Ввс британии. Ввс в великобритании. Истребители ВВС Великобритании

К ноябрю 1918 года, концу Первой мировой войны, британские ВВС (RAF— Royal Air Force, независимые военно-воздушные силы как род войск были созданы 1 апреля 1918 года) насчитывали 27 тысяч офицеров и порядка 300 тысяч лётного и наземного персонала (из них — около 32 тысяч женщин). Эти люди обслуживали 188 эскадрилий первого эшелона, 187 тренировочных эскадрилий и некоторые другие части — всего 3300 самолётов и 103 аэростата. Противовоздушную оборону Лондона обеспечивали 11 эскадрилий, 286 зенитных орудий и 387 прожекторов, воздушные командные пункты с радиотелефонами, часть истребителей имела ночные прицелы. В авиапромышленности работало порядка 347 тысяч человек. Однако «война, которая должна была покончить со всеми войнами», закончилась.

Заключение мира привело к стремительному сокращению ВВС: к январю 1920 года были уволены свыше 26 тысяч офицеров и 227 тысяч человек персонала. Из 99 эскадрилий на Западном фронте к концу октября 1919 года осталась… одна. Система ПВО исчезла полностью, включая комплексы связи.

ВВС как самостоятельному роду войск пришлось в буквальном смысле слова бороться за выживание. Хью Тренчард (Hugh Trenchard), глава штаба и с 1927 года маршал Королевских военно-воздушных сил, фактически воссоздал их «из пепла», по выражению Чаза Бойера. Тренчарду пришлось сражаться с конкурентами — армией, флотом, а также гражданскими политиками — за право ВВС быть самостоятельными: после окончания войны денег на всех решительно не хватало.

Существенным козырем ВВС стала возможность использовать их во множестве колониальных конфликтов, которые вела Великобритания в 20-30-е годы прошлого века. Сравнительно небольшое количество самолётов и их экипажей позволяло быстро и дёшево взять под контроль огромные труднодоступные территории.

Так, 25 мая 1919 года тяжёлый бомбардировщик Handley Page V/1500 «Старый картезианец» сбросил на Кабул четыре 51-килограммовые (112-фунтовые) и шестнадцать 10-килограммовых бомб (единственная боевая операция самолётов этого типа), что способствовало завершению третьей англо-афганской войны: тотчас после введения в дело воздушного флота обстановка резко изменилась в пользу англичан. В 1920 году авиация бомбила позиции сторонников «безумного муллы» Мохаммеда Хасана в Сомали и повстанцев в Ираке. Только с июня по декабрь 1920 года в Ираке было сброшено 97,5 т бомб за 4000 часов налёта, при потере 11 самолётов и 9 лётчиков. К 1922 году в Ираке размещалось 8 эскадрилий, которые держали в повиновении громадную страну, крайне враждебно настроенную к англичанам, хотя количество восставших временами превышало 130 тысяч человек.

Тренчард писал, что авиация должна быть превентивной силой. Демонстрация её возможностей должна быть концентрированной и продолжительной, а «наказание» — сильным и длительным. Тренчард приказывал как минимум за сутки до бомбардировки селений сбрасывать листовки с предупреждением. В том же 1922 году авиация подавляла выступления в Южной Африке. Помимо ударных действий, авиация обеспечивала разведку, связь, временами снабжение.

1923 год дал пример переброски войск по воздуху: порядка 300 солдат с пулемётами были перевезены на 100 км, также эвакуировались больные и раненые. В 1929 году самолёты эвакуировали 586 европейских беженцев из Кабула в Индию. ВВС значительно выигрывали у конкурентов по соотношению «цена-эффективность»: в Сомали лётчики сломили сопротивление за две недели, потратив 40-77 тысяч фунтов стерлингов против 6,5 млн фунтов для альтернативной сухопутной операции. Любопытно, что командовал 45-й эскадрильей в Ираке будущий глава бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне Артур Харрис.

«Рабочей лошадкой» первых лет послевоенной британской авиации стал тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Vickers Vimy. Как и четырёхмоторный Handley Page V/1500, он разрабатывался для Первой мировой войны, но не успел на неё. В мирное время Vickers Vimy поставил целый ряд мировых рекордов и совершил первый успешный перелёт через Атлантический океан — под управлением лётчиков Джона Элкока и Артура Брауна в мае 1919 года. Другими участниками перелётов были разведчики Fairey IIID и летающие лодки Southampton.

Ограничения в финансировании ВВС привели к тому, что даже в 1930 году «в первой линии» продолжали использоваться самолёты конца Первой мировой — De Havilland 9A и Bristol F2B, немало повоевавшие в Индии. Royal Aircraft Factory R.E.8, считавшиеся абсолютно устаревшими ещё в 1918 году, продолжали применяться в Ираке 20-х годов.

Когда в январе 1930 года маршалом ВВС стал Джон Салмонд (John Salmond), RAFнасчитывали 57 эскадрилий, 22 из которых базировались вне Британии, плюс 9 эскадрилий Специального резерва. Четыре года спустя, 1 января 1934 года, ВВС выросли до 90 эскадрилий — 1794 самолётов.

Рост возможностей авиации, особенно военной, вызывал опасения за судьбу Лондона, чья уязвимость с воздуха была доказана ещё в Первой мировой войне. Штаб ВВС доказывал, что потери населения Лондона в первый же день войны составят 20 тысяч человек, а за неделю — 150 тысяч. На фоне многовековой неуязвимости Англии такие выкладки вкупе с множеством книг о воздушном вторжении приводили чуть ли не к истерии. Развитие химического оружия, активное применение авиации в Китае, Эфиопии и Испании только усугубляли опасения. В сентябре-октябре 1935 года из Англии ближе к местам боёв в Эфиопии были секретно переброшены несколько эскадрилий лёгких бомбардировщиков-бипланов Hawker и Fairey.

На воздушном параде 6 июля 1935 года пролетело 356 самолётов из 37 эскадрилий — и все были бипланами, с возрастом моделей от 5 до 15 лет. Необходимость обновления парка самолётов стала очевидной. 6 ноября того же года первый полёт совершил прототип истребителя-моноплана «Харрикейн», а 5 марта 1936 года — прототип ставшего позднее знаменитым «Спитфайра». Если в 1936 году «воздушный бюджет» составил 39 млн фунтов, то в 1938 — уже 111,5 млн. При этом необходимость защиты метрополии приводила к снабжению колониальных частей по остаточному принципу. Так, многоцелевой биплан WestlandWapity, будучи развитием ещё DH 9А, служил в Индии с 1928 по 1940. Только летом 1938 года пилоты начали осваивать цельнометаллический бомбардировщик BlenheimI. К моменту Мюнхенского соглашения RAFимели 149 эскадрилий в первой линии.

Но помимо совершенно новых самолётов требовались ещё и обученные пилоты, инфраструктура и многое другое. Сказывалась политика «тощих лет» 20-х и колебания начала 30-х годов. А на пороге была уже новая война — Вторая мировая.

Автор текста — Евгений Белаш.

Источники:

  • Bowyer, Chaz. RAF Operations 1918-1938. William Kimber & Co. Limited, 1988.
  • Buckley John. Air Power in the Age of Total War. 1999.
  • Omissi David E. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force, 1919-1939. Manchester: Manchester University Press, 1990.
  • Ашмор. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936. С. 128.

Это реферат статьи Jon Lake «A moving target», размещенной в октябрьском номере журнала «Combat Aircraft», где автор рассуждает на предмет будущего британской истребительной и ударной авиации. Ряд положений статьи представляют собой несомненный интерес.

Так, автор отмечает, что в 2010 году тогдашний вице-маршал авиации Грег Бегвелл (Greg Bagwell) отмечал, что командование Королевских ВВС рассчитывает иметь в боевом составе пять эскадрилий истребителей Eurofighter Typhoon и одну эскадрилью истребителей F-35В. То есть к 2020 году в составе ВВС будет шесть эскадрилий боевых самолетов. По его словам, в их составе в 2020 году будет числиться 107 истребителей Eurofighter Typhoon серий Tranche 2 и Tranche 3, а также примерно 40 F-35В в единственной эскадрилье увеличенного штата. Автор отмечает, что в тот момент под командованием Бегвелла имелось 12 эскадрилий (три на Typhoon, семь на Tornado и две на Harrier). Впрочем, в том же 2010 году две эскадрильи Tornado и все эскадрильи с Harrier были сокращены. Для сравнения, в 1989 году в Великобритании было 30 истребительных эскадрилий.

На сегодняшний день в составе RAF имеется восемь эскадрилий боевых реактивных самолетов: пять эскадрилий на истребителях Typhoon (105 машин серий Tranche 1 и 2), и три эскадрильи на истребителях-бомбардировщиках Tornado GR4 (общей численностью 87 самолетов), — то есть всего 192 боевых самолета.

В соответствии с сегодняшними планами к 2019 году будут сокращены три эскадрильи с Tornado (87 самолетов), тогда же из эксплуатации будут выведены все оставшиеся 53 истребителя Typhoon Tranche 1. Потеря 140 машин будет частично компенсирована закупкой истребителей Typhoon Tranche 3, c доведением числа истребителей Tranche2/3 до 107, а также небольшого количества F-35В (максимум 20 машин к 2019 году, но вероятнее всего ближе к 14 самолетам). Четыре F-35B были уже заказаны, еще 14 «одобрены» к закупке.

То есть, в лучшем случае, в составе RAF будет не более 127 боевых самолетов, но более вероятно не более 121 – наименьшее число самолетов первой линии с момента создания RAF 1 апреля 1918 года. Этим числом самолетов можно будет укомплектовать не более шести эскадрилий (пять на Typhoon, одну на F-35В). Хотя Великобритания вынашивает планы закупить 138 F-35, мало кто верит в это, даже в долгосрочной перспективе. Хотя военные номера на F-35 были выданы уже несколько лет назад, как представляется, их всего 66, а на сегодняшний день большинство аналитиков и экспертов склоняются к тому, что будет закуплено не более 48 F-35. То есть общее число боевых самолетов в RAF составит 155. При этом F-35B вряд ли станет полностью боеготовым ранее 2023 года, когда Великобритания рассчитывает объявить его полностью готовым к операциям с наземных аэродромов и морских платформ [авианосцев типа CVF].

«Combat Aircraft» провел неформальный опрос среди действующего и бывшего персонала Королевских ВВС, который показал, что пять эскадрилий это самый минимум, оптимальным было бы иметь восемь эскадрилий.

Автор полагает, что могут иметь место дискуссии относительно необходимости выведения из эксплуатации истребителей Typhoon Tranche 1, которые к тому моменту выработают только треть назначенного ресурса. Их сохранение позволит иметь шесть, или даже семь эскадрилий.

RAF Lossiemouth Сформирована 6 сентября 2010 г. 9 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 11 Sqn Typhoon FGR4 RAF Coningsby 12 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 15 (R) Sqn Торнадо GR4 RAF Lossiemouth Учебно-боевая, Резерв 17 (R) Sqn F-35B Edwards AFB, USA Учебно-боевая, Резерв 29 (R) Sqn Typhoon FGR4 RAF Coningsby Учебно-боевая, Резерв 31 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 41 Sqn смешанная RAF Coningsby 100 Sqn Хок T1/T1A RAF Leeming Тактическая подготовка 617 Sqn RAF Lossiemouth ожидает F-35B

2 авиагруппа

Номер эскадрильи Вооружение Место базирования Примечание
5 (AC) Sqn Сентинел R1/ASTOR RAF Waddington Армейская поддержка

Специальная разведывательная

7 Sqn Чинук HC2/3 RAF Odiham
8 Sqn E-3D Сентри AEW1 RAF Waddington ДРЛОиУ
10 Sqn Airbus Voyager RAF Brize Norton Дозаправка в воздухе

Стратегический авиатранспорт

13 Sqn MQ-9 Рипер RAF Waddington БПЛА
14 Sqn Beechcraft Shadow R1 RAF Waddington Специальная разведывательная
18 Sqn Чинук HC2 RAF Odiham Объединённое вертолётное командование
24 Sqn Геркулес C.4/C.5 RAF Brize Norton
27 Sqn Чинук HC2 RAF Odiham Объединённое вертолётное командование
28 Sqn Мерлин HC3 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
30 Sqn Геркулес C.4/C.5 RAF Brize Norton
32 (TR) Sqn смешанная RAF Northolt Королевская
33 Sqn Пума HC1 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
39 Sqn MQ-9 Рипер RAF Waddington БПЛА
47 Sqn Геркулес C.1/C.3 RAF Brize Norton Поддерка спецназом

Ожидает А400М Атлас

51 Sqn Boeing RC-135W RAF Waddington Специальная разведывательная
54 Sqn Boeing E-3 Sentry RAF Waddington Учебно-боевая, Резерв
70 Sqn A400M Атлас RAF Brize Norton
78 Sqn Мерлин HC3 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
84 Sqn Гриффин HT1 RAF Akrotiri Спасательная
99 Sqn C-17A Глоубмастер III RAF Brize Norton Стратегический авиатранспорт
101 Sqn Airbus Voyager RAF Brize Norton Дозаправка в воздухе

Стратегический авиатранспорт

206 Sqn смешанная RAF Boscombe Down

RAF Brize Norton

Тактико-исспитательная, Резерв
230 Sqn Пума HC1 RAF Aldergrove Объединённое вертолётное командование

22 авиагруппа

Номер эскадрильи Вооружение Место базирования Примечания
4 Sqn Хок T2 RAF Valley резерв
45 (R) Sqn Кинг Эйр B200 RAF Cranwell Резерв
55 (R) Sqn Домини T1 RAF Cranwell
60 (R) Sqn Squirrel HT1 RAF Shawbury Резерв
72 (R) Sqn Тукано T1 RAF Linton-on-Ouse Резерв
207 (R) Sqn Тукано T1 RAF Linton-on-Ouse Резерв
208 (R) Sqn Хок T1/T1A RAF Valley Резерв

Техника и вооружение

Данные о технике и вооружении королевских ВВС Великобритании частично взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Тип Производство Назначение Количество Примечания Изображение
Боевые самолёты
Lockheed Martin F-35B Lightning II США США истребитель-бомбардировщик 3 Проходит тестирование.
Eurofighter Typhoon Европейский союз Европейский союз многоцелевой истребитель 138 Заказано 232

Panavia Tornado GR4/GR4A Европейский союз Европейский союз истребитель-бомбардировщик/разведчик 76

БПЛА
MQ-9 Reaper США США БПЛА 10
Транспортные самолёты
Boeing C-17A Globemaster США США транспортный самолёт 8
Airbus A400M Европейский союз Европейский союз транспортный самолет 11 Заказано 22
Lockheed Martin C-130J США США транспортный самолёт 10
Beechcraft King Air США США административный самолёт 7
Britten-Norman Islander (BN-2A) Великобритания Великобритания транспортный самолет 3
BAE Systems 146 CC2/С3 Великобритания Великобритания пассажирский самолёт 4
Специальные самолёты
Boeing E-3D США США самолёт ДРЛО 6
Raytheon Sentinel Канада Канада

США США

разведывательный самолёт 5
Shadow R1 США США разведывательный самолёт 6
Airbus A330 MRTT Европейский союз Европейский союз самолет-заправщик 12
Boeing RC-135W Rivet Joint США США самолет электронной разведки 2
Учебные самолёты
British Aerospace Hawk T.Mk 1 Великобритания Великобритания учебный / лёгкий штурмовик 99
Grob G-115E Tutor Германия Германия учебно-тренировочный 99
Shorts EMB-312 Великобритания Великобритания учебно-тренировочный 67 бразильский самолёт Embraer EMB 312 Tucano
по лицензии производился в Великобритании

Slingsby Aviation T.67M260 Великобритания Великобритания учебно-тренировочный 36
Вертолёты
AgustaWestland Merlin HC3 Италия Италия Великобритания Великобритания транспортный 22
Bell Helicopter Textron 412 США США

США США

14 транспортный
Boeing Helicopter Chinook HC2 США США

США США

транспортный

транспортный

32
Eurocopter AS350B2 Франция Франция Германия Германия 28
Eurocopter AS355F1 Франция Франция Германия Германия 2
Westland Puma HC1 Великобритания Великобритания транспортный вертолёт 36 французский вертолёт Sud-Aviacion SA.330 Puma

Westland Sea King HAR3 Великобритания Великобритания поисково-спасательный 25 американский вертолёт Sikorsky S-61 Sea King
по лицензии производился в Великобритании

Вооружение

  • воздух-воздух AIM-120B/C, AIM-9, ASRAAM, Skyflash
  • воздух-земля ALARM,Brimstone, Storm Shadow
  • воздух-корабль торпеда Stingray
  • бомбы Paveway II/III/IV, для поиска и подсвета используются подвесные контейнеры

Опознавательные знаки

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Где использовался
стандартные опознавательные знаки
вариант уменьшенной видимости

Эволюция опознавательных знаков ВВС Великобритании

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения

Знаки различия

Генералы и офицеры

Категории Генералы Старшие офицеры Младшие офицеры
Английское звание Marshal of the Royal Air Force Air Chief Marshal Air Marshal Air Vice-Marshal Air Commodore Group Captain Wing Commander Squadron Leader Flight Lieutenant Flying Officer Pilot Officer
Российское
соответствие
Генерал армии Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-майор Нет Полковник Подполковник Майор Капитан Старший лейтенант Лейтенант

Подофицеры и солдаты

Категории Подофицеры Сержанты Солдаты
Лётный состав нет
Английское звание Master Aircrew Flight Sergeant Aircrew Sergeant Aircrew Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Leading Aircraftman Aircraftman
Техники нет
Английское звание Warrant Officer Chief Technician Sergeant Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Technician Leading Aircraftman Aircraftman
Общее нет
Английское звание Warrant Officer Flight Sergeant Sergeant Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Leading Aircraftman Aircraftman
Российское
соответствие
Старший прапорщик Старший сержант Сержант Младший сержант Ефрейтор Нет Нет Рядовой ¹

¹ Во многих случаях, воинское звание в Британских ВВС будет ниже соответствующего звания в Армии, ВМФ или Морской пехоте. Например: званию ефрейтора ВВС соответствует звание матроса ВМФ или рядового в Сухопутных войсках .

Галерея

    RAF Flight Sgt.jpg

Напишите отзыв о статье "Королевские военно-воздушные силы Великобритании"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

См. также

Отрывок, характеризующий Королевские военно-воздушные силы Великобритании

Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.

Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…


К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.

Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.

Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.

К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.

Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…

Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.

Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.

Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».

Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).

В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.

Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».

Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».

Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.

Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.

Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).

А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.

Королевские ВВС Великобритании созданы в 1918 году для защиты рубежей Соединенного Королевства. подчиняются Министерству обороны и выполняют задачи, которые определяет высшее военное руководство страны.

Авиация и экономика

Самолеты ВВС Великобритании никогда не участвовали в военных компаниях, эскадрильи годами не обновляют парк летательных аппаратов. По причине малой активности ведомство в 1990 году начало сокращение личного состава, которое за двенадцать лет, с 1990 до 2002 года, уменьшилось с 92 до 54 тысяч человек. Финансовые расходы на содержание ВВС были существенно урезаны. В 2007-м численность командного состава, летчиков и обслуживающего персонала составила 47 712 человек, а техническая база включала в себя 828 самолетов и вертолетов. Устаревшую технику списали, новые самолеты законсервировали.

В 2010 году возникла необходимость обновления парка самолетов, как боевого назначения, так и вспомогательного. Расширение материальной базы было связано с непростой политической обстановкой сразу в нескольких странах, прежде всего в Ливии и Марокко. Парламент Великобритании принял ряд рекомендаций, стимулирующих приобретение новой техники, самолетов, вертолетов и аэродромного оборудования.

Были закуплены модернизированные "Торнадо GR4" и "Тайфуны". Дополнительные транспортные самолеты поставила фирма "Виккерс", модель VC-10, которая отличается длинным фюзеляжем. "Десятка" вмещает до трехсот человек личного состава и может быть очень полезна при транспортировке людей на дальние расстояния.

Структура

В настоящее время ВВС Великобритании состоит из трех авиагрупп. Первая включает в себя все штурмовики, истребители и бомбардировщики. В группе есть несколько собственных учебных высокоскоростных штурмовиков, на которых летчики отрабатывают новые маневры. Определенное количество боевых машин совмещают две функции - истребителя и бомбардировщика. Такая универсальность позволяет свести к минимуму количество самолетов, вылетающих на задание.

Истребители ВВС Великобритании

В первую авиагруппу входят 12 эскадрилий, дислоцированных в разных регионах страны. Основной костяк штурмовой авиации составляют самолеты "Торнадо GR4". Задачей истребителей являются боевые действия в воздухе и поражение наземных объектов. Эффективность "Торнадо" очень высокая. Их в 1-й авиагруппе насчитывается 95 единиц и все они являются истребителями-бомбардировщиками. Также в группе числятся 22 самолета разведчика "Торнадо".

Истребителей F1 многоцелевого назначения в эскадрильях 1-й авигруппы насчитывается 100 единиц.

Командующим 1-й группы является вице-маршал авиации Кристофер Харпер. В его аппарате функционируют 12 старших и младших офицеров.

Вторая авиагруппа

В это авиационное соединение входят двадцать две эскадрильи, включающие в себя самолеты обеспечения. Машины в ангарах стоят как суперсовременные, так и видавшие виды, выпуска прошлых лет. Работы достаточно и для тех и для других. В настоящее время экскадрильи второй авиагруппы укомплектованы самолетами и вертолетами следующих марок:

  • "Чинук НС2".
  • "Си Кинг НАР3".
  • "Геркулес С4".
  • "Мерлин НС3".
  • "Пума НС1".
  • "Гриффин НТ".
  • "Глоубмастер III".
  • VC-10.

Группа номер 22

В состав ВВС Великобритании также входит авиагруппа 22, учебно-тренировочное подразделение для повышения летного мастерства пилотов. В группе имеются самолеты, оснащенные специальным оборудованием.

Это модели:

  • "Домини Т1".
  • "Скьюрелл".
  • "Тукано".
  • "Хок ТА";

Лучшие самолеты ВВС Великобритании

Эскадрильи Соединенного Королевства комплектуются различными боевыми машинами. Среди них могут быть американские и французские марки, немецкие и шведские. Однако самая распространенная модель боевого самолета - это "Торнадо GR4", детище немецкого концерна "Мессершмидт". На втором месте - истребитель "Тайфун", эффективная машина для ведения воздушного боя. Оба самолета стоят на вооружении НАТО, Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Самолет "Торнадо" ВВС Великобритании зарекомендовал себя как безотказный истребитель-штурмовик. В случае участия английских в каком-либо международном конфликте, истребители и штурмовики-бомбардировщики передислоцируются на авиабазу НАТО, расположенную в непосредственной близости от театра военных действий. После проведения рекогносцировки эскадрилья начинает боевые вылеты, и при этом "Торнадо" ВВС Великобритании всегда в первых рядах атакующих.

"Торнадо GR4"

Турбореактивный боевой самолет Panavia Tornado представлен в двух модификациях: истребитель-бомбардировщик, индекс GR4, и разведчик-перехватчик - GR4А.

К особенностям конструкции можно отнести крылья с изменяемой геометрией, что является важным преимуществом в условиях воздушного боя. Двухместный "Торнадо" всегда готов к выполнению любых задач по уничтожению противника, независимо от погодных условий и времени суток. Самолет оснащен специальным сканером, который выдает информацию о приближении к поверхности земли. Практически "Торнадо" способен летать вслепую.

Машина оборудована электронными средствами разведки и обнаружения цели, это в первую очередь система "Раптор". Из самых последних достижений - это лазерное наведение на цель и система LRMTS, способная отыскать ранее помеченную цель.

Боевое применение:

  • 1991 год, участвовал 41 самолет;
  • 1998-2011 гг., военная компания в Ираке;
  • 1999-й, война в Косово; 2011 год, военный конфликт в Ливии;
  • 2012-й, война в Афганистане, продолжается по настоящее время;

Истребитель "Тайфун"

Разработка боевой машины была начата в 1988 году корпоративно, сразу в нескольких странах. В 1998-м Великобритания приобрела для своих ВВС 53 истребителя. Первоначально самолеты предполагалось использовать только в воздушных боях, но по мере необходимости, во время боевых действий в Афганистане истребители стали использовать, как бомбардировщики, для уничтожения наземных целей.

В 2008 году "Тайфун" был официально признан как многоцелевой истребитель.

Технические характеристики:

  • длина самолета - 16,8 метра;
  • высота - 6 метров;
  • размах крыльев, максимальный - 13,9 метра;
  • грузоподъемность - 9 тонн;
  • масса - 14 100 кг;
  • силовая установка - два марки "Роллс-Ройс" с тягой 7620 кг/см;
  • скорость, близкая к максимальной - 2340 км/час;
  • потолок - 15 тысяч метров;
  • взлетно-посадочная полоса - 760 метров;

Вооружение:

  • пушки системы "Маузер", два ствола;
  • ракеты ALARM, до девяти штук;
  • ракеты "воздух-воздух" ASRAAM;
  • ракеты "Бримстон" и "Шэдоу Шторм";
  • бомбы "Пэйвэй 2" и четырехсоткилограммовые "Пингвин";
  • комплекс систем наблюдения и разведки;

Транспортные самолеты

ВВС Великобритании обеспечиваются помимо боевых машин еще и грузовыми. Транспортные тяжеловесы, такие как Globmaster III, "Боинг С17А", "Локхид 1011" американского производства, "Виккерс VC-10" британского, закупались в большом количестве.

Учитывая необходимость постоянной передислокации, грузовые самолеты были незаменимыми помощниками, обеспечивая перевозку многотонного вооружения и имущества на огромные расстояния в течение нескольких дней. Важность транспортных операций трудно переоценить, эскадрилья снабжалась всем необходимым бесперебойно и в кратчайшие сроки.

Немаловажную роль играли тяжелые вертолеты типа "Мерлин НС3", "Чинук С2", "Вестлэнд Пума". Эти машины перевозили грузы интендантского назначения в пределах базы и аэродрома.