Значение выделенных слова ветхую детство сурикова. " Стихотворение И.Сурикова "Детство". Анализ стихотворения Сурикова «Детство»

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

Элементы содержания : развитие читательских навыков; работа с текстом.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приёмами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарём; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть произведение из круга детского чтения;

Различать произведения; сравнивать героев; выделять главную мысль.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания : сравнение произведения разных авторов.

Тема урока . Произведения о родной природе. И. С. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

Дополнительное чтение . Русская народная песня. «Берёзонька». Загадка.

Тема: «Стихотворение о зиме»

И Суриков «Детство» (отрывок)

Цель урока : создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метопредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

Речевая разминка Слайд № 2

На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

1)Вот и проведём такой тренинг.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки .

2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.

Вам на ладошку легли, не растаяли.

Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

II. Актуализация опорных знаний . Слайд № 3

1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

Слайд № 4

Зинаида Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу” .

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

III. Проверка домашнего задания

1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

2.Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

(Читается весь текст)

2) Как художник передал красоту зимнего леса?

(Чтение от слов «В лесу очень тихо …)

(Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)

3.А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу» (рисунки вешаются на доске)

Литературная викторина.

Вы готовы проверить себя, свою память?

Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

(Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)

2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

(научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор

С. Иванов «Каким бывает снег»)

3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».

5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

Я один тут властелин!»

7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

Слайд № 5

Физкультминутка

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

IV. Определение темы и цели урока

Если трудный вопрос,
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

(Игра: да, нет )

Дети: сказку.

Учитель: нет.

Дети: рассказ.

Учитель: нет.

Дети: стихотворение.

Учитель: да.

Учитель: о ком?

Дети: о животных.

Учитель: нет.

Дети: о детях.

Учитель: да.

Какой вывод вы можете сделать?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “ Снежок порхает, кружится ”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

- Кто его написал разгадайте кроссворд.

Кроссворд Слайд № 6

1.Выгляну в оконце. 2.Белый лёд – белее

Лежит белое суконце. Старый, горбатый.

Всю зиму лежит. Лежит возле хаты:

А зимой убежит. (Снег) Никто его не поднимает.

Весна придёт-

Он сам растает. (Сугроб)

3. Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сновидение)

4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга) Слайд № 7

– Дети расскажут нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовили дома.

V. Знакомство с автором. Слайд № 8

Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.

Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство” Слайд № 9

- О чем может идти речь в этом произведении?

VI. Знакомство с произведением

1. Чтение стихотворения учителем.

- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

2. Беседа после слушания.

Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

Какие чувства испытали, слушая его?

Что увидели?

Что услышали?

- Что почувствовали?

Сначала было весело, а потом грустно.

3. Физкультминутка для глаз.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Самостоятельная работа.

Чтение стихотворения про себя.

Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

Слайд № 10

2.Словарная работа : кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

Крутая гора - обрывистая гора

3.Моделирование обложки. Слайд № 11

Работа в парах . Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

А теперь давайте проверим.

4. Работа над пословицами. Слайд № 12

В зимний холод всякий молод.

Друг познается в беде.

Слезами горю не поможешь.

Знаем сами – кривы сани.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

5. Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

Чтение детьми по четверостишиям.

Учитель . От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

(Вот моя деревня, вот мой дом родной).

А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

(Он любит свою деревню и дом).

Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).

Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

Какое настроение у мальчика? (Тоска)

Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

1 четверостишье Радость.

2 четверостишье Испуг. Боль.

3 четверостишье Обида.

4 четверостишье Тоска.

6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой . Слайд №13

1-я группа выполняет задания № 1

Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

Отметь + или напиши свой ответ.

Бодрое грустное

Весёлое радостное

2-я группа – задания № 3;

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала

Элементы содержания : развитие читательских навыков; работа с текстом.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приёмами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарём; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть произведение из круга детского чтения;

Различать произведения; сравнивать героев; выделять главную мысль.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания : сравнение произведения разных авторов.

Тема урока . Произведения о родной природе. И. С. Соколов – Микитов «Русский лес» (отрывок). Загадки, песенка-закличка.

Дополнительное чтение . Русская народная песня. «Берёзонька». Загадка.

Тема: «Стихотворение о зиме»

И.З. Суриков «Детство» (отрывок)

Цель урока : создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

Формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метопредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

Речевая разминкаСлайд № 2

На уроках чтения учитесь не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать.

1)Вот и проведём такой тренинг.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

Падают с неба снежинки.

2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.

Вам на ладошку легли, не растаяли.

Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с руки! (Повторите 3 раза) Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

II. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3

1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

Слайд № 4

Зинаида Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу” .

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

III. Проверка домашнего задания

1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

2.Чтение рассказа наизусть М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

(Читается весь текст)

2) Как художник передал красоту зимнего леса?

(Чтение от слов «В лесу очень тихо …)

(Чтение от слов «Деревья окружены снегом …)

3.А сейчас вы защитите свои творческие работы «Зима в лесу» (рисунки вешаются на доске)

Литературная викторина.

Вы готовы проверить себя, свою память?

Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

(Рус. нар. сказка «Дети Деда Мороза»)

2.«… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

(научно-познавательное, художественное произведение о природе, автор

С. Иванов «Каким бывает снег»)

3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».

5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

6.«Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

Я один тут властелин!»

7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

Слайд № 5

Физкультминутка

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

IV. Определение темы и цели урока

Если трудный вопрос,
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

(Игра: да, нет )

Дети: сказку.

Учитель: нет.

Дети: рассказ.

Учитель: нет.

Дети: стихотворение.

Учитель: да.

Учитель: о ком?

Дети: о животных.

Учитель: нет.

Дети: о детях.

Учитель: да.

- Какой вывод вы можете сделать?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится ”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

- Кто его написал разгадайте кроссворд.

Кроссворд Слайд № 6

1.Выгляну в оконце. 2.Белый лёд – белее

Лежит белое суконце. Старый, горбатый.

Всю зиму лежит. Лежит возле хаты:

А зимой убежит. (Снег) Никто его не поднимает.

Весна придёт-

Он сам растает. (Сугроб)

3. Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сновидение)

4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Вьюга) Слайд № 7

– Дети расскажут нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовили дома.

Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь.

Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство” Слайд № 9

- О чем может идти речь в этом произведении?

VI.Знакомство с произведением

1. Чтение стихотворения учителем.

- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

2. Беседа после слушания.

Какое настроение вызывает это стихотворение? (Радостное)

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

Какие чувства испытали, слушая его?

- Что увидели?

- Что почувствовали?

Сначала было весело, а потом грустно.

3. Физкультминутка для глаз.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Самостоятельная работа.

Чтение стихотворения про себя.

Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

Слайд № 10

2.Словарная работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

крутая гора - обрывистая гора

3.Моделирование обложки.Слайд № 11

Работа в парах . Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

А теперь давайте проверим.

4.Работа над пословицами. Слайд № 12

В зимний холод всякий молод.

Друг познается в беде.

Слезами горю не поможешь.

Знаем сами – кривы сани.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

Чтение детьми по четверостишиям.

Учитель . От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

(Вот моя деревня, вот мой дом родной).

А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

(Он любит свою деревню и дом).

Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

Какое настроение у мальчика? (Тоска)

Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

1 четверостишье Радость.

2 четверостишье Испуг. Боль.

3 четверостишье Обида.

4 четверостишье Тоска.

6. . Самостоятельнаядифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой. Слайд №13

1-я группа выполняет задания № 1

Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

Отметь + или напиши свой ответ.

Бодрое грустное

Весёлое радостное

2-я группа – задания № 3;

Заголовок

Настроение

К.Д. Ушинский

«Мороз не страшен»

И.З. Суриков

грустное.

VII. Итог урока.

Проведём конкурс “на лучшего чтеца”.Слайд №14

Выразительное чтение стихотворения.

Кто желает выразительно, с чувством прочитать стихотворение.

Покажите, как меняется настроение мальчишки.

Учитель. Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?

Дети. Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.

Главное – думать не только о себе, но и о других.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

VIII. Домашнее задание

1)выучить стихотворение наизусть;
2) выполнить задания в рабочей тетради с. 64 № 2

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.

  • Организационный момент. Слайд 1
  • Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

    Прозвенел звонок весёлый,

    Приглашает на урок.

    Встали все у парт спокойно,

    Начинаем ровно в срок.

    Тихо сядем, не нарушим тишину,

    И тихонечко, тихонько

    Я сейчас урок начну.

    На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

    2. Речевая разминка.

    (На экране скороговорка). Слайд 2.

    Вез на горку Саня

    За собою сани.

    Ехал с горки Саня,

    А на Сане сани.

    Прочитаем хором.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

    (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

    (Дети читают).

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

    3. Введение в тему.

    Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.

    ____________________________________________________________

    1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

    3. Что можно увидеть с закрыты-

    ми глазами?

    4. Гуляет в поле,
    Да не конь.
    Летает на воле,

    Да не птица.

    2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму -
    Никто не поднимает.
    Весна придёт -
    Он сам уйдёт.

    – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72.

    4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения.

    5. Биография поэта.

    Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

    Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

    Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

    Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

    Детства прошлого картины!

    Только вы светлы:

    Выступаете вы ярко

    Из сердечной мглы.

    6.Прослушивание стихотворения в записи.

    Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». (Стр.72.)

    В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

    (Слайд 6 -10)

    Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

    Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

    Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

    Прялка – приспособление для ручного прядения.

    Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

    7.Беседа по содержанию:

    Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

    Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

    Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

    Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

    8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

    Проверка на слайде, выставляем баллы (1 балл за каждый правильный ответ)

    9.Физминутка

    1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
    Валенки наденем, шапку,
    Шарф завязан?
    Всё в порядке!
    Раз – присесть,
    Два – наклониться,
    Три – снежок лепи,
    На четыре и на пять,
    Начинай снежки бросать!

    10. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на стр. 72.

    Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

    А где происходило событие?

    Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

    – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
    – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
    – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
    – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

    И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

    Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

    А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

    “Мне в сугробе горе,
    А ребятам смех!..”

    А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

    И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

    Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

    А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

    А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

    А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

    – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
    – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
    – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

    “А в трубе сердито
    Ветер злой поет”?

    – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
    – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

    Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

    Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

    – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
    – А еще очень складно...
    – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

    Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

    Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

    – О плавной и красивой...
    – О тихой и приятной...
    – О правильной, ровной, связной.

    10.Физминутка для глаз (Слайд 13 – 14)

    11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.

    Как можно озаглавить эту часть?

    Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

    – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

    “И начну у бабки
    Сказки я просить...”

    Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

    Учитель. А как надо эти слова понимать?

    – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
    – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
    – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

    Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

    5. Подведение итогов:

    Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

    Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

    Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

    – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
    - Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.

    Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок на странице 72.

    Ребята, спасибо за урок.


    Пестрецова Любовь Михайловна

    Тип урока – урок «открытие» нового знания

    Цель урока : создать условия для формирования умений знакомства с произведением И.З.Сурикова «Детство»

    Задачи :

    • Образовательная: формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста;
    • Развивающая : развитие устной речи, воображения, творческих способностей, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать интерес к самостоятельной деятельности
    • Воспитательная : воспитывать коммуникативные качества обучающихся, стремление к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства, потребности и способности к сотрудничеству.

    Методы обучения : наглядный, беседа, самостоятельная работа, диалог

    Формы обучения : фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

    Средства обучения

    • для учителя : учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;
    • для учащихся : учебник «Литературное чтение»,карточки с биографией автора.

    Планируемые результаты:

    • предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
    • метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
    • познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

    Применяемые технологии : ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Самоопределение к деятельности

    Прозвенел звонок веселый,
    Вы начать урок готовы?
    Будем думать, рассуждать
    И друг другу помогать.

    Каким бы вы хотели видеть наш урок?
    -Что для этого надо?

    Включение в работу,
    организация рабочего места, самоопределение к
    деятельности.

    Отвечают на вопросы

    Коммуникативные)
    Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные ).
    Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

    2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

    Учитель читает стихи

    Пусть на свете рождаются дети,
    Как цветы поднимаются пусть.
    Был бы серым наш миг на планете,
    Если б детство не красило путь.

    - Дети сравниваются с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться…

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное ).

    - С чем сравниваются дети? Почему?
    - Что значит серый миг ?
    - Серый, значит, скучный, бесцветный, безрадостный …Миг - жизнь человека. Строить логическую цепь рассуждений
    - Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.» - Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.

    На основе анализа объектов делать выводы.

    Обобщать и классифицировать по признакам

    Чему будет посвящено новое произведение
    - Учебник (стр.9)
    - Кто автор?
    - А теперь давайте познакомимся с биографией поэта.

    Как вы понимаете – САМОУЧКА?

    Презентация «И.З.Суриков» (Приложение)
    Слайд 1. Портрет поэта.
    Слайд 2 -3. Биография поэта.
    Слайд 4. Памятник поэту.
    Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
    (Познавательные)

    3. Постановка учебной задачи

    Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?

    Определите цели урока

    Прослушивают чтение в записи

    Р азвиваем умение слушать и понимать других.
    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Построение проекта выхода из затруднений

    Прочитайте стихотворение про себя (стр. 9-13)
    - Кто главный персонаж стихотворения?
    - Что представляли при чтении? Изменились ли зимние забавы детей?

    Он написал воспоминания о том, как дети любят кататься зимой на санках, любят слушать сказки…

    Представляли, как сами катались и падали.

    Развиваем умение слушать и понимать других.

    Умение работать в паре.
    (Коммуникативные )

    5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: ветхий,светец,смежить,омрачать Объясняютлексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец. Регулятивные ).
    - Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? - Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.
    - Прочитайте, почему мальчик упал.
    - Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал?
    Коммуникативные ).

    А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
    - ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
    - Кого ещё мы видим в комнате?
    - Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
    - Прочитайте, светло ли в доме?

    Выбирают нужное значение на слайде

    - О чём мальчик просил свою бабушку?
    - Почему – рассказать, а не прочитать?
    - Какую же сказку рассказывала бабушка?
    - Что значит сердце мрёт?
    - Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем?
    - Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы.
    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ).
    - Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
    - Как поэт пишет о речи старушки? Почему?
    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).
    - Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне?
    - Чем закончился сон? Прочитайте.
    - Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?
    - Кто делает детство счастливым?
    Уметь выслушивать товарищей, договариваться и приходить к общему решению (Коммуникативные
    Уметь наблюдать и самостоятельно делать выводы. Познавательные ).

    6. Самостоятельная работа в группе

    Работа в группе: разделить на части, составить план

    Составляют план:
    1. Катание с горы.
    2. В избе.
    3.Дивный сон.
    4. Весёлые года.

    Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные )

    7. Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

    Тетрадь на печатной основе: с.8№2

    Работают в паре

    Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (Коммуникативные)

    8. Рефлексия деятельности

    Какая была цель урока? - Достигли цели?
    - Оцените свою работу.
    - На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.
    Д/З: с.9-13; (выучите любую часть наизусть по желанию); Т.с.9 (задание 4, 5)

    Подводят итог, делают самооценку

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные )

    В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

    Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

    Воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

    Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.
    Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

    Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части

    Рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

    Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

    Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

    Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.