Какими методами создает скульптор круглую скульптуру. Монументальная, станковая, декоративная скульптуры. Как отгадать вид скульптуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Скульптура и ее виды

1.1 Круглая скульптура

1.2 Рельеф

2. Виды назначений скульптуры

2.1 Монументальная

2.2 Монументально-декоративная

2.3 Станковая

2.4 Скульптура малых форм

3. Материалы для изготовления скульптур

4. Цветовая гамма скульптур

5. Процесс создания скульптурного произведения

Заключение

Список литературы

Введение

За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

1. Скульптура и ее виды

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

1.1 Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.

Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.

Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.

Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.

1.2 Рельеф

(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.

Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.

Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза - горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому "классический рельеф" можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.

Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже "противопоказан" ей. Это так называемый "живописный рельеф". По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.

2. Виды назначений скульптуры

По своему назначению скульптура подразделяется: - на монументальную; - на монументально-декоративную; - станковую; и - скульптуру малых форм.

Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору - жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.

2.1 Монументальная скульптура

С кульптура: - рассчитанная на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение; - адресуемая массовому зрителю; - призванная конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.

К монументальному искусству относятся: - памятники и монументы; - скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий; - витражи; - городская и парковая скульптура; - фонтаны и т.п.

Акротерий - скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.

Бига - скульптурное изображение на здании или на арке колесницы, запряженной парой лошадей.

Герма - в парках и садах XVIII в. - скульптурное изображение в виде головы или бюста на четырехгранной опоре.

Десюдепорт - живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением.

Канефора - органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн.

Кариатида - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее.

Маскарон - выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д.

Пандатив - скульптурное лепное украшение, расположенное (висящее) в вершине свода.

Постамент - либо архитектурное основание произведения скульптуры (пьедестал); - либо подставка, на которой устанавливается произведение станковой скульптуры.

Протома - скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека.

Пьедестал - художественно оформленное основание для скульптуры, вазы, обелиска или колонны.

Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие.

Стела - вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.

Обелиск - четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.

Ростральная колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей.

Мастер монументального памятника должен уметь правильно "поставить" фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон и с различных расстояний. Содержание памятника должно восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника или вокруг него - со многих точек зрения. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать понятным его содержание. Выразительность не только лица, но и всей статуи, полное соответствие внешнепластического вида внутреннему миру героя - обязательное условие для монументального памятника. Одни его воспринимают издали и, следовательно, в целом; другие, те, кто подойдет к памятнику на близкое расстояние, могут всматриваться в выражение лица статуи. Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Это не просто красивая вертикаль, объем или ритмическое чередование объемов, а выразительный образ человека, который придает смысл целому архитектурному ансамблю, он центрирует, венчает пространство площади.

Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Если скульптор решил композицию памятника в виде сидящей фигуры, этот памятник более уместен в парке, в "интерьере" двора, или на фоне архитектурного сооружения, чем посреди площади большого города. Такую статую гораздо естественнее и органичнее поместить там, где нет шумного движения, где окружающая обстановка располагает зрителей остановиться возле скульптуры, посидеть и, не торопясь, рассмотреть ее на близком расстоянии. Кроме того, радиус обозрения сидящей фигуры из-за невыразительности точки зрения со спины сокращается до 180 градусов окружности, и поэтому лучше, если сидящая фигура своей тыльной стороной примыкает к стене здания или зелени парка.

В художественном замысле всякого памятника очень важна роль пьедестала. Это не просто подставка под фигурой (чтобы лучше было видно). Это именно пьедестал, на который вознесен герой за его заслуги перед народом. Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее раскрывающими историческое значение героя. Наиболее принятое отношение фигуры к пьедесталу - 1:1, хотя встречаются и другие пропорции.

Немалую роль в установке памятника играет его положение по отношению к странам света, отчего зависит характер его освещения в то или иное время дня.

Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная (надгробие), которую устанавливают на могилах в память заслуг и нравственных достоинств умерших. История искусства знает огромное количество типов надгробий - от величавых египетских пирамид до скромного русского деревянного креста-голубца на сельском кладбище. Если городской монумент словно бы обращается ко всем, то надгробный памятник - чаще всего лишь к близко подошедшему человеку. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим, интимным. Но высокий строй мыслей и чувств, выражаемый подобными произведениями, их очищенность от повседневной суеты сообщают им несомненные черты монументальности. Повествуя об умерших и напоминая о них, надгробная скульптура эмоциональна по своему характеру и обращается прежде всего к чувству. По форме надгробия чрезвычайно различны. Это либо портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), либо аллегорические фигуры гениев, плакальщиц, порой также сопровождающие портретное изображение умершего, или, наконец, это просто архитектура так называемых "малых форм", иногда украшенная урной, драпировками или различными аллегорическими знаками, символизирующими кратковременность человеческой жизни.

2.2 Монументально-декоративная скульптура

Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнутри, так и снаружи: статуи на городских мостах, группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы и т. д. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).

Блестящим примером архитектурно-скульптурного синтеза в искусстве социалистического реализма явился Советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, сооруженный по проекту Б. М. Иофана и увенчанный прославившейся с тех пор скульптурной группой работы В. И. Мухиной. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа "Рабочий и Колхозница" в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала - вперед, а затем - ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: "марш победившего народа"), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.

В монументально-декоративной скульптуре, так же как и в скульптуре монументальной, большое значение имеет пропорциональность масштабов и соотношение объема памятника и пространства, в котором он поставлен. При этом скульптору нужно иметь в виду не только математические масштабы и правильные соотношения с пропорциями архитектуры, но и возможности человеческого видения и восприятия. К монументально-декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи, бюсты, фонтаны, декоративные вазы и т. п. Эта скульптура тесно связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.

скульптура вид материал создание

2.3 Станковая скульптура

Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения, от соседних с ней произведений или архитектуры интерьера. По своим размерам станковая скульптура обычно бывает или меньше натуральной величины, или ненамного превышает ее. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Станковое произведение требует, чтобы зритель надолго остановился перед ним, погрузился в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая интересный рассказ, заглядывая в душу персонажей.

2.4 Скульптура малых форм

Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура "малых форм". Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и других материалов, изображающие людей и животных. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных, исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова "animal" - животное). Вообще раздел анималистической скульптуры имеет древнюю историю и не может быть зачислен только в жанр станковой скульптуры. Такая скульптура малых форм содержит в себе и некоторые черты декоративности, поскольку она в основном призвана украшать быт человека, его жилище. Особенно это относится к произведениям из фарфора и фаянса, которые обычно расцвечиваются разными красками, так что их выразительность создается не только объемом, но и цветом. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством.

3. Материалы для изготовления скульптур

Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.

По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблонскульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.

3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурныепроизведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры,ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

4. Цветовая гамма скульптур

Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), или имеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Мы так привыкли к тому, что скульптура одноцветна, что всякую попытку раскрасить ее готовы считать проявлением безвкусицы. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. В эпоху эллинизма (III - I века до н. э.) еще продолжали применять расцветки. В древнем Риме можно было встретить сочетание белого и цветного мрамора, золоченого дерева и мрамора, хотя в основном римская скульптура стала уже одноцветной. В средние века, в эпоху Возрождения и барокко раскраска применялась в деревянной скульптуре. Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Так, например, великий русский художественный критик В. В. Стасов считал, что расцветка скульптуры усиливает ее реалистическую выразительность. Следует все же сказать, что к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить очень осторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали в нас определенное понимание прекрасного в скульптуре.

5. Процесс создания скульптурного произведения

Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина или из глины, передающий первоначальный замысел. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке - треноге с вращающейся горизонтальной доской. С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая "черная форма", состоящая из двух или нескольких частей. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Первоначальная глиняная модель при этом уничтожается, так как, освобождая форму, приходится вынимать из нее глину. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая "отливка". При освобождении отливки форма раскалывается и, таким образом, эта так называемая "черная форма" уничтожается. Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной уже отливки снимается вторая, так называемая "кусковая форма", состоящая из многих частей. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) "кусковая форма" дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла.

Заключение

Создание скульптуры - это активный трудовой процесс. Творчество скульптора - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому как в живописи основное выразительное средство - изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д.). Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Список литературы

1. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 2003

2. Елатомцева И.М. Станковая скульптура. М, "Высшая школа", 2005

3. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 2004

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 2005

5. История мирового искусства. БММ АО, М., 2008

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные виды скульптуры. Мелкая пластика, скульптура малых форм, монументально-декоративная скульптура. Развитие портретного жанра. Анималистический и исторический жанры. Выразительные средства скульптуры. Материалы для изготовления моделей скульптур.

    презентация , добавлен 25.03.2016

    Скульптура, своеобразие ее содержания, место в искусстве и виды в зависимости от формы и назначений. Основные применяемые материалы для изготовления моделей скульптур, цветовая гамма. Характеристика процесса создания скульптурного произведения.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Выразительные средства и характеристика разновидностей скульптуры. Выбор материала и цвета для создания произведения. История развития скульптуры от первобытного общества до современности. Обзор творчества наиболее выдающихся русских скульпторов.

    реферат , добавлен 14.05.2014

    Сущность скульптуры как вида изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерный объем. Виды и жанры скульптуры, используемые материалы и способы ее выполнения. Творчество скульпторов: М. Буонарроти, М. Козловского, И. Шадра, П. Клодта.

    презентация , добавлен 25.02.2014

    Скульптура - вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Основные разновидности скульптуры. Человек как главный объект искусства. Развитие первобытной и античной скульптуры. Особенности русской скульптуры.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Понятие и особенности скульптуры как вида изобразительного искусства. Русская Академия художеств и ее знаменитые выпускники. Достижения русской скульптуры в ХVIII–начале XIX веков. Творчество Б. Растрелли, Ф. Шубина, М. Козловского и Ф. Щедрина.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Предпосылки развития, процесс становления, расцвета и упадка древнегреческой скульптуры: от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй.

    реферат , добавлен 19.04.2011

    Скульптура как историческое явление: классификация, типы и жанры. Композиция в скульптуре и методы создания из различных материалов. Обзор скульптуры Ульяновска. Музей-мемориал В.И. Ленина: описание его залов. Ульяновск и его скульптурные памятники.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие о скульптуре. Материалы, применяемые для изготовления скульптур. Последовательность выполнения скульптуры. Характерные для головы основные пропорции. Основные выразительные средства скульптуры. Методика выполнения глиняной головы Гудона.

    реферат , добавлен 12.10.2015

    Нэцкэ как миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства. Сюжеты, назначение и роль нэцкэ. Выполнение их из слоновой или другой кости, рога, редко дерева. Виды скульптур: катабори, саси, маска, итираку, мандзю, рюса.

По форме скульптура делится на два основных вида: круглая скульптура и рельеф.

Круглая скульптура.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, чтобы полнее воспринять содержание образа, то такая скульптура называется круглой.

Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена искусственным или естественным светом.

Основные разновидности круглой скульптуры:

· Статуя;

· Группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно;

· Голова;

· Бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Принципы композиции в круглой скульптуре:

· Предельная лаконичность;

· Суровый отбор и сохранение лишь тех деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы не ясен. Микеланджело считал, что та статуя хороша, которая, будучи спущена под откос с горы, скатится с нее и останется невредимой.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои особенности.

Рельеф (от итальянского - выступ, выпуклость) - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны.

Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное, измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Связь с плоскостью и является особенность рельефа.

Рельеф имеет две разновидности: барельеф и горельеф.

Барельеф - это рельеф, в котором фигуры выступают над плоскостью менее чем наполовину своего объема.

Горельеф - это рельеф, в котором фигуры выступают более чем наполовину своего объема.

Иногда рельеф бывает полнообъемным и лишь прикасается к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф - высоким.

Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность - углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Одна из разновидностей рельефа - «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. Изображение в этом рельефе дано почти без перспективных сокращений и близко к принципам барельефа. В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону.

«Живописный рельеф» не связан с архитектурой, по своим задачам близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. Фигуры переднего плана крупнее и выпуклее, чем дальнего

Фоном его служит изображение пейзажа или интерьера, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как живописная картина. Такой рельеф относится к станковым произведениям.

По назначению скульптурные произведения бывают:

· Монументальные;

· Декоративно-монументальные;

· Станковые.

Каждый из этих разделов имеет свои характерные особенности.

Монументальная скульптура.

К монументальной скульптуре относятся памятники и монументы в память выдающихся исторических событий, героям. Она предназначается для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Монументальные произведения должны быть обобщенными по замыслу и художественной форме.

Особенности монументальной скульптуры:

· Рассчитаны на массовое восприятие, всегда обращаются к широким массам зрителей;

· Они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают и утверждают, положительный образ своего времени. Увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность;

· Отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины);

· Используется долговечный материал.

Функции монументальной скульптуры:

· Идейная;

· Архитектурно-художественная.

Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать содержание понятным. Мастер монументального памятника должен уметь правильно поставить фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон. Кроме того он должен быть соразмерным и пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно - художественные.

В идейно - художественном замысле всякого памятника очень важна роль пьедестала. Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее освещающими историческое значение события или деятельности героя.

Памятник может смысловым и композиционным центром города или его значительной части.

Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная.

Монументально-декоративная скульптура.

Она тесно связана с архитектурой и включает все виды скульптурного убранства зданий как изнутри, так и снаружи: статуи и группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы. Она решает большие идейно-образные задачи, развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливает звучание архитектурных форм.

К монументально - декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи бюсты, фонтаны, декоративные вазы.

Эта скульптура связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.

Станковая скульптура.

Станковая скульптура называется так потому, что устанавливается на станке или подставке, и предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, композиции на различные темы.

Особенности станковой скульптуры:

· Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения;

· Предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти всегда совпадают с размерами натуральной величины (они бывают чуть меньше или чуть больше оригинала);

· Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным архитектурным, городским, или парковым ансамблем;

· Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы.

· Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Она охватывает очень широкий круг сюжетов.

Станковая скульптура требует, чтобы зритель надолго остановился перед ней, погрузился в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая интересный рассказ.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы (массовое искусство). Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, фарфора, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, камня, дерева, кости, металла, изображающие людей и животных. Скульптура малых форм содержит в себе черты декоративности, поскольку она в основном призвана украшать быт человека, его жилище.

Особенно это относится к произведениям из фарфора и фаянса, которые обычно расцвечиваются разными красками, так что их выразительность создается не только объемом, но и цветом.

Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть созданное художником произведение повторяется затем в тысячах экземпляров, скульптура малых форм граничит с прикладным искусством.

Область прикладного искусства необычайно широка и скульптура применяется здесь во многих разделах. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Это вид искусства, мастера которого создают объекты объемной формы и исполняют их из пластических либо твердых материалов, таких как: дерево, камень, глина, воск, металл и др.

Скульптура очень близка к архитектуре, она так же имеет взаимосвязь с пространством и объемом, но в отличие от архитектуры она только изобразительна и совсем не функциональна, и предназначена для эстетического удовольствия.

-Разновидности скульптуры:

Монументально-декоративная скульптура

Этот вид скульптуры является украшением архитектурных сооружений и выделяет их индивидуальность. Она решает идейно - образные задачи, которые раскрываются в монументальных произведениях, таких как: городские памятники, мемориальные сооружения. Большое значение при создании скульптуры имеет соотношение ее пропорций и сочетание с окружающим пространством.

Вестминстерское аббатство в Лондоне


Петергоф

Станковая скульптура

Станковая скульптура не привязана к окружающему пространству и какому-либо сооружению, она нацелена на зрительный контакт с наблюдателем, вызывая в нем чувства и эмоции. Этому виду характерно повествование сюжета, часто используется метафора и символы для изображения. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом). Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность.

Памятник основателям Киева.

Мисхорский парк. Русалка

Монументальная скульптура

Произведения этого вида скульптуры рассчитаны на зрительное восприятие с большого расстояния и могут устанавливаться как в городской среде, так и в парковой зоне. Они создаются из прочных и долговечных материалов: гранит, медь, сталь, бронза. К монументальной скульптуре относят: однофигурные или многофигурные конные памятники, монументы связанные с событиями истории и выдающимися людьми - поэтами, художниками.

Памятник Оскару Питерсону

Скульптура малых форм, мелкая пластика

Мелкая пластика имеет настолько разнообразный круг произведений, что может быть выполнена вручную из различных материалов - фарфора, стекла, фаянса, кости, камня. Малые размеры располагают к близкому рассмотрению, все детали тщательно проработаны. Эта скульптура зачастую похожа на игрушку и предназначена для эстетического удовольствия и дополнения интерьера, сада и любого окружающего пространства.

Резьба по дереву

В истории развития резьбы по дереву можно легко рассмотреть как мастера переходили от плоского рельефа к исполнению объемных форм. Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Хотя предметы и были примитивными, в них прослеживается стремление передать объем, красоту, живость поз. Для создания своего творения мастера берут кусок дерева, зарисовывают на нем силуэт предмета, который хотят воплотить в жизнь и, работая ножом, придают ему форму, характерные черты. Немного иным путем подошли к резьбе художники Хотькова, Барашков и Чурилов, они тщательно прорабатывали некоторые детали композиции, до мельчайших элементов. Дерево очень хороший и податливый материал для творчества, что дает скульпторам абсолютную свободу исполнения.

Скульптура из кости

Скульптура этой разновидности обычно создается из слоновой, мамонтовой и моржовой кости и имеет небольшие размеры. Это очень удобный материал для создания округлых форм. Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Драгоценность и редкость этого материала требует к себе экономичного обращения, что усложняет задачу мастеров. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. Отходный материал должен быть сведен до минимума. Эти изделия используются для украшения любого интерьера.

-История скульптуры

Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, связано с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин - прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита. Хотя первобытная скульптура и отличается упрощенными формами, она обладает хорошей пластической жизненной выразительностью. Дальнейшее свое развитие скульптура получает в период разложения первобытнообщинного строя в связи с технологическим прогрессом. Одними из известнейших примеров этого времени являются - скифские золотые рельефы, деревянная резная скульптура. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности.

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура государств древнего востока заключала в себе стремление к совершенному и значимому. Такова, например, скульптура Древнего Египта: огромные, неподвижные сфинксы и статуи фараонов, поражающие своим величием и спокойствием. Немного иной характер носит скульптура Древней Греции и Древнего Рима, обращенная больше к народу, но сохраняющая связь с мифологией. Скульпторы стараются воплотить гармонично развитую личность в образах атлетов, героев и богов. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела.


Апполон в окружении муз

В скульптуре Древнего Рима большое развитие получил рельеф, изображающий исторические сюжеты, которые украшали триумфальные колонны и арки. Так сложился тип конного памятника.


«Покорение Дакии». Рельеф колонны императора Траяна в Риме

Характер Европейской скульптуры средних веков во многом определила христианская религия, которая была основной формой видения мира. Таким образом, скульптура входит в состав архитектуры романских и готических соборов. Особенную роль она играет в искусстве готики, буквально заполняя порталы соборов образами апостолов, пророков, святых.

Шартрский собор

В 13-16 веках европейская скульптура постепенно отходит от религиозных образов и переходит к более непосредственному изображению жизни. Так же реалистичное изображение проявляется в скульптуре Италии, где создают свободно стоящие от архитектуры статуи и начинают использовать их в городском ансамбле.

Скульптура - это вид изобразительного искусства, выполняемый из твердых материалов и имеющий объёмную форму. Основными ее объектами являются человек и представители животного мира. Скульптура, как и любой другой вид искусства, разделяется по жанрам: портрет, бытовые, исторические, тематические, аллегорические, мифические изображения и т.д.

Выделяют два типа скульптуры:

  • Круглую
  • Рельефную

К круглой скульптуре относятся произведения, осматриваемые со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью. Их можно (и, порой, нужно) обойти, чтобы оценить произведение со всех сторон. А рельефная скульптура располагается на плоскости. Рассматривается она обычно фронтально.

Круглая скульптура была особенно популярна в Древней Греции и Риме. В средние века интерес к ней несколько угас, но она обрела «вторую жизнь» в эпоху Возрождения. Одним из первых произведений, вернувших ее к жизни, была статуя Давида (Донателло, 1408-1409 гг.).

По своему назначению делится на:

  • Монументальную
  • Монументально-декоративную
  • Станковую
  • Скульптуру малых форм

Рассмотрим каждый из типов на примерах произведений, представленных в Санкт-Петербурге.

Монументальная скульптура

Монументальные скульптуры, как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением. К ней мы можно отнести памятники, мемориальные ансамбли.

Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»- памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию, а работы по завершению памятника были поручены известному архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену. Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

В первую очередь Фальконе хотел показать Петра I не как полководца-победителя, а как сильную личность. Император изображен в подчёркнуто динамическом состоянии. Постамент в виде громадной скалы - символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея - «враждебные силы», которые он с легкостью побеждает.

Монументально-декоративная скульптура

Монументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, порталы, лепные плафоны, панно).

Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмирал­тейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А.Д.Захаров). Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. У Центральной арки выстроен фланг из стоящих на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света и др.

Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции- голова, бюст, фигура, группа; различные жанры - портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический. Произведения станковой скульптуры рассчитаны на то, что их будут рассматривать с близкого расстояния. Именно поэтому считается, что эти произведения как бы «ведут диалог» со зрителем. Они порой даже более интимны. Каждый отдельный человек может увидеть, например, в бюсте что-то свое, то, что поймет именно он.

Примеров данного вида скульптуры в Санкт-Петербурге бесчисленное множество. Гуляя по Эрмитажу и рассматривая будь то бюст Апостола Павла (А.Альгарди, 1640-е гг.) или Портрет Вольтера в тоге (Ж.А.Гудон, 1778 г.), Портрет императора Петра I (Б.К.Растрелли,1723-1729 гг.) или статую Стреляющего Амура (Ф.Ж.Бозио, 1808 г.), вы неизменно прикасаетесь к произведениям станковой скульптуры.

лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а также монументальную и станковую. Материалы – металл, гипс, дерево, глина и др. Методы обработки – лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СКУЛЬПТУРА

от лат. scutpo - высекаю, вырезаю), или ваяние, пластика (от греч. plastike - лепка) - вид изобразительного искусства, специфика к-рого - в объемном претворении худож. формы в пространстве; представляет преимущественно фигуры людей, реже - животных, иногда - пейзаж и натюрморт. Сложились две осн. разновидности С.: круглая (статуя, группа, торс, бюст), рассчитанная на осмотр с мн. т. зр., и рельеф, где изображение располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. Типологически С. по своему содержанию, подходу к трактовке образов и форм, функциям делится на монументальную (включая монументально-декоративную), станковую и т. наз. С. малых форм, к-рые развиваются в тесном взаимодействии, но имеют и свою специфику, исторически конкретизирующуюся. С. как произв. монументального искусства обычно бывает значительных размеров (памятник, монумент, украшение здания) и рассчитана на сложное взаимодействие с архитектурной или пейзажной средой, обращена к массам зрителей, активно участвует в синтезе искусств. Развивающаяся с XV-XVI вв. станковая С. имеет камерный характер, предназначена для интерьера. Ее жанры - портрет, бытовой, ню, анималистический, С. малых форм является промежуточной между станковой и декоративно-прикладным искусством. К ней же относится медальерное иск-во и резьба по камню - глиптика. В построении худож. формы С. большое значение имеет выбор материала и техника его обработки. Для лепки служат мягкие вещества (глина, воск, пластилин), когда пластическая форма создается путем накладывания материала слой за слоем и закрепления их на к.-л. основе. Твердые вещества (разные породы камня и дерева) требуют высе-кания или резьбы, т. е. удаления частей материала для выявления формы. Ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое (металл, гипс, бетон, пластмасса), служат для отливки произв. С. по специальным моделям. Для достижения худож. выразительности С. ее поверхность, как правило, подвергается дополнительной обработке (окраске, полировке, тонировке и т. п.). Поскольку эстетическое восприятие скульптурного произв. осуществляется за счет зрения, очень важно предусмотреть реакцию материала на свет, передать ощущение его весомости и объемности, осн. композиционные ритмы. Возникнув в первобытную эпоху, С. достигла высокого развития в иск-ве крупных эпох, нередко наиболее полно выражая их эстетические идеалы, мировоззренческие установки и худож. стиль (С. Древн. Египта и Греции, римского иск-ва и готики. Ренессанса и барокко, классицизма и иск-ва XX в.). Сила воздействия образов С.- в их наглядной убедительности, в способности наглядно представить как конкретные, так и отвлеченные (аллегория, символ) явления. История С. отразила процесс углубления образной характеристики человека в мировом иск-ве. Авангардизм XX в., стремившийся гротесково изменять пластические формы, нередко отступал перед С. или же стремился заменить ее отвлеченными конструкциями (Конструктивизм). С, в социалистическом иск-ве служит утверждению передовых социальных идеалов; становление ее связано с ленинским планом монументальной пропаганды.