Патриарх кирилл одинаково роскошно ездит, летает и плавает. Небо патриарха. Какими бортами летает Владимир Гундяев Машины и охрана

Россия - светское государство, в котором церковь отделена в самостоятельный институт. Однако на практике выходит, что самостоятельности, по крайней мере финансовой, нет - церковь частично содержится за счет бюджета, который формируется из налогов граждан, не всегда эту церковь поддерживающих. Особое возмущение вызывают случаи, когда средства налогоплательщиков расходуются на финансирование роскошного образа жизни одного единственного церковного функционера.

Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл известен своими публичными призывами к людям быть скромнее и не увлекаться внешней атрибутикой богатства. Сам он при этом указанным добродетелям не следует, о чем говорят многочисленные подтверждения. Издание «МБХ Медиа» собрало лишь малую долю примеров той роскоши и расточительства, в которой живет предстоятель РПЦ.

Патриарх Кирилл и все виды транспорта

Вертолеты

В июле в России исполняется 100 лет с момента трагической гибели царской семьи и последнего российского императора Николая II. В Екатеринбурге, где Романовы провели последние дни, пройдут памятные мероприятия. Их посетит и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в миру Владимир Гундяев . В этом нет ничего удивительного, удивление вызывает другой факт - для транспортировки церковнослужителя власти Свердловской области объявили конкурс, разместив на сайте госзакупок заказ на вертолеты. Затраты на перемещения Гундяева заложены в размере почти 6 млн рублей . Заказ достался компании «Ютэйр» по максимальной цене как единственному поставщику.

«Патриарх не привык летать простыми самолетами и ездить на простых машинах, администрация Свердловской области почти 6 млн рублей потратит на аренду трех вертолетов. Средняя зарплата жителя Свердловской области составляет 34 тысяч рублей, реальная - еще меньше. Получается, что на транспортировку Кирилла тратят 164 зарплаты простых налогоплательщиков, среди которых наверняка есть атеисты, которые платили налог светскому государству и не ожидали, что их деньги потратят на транспортировку главы церкви» , - сообщает издание.

Яхты

Черная яхта «Паллада» с тонированными стеклами, с российскими гербами на бортах и триколором на корме пришвартована у Никольского скита Валаамского архипелага. Неподалеку отсюда находится Валаамская резиденция патриарха. Для «Паллады» здесь построен собственный причал. Это судно патриарх Кирилл использует для приема важных гостей и собственных путешествий - в сентябре прошлого года, например, Его Святейшество совершал на «Палладе» вояж по Волге.

Внутри - роскошные кровати и мебель из дорогих сортов дерева. Стоимость яхты - от 250 до 430 млн рублей . Стоит оговориться - «Палладу» церковь не покупала, яхту в 2015 году подарила компания «Лукойл». Однако у Гундяева помимо служебной еще есть личная яхта «Азимут» - за 600 тысяч долларов (38 млн рублей). На «Азимуте» он приезжал в Плес в 2015 году, где ради спокойствия патриарха отменили целый веломарофон. Служитель церкви, разглагольствующий о скромности, и личная яхта - явный диссонанс.

Самолеты

Для официальных визитов главе РПЦ выделяют самолет Ил-96300 из летного спецотряда «Россия», который обслуживает высшее руководство страны, еще раз напомним, светского государства. Самолет состоит на балансе у государства и содержится за счет бюджета, а когда он возит патриарха, то тратит бюджетные средства не по назначению.

Например, патриарх Кирилл летал на Кубу для встречи с Папой Римским. Только керосина эта поездка сожгла на 8 млн рубле й. РБК посчитало, что две командировки патриарха (в Латинскую Америку и Антарктиду), в которых его сопровождали сперва 100, а потом 30 человек, обошлись бюджету в 21 млн рублей . А сколько таких поездок наберется за год?

Машины и охрана

Для не очень дальних поездок патриарх использует автомобили бизнес-класса с мигалками. «Не стоять же рабу божьему в пробке. А то, что к кому-то скорая не доедет, на то воля божья» , - иронизируют в «МБХ Медиа».

Сам Гундяев в 2012 году, когда его пресс-служба опозорилась с «отфотошопленными» фотографиями, на которых пыталась замазать дорогостоящие часы на руке патриарха, заявил, что ездит на дорогих машинах вынужденно из-за статуса, и как особо охраняемое лицо не может позволить себе машины классом ниже. Так недалеко и до гордыни.

При всем при этом, главу отделенной от государства церкви почему-то охраняет ФСО - государственная структура.

«Конечно, каждый может пользоваться дорогостоящим транспортом, только важно чтобы слова не расходились с делом, чтобы в этом не было лицемерия, ибо в основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи - дьявол» , - подытожили авторы материала.

Богатства патриарха Кирилла: как глава РПЦ капиталы зарабатывал. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в девяностые годы времени зря не терял: в его профессиональной копилке организация табачного, нефтяного, автомобильного и пищевого бизнеса. По разным подсчетам, вся эта бурная деятельность принесла главе РПЦ капиталы в 1,5-4 млрд долларов. Теперь в распоряжении патриарха квартира в знаменитом «Доме на набережной», часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, дворцы в Переделкине и Геленджике, а также личный авиапарк.«Новая газета» опубликовала на своих страницах компромат на патриарха Московского и всея руси Кирилла, в миру - Гундяева Владимира Михайловича. По данным газеты, в 90-е глава РПЦ, будучи скромным руководителем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), активно занимался бизнесом, благодаря чему нажил себе состояние в несколько миллиардов. Да не рублей, а долларов.



Начиналась бизнес-карьера патриарха в 1993 году. Тогда при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор ОВЦС МП. Через год при правительстве РФ и одновременно в ОВСЦ появились две комиссии по гуманитарной помощи: первая решал, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По этому каналу только в 1996 году ОВЦС ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП.

Как утверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, который опубликовал несколько статей о табачном бизнесе патриарха, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный», пишет «Новая газета», уточняя при этом, что сейчас его так уже не титулуют. Теперь патриарха принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Кстати, сам Кирилл как-то попытался оправдать свое участие в табачном бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).



Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около 2 млрд долларов.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).



В 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн).

По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.



В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в 1,5 млрд долларов. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже 4 млрд долларов.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапарком пользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога.

Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, который вызвал в первую очередь негодование местных экологов.



Впервые скандал вокруг геленджикской дачи патриарха вспыхнул год назад, когда активисты «Экологической вахты» по Северному Кавказу проникли на территорию строящегося объекта. В ходе осмотра они выяснили, что не менее 10 га уникального леса огорожено трехметровым забором, а в центре находится странное «пафосное» здание, увенчанное куполами - что-то среднее между храмом и особняком.

При этом, согласно данным «Новой газеты», в 2004 году РПЦ получила в свое распоряжение участок земли площадью всего 2 га. Более того, эта земля относилась к Лесному фонду, соответственно, возводить капитальные строения на этой земле по закону нельзя. Тем не менее, здесь началось масштабное строительство. Экологи утверждают, что в ходе строительства были вырублены от 5 до 10 га ценного леса, что подтверждается снимками из космоса.

В РПЦ поспешили опровергнуть доводы «зеленых». Московский патриархат сослался на акт Роспотребнадзора, согласно которому на территории Духовно-культурного центра фактов незаконной вырубки зафиксировано не было. Экологи в свою очередь указывают на тот факт, что документ был составлен в декабре 2010 года - то есть спустя несколько лет после уничтожения леса.

Еще один скандал вокруг дачи патриарха, опять же инициированный экологами, разгорелся в октябре ушедшего года. Тогда активисты заявили, что вспыхнувший в конце сентября того же года пожар на территории Духовно-культурного центра Московской патриархии мог стать результатом поджога. Как отмечала тогда «Новая», по закону за уничтоженные деревья строители обязаны платить денежную компенсацию в сотни тысяч рублей. А если деревья сгорели в огне, то выплаты компенсации можно избежать.

В начале 2011 года в прессе появились данные, что строящийся объект РПЦ под Геленджиком - это не что иное, как дача для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако информационный отдел Московского патриархата эти доводы опроверг, заявив, что на этом месте возводится духовный центр Русской православной церкви на юге России, наряду с уже имеющимися центрами в Москве и Санкт-Петербурге.

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Гундяев) вчера прилетел в Сочи, чтобы «совершить молебен для сборных». Внимание The Insider привлекло не столкьо само мероприятие, сколько то, что Владимир Гундяев прилетел на частном самолете, и это опять новый борт. Патриарх считает ниже своего достоинства летать на рейсовых самолетах и во всех своих поездках пользуется услугами бизнес-авиации. The Insider исследовал все разнообразие бортов Владимира Гундяева и примерно оценил стоимость услуг по их фрахтованию.

1. Boing 737 Transaero, Империал.

Наибольшей популярностью у Патриарха пользуется борт авиакомпании Transaero — Boing 737 класса Империал. Им он пользовался, например, при своих полетах в Софию, Луганск и Варшаву. Как сообщили The Insider в «Трансаэро», стоимость аренды этого самолета начинается от 3 млн. рублей. Кресла с золотым шитьем (всего на борту 46 посадочных мест) раскладываются в кровать, кухня изготовлена рестораном «Кафе Пушкин», мебель выполнена из ценных пород дерева, и конечно, на борту имеется также спутниковая связь и интернет.

Патриарх, очевидно, остался доволен обслуживанием. Во всяком случае он наградил компанию орденом, сопроводив это следующим письмом:

“Успешно сочетая лучшие российские традиции с современными международными стандартами безопасности и качества, на протяжении многих лет компания работала на благо людей, заботилась о повышении уровня комфортности совершаемых перелетов. <…>

Во внимание к трудам на благо Православия, а также в связи с отмечаемой памятной датой полагаю справедливым удостоить компанию ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени”.

2. Bombardier bd-700-1a11 global 5000

Этим бортом патриарх совершил турне по маршруту Москва-Красноярк-Токио-Владивосток-Москва. По расчетам The Insider, основанным на рыночных предложениях полетов на такие расстояния этим бортом, стоимость такого путешествия составит около 9 миллионов рублей.

На этом судне Владимир Гундяев прилетел в Волгоград. Рыночная стоимость такого трипа — около двух миллионов рублей. По данным The Insider этот борт принадлежит основателю «Итеры» Игорю Макарову. В прошлом году Макаров был награжден патриархом Орденом святого благоверного князя Даниила Московского 1-й степени.

4. Embraer EMB 135BJ Legacy 600

На этом судне патриарх прилетел в Ханты-Мансийск. Перелет в Ханты-Мансийск и обратно на Embraer Legacy стоит около 4 миллионов рублей. Изнутри салон с этим бортовым номером выглядит так:

Иногда патриарх поддерживает и отечественного производителя. На «тушке» патриарх совершил визит в Санкт-Петербург. И это по масштабам РПЦ был недорогой полет. Рыночная стоимость аренды ТУ-134 до Петербурга (и обратно) не превысит 2 миллионов рублей.

На «Челленджере» патриарх посетил, например, Одессу. Челленджер — популярный самолет в бизнес-авиации и не слишком дорогой. Перелет в Одессу и обратно обойдется вам примерно в полтора миллиона рублей.

На этом роскошном Airbus A318 патриарх прилетел в Афины. Сколько стоит аренда такого борта — сказать затруднительно, но рыночная стоимость самого самолета превышает 100 миллионов евро.

По расчетам The Insider патриарх совершает около 10 авиа-турне в год и тратит не менее 1 млн долларов на одни только авиа-перелеты. То, что Патриарх Кирилл человек состоятельный, ни для кого не секрет. Сам он считает , что в обогащении нет ничего сложного: «Пусть Господь помогает нам возрастать от силы к силе, материально развиваться, становиться богаче — все это достаточно простые задачи».

Нельзя сказать, впрочем, что все православные патриархи разделяют эту традицию. Известно, например, патриарх Сербский Павел (на фото) передвигался преимущественно пешком, причем в старых и рваных башмаках. Рассказывают, что одна женщина, общаясь с патриархом пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?». Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить».

Патриарх Болгарский Максим также не пользовался услугами бизнес-джетов. Жил он скромно и все наследство патриарха составили книги, печатная машинка «Континенталь» и наручные часы «Луч». Обитал патриарх на втором этаже здания Софийской метрополии в небольшой комнате. Из мебели в ней были лишь кушетка, дубовое бюро, книжная этажерка и три стула для посетителей.

Самолет Embraer EMB 135BJ Legacy 600 стоимостью $25 млн, на котором посетил царские дни в Екатеринбурге патриарх Кирилл принадлежит «Русской медной компании», говорится в расследовании The Bel l. Вице-президент РМК Олег Сиенко известен своими барскими причудами - недавно он потратил 10 млн рублей на приват-шоу с Дитой фон Тиз и Си-Си Кейч на свой день рождения. Патриарх не летает регулярными рейсами, чтобы его не обвинили в популизме, говорит пресс-секретарь патриарха отец Александр Волков. «Это бы тоже вызывало критику. Летел бы в бизнес-классе - сказали бы, что нехорошо. Летел бы в эконом-классе - сказали бы, „показуха“», - предположил священник.

На фото и видео встречи патриарха, размещенном сайтом E1, видно, что патриарх прилетает в Екатеринбург на бизнес-джете Embraer Legacy 600. Стоимость этого самолета более $25 млн, его салон и летные характеристики можно посмотреть . Стоимость одного перелета на таком самолете по России - более $10 тыс. Например, из Новосибирска в Москву на Embraer Legacy 600 можно добраться за $17–20 тыс., а в случае дополнительных расходов полет может обойтись вдвое дороже.

На видео прилета патриарха виден регистрационный номер самолета - M-RCCG. Считается, что этот самолет принадлежит «Русской медной компании» (в частности, об этом говорится здесь: , , ). Самолет называют «постоянным постояльцем» аэропорта Кольцово. Отслеживающие полеты самолетов сервисы свидетельствуют о том, что 12 июля борт улетел из Екатеринбурга в сторону Москвы, а 13 июля вернулся ( , , ). Согласно сайту патриархии, 12 июля патриарх был в Москве.

«Русская медная компания» - третий по величине производитель меди в России после УГМК и «Норильского никеля». Основной акционер (владеет 80% акций) - Игорь Алтушкин (№33 в рейтинге Forbes, состояние - $3,4 млрд). Он считается православным меценатом, учредил благотворительный фонд «Русской медной компании», активно сотрудничающий с Русской православной церковью, финансировал строительство храма Рождества Христова в станице Наурская Чеченской Республики. Спонсирует возведение храма на воде в Екатеринбурге.

Первый вице-президент РМК Олег Сиенко не смог уточнить, летел ли патриарх самолетом компании и насколько часто это происходит, но напомнил, что компания помогает церкви и восстанавливает соборы - «это наша социальная функция». В пресс-службе компании не смогли ничего добавить к этому комментарию.

Это не первый случай, когда пресса и блогеры обращают внимание на то, что патриарх пользуется люксовыми предметами. В 2012 году на руке у патриарха обнаружили часы Breguet за $30 тыс, тогда же в СМИ обсуждалась его 5-комнатная квартира в Доме на набережной напротив Кремля.

В апреле 2017 года сообщалось, что патриарх использовал самолет Embraer Legacy 600 для полета в Санкт-Петербург. По данным издания MR7, самолет принадлежал компании «Сириус-Аэро».

Отец Александр Волков подчеркнул, что Церковь открыта для комментариев и готова объяснять журналистам свои действия, в том числе и по таким вопросам, как передвижение патриарха. «Наверное, Церковь не будет публиковать информацию о закупках, как это делает государство, но мы никогда не отказываем журналистам в комментариях», - сказал отец Александр Волков.