в одном из военных сражений, он не оставил желания сделать столицей государства другой азиатский город, дабы укрепить свои силы при помощи объединения с другими народами и продолжать завоевания. Терпение янычар лопнуло, и они пленили своего правителя и скоротечно приговорили к смертной казни. Пыл воинов поутих, и они пожалели о содеянном. В память о султане даже решено было назвать одну из крепостных башен, в которой позднее заключали многих других пленников. Этот факт подтверждает множество имеющихся на башенных стенах надписей.

Оружейная башня (Cephanelik Kulesi)

Как и в любом грозном государстве, в Османской империи было очень много оружия. Далеко не все вооружение было востребовано постоянно и использовалось по назначению. Излишки хранили в башне, получившей за это название Оружейная. Башенные стены очень древние, они сохранились еще со времен Феодосия. В период существования Византийской и Османской империй в башне располагалось подземелье.

Крепость Йедикуле — уникальная достопримечательность Стамбула

Башня Ахмета (3.Ahmet Kulesi)

Башня была названа именем султана Ахмета Третьего не потому, что он когда-то был здесь пленником, или его казнили в этих стенах. Его память увековечили за то, что падишах восстановил эту башню после сильнейшего землетрясения 18 века. До перестройки достопримечательность называлась Пасторома. После реставрации объект получил интересный восьмиугольный вид.

Башня-сокровищница (Hazine Kulesi)

В этой башне правитель Османской империи хранил военные трофеи и сокровища, добытые в сражениях с иноземными врагами. Предания говорят, что когда-то сокровищница буквально ломилась от золота и была наполнена драгоценностями чуть ли не доверху.

Тюремная башня (Zindan Kulesi)

Это еще одно строение, где содержались пленники. Но сюда сажали не простых заключенных, а людей с высоким статусом и привилегиями (султанов, представителей посольств, князей, королей и т.д.). Некоторые камеры можно было сравнить с гостиничными номерами различного уровня комфорта. Тех, чье преступление считалось не слишком весомым, даже выпускали на прогулки. Им также давали возможность читать книги, заниматься художествами и писать. Но и одиночные камеры с суровыми условиями тоже имелись.

Сторожевая башня (Bayrak Kulesi)

Не только османы славились страстью к завоеваниям. Сам Стамбул всегда был «лакомым куском» для глав иноземных государств. Близость к морю вынуждала турецкий народ укреплять город и защищать от нападения. Для этого была, в частности, построена сторожевая башня, расположенная ближе всего к морским водам. С высоты этой башни открываются потрясающие виды!

Как добраться до крепости Йедикуле

Сегодня, крепость Йедикуле открыта для туристов

Крепость находится на удалении от . Посещать ее лучше всего в утренне и дневное время.

Стоимость входного билета в музей Йедикуле составляет 10 турецких лир.

Время работы музея: с 8:30 до 18:00.

Добраться до крепости Йедикуле от Султанахмет можно следующими способами:

1.Рядом с остановкой трамвая Т1 Сиркеджи (Sirkeci) находится станция метро линии Мармарай (Marmaray). На метро нужно доехать до станции Казлычешме (Kazlıçeşme), а затем пройти пешком 8-10 минут до самой крепости.

2.От остановки Эминёню (ориентир — пристань Эминёню) можно уехать до крепости на автобусах BN1 и BN2, выйдя на остановке Нарлыкапы (Narlıkapı). От остановки нужно будет пройти 10 минут пешком.

3.На трамвае линии Т1 можно доехать до остановки Аксарай (Aksaray), пройти пешком до автобусной остановки и пересесть на автобус 80Т. Ехать нужно до остановки автобуса Имрахор (İmrahor).

От до крепости Йедикуле можно добраться так:

1.Сесть на метро на площади Таксим (линия метро М2) и на станции Йеникапы (Yenikapı) сделать пересадку на линию метро Мармарай (Marmaray). Выйти нужно на станции Казлычешме (Kazlıçeşme) и пройти 8 минут до крепости.

2.На площади Таксим сесть на автобус маршрута Taksim-Florya и доехать до остановки Нарлыкапы (Narlıkapı). Далее пройти пешком до крепости 12 минут.

jannasaban (за что ей огромное спасибо!) во вторник и среду знакомились с Константинополем/Царьградом по о-очень плотной программе. Начали с Семибашенного замка.
Как замок он появился в середине 15 века, сразу после захвата города турками - к существовавшим 4-м башням стены Феодосия были добавлены еще 3 во втором ряду, вместе с доп.стеной. Таким образом имевшиеся в одной из старых башен Золотые ворота Царьграда (от них к центру/дворцу/Св.Софии начиналась Триумфальная дорога) получили дополнительное укрепление. Дело в том, что по преданию через Золотые ворота в город войдет освободитель (после принятия Русью доктрины "Москва - 3-й Рим" эта роль автоматом вручена русскому царю , см.: ), поэтому в помощь мощному замку их еще и заложили кирпичом. И это не единственный случай - в Иерусалиме так же "предотвращают" приход мессии! Идиоты - ну что еще сказать (не оскорбление - медицинский диагноз)! На самом деле ворота заложили еще в начале 13 в., во время оккупации города крестоносцами.
Однако использовался замок, в основном, как тюрьма - собственно этим он больше всего и известен. Дело в том, что в Османской империи было свое, весьма своеобразное понимание принципа дипломатической неприкосновенности - в случае войны с кем-либо посол этой державы отправлялся сюда в темницу - ну, почти как сейчас в Нидерландах (правда, говорят наши в 13 веке убили монгольских послов - но откуда и, главное, КАК они попали тогда на Русь - ни единого даже намека! впрочем, ухайдокать, конечно, могли - с наших предков станется...). Хотя сидели в воротной башне (и под ней - подземелья особо никто и не исследовал, а там не один уровень!) и в византийские времена - например княгиня Ольга, во время своего визита (закончившегося крещением и, говорят, беременностью) - пока ее пробивали по базе, отправляли запросы в Киев и Псков - документов то с фотографиями и биометрией она оформить перед выездом не успела!
А еще до Ольги именно на эти ворота должен был прибить свой щит Вещий Олег (т.е. принимал город под защиту своей ОПГ/ЧОПа, во время своего похода (самого удачного для наших предков). О его датировке до сих пор спорят - большая часть византийских документов уничтожена (или спрятана) турками, но сохранившийся текст договора ясно говорит - без военного нажима одной из сторон такое не подписывают!
Расположен замок на берегу Мраморного моря, в юго-западном "углу" Константинополя. И по берегу моря, на восток и на север от замка/ворот идут стены Феодосия 5-го века (перенесенные на новое место после расширения города и значительно усиленные стены Константина 4-го века) протяженностью 16+ км, на сухопутных участках - тройные (эти взять смогли только турки с помощью артиллерии и предательства, крестоносцы вломились в город со стороны Золотого Рога), с рвом. Ни ворота, ни замок ни разу никто не штурмовал.
Да, оказывается от Золотых ворот у турок есть ключи, мы подошли, спросили их, но кто-то забрал до нас. Так что не судьба была Царьград в этот раз освободить! У турок, кстати, этот страх сохраняется - в начале 90-х первая волна русских в Проливах вызвала настороженность, но потом, поняв что нужно - кожа, тряпки, баулы и пр. - местные успокоились...
Но БЕЛЫЙ царь придет - обязательно! Но не в виде средневекового зовоевания, а в виде распространения вновь обретенной идеологии и воссоединения на ее основе. Тем более проект ТЗ на идеологию я написал...
ФОТО:


Золотые ворота с внешней стороны


За стенами Мраморное море с "очередью" судов на проход Босфора


У моря стена поворачивает налево, вдоль берега


Вид на север, в полном масштабе лучше видны руины стены Феодосия


Еще один ракурс


Слева - башня "дипломатов"


Эти башни - османские


Внутренние переходы


Внутри воротной башни - под ногами хлипкие доски...


Заглянешь в проем, а там еще помещение - лазить можно ЧАСАМИ


Новые районы Стамбула, за стенами


Еще один кадр на море


Послы сидели в башне справа