Судомоделизм. литература. юный моделист-конструктор. Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка Судомоделирование своими руками чертежи

Судомоделирование - один из видов технического спорта. Хорошо налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят любовь к труду, воспитывать их в духе коллективизма, прививает целеустремлённость, внимательность, развивает самостоятельность, творческое конструкторское мышление, помогает овладеть различными навыками труда. Занимаясь судомоделизмом учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные на уроках физики, математики, черчения, учатся применять их на практике. Таким образом, судомоделизм способствует расширению политехнического кругозора учащихся.

Занятия судомоделизмом в кружке - одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и воспитания у них интереса к морским специальностям. Это очень важно, так как наша страна - морская держава.

Гражданский и Военно-Морской флот, имея в своём распоряжении суда, нуждаются в высокообразованных, умелых и знающих морское дело специалистах.

Практика работы показывает, что знания и навыки, приобретённые в кружке, очень помогают ребятам в период прохождения службы на флоте, многим кружковцам дают ориентацию в выборе профессии.

Основной формой подведения итогов работы кружка служит участие его членов в массовых мероприятиях: соревнованиях, выставках, показательных выступлениях и т.д.

Одна из особенностей кружков работающих сегодня, состоит в том, что материальная база близка к нулю и модели, изготавливаемые ребятами, в основном простейшие. Поэтому соревнования в кружках первого и второго годов обучения носят не итоговый характер, а служат одной из форм проведения занятий.

(Цитата из позабытого источника).

Что же это за простейшие модели для кружковцев первого года обучения?
В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор".

Ты ещё никогда не строил яхту?

А ведь это совсем не сложно! Давай попробуем построить её вместе. Только ты внимательно прочти всё, что здесь написано, и не торопись, когда начнешь работу.

Как и на настоящей корабельной верфи, наше первое дело - подобрать материал. Чтобы построить яхту, нам с тобой понадобятся: дощечка толщиной 10-30мм для корпуса, фанерка 4мм для киля, рубки и кильблока, рейка сечением 6х6мм для мачты и кильблока, плёнка для парусов, нитки, пара канцелярских булавок, небольшой кусочек наждачной бумаги, клей ПВА, узкий скотч, краска гуашь или темпера, лак для паркета марки ПФ, плёнка «Оракал» для ватерлинии и номеров. Нужен ещё и самый простой инструмент: лобзик с пилками, острый нож с выдвижным лезвием, пассатижи, кисточка и ножницы.

А теперь за работу. Сначала выпили палубу (корпус), детали кильблока (подставки), рубку и киль с припуском 1-2мм. Шлифовалкой (бруском с наждачной бумагой) удали припуск так, чтобы линии деталей остались. Ножом с нижней стороны палубы выбери паз глубиной 3-4мм под киль. Возьми заготовку мачты и шлифовалкой закругли грани. Просверли отверстие в палубе под мачту. Приклей мачту и киль к палубе строго под прямым углом. Приклей рубку. Склей кильблок. Покрой модель и подставку 1-2 раза лаком и тщательно просуши. Слегка прошлифуй поверхности для удаления ворса. Покрась модель и снова покрой лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен. Согласно чертежу закрепи на палубе булавки. Теперь натяни нитки-форштаги и прикрепи к ним паруса (грот и стаксель) узкими полосками скотча. Приклей ватерлинию и номера.
Вот и всё. Теперь модель можно запускать.

Предлагаю Вашему вниманию контурные модели судов на резиномоторе. Модели просты по конструкции, весьма технологичны в изготовлении и отличаются высокими ходовыми качествами. В основу разработки легли наборы, выпускавшиеся ранее системой ДОСААФ СССР.

Наборы материалов, выпускаемые в былые времена ДОО "Фрегат" для постройки контурных судомоделей, предназначались для детского технического творчества и рассчитывались на детей среднего школьного возраста, имеющих начальный опыт моделирования. Набор состоял из деталей, заготовок и материалов, из которых можно построить действующую спортивную судомодель.

Модель может быть использована для участия в судомодельных соревнованиях различного ранга, а также при организации досуга любителей этого вида спорта.

Приступая к постройке спортивной модели, внимательно ознакомьтесь с описанием, чертежом и сборочными схемами.

В процессе работы строго соблюдай правила техники безопасности!

Лобзиком выпили корпус модели из дощечки толщиной 10-20 мм. При выпиливании оставляется небольшой припуск, который сошлифовывается напильником и «шлифовалкой». Удали припуск так, чтобы линии контура остались. Тщательно отшлифуй все кромки.

Лобзиком выпили контур модели из фанеры толщиной 3-4 мм и аналогичным образом обработай. Острым ножом выбери паз глубиной 4 мм в корпусе и вклей в него контур. На днище модели приклей киль высотой 15-20 мм из материала контура.

Покрой контур и корпус модели лаком и тщательно высуши. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Кронштейн гребного вала и руль вырежи из жести толщиной не менее 0,5 мм. Кожух - металлическая трубка подходящего диаметра. Носовой кронштейн - винт-саморез. Вал - винт с резьбой М3. Кольцо на валу—согни из скрепки.

Согни кронштейн гребного вала и припаяй к нему кожух. Закрепи кронштейн на днище модели винтами-саморезами. Припаяй к валу кольцо для резиномотора. Вставь гребной вал в кожух и одень на вал шайбу. Зажми гребной винт между двумя гайками на гребном валу. Закрепи носовой кронштейн (винт-саморез). Руль закрепи винтами-саморезами на днище модели. Добейся чтобы оба кронштейна и руль располагались строго по осевой линии модели. Лопасти гребного винта отогни в одну сторону под углом 20-30 градусов. Следи за тем, чтобы лопасти гребного винта не касались руля и корпуса модели.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРНЫМИ красками и покрой паркетным лаком. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтёков и полностью просушен.

Ватерлинию вырежи из Оракала и наклей.

Резиновую нить уложи по прямой линии на плоскости стола. Измерь линейкой расстояние между носовым кронштейном и кольцом на гребном валу. Отмерив пять расстояний на резиновой нити, отрежь заготовку резиномотора. Концы отрезка свяжи между собой тугим двойным узлом. Образовавшуюся петлю вдень в кольцо на гребном валу до середины а оба конца петли на скрепку и далее на носовой кронштейн.

Правильно построенная и отрегулированная модель должна пройти расстояние 8-10 метров. Увеличив количество нитей и длину резиномотора расстояние, пройденное моделью, увеличится. Заводить резиномотор лучше вдвоём следующим образом. Снимите конец резиномотора с носового кронштейна, наденьте конец резиномотора на проволочный крючок, вставленный в дрель. Вытяните резиномотор так, чтобы длина его была в 1,5-2 раза больше. Удерживая резиномотор в натянутом состоянии и не давая гребному валу вращаться, сделайте дрелью 100 оборотов, постепенно укорачивая длину резиномотора. После заводки наденьте конец резиномотора на носовой кронштейн и, придерживая гребной винт рукой, поставьте модель на воду. Отпустив гребной винт, запустите модель. Если модель не ходит прямо, поверните руль в сторону, противоположную той, в которую модель поворачивает.

Запускайте модель только под наблюдением взрослых.

При запуске модели не касайтесь вращающегося гребного винта.

Не запускайте модель в зоне купания людей. Находясь на акватории, соблюдайте правила нахождения на воде.




Корпус модели выстругивается из дощечки толщиной 20мм. Киль - рейка размерами 500х20х5мм. На палубе необходимо разметить карандашом места установки деталей. Добейся симметричности разметки при виде сверху. Волнорез и борт - из шпона, картона или тонкой фанеры. Ограждение грузовой палубы - рейки сечением 10х3мм. Кубрик, рулевая рубка, машинное отделение и бак для горючего - цельные бруски (возможен картонный вариант). Гюйс-шток, штыревая антенна и флаг-шток - проволока диаметром 2мм (эти детали вклеиваются в предварительно просверленные отверстия только на эпоксидке). Выхлопной патрубок - трубочка внешним диаметром 3мм. Горловина топливного бака - алюминиевая заклепка. Основание кнехтов - рейка размерами 10х8х1мм, головки кнехтов - винты подходящего размера с залитыми эпоксидкой шлицами. Деревянные детали приклеиваются хорошим клеем ПВА. Все швы и щели между деталями проливают эпоксидной смолой. Тщательно прошлифуй всю модель наждачной бумагой. Покрой модель 3-5 раз паркетным лаком просушивая каждый слой. Слегка прошлифуй модель для удаления ворса.

Собранную модель окрась ТЕМПЕРОЙ. Каждый слой краски и лака должен быть тонким, без подтеков и полностью просушен.

Кольца иллюминаторов получаем накручивая алюминиевую проволоку на сверло подходящего диаметра. Стекла иллюминаторов, ватерлиния и флаг - ОРАКАЛ.

Ходовая часть по конструкции и способах установки идентична той, которая применяется при постройке контурных судомоделей на резиномоторе.

Так как центр масс модели смещен к корме, то необходимо разместить груз на грузовой палубе ближе к носовой части модели. Тем самым вы устраните дифферент модели. А вот какой именно груз и какой массой - решать самому мастеру-кораблестроителю.

Надо заметить, что модель можно построить как с резиномотором так и с электромотором.



В основу разработки легла статья в журнале" Моделист-конструктор" №5 - 1970 год

Эту модель подводной лодки можно построить за два-три занятия в кружке, а после запускать всё лето. Изготовив несколько таких лодок, вы сумеете провести ряд интересных соревнований.

«Русалка» - так мы назвали эту модель - оснащается одним или двумя резиновыми двигателями открытого типа, то есть расположенными снаружи. Лодка с одним двигателем проще в изготовлении, с двумя - сложнее, но зато она лучше ходит по заданному курсу.

Корпус модели можно изготовить из сухой еловой или сосновой доски толщиной 30 мм. В нижней части его прикрепите металлический пруток толщиной 4 мм (балластный киль). На него наденьте свинцовый грузик, вес которого надо подобрать опытным путём после того, как все механизмы будут установлены на своё место, а корпус отделан, покрашен и залакирован. В переднем пилоне заделывается крючок для резиномотора, в заднем - сверлится отверстие для вала винта. Детали ходовой части аналогичны деталям на контурных судомоделях.

Горизонтальные рули вырезаются из оцинкованного металла толщиной 0,5 мм и крепятся попарно винтами-саморезами в указанных на чертеже местах. Вертикальный руль крепится на заднем пилоне аналогично. Проделав все эти операции, корпус лодки тщательно окрашивается и лакируется.

Когда краска и лак хорошо просохнут, можно спустить «Русалку» на воду. Сначала подбирается грузик нужного веса. Добавляя постепенно кусочки свинца, надо добиться, чтобы лодка (с резиномотором!) плавала на ровном киле, погружаясь до ватерлинии. Для этого груз придётся передвигать по штырю в ту или другую сторону.

Найдя правильное положение груза, закрепите его клеем, заведите резиномотор и попробуйте запустить «Русалку». Очень может быть, что в первом рейсе она не захочет погружаться. Тогда отогните плоскогубцами заднюю кромку передних горизонтальных рулей немного вверх и повторите пуск. Если и этого окажется мало, слегка передвиньте регулировочный груз вперёд по штырю (не забудьте опять закрепить его в новом положении!).

Правильно отрегулированная модель должна погрузиться, проплыть под водой несколько метров и после раскрутки резиномотора подняться на поверхность.

«Русалка», оснащённая одним резиномотором, будет разворачиваться в сторону - за счёт реакции винта. Чтобы этого не случилось, отогните слегка вертикальный руль в противоположную сторону.

На двух резиномоторах и винтах, вращающихся в разные стороны, подводная лодка разворачиваться не будет. Кроме того, у двухмоторной лодки скорость и дальность хода станут значительно больше.
Рекомендуем!


. (От простого к сложному). -М.: "Кристалл", 1998. - 208 c.

  • Веселовский А., Глуховцев С. Судомоделизм для начинающих. -М.: ДОСААФ, 1966.
  • Веселовский А., Захаров С. Модели военных кораблей . Альбом. -М.: ДОСААФ, 1958. - 28 c.
  • Веселовский А. Модель подводной лодки . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1964.- 48 c.
  • Глуховцев С., Захаров С. Простейшие самоходные морские модели (альбом чертежей). -М.: ДОСААФ, 1960.-29 с.
  • Дрегалин А. Азбука судомоделизма . - М-СПб.: Полигон, 2004. - 191 с.
  • Дремлюга А., Дубина Л. Юному судомоделисту . -К.: Рад. школа, 1983. - 168 с.
  • Захаров Н. Двигатели для скоростных морских моделей. Альбом. -М.: ДОСААФ, 1957.
  • Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона . Пер. с польского. -Л.: Судостроение, 1989. - 80 с.
  • Катцер С. Флот на ладони (Microflota). Пер. с польского. -Л.: Судостроение, 1980. - 112 с.
  • Кривоносов Л. Какими бывают корабли . (Пособие для учащихся). -М.: Просвещение, 1974. -111 с.
  • Курденков К. Преображенский А. Модель яхты класса "М". -М.: ДОСААФ, 1957.
  • Курти О. Постройка моделей судов. Энцик. судомод. / Сокр. пер. с итал. -Л.: Судостроение, 1977-1987. - 544 с.
  • Лобач-Жученко М.Б. Основные элементы кораблей и судов . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1955. - 80 с.
  • Лучининов С. Эскадра (силуэтные модели). -М.: Сотрудник, 1939.
  • Лучининов С. Юный кораблестроитель . -М.: Молодая гвардия, 1950. - 101 с.
  • Лучининов С. Юный кораблестроитель . изд. 2-e. -М.: Молодая гвардия, 1955. - 264 с.
  • Лучининов С. Юный моделист-кораблестроитель . -Л.: Судпромгиз, 1963. - 192 c.
  • Лучининов С. Модель барка "Секрет". -М.: Малыш, 1966.
  • Лучининов С. Эскадра Октября. -М.: Малыш, 1968.
  • Лучининов С. Шлюп "Восток" . -М.: ДОСААФ, 1973. - 12c.
  • Лучининов С. Шлюп "Мирный" . -М.: ДОСААФ, 1973. - 12c
  • Лучининов С. В истории навсегда . -М.: Молодая гвардия, 1974. -97с.
  • Максимихин И. Чертежи модели парусной яхты «Зорька». -Л.: Дет. морклуб ДК ЛОСПС им. А.М. Горького, 1949.
  • Максимихин И. Модель эсминца. -М.: ДОСАРМ, 1950.
  • Максимихин И. Как сделать модель парусной яхты . -М-Л.: Детгиз, 1951. - 20 с.
  • Максимихин И. Как сделать (плавающую) модель парохода (с паровым двигателем). -М-Л.: Детгиз, 1951.
  • Максимихин И. Модель грузо-пассажирского парахода. -М.: ДОСААФ, 1952.
  • Максимихин И. Плавающие модели / в кн. В помощь юному технику.-Л.: Детгиз, 1952.-148с. 6 вкл.черт.
  • Максимихин И. Как построить модель корабля (пособие для учащихся). -М-Л.: Учпедгиз, 1956.-220с.
  • Максимихин И., Холодняк А. Модель Краснознаменного крейсера «Аврора». -М.: ДОСААФ, 1956.
  • Максимихин И. Легендарный корабль (крейсер "Аврора").-М.: Молодая гвардия, 1977. - 80 с.
  • Максимихин И. Броненосец "Потемкин". -М..: Молодая гвардия, 1981. - 96 с.
  • Михайлов М. Модели парусных кораблей русского флота . -М.: ДОСААФ, 1971.- 104 c.
  • Михайлов М. Модели современных военных кораблей . -М.: ДОСААФ, 1972 - 104 c.
  • Михайлов М., Соколов О.И. От дракара до крейсера . -М.: Детская литература, 1975. - 271 c.
  • Михайлов М. От корабля к модели . -М.: ДОСААФ, 1977.- 128 с.
  • Михайлов М., Баскаков М. Фрегаты, крейсера, линейные корабли. -М.: ДОСААФ, 1986. - 192 с.
  • Михайлов П. Самоходные модели кораблей (Альбом). -М.: ДОСААФ, 1954. - 31 c.
  • Михайлов П. Модель подводной лодки с механическим двигателем (БЮК) -М.: ДОСААФ; 1959. - 80 c.
  • Михайлов П. Плавание судов и моделей . Физические основы -М.: ДОСААФ, 1971. - 112 с.
  • Модель глиссера. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Модели глиссеров. -М.: Изд. Автодоровской лаборатории. 1933.
  • Модель грузо-пассажирского судна (БЮК). -М.: ДОСААФ, 1952. - 5 c.
  • Морской моделизм . Пособие для морских моделистов./ под. ред. Ю.В. Емельянова. -М.: ДОСААФ, 1955.-337с.
  • Морской моделизм. / Веселовский А. и др. -М.: ДОСААФ, 1960.
  • Морской моделизм. / изд. 2-e. -М.: ДОСААФ, 1966.
  • Нагурный В.В., Лукашин М.И. В помощь юному судомоделисту / На укр. яз. . -К.: Веселка, 1958. -200 с., 4 чертежа.
  • Павлов А. Постройка моделей судов . (БЮК) -М.: ДОСААФ, 1962. - 52 c.
  • Перестюк И. Нагурный В. Малый флот. ч.I. Пособие для судомоделистов. / На укр. яз. . -К.: Веселка, 1968.- 144 с.
  • Перестюк И. Малый флот.ч.II. Пособие для судомоделистов./ На укр.яз. . -К.: Веселка, 1976.- 232 с.
  • Перестюк И. Мастерам малого флота . Пособие для судомоделистов./ На укр. яз. .-К.: Веселка,1983.- 136 с.
  • Перестюк И. Титаник и другие . Лайнеры из легенды./ На укр. яз. . -К.: Зелений пес, 2004.- 184 c., 8 вклеек.
  • Попов А. Корабли в бутылках. -М.: Харвест, 2001 - 176 с.
  • Постройка моделей яхт международного класса. -М.: ДОСААФ, 1958.
  • Романов И. Простейшие двигатели для морских моделей. -М.: ДОСАРМ, 1949.
  • Романов И. Паровые двигатели для морских моделей (БЮК). -М.: ДОСААФ, 1951. -56 с.
  • Сахновский Б. Модели судов новых типов . -Л.: Судостроение, 1987. - 144 c.
  • Севастьянов А. Волшебство моделей . - Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. - 400 с.
  • Судомодельный кружок . / в кн. Техническое творчество (Пособие). -М.: Молодая Гвардия, 1955.- 360 с.
  • Судомоделирование / в кн.Техническое моделирование и конструирование. -М.: Просвещение, 1983.- 256 с.
  • Сулержицкий Д. Модель сторожевого катера. (БЮК-2) -М.: ДОСААФ, 1949. - 22 с.
  • Сулержицкий Д. Модель яхты . (БЮК-3) -М.: ДОСАРМ, 1949. - 16 c.
  • Толмачев Н.С. Модели военных кораблей . - М.: Редиздат ЦС Осоавиахима СССР, 1939. -128 с.
  • Филиппычев А. Альбом механических двигателей для морских моделей. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Хабаров Р. Скоростная глиссирующая модель с полупогруженным винтом. -М.: ДОСААФ, 1955.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв. / Пер.с нем. -М.-Ст-П.: АСТ-Подигон, 2005.- 182 с. прил.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв. / Пер. с нем. -М.: АСТ, 2000.- 176 с. прил.
  • Хоккель Р. Постройка моделей судов XVI-XVII вв / Пер. с нем. -Л.: Судостроение, 1972.- 112 c. прил.
  • Хоккель Р. Чертежи судов XVI-XVII вв. / Пер.с нем. -Л.: Судостроение, 1975.- 88 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч. I. (Судовые устройства.). -М.: ДОСААФ, 1978. - 144 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч. II. (Самоходные модели). -М.: ДОСААФ, 1981. - 144 с.
  • Целовальников А. Справочник судомоделиста. ч.III. (Модели парусных кораблей). -М.: ДОСААФ, 1983. - 160 с.
  • Чайкин В. Кораблик в бутылке . -Л.: ИП "Велес", 1991. - 12 с.
  • Шедлинг Ф.М. Парусные модели . -М.: Судпромгиз, 1941. - 55 c.
  • Шнейдер И., Белецкий Ю. Модели советских парусных судов. -Л.: Судостроение, 1990. - 176 с.
  • Шпаковский В.О. Когда сделаны уроки. -Мн.:Полымя, 1991. - 70 с.
  • Щетанов Б. Судомодельный кружок: Пособие для руководителей кружков. -М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
  • Эксплуатация морского модельного компрессионного моторчика "МК-16". -М.: ДОСАРМ, 1954.- 12 с.
  • Юные корабелы / сост. Г. Осинов. -М.: ДОСААФ, 1976. - 247 с.
  • Юные кораблестроители / в кн. Юные конструкторы. Померанцев Л. -Г.: Горьковское кн. изд., 1956. - 152 с.

    Р АДИОУПРАВЛЕНИЕ моделями кораблей

  • Бруинсма А. Радиоуправление моделями кораблей (МРБ 265). -М.: Энергия, 1957.
  • Катин Л.Н. Проектирование радиоуправляемых моделей кораблей и судов . -М.: ДОСААФ, 1969. - 82 c.
  • Клементьев С. Модель линкора, управляемая по радио . -М.: Детгиз, 1948. - 48 с.
  • Клементьев С. Радиоуправление моделями кораблей. -М.: ДОСАРМ, 1950.
  • Пахтанов Ю. Радиоуправляемая модель атомохода "Ленин". - Прил. к ЮТ 9 и 10, 1964.
  • Пахтанов Ю., Соловьев В. Корабли без капитанов: радиоуправляемые модели судов. -Л.: Судостроение, 1965.-272с.

    В ПОМОЩЬ МОРСКИМ МОДЕЛИСТАМ

  • Консультации и чертежи Центрального Морского Клуба СССР
    В помощь юным судомоделистам
  • Алексеев. Модель яхты Ю-I. -М.: ЦДТС им. Шверника, 1940 .
  • В помощь руководителям судомодельных кружков (Сборник материалов). -Воронеж, 1955.
  • Горбунов А. Паровая лодочка. -М.: ЦДТС им. Шверника, 1939.
  • Для начинающих судомоделистов / в кн. Шпаковский В. Когда уроки сделаны. -М.: Полымя, 1991
  • Как изготовлять простейшие плавающие модели (Пособие для кружков) / Сост. Дрожжин М. Г. -Барнаул, 1951.
  • Карачевский В. Подводная лодка "Нырок". -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1952.
  • Детали оборудования морских моделей (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Модели промысловых судов (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Простейшие двигатели для морских моделей (Методичка). -Л.: Ленинградский Дворец пионеров, 195?
  • Курденков К. Силуэтные и контурные модели кораблей из фанеры. -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1957.
  • Курденков К. Модели морских промысловых судов. -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1954.
  • Курденков К. Морские промысловые суда . / в кн. Юный моделист (Для средней школы). -Л.: Детгиз, 1956. - 168 с.
  • Модель электрохода "Волго-Дон" (Из опыта кружка) / А. И. Симановский, И. К. Рожков. -Москва, 1953.
  • Самоходная моторно-парусная модель рыболовного сейнера . -Л.: Дворец пионеров им. А.А. Жданова, 1957. - 20 с.
  • Стахурский А. Судомоделисты в пионерском лагере . / Прил. к "ЮТ" № 21 (183), 1964.)
  • Юный cудомоделист-инструктор . Клуб "Метеор" / ж. "Моделист-Конструктор" 1967-1968. - 46 с.

    О РГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СУДОМОДЕЛЬНОМУ СПОРТУ

  • Классификация самоходных плавающих и настольных моделей кораблей и судов 1949 г.
  • Правила соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1953.
  • Положение о седьмых всесоюзных соревнованиях самоходных парусных и настольных моделей. 1954.
  • Организация соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1954.
  • Единая всесоюзная классификация самоходных, парусных и настольных морских моделей. -М,: ДОСААФ, 1955.
  • Правила соревнований морских моделистов. -М.: ДОСААФ, 1958.
  • Единая Всесоюзная классификация морских моделей. -М.: ДОСААФ, 1959.
  • Единая Всесоюзная классификация моделей кораблей и судов. -М.: ДОСААФ, 1964.
  • Единая Всесоюзная классификация моделей кораблей и судов.
    Правила соревнований по судомодельному спорту. -М.: ЦМК ДОСААФ, 1971.
  • Правила соревнований по судомодельному спорту. Ч I и II. -М.: ЦМК ДОСААФ, 1977.
  • Бабкин И. А., Лясников В. В. Организация и проведение соревнований судомоделистов. М.: ДОСААФ, 1981.
  • Бабкин И. А., Лясников В. В. Правила соревнований по судомодельному спорту. - М.: Патриот, 1991.

    З АРУБЕЖНЫЕ ИЗДАНИЯ по судомоделизму

  • Бовен Дж.Пособие для судомоделистов / На англ.яз .-Arco Publishing Inc. N.Y. 1982.- 192 p.
  • Бойчев И., Колев П. Пионер-корабомоделист / На болг. яз. . -София: Техника, 1982.
  • Бойчев И. Корабомоделизъм. Ръководство за конструктори / На болг. яз. . -София: Техника, 1983. - 316 с.
  • Варринг Р. Модели моторных катеров / На англ. яз. .--London, ARCO. 1964. -144 p.
  • Расчет гребных винтов судомоделей / На англ. яз. . -MAP, 1972. - 63 с.
    - Хорьков В. Скоростная спортивная модель / Журнал «Военные знания» № 1, 1959.
    - Цвиркунов В. Скоростная спортивная модель / Журнал «Военные знания» № 6, 1959.
    - Веселовский А. И. Изготовление и установка гребных винтов / Журнал «Военные знания» № 8, 1960.
    - Потапов Г. Гидростатический прибор для моделей подводных лодок / Журнал «Военные знания» № 8, 1962.
    - Бабкин И. Как сделать мини-аквадром / Журнал "Военные знания" №5, 1989, 26 c.
  • "Молелист-конструктор" . - журнал для любителей мастерить
  • "Моделист-корабел " - журнал для судомоделистов
  • Морская коллекция - журнал о кораблях и судах
  • "Морской флот" - журнал о морском флоте
  • "Речной транспорт " - журнал.
  • "Судостроение" - журнал об отечественном судостроении
  • "Тайфун " - журнал о ВМФ СССР и России
  • Я скомпоновал краткий фотоотчет по обшивке корпуса судна. В данной статье представлены фотографии модели судна Resolution 1772 года постройки, одного из кораблей капитана Кука, участвовавшего во второй и третьей его экспедициях. Масштаб модели 1:48. Вы сможете заметить, что каркас этой модели не сплошной, поскольку он полностью обшивается, за исключением маленького участка со стороны бакборта. Принципы обшивки корпуса одинаковы вне зависимости от конструкции каркаса. Однако сплошную поверхность, сформированную плотно прилегающими друг к другу шпангоутами, легче обшить.

    Рис. 1. Конструкция каркаса.

    Первым этапом процесса обшивки является определение геолиний. Практика постройки полномасштабных судов на этом этапе подразумевает деление корпуса на равные участки при помощи деревянных реек. При постройке моделей зачастую также рекомендуется использование разметочных реек. Однако, на мой взгляд, геолинии можно определить при помощи черной нити, закрепленной капельками разбавленного ПВА.
    На фотографии первым установлен мейн-вельс бархоут, который определяет верхний предел обшивки нижней части корпуса. Здесь нижняя часть корпуса поделена на четыре зоны. Каждая зона состоит (в данном случае) из пяти поясьев обшивки.
    Я разбиваю периметр поперечного сечения (длина стороны шпангоута от киля до установленного бархоута) на четыре равные отрезка при помощи размеченных бумажных полосок. Таким образом я определяю приблизительные геолинии обшивки. Следующим этапом является регулировка нитей таким образом, чтобы кривые геолиний выглядели прямыми при рассмотрении под несколькими различными углами.
    В случае с данным конкретным корпусом, нос которого является тупым, я выношу далеко вперед два потеряйных пояса, устанавливаемых прямо под мейн-вельс бархоутом. В кормовой части при тщательном планировании установка потеряя не потребуется. Большинство корпусов предполагают один потеряйный пояс в носовой части и один – в кормовой. Потеряйный пояс бывает двух видов: в одном случае два пояса сливаются в один, либо три в два; в другом – наоборот: один пояс расширяется в два, два в три.

    Рис. 2. Примеры потеряйных поясов:
    а) носовая часть: два в один;
    b) носовая часть: три в два;
    c) кормовая часть: один в два;
    d) кормовая часть: два в три

    Установки потеряйного пояса в кормовой части зачастую можно избежать посредством тщательного планирования.
    Обратите внимание на самый верхний пояс под кормовой оконечностью мейн-вельс бархоута (см. Рис. 1.). Вам потребуется установить небольшой отрезок рейки, или два отрезка, чтобы зашить треугольное отверстие под внешним углом винтранца. Эти отрезки будут устанавливаться параллельно обшивке нижней части корпуса.
    На следующей фотографии представлен еще один вид модели на стадии определения геолиний. Здесь еще требуются некоторые незначительные поправки нитей в носовой части. Ни один из поясьев не должен сужаться к шпунту форштевня более, чем вполовину наибольшей его ширины. В самой верхней зоне предполагается установка потеряйных поясьев, которые помогут избежать этой проблемы.

    Рис. 3. Вид модели на стадии определения геолиний.

    На фотографии ниже показаны первые две зоны, установленные и закрепленные нагелями. Смысл этой фотографии в том, чтобы продемонстрировать носовую оконечность первого, шпунтового пояса (самый ближний к килю). Его не следует выносить в шпунт форштевня, а только в шпунт киля – распространенная ошибка начинающих.

    Рис. 4. Первые две из четырех зон, установленные и закрепленные нагелями.

    Если шпунтовой пояс вынесен слишком высоко, оконечности остальных реек, которые заходят в шпунт, собьются в кучу и будут слишком узкими, либо понадобится слишком много потеряйных поясьев в носовой части.
    Вы уже поняли, что фактически каждой рейке необходимо придавать соответствующую форму, поскольку ее нельзя гнуть на ребро. Гнутье на ребро означает боковое поперечное сгибание рейки. Если вы попробуете это сделать, один край рейки поднимется над шпангоутами, и вы не сможете ее прибить, ее край в этом месте будет выступать над остальными. Чтобы избежать этого, необходимо предусматривать шаблон для каждой рейки. Вот какова последовательность процесса определения формы реек с помощью шаблонов.

    Первым делом необходимо наклеить при помощи скотча полоску плотного картона вдоль предыдущего пояса. Далее я использую циркуль-балеринку с фиксатором (рис. вверху). Иголка вставлена обратным концом, а грифель очень остро заточен. Установите необходимый раствор циркуля и проведите обратным концом иглы вдоль кромки пояса. Полученная при этом линия соответствует форме прилегающей кромки новой рейки.

    Рис. 5. Определения формы реек с помощью циркуля.

    Почему так сложно? Дело в том, что вы не сможете пропихнуть полоску картона под уже приклееную рейку, чтобы снять ее профиль. Поэтому и приходится ложить полоску не под, а около рейки обшивки и с помощью циркуля копировать ее профиль на картонку.

    Затем положите картонную полоску на поверхность для резки и проведите очень острым лезвием по карандашной линии. Это можно сделать от руки, либо (очень аккуратно!) при помощи соответствующих лекал в качестве направляющих.

    Рис. 6. Вырезать на шаблоне кромку рейки.

    Теперь можно использовать вырезанный из картона шаблон для перенесения контура на заготовку рейки. Таким образом мы получаем точный профиль одной из кромок новой рейки.

    Рис. 7. определение ширины этой рейки в разных ее точках.

    Следующий шаг – определение ширины этой рейки в разных ее точках.
    Возьмите новую картонную полоску и закрепите ее как показано на фотографии выше. Отметьте расстояние от предыдущего пояса до нити той зоны обшивки, над которой вы работаете. Теперь поместите эту полоску на лист бумаги, размеченный расходящимися от центра линиями (фотография ниже). На фотографии первый пояс из пяти в этой зоне уже установлен, поэтому на оставшемся пространстве необходимо разместить еще четыре пояса. Перемещайте полоску до тех пор, пока между ее кончиком и отметкой не окажутся четыре интервала. Отметьте эти интервалы на картонной полоске. По существу мы разделили отмеченный отрезок на четыре равные части. Не более того.

    Рис. 8. Поместите эту полоску на лист бумаги, размеченный расходящимися от центра линиями.

    Снова приложите полоску к поверхности шпангоута. Теперь видно, как будут располагаться четыре оставшихся пояса этой зоны.

    С помощью размеченной полоски вы можете перенести ширину новой рейки в этой точке на болванку, которую вы размечаете, как показано на рисунке ниже. Повторяйте эту процедуру по всей длине планки столько раз, сколько потребуется.

    Рис. 9. Перенести ширину новой рейки в этой точке на болванку.

    Теперь точки можно соединить при помощи лекала, чтобы завершить контур рейки, по которому ее можно вырезать:

    Рис. 10. Точки можно соединить при помощи лекала.

    Вы видите две идентичные рейки: нижней аккуратно придана нужная форма при помощи пара. Изогнуть рейку можно в двух плоскостях, но не в трех. Обратите внимание, что подгоняемая кромка вырезана почти по нанесенной линии, а «дальняя» обрезана с запасом 0,5 - 0,8 мм, оставляя возможность подправить рейку.

    Рис. 11. Две идентичные рейки: нижней аккуратно придана нужная форма при помощи пара.

    Рис. 12. Рейка приклеена на место.

    На этой фотографии притыкаемая кромка рейки обработана шкуркой, заходящая в шпунт оконечность обрезана под углом, и рейка приклеена на место. При тщательной подготовке рейки давление на нее не требуется, и использование зажимов не обязательно. Обратите внимание на небольшой обрезок рейки, приклеенный под задней оконечностью. Таким образом обеспечивается опора для последующей рейки этого пояса, поскольку торец оказывается между шпангоутами. Если шпангоутами сформирована сплошная поверхность, таких мер не требуется.

    Рис. 13. Пояс уже завершен.

    На этой фотографии пояс уже завершен. После того, как все рейки пояса установлены на места, через определенные интервалы снова наносятся отметки ширины и пояс обрабатывается шкуркой до нужной ширины. Осмотр пояса с кормы и с носа выявит любую «волнистость», которую можно будет удалить до установки следующего пояса.

    Рис. 14. Расширяющиеся поясья.

    На этой фотографии кормовой части показаны расширяющиеся поясья. Установка потеряев не требуется. Нижние пять поясьев закреплены нагелями и в точности повторяют поясья обшивки настоящего судна.

    Ранний этап обшивки. Завершены шпунтовой пояс и четыре пояса, формирующие первую зону обшивки.

    Еще одна фотография на более позднем этапе обшивки. Отверстия в киле предназначены для шурупов подставки.

    Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.


    Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами.

    Материалы для работы

    Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

    • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
    • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

    Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.

    • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
    • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .

    Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

    Делаем сувенирный кораблик

    Подготовка к работе

    Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

    • Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

    Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.

    • Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!

    • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
    • Шаблоны переносим на .

    Вырезаем и собираем детали

    Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

    Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

    • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
    • Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
    • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

    Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.


    Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.


    • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
    • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
    • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
    • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
    • Для изгибания можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

    Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).


    • Приклеенную фанеру фиксируем зажимами и струбцинами и оставляем сохнуть.

    Окончательная отделка

    По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

    Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

    • Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

    • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
    • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
    • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
    • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

    В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

    Вывод


    Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью ). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!

    В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

    Похожие материалы

    При организации судомодельного кружка руководитель встречается с проблемой: с чего начать? Вводя новую рубрику, редакция ставит задачу облегчить подбор практического материала для работы моделистов второго года обучения.

    На втором году занятий большинству кружковцев целесообразнее работать, используя готовые, отработанные чертежи, и лишь наиболее подготовленным можно доверить изготовление моделей собственной конструкции. При этом надо обязательно проследить, чтобы при разработке чертежа модели и ее конструкции были учтены все требования, предъявляемые к данному классу моделей, изложенные либо в Положениях о выставках и конкурсах, либо в Единой Всесоюзной спортивной классификации моделей и Правилах проведения соревнований.

    Сегодня мы даем чертежи и описание речного монитора с резиновым мотором - первой из пяти моделей, которые разработаны, построены и испытаны в судомодельной лаборатории Московского городского Дворца пионеров и школьников и рекомендованы для кружков.

    В дальнейшем на страницах журнала будут опубликованы модели сухогрузной баржи с электродвигателем, ракетного катера с электродвигателем, речного пассажирского судна с резиновым мотором и подводной лодки с резиновым мотором. Все они просты в изготовлении, обладают хорошими формами, показали высокие ходовые качества и «вписываются» в судомодельные стандарты.

    1 - леерное ограждение, 2 - дверь рубки, 3 - спасательный круг, 4 - мачта, 5 - ходовые огни, 6 - рында, 7 - огнетушитель, 8 - антенна, 9 - флагшток, 10 - руль, 11 - винт, 12 - кронштейн, 13 - световой люк, 14 - люк, 15 - привальный брус, 16 - башня спаренных пулеметов, 17 - груз (свинец), 18 - волноотвод, 19 - вьюшка, 20 - шпиль, 21 - якорная цепь 22 - якорь, 23 - передний крюк резиномотора, 24 киповые планки 25 форпик, 26 - кнехты, 27 - универсальная башня, 28 - боевая рубка, 29 - отличительные огни, 30 - вентиляционный грибок. 31 - машинный кап, 32 - шлюпка, 33 - шлюпбалка, 34 - дымовая аппаратура

    Особенность первых четырех - применение в их конструкции одинакового, универсального корпуса, который делается способом ручной штамповки (выдавливания) из листового пластика полистирола Различаются эти модели по своему назначению, конструкции надстроек и окраске. Дельные вещи и детали ходовой части для них нужно изготавливать и устанавливать на корпус в соответствии с чертежами данной модели.

    1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУАНСОНА И МАТРИЦЫ ДЛЯ ШТАМПОВКИ КОРПУСА. Пуансон вырезают из прямоугольного бруска древесины мягких сортов - липы, ольхи, осины. Работа ведется на столярном верстаке. По картонным шаблонам бока и палубы размечают брусок, после чего обрабатывают его, окончательно отделывают напильником и наждачной бумагой и приступают к штамповке корпуса из полистирола.

    Матрица изготавливается из фанеры размерами 600 X 250 X 5 мм. На середину листа палубой вниз накладывается пуансон и обводится карандашом. Затем намечается припуск на толщину материала, контуры прорезаются лобзиком, затем обрабатываются напильником и наждачной бумагой.

    2. КОРПУС. Кусок полистирола или сополимера размером 500 X 250 мм нагревают а сушильном шкафу или над электроплитой, пока он не размягчится, накладывают на пуансон и нажимают матрицей, пока корпус не примет желаемую форму. Влажной тряпкой обтирают форму сверху, прижимая полистирол к пуансону.

    3. ВИНТОМОТОРНАЯ УСТАНОВКА И РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛЕЙ С РЕЗИН ОМОТОРОМ. Винтомоторная группа таких моделей состоит из резиномотора, переднего и заднего кронштейнов, винта и руля. Для изготовления резинового двигателя используют специальные резиновые нити сечением 1X1, 1X2, 1X4 мм. Длина резиномотора в ненатянутом состоянии - около 400 мм при числе нитей от 16 до 24.

    Резиномотор собирают так: на расстоянии, соответствующем его длине, в доску вбивают два гвоздя. Резиновую нить или ленту раскладывают ровно, без натяжения и петель. Концы связывают узлом. Чтобы получившийся моток можно было надеть на крючок и присоединить к гребному валу, следует сделать ушки, как показано на рис. 11. Закрепить их можно, обмотав плотной ниткой.

    Передний кронштейн изгибается из стальной проволоки Ø 1,5-2 мм и закрепляется в носовой части корпуса на бобышке из дерева.

    Задний кронштейн вырезается из листовой жести или латуни по чертежу и крепится на днище корпуса. Для этого в кормовой части днища прорезаются два отверстия. Туда вставляются лапки кронштейна, разгибаются и прижимаются небольшими кусочками полистирола и дереза, промазанными клеем.

    Винт вырезается из кружка жести или тонной латуни Ø 35-40 мм. Наружные концы лопастей винта сгибаются под 40-45°.

    Для установки винта на место необходимо кусок проволоки Ø1-1,5 мм и длиной 40 мм вставить в отверстие заднего кронштейна и припаять винт; другой конец загибается в виде крючка.

    Рулевое устройство у модели несложное. Перо руля вырезают из жести и крепят к корпусу, как показано на чертеже, с помощью деревянной бобышки.

    4. ВИНТОМОТОРНАЯ УСТАНОВКА И РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛЕЙ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ. Винтомоторная группа состоит из двигателя и вала привода. Дейдвудом служит трубка длиной 110 мм, с наружным Ø 3-4 мм и внутренним Ø 2-3 мм. Из жести или тонкой латуни вырезают ножницами трехлопастный гребной винт Ø 25- 30 мм. Вал винта можно сделать из спицы Ø 1,5-2 мм. Дейдвуд крепится в предварительно вырезанном з корпусе отверстии на клею. Гребной вал соединяется с микродвигателем кусочком хлорвиниловой трубки длиной 20 мм или мягкой пружиной.

    Рули вырезаются из жести, и обе пластины спаиваются с баллером (стержнем из проволоки). Внутрь корпуса вклеивается бобышка, в которой укрепляется баллер руля.

    5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСТАВКИ (КИЛЬБЛОКА). Подставка состоит из двух реек, скрепленных стойками, выпиленными из фанеры толщиной 4-5 мм. Углубление для корпуса делают по форме последнего.

    6. РЕГУЛИРОВКА НА ПЛАВУ. Испытание модели заключается в регулировании устойчивости и в создании необходимой осадки. Для этого используется свинцовый балласт. Корпус ставят на воду и проверяют бортовой и носовой крен. Если при запуске модель уходит влево, то рули надо повернуть вправо, и наоборот, пока модель не будет ходить прямо по курсу. Подбором числа нитей резиномотора можно добиться максимальном скорости движения.

    Мониторы (иногда их называют бронекатерами) - многочисленней класс боевых кораблей в составе речных флотилий. Они обладают достаточной мореходностью, поэтому могут плавать в больших озерах и приморских районах.

    Монитор - небольшой корабль, его водоизмещение достигает 60 т. Небольшая осадка облегчает движение по рекам. Большая скорость хода (до 14 узлов) обеспечивает стремительность нанесения огневого удара. Для защиты от артиллерийского огня рубка, палуба и жизненно важные части корпуса бронированы.

    Мы будем строить монитор, базируясь на универсальном корпусе, об изготовлении которого только что шел разговор.

    Боевая рубка устанавливается в середине палубы. Ее можно сделать из брусочка древесины или пенопласта или же склеить из кусочков тонкой фанеры (полистирола, оргстекла, целлулоида, карточа).

    На боковые стенки рубки навешивают двери и устанавливают поручни из тонкой проволоки многожильного электрического шнура. За рубкой на палубу наклеивают машинный кап - надстройку над машинным отделением. На нем находится световой люк. Он служит для освещения днем и для вентиляции машинного отделения. Имитаторы вентиляторов вытачивают на токарном станке или отпиливают от круглой рейки.

    Входные люки и палубные помещения делают из тонкой фанеры или целлулоида, оргстекла, полистирола. Петли крышек и ручки изгибают из тонкой проволоки.

    Артиллерийское вооружение монитора состоит из одного орудия калибром 76 мм, установленного в башне перед боевой рубкой, и четырех крупнокалиберных пулеметов в спаренных башенных установках. Башни для орудия делают из бруска дерева или пенопласта или штампуют из полистирола - точно так же, как и корпус.

    Ствол орудия можно выточить на токарном станке или вырезать из деревянной рейки (сосна, бамбук). Рейку закругляют, зачищают напильником и наждачной бумагой. Под башню делают барбет - диск из фанеры (картона, целлулоида).

    Стволы пулеметов - тонкие гвозди или булавки, на которые нанизывают спирали из тонкой проволоки-жилки.

    На корме установлена аппаратура для постановки дымовых завес. Это деревянные цилиндры, размещенные по три с каждого борта на специальных подставках-держателях из проволоки.

    Ходовые (отличительные) огни служат для определения направления движения катера ночью. По бокам рубки устанавливают бортовые огни: слева красный, справа зеленый. Остальные огни крепятся к мачте.

    Швартовое устройство состоит из кнехтов, вьюшек и киповых планок. Трубы кнехтов вытачивают на токарном станке или вырезают. Основание делается из фанеры или целлулоида. Барабаны вьюшек вытачивают из целлулоида. Из рейки и проволоки делают щеки и цилиндр. Из целлулоида (можно использовать картон, фанеру), изготавливают боковые стойки. Затем все склеивают в соответствии с чертежом.

    На крыше рубки устанавливают мачту с реем и гафелем. Детали мачты (рангоут) - из бамбуковой или сосновой рейки, локатор - из металлической или пластмассовой сетки.

    А вот как делаются спасательные круги. Сначала на стержень наматывают провод, потом разрезают полученную спираль. Окрашивают их, окуная до половины в баночки с белой и красной краской.

    Леера ограждают палубу катера по борту. Леерные стойки - это булавки, вколотые в палубу. К ним припаивают тонкие жилки электропровода или приклеивают нитки.

    Окрашен монитор в три цвета: подводная часть корпуса - зеленая, красная или черная, надводная - надстройки, ангары, мачты, зенитные орудия, а также палубные детали и надстройки - шарового (серого) цвета. Ватерлиния отбивается белилами. Можно также наклеить тонкую линию из полоски целлулоида, полистирола, ватмана. Палубу покрывают коричневой или темнозеленой краской. Якорное устройство красят в черный цвет.