Сократ, его жизнь и деятельность. Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии Цитаты и афоризмы

Фотограф Andrea Effulge

Философия Сократа

Сократ Софраниксович Алопекский был мыслителем безудержного таланта и колючей остроты языка, которые отражали его пытливый ум. Философия софистов и Сократ не могли уживаться спокойно, первая делала своей профессией утверждения о верном и ошибочном, которые понимались как знание и едва ли не истина. Учение Сократа же хоть и предполагало полную познаваемость мира, но не узурпировало исключительное право на истину. Мыслитель был убеждён, что мудрец, уже познавший тайны, будет почивать в отдыхе, так как ему нет нужды исследовать, искать и мыслить, но его мудрость на поверку может оказаться пустышкой. В этой небольшой статье я расскажу о сути философии Сократа кратко, но постараюсь не упустить важных деталей, благодаря которым учение Сократа снискало заслуженную славу даже за пределами научного сообщества.

Выступая интересным способом, прозванным сократическим, с критикой любых мнений, претендующих на звание истины, этот древнегреческий мыслитель из Афин мог в прямом смысле довести собеседника до негодования. А на вопросы о том, что же он сам знает о том или ином философском вопросе, Сократ спокойно и с иронией отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония и ироническое рассуждение нравились Сократу, так как они обнажали помпезность искусственной мудрости.

Метод философствования Сократа, который он применял в дискуссии, заключался в наводящих вопросах оппоненту, где в случае верности утверждений становилась понятна достоверность теории собеседника, либо в итоге обнажалась вся глупость и нелепость заявлений. Причём собеседник сам конструировал логическую цепочку доказательства или опровержения своих изначальных слов, а Сократ ему лишь помогал наводящими вопросами. Недаром этот метод философии Сократа ещё называется «майевтика» по названию повивального искусства эллинов, то есть мыслитель помогает родиться своему собеседнику.

Сократ резко развернул историю античной философии: в-первых, выступая апологетом идеализма и противником всякого материализма и безбожия, в-вторых, философия Сократа по сути есть поворот к человеку как к основному предмету от концентрации на познании мира. Проблема человека в философии Сократа ключевая, исследуя человека и его микрокосм, можно понимать и окружающий мир, то есть человек - это призма божественной действительности по Сократу. Несколько ограниченно может выглядеть мнение Сократа, что философия должна концентрироваться на познании человека и его этике, то есть нравственно-психологических вопросах, игнорируя исследование природы. Натурфилософию Сократ находил занятием бесполезным и бестолковым, в котором нет божественной и метафизической искры.

Суть философии Сократа кратко заключается в попытке понять себя и других соучастников своей эпохи, это поиск решений всех вопросов. связанных с человеком в областях психологии, этики, эстетики, логики и прочих. Однако, несмотря на столь прогрессивные взгляды и, можно сказать, просветительские труды, Сократ не был лишён примитивной религиозности, которую привносил и в свою философию. Он рассматривал мир как деяние всемогущего божественного начала, которое участвует в всех явлениях и процессах, а также о всём и всегда имеет знание. И только человек свободен благодаря своему разуму от управления с стороны этого божественного, таким образом, он, человек, может стать соучастником управления миром (через этику и самопознание), то есть прикоснуться к божественному своим сознанием. В таком отношении Сократ и его философия мало чем отличались от рядового набожного обывателя Афин или другого полиса эллинов.

Роль философии Сократа по преимуществу - это укрепление и совершенствование этического идеализма, в многом религиозного, но не ограничивается лишь этим. Исследование и совершенствование идеалистической этики играет ключевую роль в философском изыскании Сократа; понимание того, что такое добродетель и следование ей, это главная задача для мыслителя. Реализуя исследование морали методом беседы, Сократ старался исключить противоречия в совокупных суждениях своих и своего собеседника, тем самым находя истину. По сути, философия Сократа использовала метод индукции, то есть следование от частного к общему с детальным рассмотрением и установлением взаимосвязей.

Своей философией Сократ снискал себе как почитателей, так и ненавистников, особенно в лице философии софистов. В конечном итоге недоброжелатели, неоднократно инициирующие суды против Сократа, смогли его сгубить. Точнее, сам Сократ в ходе судебного разбирательства намеренно не оставил себе путей для оправдания от обвинений в богохульстве, развращении молодёжи и возмущении спокойствия города. Вынуждая суд выносить смертный приговор, Сократ изобличал суть суда не над ним, а над горожанами Афин, которые расписываются в своей испорченности, раз судят мыслителя, подтверждают свою косность, раз приговаривают к смерти искателя и исследователя. Сократ отказался от организованной для него возможности побега и ухода в изгнание и самостоятельно принял яд из настоя болиголова пятнистого, тем самым поставив точку в вопросе о своих последовательности и принципиальности. Афиняне, как и предрекал подсудимый, сами потом призвали к ответу всех обвинителей и участников гонений на видного философа города. Платон, юный ученик Сократа в связи с потерей друга и наставника от пережитого потрясения заболел, но это уже другая история. Но смерть Сократа и сами наставления Платону побудили последнего на создание труда по одной из первых утопий идеалистического социализма, где мыслитель в обществе занимал важное место, что нельзя не воспринимать как заслугу и самого Сократа, даже если и косвенную.

Значение философии Сократа для науки переоценить невозможно, он один из основателей зачатков психологии и метафизики, идеи и идеального в философии. Его ученик и ученик его ученика, Платон и Аристотель соответственно, развивая и совершенствуя учение Сократа, дали миру множество концепций в областях аксиологии, метафизики, социологии, политики и многих других, которые зачастую актуальны до сих пор. Но это только часть значения философии Сократа, мыслителя, который своей пытливостью, неустрашимостью, можно сказать, доблестью приобрёл ещё при жизни легендарный образ, философии, где основной проблемой был человек и сам Сократ, решающий вопросы о смысле своего бытия, нравственных ориентирах, критериях достоверности и мудрости. Объять кратко философию Сократа в её достижениях в рамках статьи невозможно, но из сказанного здесь должны быть понятны причины её влияния на культуру сквозь тысячелетия, особенно учитывая, что свои мысли этот античный философ не записывал.

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов,- человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа -- это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Проводя аналогию с современными ему китайцами, можно утверждать, что Сократ ближе к конфуцианцам, чем к даосцам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» Однако по иронии судьбы Сократу пришлось расплачиваться за физику Анаксагора. Ведь из-за его воззрений в Афинах был принят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления». Сократа же обвинили в том, что он якобы учил, что Солнце--камень, а Луна -- земля. И как Сократ ни доказывал, что этому учил не он, а Анаксагор, его не слушали. Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: познай самого себя! Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя -- значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа -- этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал».

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком»

В чем же заключалось то новое, что было внесено Сократом в понятия «философия» и "философ", -- то новое, что сделало его воззрения одним из поворотных пунктов истории греческой философии?

Прежде всего следует сказать, что, хотя софистам и принадлежит приоритет в постановке антропологических проблем, главным объектом их интереса оставались все же риторика и диалектическое (полемическое) искусство. Они увлекались также многими другими областями знаний и выступали в качестве всесторонне осведомленных людей. В отличие от них Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с "неба на землю" (иначе говоря, Сократ поднял философию "с земли на небо"). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что "благочестиво и что нечестию, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо".

Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» -- ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона «Менексен» он утверждает: "И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью".

Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность -- правильный образ действия, благие поступки, то, что ксенофонтовский Сократ определил термином eupraxia (буквально -- "благая деятельность"). Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.

В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, -- познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу, делает людей благородными. Аналогичную мысль мы находим в диалоге Платона «Хармид» , где Сократ в беседе с Критием доказывает, что без знания добра и зла все иные (т. е. практические, специальные) знания и навыки немногого. По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире. Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем и плохом Сократ видел в их непосредственной действенности и активности, в их прямом воздействии на человека. По словам платоновского Сократа, знание, которое относится к области добродетели, "способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание".

Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву "Познай самого себя". В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.

Исходя из того, что философ -- это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал, как было сказано, испытывать "самого себя и других". Основным средством «испытания» он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем.

Сократа – это первый афинский философ и яркий представитель аттической мысли. По данным родился в городе Афины в 470 году до н.э. происходил из семьи каменотеса и повитухи. Благодаря матери, которая и была повитухой, он создал свой собственный стиль философствования — майевтику – поясняя, что он помогал крупицам разумности родиться в человеческих душах, подобно тому, как его мать помогала появиться на свет человеческим телам.

Обучался он своему искусству философствования у известного мастера и философа Анаксогора (из Клазомен). Свои собственные философские воззрения Сократ передавал в устной форме, не оставляя никаких письменных документов будущим поколениям. Таким образом он считал, что отдает истинное знание, жизнь ради бесед. Беседы имели необычайных успех, к тому же, благодаря атмосфере, которая царила на подобных собраниях. Даже своих учеников Сократ называл не иначе, как друзьями. Письменные упоминания об этом великом античном философе мы можем встретить у Платона, Ксенофонта, Плутарха, Аристотеля, Диогена Лаэрского.

Благодаря методу диалогов, Сократ пытался вызвать появление истинного знания у его собеседника. Он всеми возможными путями подводил самого человека к проявлению, угадыванию сути той темы, какой они предавались. С наиболее дерзкими и неприятными личностями Сократ расправлялся с помощью иронии. Ему достаточно было задать один простейший вопрос, никаким образом, не задевая и не принижая чувства другого человека, однако тот чувствовал себя явно дискомфорта и понимал всю глупость своего поведения. Это еще один из методов ведения диалога, который мы можем перебрать от Сократа.

В своих философских взглядах Сократ придерживался четкости. Он наотрез отказывался изучать и рассуждать на тему натурфилософии, однако всячески способствовал изучению религиозно-нравственных концепций. Природу он считал священной, дарованной богами и в эту область не должна ступать нога даже самого мудрого человека. Любое познания, по учению Сократа, выходит их сомнения (я знаю, что я ничего не знаю – ключевая фраза сократовской философии), которое приводит в свою очередь к самопознанию. Он всячески закликал людей познавать свою суть (познай самого себя). Благодаря само рефлексии мы можем познать в последствии такие области знаний, как право, закон, справедливость, добро, зло и другие категории. Сократ обозначал, что материалисты отрицали внешний природный мир, поэтому пришли к полному отбрасыванию божественного и морального в мире, софисты же отбросили все концепции. Сократ считал, что именно человеческий дух и обращение внутрь себя может принести человеку желанную моральность и религиозность.

Сократ был знаменитым скромником, поэтому поддерживал в человеке такие категории, как умеренность, справедливость и храбрость. То есть, человек должен придержать свои страсти, соблюдать человеческие законы и законы полюса (принятие кары от Афин вполне доказывает соответствие поведения философа к наличию его взглядов), а также не бояться преодолевать опасности. Поскольку он был идеалистом, то предполагал, что все окружающее – это лишь проекция существующих идей в мире идей. И поскольку душа философа особенно разумна и уже познала всю глубину мудрости, ей не страшно на этом идеальном уровне, она знает, что есть жизнь и смерть, добро и зло, поэтому повиновение своей участи не должно ее страшить, наоборот, надо принимать все с должностью. Жизнь Сократа была закончена в Афинах, где он принял яд, в следствии решения суда за то, что он, якобы развращал молодые умы своим знанием. Сократ повинуясь воле полиса принял свою участь достойно.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

В конце V в. до н.э. в Древней Греции наблюдался серьезный кризис политической системы, а также культурной жизни, что сопровождалось активным распространением идей софистов, не признававших существования единой истины и считавших, что для каждого она своя. Эти учения достаточно сильно подрывали общественные ценности. В подобных условиях, по мнению Сократа, важно было найти спасение, но не в укрывании традиций от критики, а в познании и постижении внутреннего мира человека.

Сократ не оставил после себя письменных сочинений, но его устные высказывания и мысли дошли до наших дней через труды его учеников, прежде всего, Платона и Ксенофонта. При этом, нельзя считать, что мы совершенно точно можем судить о философии этого древнегреческого мудреца, поскольку его суждения и теории переданы по-разному. Нередко в литературе возникают дискуссии по поводу того, кто именно донес учение Сократа в более чистом и неизмененном виде. Нужно понимать, что с полководцем Ксенофонтом и с философом Платоном Сократ обсуждал совершенно разные вещи. Кроме того, существует древнегреческая комедия «Облака», в которой философ предстает софистом и человеком, не признающим богов, однако, точных доказательств ее истинности сейчас найти невозможно.

Краткая биографическая справка

Будущий философ родился в семье скульптора и акушерки в, так называемый, нечистый день, поэтому теоретически мог быть принесен в жертву, если бы такое решение вынесло собрание людей. В молодости он обучался искусствам у софиста Дамона, слушал лекции и рассуждения Анаксагора и был человеком грамотным, умея читать и писать.

Сократ известен не только как мудрец, но и как храбрый полководец, отличившийся в важных битвах, в том числе знаменитой Пелопонесской войне, как ополченец. Вел небогатый и скромный образ жизни. Люди называли его неутомимым спорщиком, отказывавшимся принимать дорогие подарки и предпочитавший старые одеяния. Судя по сохранившимся до наших дней запискам и воспоминаниям о его беседах, можно отметить, что Сократ был настолько образован и мудр, что мог дискутировать на совершенно различные темы: от ремесел и искусств до военного дела и справедливости.

Многим известно, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он самостоятельно принял яд, поскольку был приговорен к казни за высказывание неуважения к местным богам, введение новых идолов, а также развращение умов молодых людей.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи. При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам.

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании, Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

  • ирония – она встречается во всех его беседах, философ будто бы тонко насмехается над своим оппонентом. По этой причине «Диалоги», переданные Платоном, полны забавных сцен и веселых ситуаций. Однако смеется Сократ не просто так, а над людьми, которые слишком уверены в своих знаниях, а также крайне самонадеянны. Ирония философа направлена и на тех, кто слепо верен традициям, не признавая ничего нового;
  • гипотезы – Сократ в своих дискуссиях периодически строит какие-либо предположения, пытаясь доказать или опровергнуть их, а не просто ради создания спора и ведения полемики, как раньше поступали софисты;
  • дефиниция – крайне важна, поскольку прежде чем о чем-то беседовать, нужно четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначные. Без этого совершенно невозможно прийти к консенсусу.

Учение о добром и злом

Верный и истинный выбор происходит исключительно в процессе познания доброго и злого, а также нахождения своего места в мире. Основная ценность и важность хорошего и плохого состоит в непосредственном влиянии их на человеческую личность. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто осознал хорошее и дурное, в дальнейшем будет поступать так, как велит ему знание.

Так, можно сделать вывод, что Сократ считает человека изначально незлым, а также не совершающим дурные поступки добровольно. Кроме того, философ утверждал тождественность добра и пользы, являющихся по сути одним и тем же термином. Позднее некоторые школы толковали подобные высказывания в духе утилитаризма и даже гедонизма, однако, на самом деле Сократ не сводил все к материальной выгоде. Он лишь подразумевал «истинную», как бы возвышенную пользу таких чувств.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, состоит в благоразумном и добродетельном существовании. Таким образом, достичь его может лишь тот, кто отличается высоким уровнем нравственности. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям стать моральными, а значит, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием;
  • справедливость – понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержанность (или умеренность во всем) – это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Источником же безнравственности он считал неведение. Так, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Итак, основным и наиболее важным вкладом Сократа в философию было введение специального диалектического метода исследования. Согласно такому подходу, человек мыслил и получал новые знания только тогда, когда пытался найти ответ на вопрос, поставленный как другими, так и самим собой. В ходе диалога рассматриваются различные точки зрения, аргументы, а в споре, как известно, появляется истина.

Сократ призывал не слишком увлекаться естественными науками, концентрируясь на гуманитарных областях, поскольку именно они помогают нам познавать себя, свою деятельность в целом, а также делают людей действительно благородными. Предмет философии же также направлен на изучение человека, образа его мышления и жизни. Поэтому девизом Сократа стала известная фраза: «Познай самого себя».

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.