Виды временных дорог на строительной площадке. Конструкции временных автодорог. Отвод поверхностных и грунтовых вод

Устройство временной дороги – это наиболее частая проблема, которая возникает перед началом в новом массиве. Временная дорога – наиболее дешевый вариант строительства. Срок службы небольшой. Чаше всего такие дороги делаются на несколько месяцев.

Всем известно, что капитальную дорогу можно начинать только тогда, когда на Вашей улице застроятся полностью все земельные участки. В противном случае, тяжелая техника, которая будет проезжать, просто разрушит ее. Именно по этой причине, возникает необходимость обустройства временных дорог, особенно, если Вы одним из первых начинаете застраивать свой земельный участок.

Для того, чтобы начать строительные работы на земельном участке, необходимо обеспечить возможность подъезда строительной техники и грузовых автомобилей со строительными материалами на участок. В данном случае, нет необходимости делать дорогу ровной. Главное требование – твердое основания.

Из чего делать временную дорогу?

Твердое основание дороги можно сделать за счет отсыпки дороги разными материалами. Но в понятие временной дороги заложено, что материал для отсыпки должен быть самым дешевым.

Давайте более детально рассмотрим, каким материалом можно отсыпать временную дорогу:


Несколько советов, которые помогут сделать временную дорогу более качественной

  • Если вдоль дороги прокопать небольшую канаву, то такая дорога прослужит гораздо дольше. Вся вода будет стекать именно в эту канаву. Поэтому, если временную дорогу необходимо сделать на длительный срок, то наличие канавы будет являться обязательным требованием.
  • Для продления срока эксплуатации временной дороги можно в качестве нижнего слоя сделать подстилочный слой из песка. Песчаная подушка под твердым основанием будет препятствовать всасыванию грунтом твердого основания.
  • Чаще всего, после отсыпки разнообразными отходами, очень сложно проблемно ездить по такой дороге легковым автомобилем. Но такую дорогу можно сделать более ровной. Для этого необходимо сверху по твердым отходам отсыпать слой из щебня или отсева. Такая дорога будет более пригодной для передвижения по ней легкового автомобиля.
  • Не стоит начинать обустройство в конце строительного сезона осенью или в начале зимы. Такая дорога после зимы может исчезнуть вместе со снегом. Обустраивать временную дорогу лучше всего весной. Делать это необходимо после того, как сойдет весь снег и грунт немного подсохнет.
  • В период дождей лучше воздержаться от доставки строительных материалов и спецтехники на участок. За один дождливый день можно «похоронить» временную дорогу, если по ней несколько раз проехаться тяжелой техникой.

Какая техника используется при строительстве временных дорог?

При строительстве временных дорог нельзя обойтись без и самосвалов. Доставка материалов для отсыпки осуществляется самосвалами разной грузоподъемности. Все зависит от возможности подъезда больших крупногабаритных самосвалов. Разравнивание отсыпанного материала делается при помощи экскаватора погрузчика. С помощью этого же экскаватора погрузчика копаются и траншеи для отвода воды.

Как видите, для строительства достаточно будет всего лишь одного экскаватора погрузчика и нескольких самосвалов. Однако, в данном случае, наиболее сложно организовать всю работу.

Идеальный механизм обустройства временной дороги будет выглядеть следующим образом.

  • Самосвал приезжает и выгружает материал на начале будущей дороги.
  • Пока экскаватор погрузчик разравнивает все это на небольшом участке дороги, должен загрузиться и приехать другой самосвал. Каждая новая машина с материалом для отсыпки дороги должна проезжать по уже отсыпанной дороге. Такая дорога будет наиболее качественной, поскольку она будет уже укатана самосвалами. В данном случае сложность заключается в правильном подборе количества самосвалов на один экскаватор погрузчик. При правильном подборе количества спецтехники можно минимизировать время простоя этой техники.

Наша компания занимается строительством всех типов дорог. Мы имеем очень большой опыт в данной сфере. У нас в наличии всегда есть большое количество необходимой спецтехники, которую можно взть в аренду. Кроме обустройства временных дорог мы занимаемся разными строительными и дорожными работами, а так же . Поэтому мы можем не только организовать рабочий процесс, но и найти строительные отходы или отходы дорожных работ. Таким образом, обустройство качественной временной дороги Вы можете полностью положить на наши плечи. Качественным результатом и низкой стоимостью Вы будете приятно удивлены.

Главный инженер 8-903-707-22-40 Виктор Егорович

- устройство земляного полотна
- устройство подстилающего слоя из песка
- укладка плит
- сварка скоб и плит
- заделка стыков и швов

Стоимость работ с учётом трудовых затрат, материала (песок, плиты дорожные), средств механизации (кран, экскаватор-планировщик) составляет от 1600 руб/м2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных, подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит.
1.2 В состав работ, рассматриваемых картой, входит:
- устройство земляного полотна;
- устройство подстилающего слоя из песка;
- укладка плит;
- сварка скоб и плит;
- заделка стыков и швов.
1.3 При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиямстроительства уточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общего направления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии с проектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетоммаксимального использования наличного парка монтажных механизмов.
1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1 До начала работ по устройству временной автодороги должны бытьвыполнены следующие работы:
- освещена и разбита трасса дороги;
- установлены временные здания и сооружения в объеме, необходимом дляпроизводства работ;
- доставлены на площадку механизмы и инструменты;
- устроено освещение мест производства работ и бытовых помещений;
- завезены необходимые материалы.
2.2 При производстве работ по строительству дорог, а также при приемке их вэксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные
дороги», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»,СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
2.3 Работы по строительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающим равномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих. Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных
плит
2.4 При небольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применение поточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методом поочередно на всем протяжении дороги.
2.5 К началу дорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ и расставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков их выполнения.

УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
2.6 К устройству земляного полотна (корыта) приступают после срезкирастительного слоя и выполнения разбивочных геодезических работ.
2.7 Срезка растительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101. Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может быть использован.
2.8 Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.
2.9 Технология устройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта и перемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз на автомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.
2.10 Бульдозер зарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конуссоответствующей высоты. Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт наавтомобили-самосвалы с его транспортировкой в установленные места.
2.11 Для обеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы по устройству корыта должны вестись с опережением не менее однойсмены.

УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.
2.12 К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.
2.13 Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку,распределение и уплотнение песка.
2.14 Песок для устройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах и разравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхности подстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщина слоя в рыхлом состоянии должна превышатьпроектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.
2.15 Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок
увлажняют до оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды
по формуле (т/м3),
Q = h(Wо - We)d´10, (1)
где h - толщина отсыпаемого слоя песка, м;
Wо и We - соответственно оптимальная и естественная влажность в %;
d - объемная масса песка.
2.16 Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе страктором С-100 или площадочными вибраторами.
2.17 Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не
менее чем на 1/3.
2.18 Для эффективного уплотнения пневмокатком необходимо 8-кратное количество проходов по одному следу. Окончательное число проходов устанавливается пробной укаткой. Результаты пробного уплотнения необходимозаносить в общий журнал работ.
2.19 По выполненным подстилающим слоям не допускается движениеавтотранспорта во избежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.
2.20 Все последующие работы по строительству дороги выполняют послеустройства подстилающего слоя без значительного разрыва во времени.

УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ
2.21 До устройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные с устройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.
2.22 Сборные железобетонные плиты транспортируются с заводов специальнооборудованными бортовыми автомобилями или плитовозами. Для устройства временных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью и соответствующие ГОСТ 21924.0-84* «Плиты железобетонныедля покрытий городских дорог. Технические условия».
2.23 Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит вштабеля.
2.24 Монтаж плит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия при двускатном поперечном профиле покрытия и по краю - приодноскатном поперечном профиле.
Укладку плит предусмотрено выполнять самоходными кранами в направлениипродольной оси покрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимается с автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плиты оказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движением стрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой и уложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом, чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой. Продольные и поперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должна превышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм. С целью обеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладыватьна выровненный песчаный слой.
2.25 Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикатки покрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах до исчезновения видимых осадок плит.
2.26 После прикатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием (подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяют визуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. При положительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.
2.27 Завершающими процессами устройства сборного покрытия являются сварка
стыковых скоб и герметизация швов. Для сварки применяется сварочный агрегат
типа САК-2Г-IC, электроды типа Э-42А диаметром 4-5 мм. Сварка ведется непрерывным- швом длиной 8-9 см с катетом не менее 7 мм (шириной 0,5 диаметра скобы, высотой 0,25 диаметра с глубиной проварки не менее 5 мм). При зазорах между скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на 2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон. Для образования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должны свариваться. Герметизация швов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения, поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на 1/3 - битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняются мастикой.
Продольные швы при сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным
раствором на всю глубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа:
после оседания мастики при первой заливке швов доливается снова и излишек
срезается заостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ
3.1 При строительстве дорог производится контроль качества работ на всех
этапах строительства.
3.2 При входном контроле материалы и изделия для строительства временных
дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти
материалы и изделия, а также указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.
3.3 Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд
должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93*.
3.4 Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям
ГОСТ 21924.0-84*.
Дорожные плиты должны иметь шероховатую лицевую поверхность,
обеспечивающую коэффициент сцепления не менее 0,5.
3.6 При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя
контролируется степень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей
проектным, ровность оснований.
3.7 Размер твердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных
засыпках не должен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см
для грунтовых подушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.
3.8 Отклонения геометрических размеров насыпей:
- положения оси насыпей автомобильных дорог - не более ±20 см;
- ширины насыпей по верху и по низу - не более ±15 см;
- отметок поверхностей насыпей - ±5 см;
- крутизны откосов насыпей - увеличение не допускается.
3.9 Плотность грунта естественного основания должна контролироваться путем
отбора проб по оси дороги и в 1,5-2 м от оси бровки земляного полотна, а также по
одной пробе в промежутках между ними по ширине отсыпаемого слоя более 20 м.
Контроль плотности грунта следует производить на глубине 8-10 см от
поверхности уплотняемого слоя. Отклонения от требуемого значения показателя
плотности в сторону уменьшения допускается не более чем у 10 % образцов и не
должны превышать 4 %. Число точек с максимальным отклонением не должно
превышать 10 % от общего числа измерений.
3.10 Контроль ширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны
откосов земляного полотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных
устройств следует производить с помощью геодезических инструментов и
шаблонов в процессе производства работ.
3.11 Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартными
пробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимального
уплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и на
расстоянии 1,5-2 м от кромок проезжей части). Отклонения от коэффициента
оптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ±0,02 с
количеством образцов до 10 %.
3.12 После определения коэффициента оптимального уплотнения песок из
каждых шести пробобрателей испытывают на фильтрацию.
3.13 Контроль качества покрытий дорог из сборных железобетонных плит
заключается в проверке полного опирания плит на песчаный подстилающий слой,
ровности покрытия, прямолинейности продольных и поперечных рядов плит,
ширины швов между плитами, правильности заполнения швов и применяемого
состава резинобитумной мастики.
3.14 При операционном контроле качества работ по устройству дорог следует
контролировать не реже чем через каждые 100 м:
- высотные отметки по оси дороги;
- ширину;
- толщину слоя неуплотненного материала по его оси;
- поперечный уклон;
- ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой
кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на
расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);
- постоянно визуально - цельность плит и стыковых элементов, качество сварки
стыков и заполнения швов, соблюдение технологии строительства;
- не реже одного раза в смену - контакт плит с основанием (подстилающим
слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит;
- превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках
на 1 км, а в поперечных швах в 10 стыках на 1 км.
3.15 Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с
основанием следует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из ста уложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборного покрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высота уступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (или подсыпка) песчаной смеси.

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Устройство дорожных покрытий из сборного железобетона должно
осуществляться при строгом соблюдении требований СНиП 12-03-2001
«Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП
12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное
производство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов», правил пожарной безопасности, предусмотренных в
ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ 01-03. Ответственность за состояние безопасности труда и промышленной санитарии возлагается на начальников и главных инженеров
специализированных строительных организаций.
4.2 К управлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18
лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на
право управления машинами и водительские права.
4.3 При выгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузове
автомобиля-самосвала запрещается.
4.4 Водителям автомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к
местам укладки, движение задним ходом допускается производить только по
сигналу дорожного рабочего.
4.5 Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова
запрещается.
4.6 Находиться рядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать
форсунки автогудронатора на ходу запрещается.
4.7 При совместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не
менее 10 м, а между моторными катками - не менее 5 м.
4.8 Для предотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и
форсунками должны быть установлены огнетушители, а на битумовозах и
автогудронаторах - дополнительно и ящики с песком.
4.9 Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами
в местах производства дорожно-строительных работ.
4.10 Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ
должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные
лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на
высоте 3,5-10 м. Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу -
специализированная проектная организация.
4.11 Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным
инструментом в соответствии с действующими нормами (ГОСТ 12.4.011-89).
4.12 Производство земляных работ в зоне расположения подземных
коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с
письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих
коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием
расположения и глубины заложения коммуникаций, составленный на основании
исполнительных чертежей. До начала работ необходимо установить знаки,
указывающие места расположения подземных коммуникаций.
4.13 При завозе материалов на объекты строительства автомобилями должны
соблюдаться следующие правила:
- лица, руководящие разгрузкой, не должны подходить к самосвалам,
становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов до полной остановки
самосвалов;
- при разгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия
соответствующих мер предосторожности от ушибов при возможном падении
грузов и самих открываемых бортов.
4.14 При устройстве сборных покрытий доставленные на место работ
железобетонные плиты разгружают автомобильными кранами непосредственно на
покрытие дороги.
4.15 К монтажу плит допускаются лица, имеющие удостоверения на право
выполнения монтажных работ.
4.16 При установке строительных машин и применении транспортных средств с
поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи
необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.
При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии
электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии
электропередачи разрешается производить по наряд-допуску при условии
выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в
любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии
электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2 СНиП 12-03-2001;
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их
установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи
инвентарного переносного заземления.
4.17 При производстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий
рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы
крана с плитой над кабиной автомашины запрещается.
4.18 При установке плиты на место подходить к ней можно только в том случае,
когда плита будет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.
4.19 Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается
только с помощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.
4.20 Рабочим запрещается становиться на плиту во время ее укладки на
основание.
4.21 Запрещается осматривать основание под висящей плитой во время ее
монтажа.
4.22 Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить
защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств
защиты к выполнению работ не допускаются.

5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХРЕСУРСАХ
5.1 Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах
определяется
с учетом выполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.
5.2 Потребность в материалах на 100 м2 площади дороги представлена в таблице 7.

6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1 В качестве единицы измерения для составления калькуляции затрат труда и
машинного времени и построения календарного плана производства работ принято
100 м2 площади дороги.
6.2 Затраты труда и машинного времени на устройство дорожных покрытий из
сборных железобетонных плит подсчитаны по «Единым нормам и расценкам на
строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», введенным в
действие в 1987 г., и представлены в таблице 8.
6.3 Продолжительность работ на устройство дорожных покрытий определяется
календарным планом работ, представленным в таблице 7.
Технико-экономические показатели составляют:
- затраты труда, чел.-час....................................................20,58
- затраты машинного времени, маш.-ч.............................6,54
- продолжительность работ, час........................................10,8

Для всех объектов, расположенных на строительной площадке, проектируют подъезды и внутренние дороги. Временные дороги вместе с постоянными составляют единую транспортную сеть, которая должна обеспечить сквозную или кольцевую схему движения. Желательно, чтобы запроектированные временные автодороги впоследствии могли использоваться в качестве постоянных.

При проектировании построечных автомобильных дорог исходят из задач безопасного движения транспорта; подвоза материалов, изделий и конструкций к месту их складирования или монтажа и возможности их разгрузки. Временные дороги и подъездные пути закладывают после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водотоков и других инженерных коммуникаций.

На территорию строительства площадью 50 тыс. м 2 (5 га) и более предусматривают не менее двух въездов с противоположных сторон площадки. Ширина ворот В мин принимается 4 м. Временные построечные дороги проектируют, как правило, кольцевыми. При тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки. Такие же площадки проектируют на незакольцованных участках существующих дорог.

При трассировке дороги выдерживают минимальное расстояние от края ее проезжей части до объектов строительной площадки (табл. 5.1).

Таблица 5.1- Расстояние между дорогой и объектами стройплощадки

построечные дороги могут быть следующих конструкций:

· естественные грунтовые профилированные;

· грунтовые улучшенные;

· с твердым покрытием;

· из сборных железобетонных инвентарных плит.

Покрытие дороги проектируют пригодным для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Временные естественные грунтовые профилированные дороги (рис. 5.1) устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 машин в час в одном направлении).

Рис. 5.1 Конструкция грунтовой профилированной дороги

Построечные дороги грунтовые улучшенной конструкции укрепляют гравием, шлаком, добавкой вяжущих и цемента. Временные дороги под установленную нагрузку 12 т на ось сооружают из сборных железобетонных плит, укладываемых на песчаную постель (рис. 5.2). Толщина песчаного слоя принимается 10–25 см.

б
а

Рис. 5.2. Конструкция временных дорог с покрытием из плит: а – однополосных;
б – двухполосных; 1 – плиты размером 6000´1750; 2 – плиты размером 6000´3500

При использовании постоянных дорог для нужд строительства толщина бетонной подготовки должна быть увеличена до 18–21 см.

Ширина проезжей части дорог с учетом размеров плит однополосных принимается не менее 3,5 м (4,5 м), при движении в двух направлениях – 6 м. При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25–30 т и более ширина проезжей части дороги увеличивается до 8 м.

На участках дорог, где организовано одностороннее движение по кольцу, в пределах видимости, но не менее чем через 100 м (для двухстороннего – через 70 м) устраивают площадки шириной 6,0 м и длиной 12–18 м. Такие же площадки выполняют в зоне разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта.

Радиусы закругления дорог определяют исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов, т. е. поворотоспособности при движении вперед без применения заднего хода. Недостаточный внешний радиус закругления (6–8 м) приводит к разрушению проездов на поворотах.

В настоящее время строительство обслуживают крупногабаритные транспортные средства: панеле- и трубовозы, специальные тягачи для перевозки кранов. Современные грузовые машины часто используют с прицепами. Так, автомобильные поезда имеют грузоподъемность 12–30 т и длину 9–15 м. Ряд машин имеет по две задние оси, вследствие чего их длина увеличивается до 9–10 м.

Минимальный радиус закругления для строительных поездов – 12 м, но при этом радиусе ширина проездов 3,5 м недостаточна для движения автомобильных проездов, и поэтому проезды в пределах кривых необходимо уширять до 5 м (рис. 5.3).

Рис. 5.3 Схема уширения дороги при повороте под углом 90°

Опасной зоной дороги считается та ее часть, которая попадает в пределы зон перемещения груза или монтажа. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой.

При разработке схемы движения автотранспорта максимально используются существующие и проектируемые дороги.

Построенные дороги должны быть кольцевыми, на тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки (12´12 м).

При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния:

· между дорогой и складской площадью 0,5–1 м;

· дорогой и подкрановыми путями 6,5–12,5 м;

· дорогой и осью железнодорожных путей (нормальной колеи) 3,5 м;

· дорогой и забором, ограждающим стройплощадку, не менее 1,5 м.

Тротуары, устраиваемые на строительной площадке, следует размещать вдоль автомобильных дорог на удалении 2 м от их края. Ширину тротуара принимать не менее 1,5 м.

Условные обозначения элементов автодорог приведены в прил. 6.

→ Возведения зданий и сооружений

Дороги стройплощадки


Дороги стройплощадки


Автодороги строительства включают подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дороги - временными; эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части, при необходимости, - разъезды. Исходя из нормативного габарита автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м), ширина проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении должна быть не менее 3,5 м, а при двухполосном - 6 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, общая ширина дороги - не менее 6 м (рис. 3.2).

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25...30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м. Если на стройплощадку будут доставлять крупногабаритные и длинномерные грузы, ширина дороги может быть дополнительно увеличена.

Радиус закругления дорог диктуется возможностями маневрирования отдельных машин и автопоездов, т. е. их поворо-тоспособностью при движении вперед без применения заднего хода. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части - при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных - односкатный.

Рис. 3.2. Внутриплощадочные автомобильные дороги:
1 - кольцевая дорога; 2 - тупиковая дорога; 3 - разъезд; 4 - разворот; 5 - уширенный поворот кольцевой дороги

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев - подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокрашения расходов на период строительства на строительной площадке целесообразно возводить будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Устраивают только нижние слои дороги, еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное покрытие в этом случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

Рис. 3.3. Временные дороги из железобетонных плит:
а - колейная, однопутная из прямоугольных плит; б- то же, двухпутная; в - уширение дороги в месте разъезда транспорта; г - сплошная, из плит клиновидной формы; 1 - одноколейный участок; 2 - двухколейный участок

В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты прямоугольной в плане и клиновидной форм (рис. 3.3). Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5...3,0 м, шириной 1,0... 1,5 м, толщиной 0,14...0,22 м и массой 0,63... 1,8 т) просты в изготовлении и в работе с ними на строительной площадке, могут воспринимать повышенные нагрузки, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде. Дороги чаще устраивают колейными - одно- и двухпутными с разъездами. Клиновидные плиты позволяют устраивать покрытия проезжей части сразу на всю ширину дороги, радиус закругления на поворотах может быть любым. На прямых участках плиты чередуют, располагая их то широкой, то узкой стороной. Для таких плит нет надобности в устройстве отдельных участков дороги (особенно на поворотах) в монолитном исполнении.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в Условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5...2 года. Сборно-разборные плиты являются собственностью строительной организации и предполагают их многократное использование.

Временные дороги возводятся на начальных этапах строительства, они необходимы для организации бесперебойной работы, избавляют от многих проблем. Они предназначены для организации проезда тяжелой строительной техники к месту назначения, по ним вывозится строительный мусор и грунт из котлованов, предназначенных для строительства объектов. Также такие дороги используются для подъезда к местам разведки или добычи полезных ископаемых в труднодоступных районах. Иногдавременные дорогииспользуются в небольших населенных пунктах. Их строительство выполняют разными методами: это может быть простая отсыпка дорог или настил дорожных плит на многослойную дренажную подушку.

Одним из самых быстрых способов является укладка дорожных плит. Часто для этого используются плиты, бывшие в употреблении. Для этого метода не требуется серьезная подготовительная работа. Сначала срезается верхний слой грунта, затем изготавливается «подушка» из песка для того, чтобы сгладить неровную поверхность, на нее укладываютсядорожные плиты. При таком способе затраты на организацию временного дорожного покрытия значительно снижаются. При соблюдении правил эксплуатации технические характеристики плит позволяют использовать их повторно. Для строительства дорог можно использовать и специальные дорожные плиты, которые не имеют монтажных скоб.

Возводят временные дороги таким образом, чтобы по ним был возможен проезд в любое время года, независимо от погоды, к каждому зданию и сооружению. Чаще возводятся однополосные временные дороги, в этом случае должны быть предусмотрены разъезды. По существующим стандартам ширина временной дороги при движении транспорта в одном направлении должна составлять 3,5 м, при двустороннем движении — 6 м. Радиус закругления должен составлять не меньше 10 м, для движения панелевозов и других крупногабаритных автомашин не меньше 12 м.

Дороги на строительных площадках подразделяются на два вида: тупиковые и кольцевые. Тупиковые должны заканчиваться разворотными площадками. Дороги на стройплощадках необходимо прокладывать так, чтобы расстояние от ее края до строящегося здания составляло не меньше 0,8 м, а до бровки траншеи или котлована, не меньше 1,5 м.

Выбор типа временной автомобильной лесовозной дороги зависит от размеров автопоездов, категории местности по степени увлажнения, наличия строительных материалов, периода года.

При строительстве временных дорог необходимо соблюдать следующие требования:

  • строительство производить с опережением сроков начала СМР;
  • временные дороги прокладывать с учетом характера планируемых работ и местных условий (климатических, геологических и топографических);
  • их размер, уклон и конструкция должны быть в соответствии с эксплуатационно-техническими характеристиками транспортных средств и типом планируемых перевозок.

Иногда временные дороги возводят и внутри строительных площадок, но это не приветствуется, т.к. строители должны использовать заложенные в проекте постоянные дороги, просто при интенсивном движении строительного транспорта предусматривается усиление покрытий. На такие дороги верхний асфальтовый слой укладывают после завершения основных работ по строительству при благоустройстве территории вокруг здания.