Гегель пишет солнце луна горы реки. Философский смысл проблемы бытия. Огненные шары Наг


И что особенно важно, индивидуализированное духовное лизовано> в общественном человеке и по своей сущности явля-
ется особой разновидностью духовного, обусловленного также
бытием общества и развитием истории. Вот почему индивидуали-
зированное и внеиндивидуальное духовное так тесно переплетены,
способны друг в друга. Результаты деятельности
сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека
могут отделяться от него самого, как бы выходить. И тогда
возникает духовное второго типа - объективированное (внеинди-
видуальное) духовное.
Бытие
объективированного
духовного
Духовное, и это всегда подчеркивал материализм, невоз-
можно без его материальных носителей. Индивидуализированное
духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповто-
римых процессов сознания и бессознательного, материализован-
ных и в процессах и проявлениях работы
мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются
такие формы материализации духовного, которые рождаются в
лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным
формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искус-
ственные, знаково-символические, формы существования, вопло-
щения духовного.
Язык - один из ярких примеров единства индивидуализи-
рованного и объективированного духовного. Связь языка и созна-
ния, языка и мысли несомненна. К. Маркс называл язык действи-
тельностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы,
через которую выходят вовне, объективируются отдельные резуль-
таты, фрагментарные процессы работы сознания. Вместе с тем
буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила,
богатые варианты развитого языка - это реальность, также и
обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей.
Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в
человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память
культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти
многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном
языке, и объективно существующих памятников (письменных,
а с некоторого времени - и звуковых документов). Только бла-
годаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а
Значит, живет, существует язык как целое.
Как же и где рождаются, где и как существуют объективи-
зированные формы бытия духовного? На примере языка можно ви-
Деть, что объективированные формы возникают и в
рамках индивидуализированных форм - прежде всего в сознании
но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого
Коллективного бессознательного).
К примеру, когда-то в глубокой древности человек придумал
идею колеса. Но достаточно было создать первые колеса, опробовать
их и тем самым подтвердить плодотворность идеи - одной из
самых успешных в технической мысли человечества,- как идея
эта сначала воплотилась, в реальных колесах,
а потом стала вести и свое относительно самостоятельное суще-
вование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые пере-
давались через практический опыт поколений, подтверждавших
3. Основные формы и диалектика бытия
и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, применялась
к ограниченному кругу предметов, потом стала в
великом множестве все более сложных устройств. И соответ-
ственно она включалась во все более сложные виды человеческих
знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она
обособилась от индивидуального процесса сознания и действия.
Началась жизнь идеи.
На примере плодотворных идей можно видеть, что они, дей-
ствительно, свободно и широко в мире человеческой
жизни, если, конечно, не вносить в этот образ никакого идеали-
стического буквализма. идеи не сами по себе, а вме-
сте с развитием других конкретных индивидов, поколений людей,
для которых идеи становятся своего рода общезначимыми прин-
ципами, правилами, схемами действия. Конечно, по мере развития
человека и человечества они преобразуются, иногда довольно су-
щественно. Однако самые ценные идеи отбираются, накаплива-
ются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой
цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается
в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь
то, что характеризует особый способ бытия объективированного
(внеиндивидуального) духовного.
Оно, как и индивидуализированное духовное, обязательно
материализуется, причем оба вида духовного материально воп-
лощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусствен-
ного языков. Материальные духовного - это матери-
альные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты,
холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов,
ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня
функции хранения и использования социальной памяти все чаще
передаются современным машинам, что значительно повышает
роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентри-
рованы именно вокруг объективированного духовного.
Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как
идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются.
В этом отношении никакие (свободные от объективи-
рованных воплощений) идеи и ценности невозможны. Что и
подчеркивает материализм в борьбе против крайних объективно-
идеалистических мистификаций, примером которых было утвер-
ждение Платона, будто где-то далеко-далеко, на хребте неба
существуют, обособленно от всякой материи, идеи Блага, Истины,
Красоты и т. д. Но и эта идеалистическая картина возникла не
на пустом месте. Платон мистически истолковал удивительные
особенности бытия объективированного духовного, во многом
опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмотрели на
примере идеи колеса. Платон приводил другие, но сходные
примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться
или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо
продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща
в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда
потребуется челнок изготовить.
А идея-идеал красоты? Или справедливости? Или истины?
Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе,
добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления,
критерии и нормы, регулирующие процессы художественного,
нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе разви-
тия человечества кристаллизуются, формируя духовные сокро-
вища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем
самым приобретает все большее значение их относительно само-
стоятельное бытие. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод
об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира
природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от
бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно
включено в целостное бытие как таковое.
Утверждая это, диалектический материализм ни в коей мере
не перечеркивает специфику бытия идей, этого наиболее яркого
проявления бытия объективированного духовного. Специфика
этого объективированного бытия заключается в том, что его
элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различ-
ные естественные и искусственные языки) способны сохраняться,
совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном про-
странстве и историческом времени. Духовная жизнь человече-
ства, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная
жизнь - это специфическое объективированного
духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.
Особую роль в духовном играют духовно-нравственные прин-
ципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота,
справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуали-
зированного и объективированного духовного. В первом случае
речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, кото-
рые определяют духовную структуру личности, во втором случае -
воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их доку-
ментах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Два этих вида бытия духовно-
нравственного по-разному оцениваются субъективными и объективными идеалистами: первые во главу угла ставят
индивидуальные, субъективные духовно-нравственные переживания и ценности,
вторые считают истинным воплощением духа
Как такового внеиндивидуальное, объективированное бытие духовного.
Приверженцы идеализма, исходя из признания действительно
Важной роли и традиционно высокой ценности духовного в
человеческой жизни, в частности облагораживающего воздей-
ствия общечеловеческих ценностей, провозглашают духовное
, бытием, противопоставляют его природ-
ным потребностям, побуждениям человека как,
Глава V. Бытие
бытию. Правда, идеалисты нередко признают и
существование природы, и объективную ее предзаданность отдель-
ным людям, их сознанию. Так, нет оснований возражать Гегелю,
когда он пишет: нас предметы природы суть, они обладают для сознания авто-
ритетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются
особенной природой, которую оно признает и с которою оно
сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их
и пользовании ими> . Но Гегель сразу же добавляет: нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы
природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и
скрывают ее под образом случайности>
Идеалист смотрит на все бытие, в особенности на бытие при-
роды, с бытия духа. И тогда предметы природы и природа
в целом представляются ему, бытием, где господ-
ствовали бы хаос, случай, если бы природное было предоста-
влено самому себе. В истории философской мысли живучей ока-
залась такая общая модель бытия, которая отводила духовному
роль бытийственного (онтологического) и ценностного (аксиоло-
гического) первоначала: , от которого якобы
и должны исходить оформленность, системный порядок, целесооб-
разность, развитие в природе.
Вот почему диалектический и исторический материализм при-
дает такое большое значение исследованию специфики всех форм
бытия, их внутренней (имманентной) диалектики. В отличие от
идеализма на первое место среди форм бытия им поставлено
диалектически развивающееся бытие вещей, процессов, состояний
природы.
Но исследование бытия, как было сказано ранее,- только
предпосылка осмысления единства мира. От выявления предпо-
сылок надо перейти к непосредственному изучению проблемы
единства мира в ее полноте. Это и делается в следующей главе,
посвященной вопросу о движущейся материи, о пространстве и
времени как формах ее бытия.
Гегель. Соч. М.- Л" 1934. Т. 7. С. 182.
Там же.

Глава VI
Материя
ф Ленинское определение мате-
рии ф Современная наука о строе-
нии материи. Материальное единство
мира ф Движение ф Пространство
и время ф
Категория бытия, выступая
предельно общей абстракцией,
объединяет по признаку суще-
ствования самые различные
явления, предметы и процессы:
природные объекты, их свойст-
ва, связи и отношения, челове-
ческие коллективы и отдельных
людей, социальные институты,
состояния человеческого созна-
ния и т. д. Все существующее -
это и есть мир, к которому мы
принадлежим.
Выделяя главные _ сферы
бытия (природу, общество, соз-
нание) , мы неявно полагаем,
что многообразие явлений, со-
бытий, процессов, включенных
в эти сферы, объединено неко-
торой общей основой. Вместе с
тем возникает вопрос: имеется
ли нечто объединяющее сами
.ЦЁ о единстве всего бесконечного
1 многообразия мира?
" Идея такого единства при-
водит к представлению об об-
щей основе всего существующе-
го, для обозначения которой в
философии была выработана
1. Ленинское определение материи
категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия
конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством
которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира. исходя из одной суб-
станции, относятся к философии монизма Но само понимание
субстанции может быть различными в качестве субстанции
можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому сле-
дует различать материалистический монизм (например, уче-
ние Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм
(например, философия Платона, Гегеля). Монизму противо-
стоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он
образован двумя существующими исходными началами - мате-
риальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу
телесно-предметной реальности, а второе - сферу духа (Р. Де-
карт) .
Марксистско-ленинская философия продолжает традицию
материалистического монизма. Это значит, что многообразие
бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом
зрения их материального единства. Сознание же понимается
не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не
всем, а только высшим формам ее организации. Структурность,
движение, пространство и время предстают как атрибутивные Ха-
рактеристики материи, то есть такие ее свойства, без кото-
рых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства
не могут быть отделены от материи.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,-
это материальный мир. Он состоит из различных предметов
и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают
и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя незави-
симо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе,
не может быть отождествлен с материей, но все их многообра-
зие, включая их связи, составляет материальную действитель-
ность.
В домарксовском материализме материя часто понималась
как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая те-
лесность, праматерия.из которой возникают и в которой исчеза-
ют конкретные вещи. Диалектический материализм развивает
иное представление о субстанциональности материи, рассматривая
ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мате-
риального мира. С этой точки зрения материя существует только
в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с
ними.
Все эти характеристики находят свое концентрированное
выражение в диалектико-материалистическом определении мате-
рии.
Ленинское определение материи
Диалектико-материалистическое и метафизическое понимание материи
Методологическое значение ленинского определения материи
Диалектико-материалистическое
и метафизическое
понимание материи
Категория материи является фундаментальным философским
понятием. Диалектико-материалистическое определение этого по-
нятия было дано В. И. Лениным в книге критицизм>: ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них>
В этом определении выделено два основных признака: во-
-первых, материя существует независимо от сознания, во-вторых,
она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
первая характеристика означает признание первичности материи
по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной
познаваемости материального мира. Таким образом, определение
материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. И по-
этому оно сразу позволяет провести разграничительные линии
между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой.
Вместе с тем ленинское определение материи заключает в
себе и такое содержание, которое отличает диалектическое
понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на
конкретные свойства и виды материи, нет
перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. В тради-
ции материализма были и другие определения. Например,
Немногие материалисты XVIII-XIX столетий, и философы, и есте-
твоиспытатели, определяли материю как совокупность неделимых
Корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает
совершенно иное определение материи.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек
осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого
В своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять
Материю через перечисление ее известных видов и форм, если
учесть, что последующее развитие познания и практики будет
не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний
о материй и открытие ее новых видов.
В. И. Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок
при философском осмыслении новых видов материи. Были попыт-
ки объявить последними мироздания вместо
атомов электроны. В этой связи Ленин отмечал, что электрон
так же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом
предвосхищало общие тенденции развития будущей физики эле-
ментарных частиц, обнаружившей сложность, структурность и
взаимопревращаемость этих фундаментальных физических объек-
тов. Крупные ученые (М. Борн и др.) отметили значение ленинской
идеи.
Диалектико-материалистическое понимание материи имеет
важное значение не только для естествознания, но и для общест-
венных наук. Оно является предпосылкой для последовательной
разработки материалистического понимания истории, позволяет
рассмотреть общественную жизнь как функционирование и раз-
витие сложной материальной системы - человеческого общества.
которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта ду-
ховные процессы. Включенность сознания в ткань истории обще-
ства не противоречит рассмотрению самого общества как целост-
ного материального объекта. Сознание может существовать только
в рамках этого объекта. Оно возникает как продукт эволюции
материи в неразрывной связи со становлением практики и об-
щественных отношений. Рассматривая сознание как особую реаль-
ность, диалектический материализм выделяет один из аспектов,
одну из сторон жизнедеятельности человека как общественного
существа. Этот аспект можно превратить в самостоятельный
предмет изучения, но отсюда не следует, что сознание в реально-
сти существует как отделенный от материи особый предмет.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и
такое рассмотрение является содержанием основного вопроса
философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса
противопоставление материи и сознания теряет свой смысл.
их противоположность относительна, поскольку сознание являет-
ся свойством высокоорганизованной материи и не существует
вне и независимо от определенного уровня материальной орга-
низаций (для существования сознания необходимо существова-
ние человека и его мозга, а также общественной жизни людей).
поэтому Ленин, подчеркивая относительность противоположности
материй и сознания, отмечал, что в мире жущейся материи>.
Определение материи через признак ностью существовать вне нашего сознания>, еще не дает явного
знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже
предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконеч-
ном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной,
пусть очень сложной структурой. Конкретное представление о
том, какова именно эта структура, каково строение материи,
складывается в процессе познания и практики.
В основе современных научных представлений о строении
материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой
объект материального мира может быть рассмотрен в качестве
системы, то есть особой целостности, которая характеризуется
наличием элементов и связей между ними.
Например, макротело можно рассматривать как определенную
организацию молекул. Любая молекула тоже является системой,
которая состоит из атомов и определенной связи между ними:
ядра атомов, входящие в состав молекулы, как одноименные
(положительные) заряды подчиняются силам электростатиче-
ского отталкивания, но вокруг них образуются общие электронные
оболочки, которые как бы стягивают эти ядра, не давая им разле-
теться в пространстве. Атом также представляет собой системное
целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных
на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в
свою очередь, имеет внутреннюю структуру. В простейшем слу-
чае - у атома водорода - ядро состоит из одной частицы -
протона. Ядра более сложных атомов образованы путем взаимо-
действия протонов и нейтронов, которые внутри ядра постоянно
Превращаются друг в друга и образуют особые целостности -
Нуклоны, частицы, которые часть времени пребывают в протонном,
а часть - в нейтронном состоянии. Наконец, и протон, и нейт-
рон - сложные образования. В них можно выделить специфи-
ческие элементы - кварки, которые взаимодействуют, обменива-
лось другими частицами - глюонами (от лат. - клей),
как бы кварки. Протоны, нейтроны и другие
частицы, которые физика объединяет в группу адронов (тяжелых
Частиц), существуют благодаря кварк-глюонным взаимодействиям.
Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной
Организацией материи. Сложными системами являются как клет-
ка так и построенные из клеток организмы; целостную систему
Представляет собой вся сфера жизни на Земле - биосфера,
Существующая благодаря взаимодействию своих частей: микроор-
ганизмов, растительного, животного мира, человека с его преобра-
зующей деятельностью. Биосферу можно рассматривать как
целостный объект, как и атом, молекулу и т. д., где есть определен-
ные элементы и связи между ними.
. Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним
окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов
в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохра-
няться, и это является условием существования системы как 1
целого. -Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то есть
устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти устой-
чивые связи и отношения между элементами системы и образуют
ее структуру. Иными словами, система - это элементы и их
структура.
Любой объект материального мира уникален и нетождествен
другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов
определенные их группы обладают общими признаками строения.
Например, существует очень большое разнообразие атомов, но
все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро
и электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от
простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков -
имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих
молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно об-
наружить общие признаки строения у различных макротел, у.
клеток, из которых построены живые организмы, и т. д. Наличие
общих признаков организации позволяет объединить различные
объекты в классы материальных систем.
Все виды материи связаны между собой генетически, то есть
каждый из них развивается из другого. Строение материи
можно представить как определенную иерархию этих уровней
(см. схему).
Уровни организации
неживой природы
Согласно современным научным взглядам, глубинные структу-
ры материального мира представлены объектами элементарного
уровня. Это прежде всего элементарные частицы. За исключением
электрона, исследования которого начались еще в прошлом веке,
все остальные были обнаружены в XX столетии. Их свойства
оказались весьма необычными, резко отличающимися от свойств
макротел, с которыми мы сталкиваемся в повседневном опыте.
Все элементарные частицы обладают одновременно и корпуску-
лярными. и волновыми свойствами, а закономерности их движения,
изучаемые квантовой физикой, отличаются от закономерностей
движения макротел, описанных в классической физике.
До открытия элементарных частиц и их взаимодействий
разграничивали два вида материи - вещество и поле.
СХЕМА ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
Представления науки о строении материи (80-е годы XX в.)
МЕТАГАЛАКТИКА
Системы галактик
Галактики БИОСФЕРА
человеческое общество.
Планетные системы
Общественная жизнь
Планеты биоценозы
популяции

Многоклеточные организмы
клетки
Молекулы одноклеточный уровень
(ДНК, РНК. белки)
Атомы
элементарные частицы, физический вакуум
Еще в конце XIX - начале XX века поле определяли как не-
прерывную материальную среду, а вещество - как прорывное,
состоящее из дискретных частиц.

Еще не успел отзвучать блюз, который так любил этот слишком интеллигентный и слишком непредсказуемый французский философ, как услышали мы шум крыльев. Хозяйка нашего музея мудрая Сова Минервы опять появилась над нами. Мы остановились и стали ждать от нее очередного совета… Но, на сей раз, она почему-то промолчала и, тихо скользнув в воздухе, исчезла в бесконечных музейных лабиринтах.

Может быть обиделась?! Ведь сегодня уже в тридцать пятый раз мы отправляемся на экскурсию по нашему призрачному философскому музею. О ком только не рассказывали, и о философствующих животных и даже о Камнях Екклезиаста, уж вроде бы о совсем неодушевленных предметах, а о хозяйке дома, нашей Путеводительнице по кладезям премудрости ни слова…Есть на что обижаться!

Сегодня же мы исправим это досадное недоразумение. Сова Минервы ведь вылетает у нас не откуда-нибудь, а из афоризма царя философов, настоящего философского Зевса-Олимпийца – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Как и положено философскому полубогу великий немецкий философ очень часто не задумывался над тем, чтобы его рукописные труды, лекции и высказывания были понятны широкой аудитории. Гегель выражал свои глубокие мысли сложным, труднодоступным языком. За этот язык его даже прозвали ""деревянным Гегелем"".

Однако, есть исключения из правила. Из маленького парижского кафе, в котором мы слушали блюз по Жану-Полю Сартру, мысленно перенесемся в Берлинский Университет, побываем на лекциях, которые читает Абсолютный Дух, так студенты в шутку называли профессора Гегеля, и послушаем неповторимые образцы гегелевского языка, в том числе и его знаменитые афоризмы.

На лекциях Абсолютный Дух серьезен, сосредоточен, педантичен и …, и конечно же бывает рассеян, как впрочем и большинство философов. Студенты, попыхивая трубками в пивных, пересказывают многочисленные казусы, происходившие с метром из-за рассеянности…

А вы слыхали братцы, однажды наш старик явился в университет на час раньше, чем нужно было по расписанию. Входит он в аудиторию, вскарабкивается на кафедру и давай бубнить очередную лекцию. А в аудитории то не его студенты! Ну, кто-то из них, уж не помню кто, попытался ему растолковать, дескать, герр профессор, аудитория то не ваша! Куда там! Старик только отмахнулся от него, как от назойливой мухи и опять – бу-бу-бу, бу-бу-бу!

А тут на тебе, является профессор Августи собственной персоной, и понятно почему – его то лекция должна была быть как раз в это время.

А старик все свое – "чистое бытие равно чистому ничто, в себе и для себя сущее…бу,бу,бу"… Короче, так до конца и не понял что к чему…

А по другим анекдотам выходило, что Гегель как-то раз не заметил, что читает для одного-единственного слушателя, а в другой раз вообще читал лекцию в совершенно пустой аудитории.

Один из наших соотечественников, побывавший на лекциях у профессора Гегеля, писал домой папеньке: ""Говорит он несносно, кашляет почти на каждом слове, съедает половину звуков и дрожащим плаксивым голосом едва договаривает другую половину"".

Однако Гегель сумел преодолеть ораторские недостатки и научился излагать свои гениальные идеи просто и ясно. Наш слушатель, знакомый только с ""деревянным"" гегелевским языком ни когда бы не подумал, что следующие строчки написаны этими скучным, рассеянным профессором …

"Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами!"

"- Что? Мои яйца тухлые!? Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять бы тебе в нарядах! Порядочные то за своим домом следят, а таким самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!"

Все, говорит Гегель, окрашивается в голове торговки в цвет этих яиц, тогда как те офицеры, которых она упоминала, наверняка заметили бы в покупательнице совсем иные детали.

Эпизод столь к привычного разговора торговки и покупательницы с предельной ясностью показывает, что необразованное, дремучее обыденное сознание кичится своей конкретностью, а на деле, подобно торговке яйцами, мыслит грубо абстрактно и не вникает в суть предмета.

Гегель развил в себе не только дар памфлетиста. Он в совершенстве овладел искусством афоризма, которое, как известно, заключается в умении выразить глубокую и оригинальную идею в нескольких простых и понятных словах.

Даже тупоголовые прусские чиновники любили повторять гегелевские афоризмы:

""Существование государства – это шествие Бога в мире!""

Или ""Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно"".

Эти бюрократы, по-видимому, подразумевали, что уж их то действительность непременно разумна. Они и не подозревали, как улыбался философ, слушая их и думая о том, что все действительно разумное обязательно станет когда-нибудь неизбежным.

Правда один чиновник, тайный советник Иоганн Вольфганг Гете прекрасно понял гегелевский афоризм и ответил на него своим: ""Сущее не делится на разум без остатка!""

А историки уже на протяжении двух веков любят повторять другой афоризм великого философа "История повторяется дважды". Один непопулярный ныне мыслитель так писал об этом изречении Гегеля…

"Кажется, право, будто историей в роли мирового духа руководит из гроба старый Гегель с величайшей добросовестностью заставляя все события повторяться дважды: первый раз в виде великой трагедии и второй раз – в виде жалкого фарса".

Наконец, всегда восхищает нестареющий гегелевский афоризм о Сове Минервы. В новом переводе он звучит так…

"Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, а можно только понять.

Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек".

Минерва, а в греческой мифологии – Афина, как известно, богиня мудрости. А ее верные спутники – змея и сова. Приходя, например, в Пушкинский музей мы можем видеть их рядом с Минервой.

Сова стала символом мудрости. Помните, наш любимый элитарный клуб знатоков ""Что? Где? Когда?"" имеет живую сову в качестве своего символа.

К сожалению, философская мудрость, как, впрочем, и любая другая, часто опаздывает и приходит слишком поздно. В свое время афоризм о Сове Минервы вызывал кривотолки. Слова ""серым по серому"" удручающе действовали на молодых учеников Гегеля. И вот один из них решил дополнить знаменитое высказывание учителя следующим образом: ""Но философия это также предрассветный крик петуха, возвещающий новую молодость мира"".

Учитель не возражал против такой поправки.

Может быть, когда Сова Минервы перестанет на нас обижаться и простит наше невнимание к ней, она всем на удивление возьмет да и разразится предрассветным криком петуха, возвестит новую молодость мира, а духи тьмы и невежества перестанут шалить и смущать молодые умы.

А пока, чтобы окончательно помирится с мудрой хозяйкой нашего философского музея вспомним напоследок еще один афоризм царя философов, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля…

”Здесь в сфере духа текут реки забвения, из которых пьет Психея, в них она погружает свою боль; здесь смягчаются, превращаясь в сновидения, мрачные призраки жизни и, озаренные светом, превращаются в очертания сияющей вечности"".

Духовное, и это всегда подчеркивал материализм, невозможно без его материальных носителей. Индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и «локализованных» в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические, формы существования, воплощения духовного.

Язык - один из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К. Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные процессы работы сознания. Вместе с тем буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила, богатые варианты развитого языка - это реальность, также и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов). Только благодаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а значит, живет, существует язык как целое.

Как же и где рождаются, где и как существуют объективированные формы бытия духовного? На примере языка можно видеть, что объективированные формы возникают и «работают» в рамках индивидуализированных форм - прежде всего в сознании (но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого коллективного бессознательного).

К примеру, когда-то в глубокой древности человек придумал идею колеса. Но достаточно было создать первые колеса, опробовать их и тем самым подтвердить плодотворность идеи - одной из самых успешных в технической мысли человечества,- как идея эта сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые передавались через практический опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, применялась к ограниченному кругу предметов, потом стала «работать» в великом множестве все более сложных устройств. И соответственно она включалась во все более сложные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального процесса сознания и действия. Началась жизнь идеи.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они, действительно, свободно и широко «шествуют» в мире человеческой жизни, если, конечно, не вносить в этот образ никакого идеалистического буквализма. «Шествуют» идеи не сами по себе, а вместе с развитием других конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся своего рода общезначимыми принципами, правилами, схемами действия. Конечно, по мере развития человека и человечества они преобразуются, иногда довольно существенно. Однако самые ценные идеи отбираются, накапливаются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь то, что характеризует особый способ бытия объективированного (внеиндивидуалъного) духовного.

Оно, как и индивидуализированное духовное, обязательно материализуется, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие «чистые» (свободные от объективированных воплощений) идеи и ценности невозможны. Что и подчеркивает материализм в борьбе против крайних объективно-идеалистических мистификаций, примером которых было утверждение Платона, будто где-то далеко-далеко, на хребте неба существуют, обособленно от всякой материи, идеи Блага, Истины, Красоты и т. д. Но и эта идеалистическая картина возникла не на пустом месте. Платон мистически истолковал удивительные особенности бытия объективированного духовного, во многом опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмотрели на примере идеи колеса. Платон приводил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

А идея-идеал красоты? Или справедливости? Или истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Мир идей обогащается, а тем самым приобретает все большее значение их относительно само стоятельное бытие. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.

Утверждая это, диалектический материализм ни в коей мере не перечеркивает специфику бытия идей, этого наиболее яркого проявления бытия объективированного духовного. Специфика этого объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое «место бытия» объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в духовном играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Два этих вида бытия духовно-нравственного по-разному оцениваются субъективными и объективными идеалистами: первые во главу угла ставят индивидуальные, субъективные духовно-нравственные переживания и ценности, вторые считают истинным воплощением духа как такового внеиндивидуальное, объективированное бытие духовного.

Приверженцы идеализма, исходя из признания действительно важной роли и традиционно высокой ценности духовного в человеческой жизни, в частности облагораживающего воздействия общечеловеческих ценностей, провозглашают духовное «истинным», «высшим» бытием, противопоставляют его природным потребностям, побуждениям человека как «неподлинному» «низшему» бытию. Правда, идеалисты нередко признают и существование природы, и объективную ее предзаданность отдельным людям, их сознанию. Так, нет оснований возражать Гегелю, когда он пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими». Но Гегель сразу же добавляет: «Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности»

Но исследование бытия, как было сказано ранее,- только предпосылка осмысления единства мира. От выявления предпосылок надо перейти к непосредственному изучению проблемы единства мира в ее полноте. Это и делается в следующей главе, посвященной вопросу о движущейся материи, о пространстве и времени как формах ее бытия .

Проблема субстанции. Дуализм и монизм.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии бога», от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального на чал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская фишка, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, го есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть В. Спиноза (1632 -1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом, или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей. Бог Спинозы - бес конечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии бога и природы, которое лежит на основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Николая Кузанкого и развернута у Джордано Бруно. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму, и не случайно материализм XVIII и XIХ веков нередко апеллировал к учению Спинозы.

процесса: антропогенез - становление человека и социогенез -

становление общества. Современные теории объединяют эти два

процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий-

ная деятельность человека. По словам американского просветите-

ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия

труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок-

ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек

научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель-

ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо-

щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз-

ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст-

рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия

труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они

использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на-

пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само

существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору-

дий труда и орудийной деятельности требовало установления внут-

ристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных

связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот-

ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри

одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво-

дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно

сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при-

чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в

целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за

брачного партнера и установления внутристадного мира возникла

необходимость поиска брачных связей на стороне, в других груп-

пах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного че-

ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в

которой существовали определенные правила поведения, в пер-

вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис-

хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу-

чаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и по-

нятие родства и равенства родственников. Накопленный поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо-

жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от ста-

да животных в первобытной обшине существовало требование под-

держания жизни соплеменника, независимо от его физических

качеств и приспособленности к жизни.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и

развитие языкзи/Язык - это процесс передачи информации с по-

мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь

имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-

практической деятельностью людей. /

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот-

ных, было использование огня как источника тепла, средства обо-

роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая

деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль-

ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ-

ников существования привел в конечном итоге к неолитической

революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и

скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид

перестал меняться дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис

«выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторские концепции признают несущественным все

проявления биологического в человеке, в том числе и его инди-

видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин-

тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол-

нению определенных функций, но ограниченный во всех других

отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже-

ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в

человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-

гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу

человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле-

мы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.

Человек как биологический вид может выжить в различных

условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны.

Единство биологического и социального в человеке - это резуль-

тат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающей-

ся технической цивилизации возможности адаптации человечес-

кого организма к меняющимся условиям существования могут быть

исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной

системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды

обитания человека вредными веществами, радиоактивные излу-

чения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов-

ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци-

онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно

одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения

человека как биологического вида.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот

2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте

кали эти процессы?

3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?

4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций

сущности человека?

6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело

7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные

различия в умственной жизни и культурном положении между высшими

и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их

относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То,

что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более

высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а

у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...

Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оце-

ниваться совершенно по-разному».

нию, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности

2.2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА . СООТНОШЕНИЕ БЫТИЯ И

СОЗНАНИЯ

изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Бытие означает прежде всего существование, основанное на поло-

жении «я есть». При этом необходимо различать реальное и иде-

альное бытие. Реальное бытие имеет пространственно-временной

характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действи-

тельное существование вещи или человека. Идеальное бытие пред-

ставляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, прак-

тического характера, остается неизменным. Идеальным бытием

обладают идеи, ценности, понятия. у Наука выделяет четыре

формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и

бытие общества, j

Первая форма бытия означает, что природа существует вне

сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени

как объективная реальность, так же как и все предметы, создан-

ные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовно-

го существования. Функционирование тела тесно связано с рабо-

той мозга и нервной системы, а через них - с духовной жизнью

человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь

человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия

человека играет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал:

«Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует по-

добно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен

осознавать факт своего существования.

Бытие человека - объективная реальность, независящая от

сознания конкретного человека, поскольку является комплексом

природного и общественного. Человек существует как бы в трех

измерениях бытия. Первое - это существование человека как объек-

та природы, второе - как особи вида homo sapiens, третье - как социально-исторического существа. Каждый из нас - реальность

для самого себя. Мы существуем, и вместе с нами существует наше

сознание.

Бытие духовного можно условно разделить на два вида: духов-

ное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин-

дивидов, - индивидуализированное духовное, и то, которое су-

ществует вне индивидов, - внеиндивидуальное, объективирован-

ное духовное. Индивидуализированное бытие духовного включает,

прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориен-

тируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокуп-

ность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей,

а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стерео-

типов и т.д.

Сознание отличается большой подвижностью, не имеющей

внешнего проявления. Люди могут сообщать друг другу о своих

мыслях, чувствах, но могут и скрывать их, подстраиваться под

собеседника. Конкретные процессы сознания возникают с рожде-

нием человека и умирают вместе с ним. Остается только то, что

преобразуется во внеиндивидуальную духовную форму или пере-

дается другим людям в процессе общения ции (физического и психического расслабления), лунатизма и т.д.

Бессознательные действия встречаются редко и часто связаны с

нарушением психического равновесия человека.

Ученые считают, что бессознательное представляет важную

сторону психической деятельности индивида, его духовной цело-

стности. В науке выделяются три уровня бессознательного. Первый

уровень - это неосознанный психический контроль человека за

жизнью своего организма, координацией функций, удовлетворе-

нием наиболее простых потребностей тела. Этот контроль осуще-

ствляется автоматически, бессознательно. Второй уровень бессо-

знательного - это процессы, сходные с сознанием человека в

период бодрствования, но до какого-то времени остающиеся не-

осознанными. Так, осознание человеком какой-либо мысли про-

исходит после того, как она возникнет в недрах бессознательного.

Третий уровень бессознательного проявляется в творческой инту-

иции. Здесь бессознательное тесно переплетено с сознанием, так

как творческое озарение может возникнуть только на основе уже

полученного опыта.

Индивидуализированное духовное неразрывно связано с бы-

тием человека и бытием мира в целом. Пока живет человек, раз-

вивается и его сознание. В некоторых случаях этого не происходит:

человек существует как организм, но сознание его не работает. Но

это - ситуация тяжелой болезни, при которой прекращается

мыслительная деятельность и функционирует только тело. Чело-

век, находящийся в состоянии комы, не может контролировать

даже элементарные физиологические функции.

Результаты деятельности сознания конкретного человека мо-

гут существовать отдельно от него. В этом случае выделяют бытие

объективированного духовного.

Духовное не может существовать без материальной оболочки.

Оно проявляется в различных формах культуры. Форма духовно-

го - это различные материальные предметы (книги, чертежи,

картины, статуи, фильмы, ноты, машины, здания и т.д.). Также

и знания, концентрируясь в сознании конкретного человека в виде

идеи (индивидуализированного духовного), воплощаются в пред-

метах и ведут самостоятельное существование (объективирован-

ное духовное). Например, человек 84 ном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определя-

ют внутренний мир человека, во втором случае - о воплощенных

в науке и культуре идеях, идеалах, нормах, ценностях.

Как видно, бытие тесно связано с сознанием - свойством чело-

веческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобра-

зовывать окружающую действительность. В структуру сознания вхо-

дят чувства и эмоции, самосознание и самооценка человека.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык - один из ярких

примеров единства индивидуализированного и объективирован-

ного духовного. С помощью языка мы передаем друг другу инфор-

мацию, последующие поколения получают знания от предыду-

щих. Благодаря языку мысль получает свое законченное выраже-

ние. Кроме того, язык служит важным средством взаимодействия

людей в обществе, выполняя функции общения, познания, вос-

питания и т.д.

Отношение бытия и сознания выступает предметом споров в

науке с глубокой древности. Материалисты считают, что бытие

определяет сознание. Идеалисты же указывают на первичность

сознания по отношению к бытию. Из этих положений вытекает

проблема познаваемости мира мир, но и воспринимает себя и определяет смысл своего суще-

ствования.

Первой формой самосознания (самочувствием) является эле-

ментарное осознание своего тела и включенности его в мир окру-

жающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень са-

мосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего

к тому или иному человеческому сообществу, той или иной куль-

туре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень само-

сознания - это осознание себя как уникального и неповторимого,

непохожего на других людей индивида, обладающего свободой

совершать поступки и нести за них ответственность. Самосозна-

ние, особенно на последнем уровне, всегда связано с самооцен-

кой и самоконтролем, сопоставлением себя с идеалом, приня-

тым в обществе. В связи с этим возникает чувство удовлетворения

или неудовлетворения собой и своими поступками.

Для формирования самосознания необходимо, чтобы человек

видел себя «со стороны». Мы видим свое отражение в зеркале,

замечаем и исправляем недостатки внешнего вида (прическу, одеж-

ду и т.д.). Также и с самосознанием. Зеркалом, в "ー_彼_котором мы ви 5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.

6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объекти

вированное духовное?

7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взгля

дов на этот вопрос идеалистов и материалистов?

8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное созна

9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпо

сылки формирования самосознания?

10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающие

нас предметы природы - суть, они обладают для сознания авторите

том, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особен

ной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется в

своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими...

ты природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скры

вают ее под образом случайности».

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро-

ванного духовного и объективированного духовного.

2.3. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Человек в отличие от животных осознает конечность своего

существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что

он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но

часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у че-

ловека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может воз-

никнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники.

Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в

конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремить-

ся? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чув-

ство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизнен-

ный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет

его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стре-

мится достичь определенных результатов к концу своего жизнен-

ного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится

основополагающим в последующем духовном развитии человека,

в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих лю-

дей основой в определении главной цели жизненного пути, пове-

дения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой лично-

сти тесно связаны с социальными явлениями, определяющими

Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором

человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для

себя решает, какими средствами можно достигать намеченных

Целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и

несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо

другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить

для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, талан-

ты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопро-

са люди искали в религии, а затем в философском учении об

«абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», со-

здающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать

собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каж-

дого человека, эта проблема занимает центральное место во всей

культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и,

не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно

победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постула-

том о загробной жизни, истинной жизни после физической смер-

ти. Поступки человека в земной жизни должны определять его

место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отно-

шению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе по-

иска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того,

что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для

этого собственные духовные усилия и критически анализируя

предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физи-

ческое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали

эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются

этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продле-

ния жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не

менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем

70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встреча-

ются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от

жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в

определенную группу, является частью общества и, в широком

смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек

может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда

не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое

положение содержит в себе побудительные силы творческой дея-

тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача вся-

кого человека - всесторонне развивать все свои способности,

вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в

его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной лично-

сти, который реализуется через общество. Таков же и смысл жиз-

ни общества, человечества в целом, который реализуется посред-

ством жизней отдельных индивидов. Однако соотношение личного и общественного было неодина-

ковым в разные исторические периоды и определялось ценно-

стью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях

угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь

не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь

чего-то большего, подавляемый обществом и государством. На-

против, в демократическом обществе, где признается индивиду-

альность человека, смысл жизни личности и общества все более

совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жиз-

ни связано с пониманием социальной природы человека. Поведе-

ние личности определяется социально-нравственными нормами.

Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биоло-

гической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко

бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек про-

ходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Снача-

ла он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами

по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом

с отличием, более глубокие знания, полученные в институте,

служат залогом получения престижного рабочего места, а успеш-

ное выполнение служебных обязанностей способствует карьерно-

му росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают

их одинакового жизненного пути. Один человек может остановить-

перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать

семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родите-

лей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему обра-

зование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся

помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории - смысл существо-

вания людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей

близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творче-

ством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы

Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном бла-

ге, о своей известности среди современников и потомков любой

ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Ар-

рии. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только

его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетво-

рением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не

было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку

важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные

перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени

для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В ис-

тории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или

погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества.

сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять,

десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взгля-

нуть на проблему продолжительности человеческой жизни, воз-

можности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель.

Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и

человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь

сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увели-

чение нормальной социальной продолжительности жизни стано-

вится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в

отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и

биологический аспект. Условием существования человечества яв-

ляется индивидуальное чередование жизней отдельных людей 4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен

ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи

мо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей

и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассмат

ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем,

он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества,

народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому

что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть

всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра

зумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении беско

нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то,

что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме

отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему

бесконечному по времени и пространству миру, понимая ____его как одно

целое собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и

др.)- По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду

и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например

собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В вы-

ходные летом на даче он возделывает огород и осенью собирает

урожай. Все это примеры производительного труда.

Непроизводительный труд направлен не на создание, а на об-

служивание материальных предметов. В экономической сфере не-

производительный труд связан с оказанием услуг: перевозка то-

варов, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой

сфере к непроизводительному труду относится уборка квартиры,

мытье посуды, ремонт дома и др.

И производительный, и непроизводительный труд одинаково

важны. Если бы существовало только производство промышлен-

ной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свал-

ки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники,

автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если

целесообразнее починить старую?

Но человечество создает не только материальные предметы. Оно

накопило огромный культурный опыт, заключенный в литерату-

ре, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом

случае говорят об интеллектуальном труде или духовном произ-

водстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая

классификация, а именно, деление труда на умственный и физи-

ческий.

Человечество долгие века своей истории знало преимущественно

только физический труд. Многие работы производились с помо-

щью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли жи-

вотные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и

философов.

С развитием науки и техники, появлением машин в промыш-

ленном производстве физический труд все более заменялся ум-

ственным. Доля работников, занятых умственным трудом, посто-

янно увеличивалась. Это - ученые, инженеры, менеджеры и др.

В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии ум-

ственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа

требует сейчас определенного объема знаний.

В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения

труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве

случаев природные материалы подвергаются сложной обработке.

Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы

приспосабливать продукты природы под потребности человека.

Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности.

Нужно осознать не только саму потребность, но и осмыслить спо-

собы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для

этого приложить. Для достижения целей трудовой деятельности используются

разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособ-

ленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-

либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в

данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле

нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго

копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение не-

скольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наибо-

лее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на

то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой дея-

тельности. Такие способы воздействия на объект труда называют

технологиями, а совокупность операций по преобразованию ис-

ходного продукта в конечный - технологическим процессом.

Чем более совершенные орудия труда и более правильная тех-

нология применяются, тем выше будет производительность труда.

Она выражается в количестве продукции, произведенной за еди-

ницу времени.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных опе-

раций, действий, движений_______. Их характер зависит от технического

оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в

широком смысле - от уровня развития науки и техники. В наше

время научно-технического прогресса постоянно повышается уро-

вень технической оснащенности труда, но это не исключает ис-

пользования в некоторых случаях физического труда человека. Дело

в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Не

всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при

строительстве, сборке конечного продукта и т.д.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей,

затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллектив-

ной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и

художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые опера-

ции вплоть до получения конечного результата. В большинстве же

случаев трудовые операции, так или иначе, поделены между от-

дельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе,

строителями на возведении дома, учеными в научно-исследова-

тельском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся инди-

видуальной_______, трудовая деятельность может представлять собой часть

совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для

улучшения земли покупает удобрения, производимые другими

людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое поло-

жение называется специализацией, или разделением труда. Для бо-

лее эффективной организации трудового процесса необходимо

общение его участников. Посредством общения передается инфор-

мация, происходит координация совместной деятельности.

Понятие «труд» - синоним понятия «работа». В широком смыс-

ле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей дей-

ствительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще

всего называется деятельность, которая осуществляется за воз-

награждение. Таким образом, работа - это разновидность трудо-

вой деятельности.

Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов

привело к появлению множества профессий. Число их все более

увеличивается с развитием науки и техники. Профессией называ-

ется вид трудовой деятельности с определенными характером и

целью трудовых функций, например врач, учитель, юрист. Нали-

чие особых, более углубленных навыков и знаний по данной про-

фессии называется специальностью. Еще на стадии обучения по

специальности может проводиться специализация, например врач-

хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математи-

Но мало иметь определенную специальность. Надо получить

навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта,

знаний по данной специальности называется квалификацией. Она

определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабо-

чих промышленных предприятий, у школьных учителей. Звания

присваиваются деятелям науки и высшего образования.

Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается

его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее

место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный

работник, профессионал своего дела», то подразумевают высо-

кое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует

от работника не просто механического выполнения указаний ру-

ководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как