Политический режим. Демократия. Подготовка к егэ по обществознанию Единой общеобязательной идеологии

Политический режим является одним из базисных понятий современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценки сущности государства, поскольку в рамках одной формы правления на различных этапах ее развития политическая жизнь может существенно отличаться по содержанию, характеру отношений между собой, обществом и государством, динамикой структурных изменений. Все это отражается в политическом режиме.

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

1) процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;

2) стилем принятия общественно-политических решений;

3) отношениями между политической властью и гражданами.

Политический режим - это совокупность методов и средств осуществления политической власти в стране, которая отражает характер взаимоотношений государственно-властных структур и населения.

Политический режим зависит от соотношения политических сил в обществе, личности политического лидера и особенностей правящей элиты; исторических и социокультурных традиций; политической культуры населения. Он формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов политического процесса.

В политической науке существует множество классификаций политических режимов, но любая из них является условным, поскольку в "чистом виде" и завершенных политических режимов в политической практике не существует.

Для анализа современных политических систем принята классификация политических режимов по признаку демократизма на следующие виды: демократические и недемократические.

Демократический политический режим - это форма организации и функционирования политической системы, при которой государственная власть осуществляется на основе равного участия граждан и их объединений в формировании государственной политики, образовании и деятельности государственных органов, а все члены общества имеют равные возможности реализации своих прав и свобод.

В реальной политической жизни каждая демократическая политическая система имеет свои особые, специфические черты. Но, несмотря на различия, можно выделить такие общие признаки, которые прежде всего находят свое отражение в конституции страны:

Непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти. Например, в ч. 2 ст. 5 Конституции Украины 1996 г. указано, что ". единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления";

Выборность высших органов государственной власти, существование институтов непосредственной и представительной демократии. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции Японии 1946 г. предусмотрено, что "народ имеет неотъемлемое право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности. Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части";

Плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сферах жизнедеятельности людей. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции Украины 1996 г. указано, что "общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия";

Равенство всех граждан перед законом, обеспечение со стороны государства осуществления ими своих прав и выполнения обязанностей. Например, в ч. 1 ст. 3 Основного Закона ФРГ 1949 г. и в ч. 1 ст. 14 Конституции Японии 1946 г. провозглашено, что "все люди равны перед законом.", в ст.

14 Конституции Королевства Испания 1978 г. - "все испанцы равны перед законом...", а в ч. 1 ст. 24 Конституции Украины 1996 г. указано, что "граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом";

Демократизм правосудия, обеспечения верховенства права. Например, в ч. 1 ст. 8 Конституции Украины 1996 г. указано, что "в Украине признается и действует принцип верховенства права";

Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства. Например, в ст. 11 Конституции Украины 1996 г. предусмотрено, что "государство сприяє. развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины";

Признание человека высшей ценностью государства, взаимная ответственность государства перед человеком и человека перед государством. Например, в ч. 2 ст. 3 Конституции Украины 1996 г. указано, что "государство отвечает перед человеком за свою деятельность";

Возможность создания и свободного функционирования политических партий и других общественных объединений, их юридическое равенство. Например, в ч. 3 ст. 15 Конституции Украины 1996 г. провозглашено, что ". государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины", в ст. 9 Конституции Федеративной Демократической Республики Эфиопии 1994 г. указано, что "граждане, органы государства, политические партии, другие объединения и должностные лица связаны Конституцией.", в ст. 49 Конституции Итальянской Республики 1947 г. зафиксировано, что "все граждане имеют право свободно объединяться в партии...";

Независимость средств массовой информации. Например, в п. 6 ст. 38 Конституции Португальской Республики 1976 г. указано, что "структура и принципы функционирования государственных средств массовой информации должны обеспечивать их независимость от Правительства, государственных администраций и других органов публичной власти.".

На сегодня в современном мире не существует идеальной модели демократии. В отдельных странах наблюдается отсутствие тех или иных перечисленных выше признаков демократического режима или отклонения от них, что приводит к сужению этого режима.

Демократический политический режим существует в следующих формах:

1) либерально-демократический, основан на системе гуманистических принципов осуществления государственной власти, ограничение степени вмешательства государства в общественные и, особенно, экономические отношения, признании прав и свобод человека, обеспечении равенства всех перед законом;

2) консервативно-демократический, что опирается преимущественно не на конституцию, а на демократические традиции государственного правления, которые сложились исторически и являются характерными именно для данного государства, которая не желает переходить к новым формам и методам государственного правления;

3) радикально-демократический, осуществляется путем постоянного введения новых форм реализации государственной власти, использование решительных мер по повышению эффективности государственного правления.

Демократический политический режим наиболее полно проявляется в парламентской и парламентско-президентской формы государственного правления. При президентской и смешанной президентско-парламентской формы государственного правления демократический политический режим возможен при наличии, кроме всего прочего, совершенной системы сдержек и противовесов в системе разделения государственной власти, которая бы делала невозможным фактическое сосредоточение всей власти в руках главы государства и установление тем самым авторитарного режима.

Недемократический политический режим - это форма организации и функционирования политической системы, при которой государственная власть сосредотачивается в руках неконтролируемой народом группы лиц или в руках одного лица и осуществляется более жесткими методами путем нарушения прав и свобод человека и устранением возможностей для свободного волеизъявления интересов различных групп населения.

Основными формами современных недемократических политических режимов тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитаризм - это разновидность недемократического политического режима, который характеризуется всесторонним (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной и частной жизни граждан с систематическим использованием насилия.

Термин "тоталитаризм" ввел в политическую практику в начале 20-х гг. ХХ в. лидер итальянских фашистов б. муссолини, который пытался создать тоталитарное государство.

Как типа политического режима тоталитаризма присущи следующие основные признаки:

Наличие общеобязательной, единой официальной идеологии, которая пронизывает все сферы жизни общества;

Однопартийность, то есть основным звеном в политической структуре общества есть единая, хорошо организованная и построенная по иерархическому принципу массовая политическая партия во главе, как правило, с лидером-вождем, и которая сращивается с государством;

Применение всеобъемлющего репрессивного принуждения граждан к выполнению властной воли, полного государственного контроля за деятельностью граждан, их объединений, социальных групп и институтов;

Государственная монополия на все средства массовой информации, что позволяет манипулировать общественным сознанием и творить ее;

Установление монопольного контроля со стороны партии и бюрократии над вооруженными силами и всеми правоохранительными органами;

Централизованное руководство экономикой страны с помощью административно-командной системы управления;

Прежде всего отсутствие реальных политических прав и свобод граждан, свободного волеизъявления и учета интересов всех групп и слоев населения.

в Зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, тоталитаризм в ХХ в. существовал в следующих формах:

1) тоталитаризм, основанный на коммунистической идеологии

Существовал в бывшем СССР прежде всего во времена правления И.Сталіна, в КНР в эпоху Великой пролетарской культурной революции Мао Цзэдуна, в Демократической Кампучии Пол Пота и многих странах Латинской Америки, Африки и Азии после распада колониальной системы. Целью деятельности коммунистического тоталитаризма было построение коммунистического общества, но на практике это представляло собой укрепление диктатуры правящей партии, ее центральных органов и персонально - вождей, полное уничтожение частной собственности, предоставление абсолютной власти государства, идеологизация политической жизни, усиление насилия против общества;

2) тоталитаризм, основанный на фашистской идеологии

Впервые был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм ставил целью своей деятельности построение "нового общества, а возрождение величия итальянской нации и Римской империи". С момента создания Большого фашистского совета, которая была объявлена высшим органом фашистской партии и государства и, которая подчинялась ее лидеру Б.муссолини, вся государственная власть была сконцентрирована в руках фашистов. Необходимо отметить, что в Италии грани фашистского тоталитаризма устанавливались позицией влиятельных в государстве кругов - короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви;

3) тоталитаризм, основанный на национал-социалистической идеологии

Базировался на расовой пренебрежительности одного из народов. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Націський режим во главе с А.гитлером осуществил процесс полного сращивания национал-социалистической партии и государства, утверждения однопартийной системы, запрета деятельности своих политических оппонентов (часто через их физическое уничтожение), ликвидации земельных парламентов и т.д. Целью деятельности национал-социалистов Германии было установление мирового господства арийской расы.

Итак, за тоталитаризма государственном беспределе не знает ограничений, поскольку государство не контролируется гражданами и не обращает внимания на мировое общественное мнение. Однако политический опыт ХХ в. свидетельствует, что тоталитаризм выступает как тупик эволюционной спирали мирового развития, потому что он обнаруживает свою неэффективность, нецелесообразность и вообще несоответствие человеческой природе, что рано или поздно приводит к его гибели.

Авторитаризм - это разновидность недемократического политического режима, характеризующийся сосредоточением политической власти в руках одного лица или группы лиц и осуществлением ее при минимальном участии народа, возможностью применения насилия.

Долгое время авторитарный режим рассматривался как особая разновидность тоталитаризма, его дополнение. Но в 60-х гг. ХХ в. он был признан переходным режимом, что возникает в результате перехода общества от тоталитаризма к демократии, и с этого времени стал восприниматься как самостоятельный вид недемократического политического режима.

Авторитаризма в отличие от тоталитаризма присущи определенные элементы демократизма: формальное разделение властей, многопартийность, отказ от тотального контроля над обществом, единой общеобязательной идеологии и т.д.

Концентрация государственной власти в руках главы государства, правительства или военных, отчуждение народа от процесса принятия решений;

Монополизация государственной властью политической сферы, недопущение оппозиции и политической конкуренции, ограничение деятельности политических партий и групп интересов и сведение их к минимуму;

Опора на силовые структуры (армия, полиция, служба безопасности и т.д.), приоритет силовых методов над другими в политическом управлении;

Отсутствие прямого вмешательства государства в частный сектор экономики;

Не подконтрольность власти обществу, народ не признается источником власти;

Отмена или значительное сужение политических прав и свобод граждан;

Отсутствие обязательной для всех граждан идеологии;

Приспособление избирательной системы к решениям исполнительной власти, правящая элита формируется не через конкурентные выборы, а путем назначения;

Отсутствие местного самоуправления или жесткий контроль государства за его функционированием.

1) военный режим, который возникает, как правило, вследствие насильственного захвата власти диктатором и военным группировкам (хунтой) путем государственного переворота и осуществляет свое правление методами террора. (Например, диктатура "черных полковников" в Греции в 1967-1975 гг., хунта генерала Пиночета в Чили в 1973-1989 гг., военный переворот в Панаме в 1968 г. и др.);

2) монархический режим получил наибольшее распространение в государствах с абсолютной формой монархического правления, для которых характерно отсутствие органов представительной власти, сосредоточение в руках главы государства всей полноты власти, легитимность которой носит традиционный характер. К таким режимам относят политические системы стран арабского Востока - Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию;

3) персонифицированный режим, то есть режим личного правления, в котором власть принадлежит диктатору и опирается не на политические институты, а на репрессивно-полицейский аппарат. (Например, режим Дювалье на Гаити, Амина в Уганде, Сомоса в Никарагуа, Хусейна в Ираке и др.).

Следовательно, указанные и другие формы авторитаризма в своем развитии, с одной стороны, могут трансформироваться в жесткую диктатуру и даже в тоталитарный режим, а с другой - трансформироваться в демократический режим (например, Испания, Южная Корея, Китай, государства Восточной Европы).

В современном мире, при любом политическом режиме всегда проявляется сочетание черт авторитаризма и демократизма, с преобладанием признаков того или иного режима.

Политический режим -- это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме правящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть концентрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода государственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнительная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограниченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.

Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вместе с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах -- представительной и непосредственной.

Непосредственная (прямая) демократия -- это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.

Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представительная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представительная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия -- это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей; высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»» в г. Смоленск

Кафедра гуманитарных наук

Семинар №7-8

Тема: Исторический эксперимент социалистического строительства

в СССР и его итоги

Студент: Ковалев А.В.

Группа: ПЭ1-12

Преподаватель:

Стародворцева Н.П.

Смоленск,2012

Термины:

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Коммунизм - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства.

«Военный коммунизм» - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 - 1921 гг.

Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы.

Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека.

Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства.

Индустриализация - перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во всем народном хозяйстве или в отдельных его отраслях.

Культурная революция - программа, осуществляемая в Советской России и СССР и направленная на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества и формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества.

Диссидент (отступник, инакомыслящий) - человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания.

ВОПРОС №1

Поиск путей создания нового общества

в послереволюционной России (1917-1929 гг.).

«Военный коммунизм». НЭП.

«Военный коммунизм»

Промышленность

Национализация крупной, средней и мелкой промышленности

Отменялись государственные монополии на некоторые виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый поря­док регистрации, были пересмотрены допустимые размеры ис­пользования наёмного труд. Осуществлялась денационализация мел­ких и кустарных предприятий.

Сельское хозяйство

Продразвёрстка (система государственных мероприятий, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции). 25 марта 1917 года – Закон о «монополии на хлеб»

Продналог - продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога.

Торговля

Запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений

В торговле возник частный сектор. На долю частного сектора в период НЭПа приходилось около 40-80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Управление производством

К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жёсткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства.

Были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причём 40 % из них было централизованного, а 60 % - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

Обеспечение предприятий рабочей силой

Принятый 10 декабря 1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и «воскресников».

Согласно декрету СНК от 29 января 1920 года «О порядке всеобщей трудовой повинности» , всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) во главе с Дзержинским.

Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период НЭПа возросла (с 1,2 млн человек в начале 1924 г. до 1,7 млн человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было ещё более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 млн в 1924 г. до 12,4 млн в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

На вопрос, считал ли Ленин, что НЭП есть крах коммунистической теории, вождь мирового пролетариата в частном разговоре дал следующий ответ:

«Конечно, мы провалились. Мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению. Между тем, это вопрос десятилетий и поколений. Чтобы партия не потеряла душу, веру и волю к борьбе, мы должны изображать перед ней возврат к меновой экономике, к капитализму как некоторое временное отступление. Но для себя мы должны ясно видеть, что попытка не удалась, что так вдруг переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя…»

Предпочтение было отдано политике «военного коммунизма», так как НЭП символизировала отступление к капитализму, а политика «военного коммунизма» была ближе к курсу коммунистического развития.

ВОПРОС №2

Тоталитарное государство и общество в 30-х - нач. 50-х годов XX в.

Общие черты тоталитаризма

Признаки тоталитаризма в СССР в 30-х –нач.50-х гг.

Наличие единственной партии, лидер которой является лидером государства

Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – ВКП(б) – 1925-1952

Лидер – И.В. Сталин, фактический руководитель СССР с середины 1920-х гг. до своей смерти в 1953 году.

Сращивание партийного и государственного аппаратов

Сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций.

Господство единой общеобязательной идеологии

Идеология КПСС - марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией»

Подавление оппозиции

Разгром «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929)

Репрессии

Сталинские репрессии - массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х - начало 1950-х годов)

Централизованное плановое хозяйство

1921 г. – Госплан СССР; пятилетки

Всесторонний контроль за жизнью общества

Репрессивные и цензурные органы по контролю со стороны коммунистической партии (Отдел политконтроля ГПУ)

Таким образом, СССР 30-х – начала 50-х годов XX века обладал основными чертами тоталитарного государства.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.