Осетинская кухня. Рецепты и блюда осетинской кухни. Повседневная пища Осетинская кухня рецепт пирога

Национальная кухня Северной Осетии сложилась ещё в далекие времена - под влиянием древнего аланского народа. Главным ее блюдом с тех пор было и остаётся мясо - преимущественно говядина и баранина - щедро приправленное различными соусами. Второе место среди культовых кулинарных шедевров занимают пироги с мясной начинкой. До настоящих дней сохранились также многие традиции кулинарного этикета. Пироги, например, подаются на блюде всегда в количестве трёх штук, а на поминальном столе их обязательно должно быть четное количество.


Закуски

Закускам в кухне Северной Осетии отведено не так много места, тем не менее среди них можно выделить основные: цаку - жареная воздушная кукуруза, дзыкка - готовится из сыворотки, местного сыра и пшеничной муки. Сам осетинский сыр также является закуской, которую по всем правилам местной кухни принято готовить в высушенном говяжьем желудке. Сыворотка, бродящая в нём, становится воздушным и потрясающим по вкусу сырным продуктом. В состав национальных салатов часто входит такой полезный и легкий для желудка овощ, как редька. Самый простой вариант их приготовления - это смесь редьки, подсолнечного масла и соли. Стоит упомянуть и легкую закуску - баклажаны с сыром, которые особенно вкусны со специальным соусом из молока и чеснока.


Первые блюда

Главенствующие первые блюда любой национальной кухни - это супы, исключением не стала и осетинская. Суп из фасоли, который на местном наречии называется кадуры баш картофима, готовят на молоке. Кроме этих ингредиентов, там обязательно присутствует картофель, репчатый лук и зелень. Традиционным супом Осетии является хъармхуып, приготовленный на основе бараньего мяса на косточке. Примечательно то, что мясо не измельчается, а подается большими кусками вместе с костью на широком блюде отдельно от бульона. Каши также относятся к первым блюдам, в кухне Северной Осетии основой для их большинства становится кукурузная мука. Национальная мамалыга, или шир - это кукурузная каша, считающаяся питательным и энергетически ценным блюдом.


Вторые блюда

Как уже упоминалось выше, основной пищей осетинов является мясо, второе же место занимают пироги с различными начинками. Вариантов приготовления мясных блюда и начинок для пирогов великое множество, поэтому ниже будут рассмотрены лишь ключевые национальные яства.
Наиболее популярно приготовление мяса на открытом огне в казане. Его долго тушат с пряностями и подают, приправляя разнообразными соусами, преимущественно чесночными. Среди разнообразия соусов можно выделить цахтон, изготовленный на основе сметаны, и нуры цахтон - очень острый чесночный. Популярен также цывзыдахдон - необычный по вкусу пряный соус, приготовленный из листьев стручкового перца, который заливают сметаной.
Приготовленная согласно традициям народов Осетии баранина называется лывжа - это мясо, тушеное с картофелем и луком, приправленное перцем, чесноком и чабером (пряность, применяемая как в кулинарных, так и в лекарственных целях). Кроме тушеного мяса, в Осетии популярно его приготовление в виде шашлыка, причем не только из филейной части, но и из субпродуктов. В этом случае почки, печень и сердца молодых животных нанизывают на деревянные шпажки и жарят на углях.
Нельзя не упомянуть и те вторые блюда, которые готовятся с использованием мяса птицы. Среди них встречаются традиционные яства, без которых не обходится настоящий стол гостеприимного осетинца. В первую очередь это курица по-осетински (толон), которая томится в горшочках вместе с овощами. Основной приправой к этому блюду выступает чабер. Для приготовления утиного мяса характерно присутствие чеснока. Головокружительный аромат и вкус утки с чесноком по-осетински не оставит равнодушным даже самого заядлого гурмана. Подают ее на широких тарелках, очень часто дополнением к ней выступает пирог со свекольной ботвой, который едят вместо хлеба.
Куриное мясо часто становится основным ингредиентом ещё одного национального блюда кавказской кухни - плова. Чаще всего он готовится на открытом огне в специальной посуде с толстым дном. Подается с кисломолочными соусами, в составе которых содержится сыворотка или кефир.


Выпечка в осетинской кухне

Самым знаменитым выпекаемым лакомством в кавказской кухне был и остается своеобразный заменитель хлеба - чурек. Его основой является кукурузная мука, а запекают чурек традиционно с сыром. Перед запеканием он смазывается водой, чтобы готовая лепешка не потрескалась. Хранить готовые продукты можно до двух недель, они не засохнут и не покроются плесенью - в отличие от обычного хлеба. Появление чурека на столах осетинцев также можно связать с историей народа. Из-за региона проживания древние горцы питались довольно-таки скудно, а чуреки были одним из основных блюд, употребляемых в пищу. Жители Республики Осетия предпочитают употреблять их ещё горячим - когда они издают неповторимый аромат. Простота и быстрота рецепта приготовления распространила это блюдо по всему миру.
Какая же кухня обходится без блинов и оладий, которые в Осетии также относятся к национальному блюду. Главное отличие осетинских блинов от остальных: пшеничная мука для приготовления смешивается в равных пропорциях с кукурузной, что придает лакомству воздушность и незабываемый вкус. На местном наречии блины называют лауж, оладьи - лауызта. Подаются эти яства с кислым молоком или соусом цахдон, о котором говорилось выше.


Осетинские пироги

В отдельную главу книги осетинских рецептов можно выделить их знаменитые пироги-лепешки: история рецептов измеряется в столетиях, что отражено в народных кавказских сказаниях. Правильно сделанным считается пирог с тонким слоем теста и большим количеством начинки. Кроме кулинарного, осетинские пироги имеют также ритуальное значение, о чем говорит подача непременно трёх штук в порции. Три пирога символизируют солнце, воду и землю - три основы мироздания. Примечательно, что настоящий рецепт такого блюда не предполагает использование маргарина и яиц. К основным видам осетинских пирогов можно отнести:
- Картофджин - наиболее востребованное яство, встречающееся в любом списке рецептов осетинского варения. Основой для него является толченый картофель, смешанный с молоком и мукой, из него впоследствии выпекаются лепешки. Виртуозом в области кулинарии считается тот, чьи картофельные лепешки получаются наиболее тонкими. В качестве начинки к блюду идет сыр. Старинный рецепт пирога продолжает покорять сердца гурманов со всего мира.
- С известностью картофджина может побороться только пирог с мясной начинкой - фыдджин . Он является визитной карточкой Осетии в сфере мирового кулинарного искусства. Представляет собой карман из тонкого теста с фаршем из говядины. Подается блюдо исключительно горячим, перед употреблением смазывается сливочным мясом.
- Олибах - пирог со свежим сыром, который тщательно разминают и солят. При выпечке этого изделия в его середине обязательно делают надрез - чтобы выходил пар, а сыр не вылез наружу.
Часто в состав начинки осетинских пирогов входят полезные овощи, либо их листья, среди таковых можно выделить наиболее традиционные:
- Цахараджин - в начинку этой лепешки входят измельченные листья свеклы и сыр. Свекольные листочки - наиболее часто встречающийся ингредиент овощных блюд Осетии.
- Хъэдурджын - фарш для начинки готовят из вареной размельченной фасоли и сала. При подаче к столу готовое изделие поливают сметаной.
- Насджин - это пирог с измельченной тыквой. Тыква также часто встречается в осетинских блюдах - это очень полезный овощ, считающийся своеобразным витаминно-минеральным комплексом. Ее плоды малокалорийны, богаты клетчаткой, а чемпионом среди витаминов в ней является бета-каротин.
- Кабускаджин - пирог с капустой и сыром. Часто подается вместо хлеба к основным блюдам.


Осетинские десерты

Самым распространенной национальной сладостью осетинцев является дзуката или хворост. Десерт этот присутствует практически во всех кухнях кавказской кулинарии и расценивается как сладость и взрослыми, и детьми. Для народов Кавказа перед подачей хворост традиционно поливается медом.
Выделить можно и такую необычную сладость, как белая халуа - это маленькие шарики из теста, которое приготовлено с использованием топленого масла и сахарной пудры. Ну и традиционно в качестве десертного блюда подают пироги со сладкими начинками, самые популярные среди них - это вишня и яблоки. Яблочный пирог, название которого в русской кухне звучит как шарлотка, на местном диалекте называют фаткуыджын, а пирог с вишней именуется балджин.


Напитки

Осетинское пиво пользуется популярностью не только на просторах кавказского региона, но и за его пределами. Для местных жителей пиво собственного приготовления не просто напиток: во время его приготовления молятся Богу. В рецепт входят зерна ячменя, пшеницы и кукурузная мука. Иногда туда также добавляют мед, что придаёт особый, несколько пикантный вкус. Традиционное осетинское пиво отличает темный цвет и насыщенный вкус, его название в местной кухне звучит как ирон баганэ.
Вторым по известности алкогольным напитком осетинской кухни является арака - готовится из кукурузных зерен и ячменя. Вообще народ Республики Осетия не является приверженцем спиртного, употребляет их в меру, но на большие праздники или поминки арака и пиво являются обязательными элементами стола. Средняя крепость араки составляет 25%.

Кто хоть раз побывал в Северной Осетии, отмечает гостеприимство и радушие хозяев! Ввиду того, что это многонациональная республика, то и кухня здесь отличается разнообразием блюд, которое хоть и не отличается большим количеством, но точно удивит незабываемым вкусом. Нет ни одного человека, посетившего Осетию и не отведавшего традиционных пирогов с пивом!

Приветствую тебя, дорогой читатель, всем известно, что питание для любого человека независимо от его места проживания и национальности является самым необходимым в его жизни и поэтому осетинская кухня с ее национальными рецептурными традициями в приготовлении и приеме пищи оказывает достаточно сильное влияние на жизнь современного жителя Кавказа.

Важнейший фактор здоровья это , его количество и качество, ассортимент потребляемых продуктов и, конечно же, регулярность приема пищи.

С древних времен у осетин главной пищей было отварное мясо и хлебные продукты, которые, как правило, готовились из кукурузной муки.

Национальная кухня Осетии появилась еще в те времена, когда на земле возникло и стало постепенно развиваться древнее государство народов кочевников – алан, впоследствии ставшее в своих устоявшихся географических границах прародителем современных осетин.

Их кочевые предки жили в непростых, а иногда и в тяжелых условиях горной местности, где охотиться за добычей было достаточно сложно, поэтому они в большинстве случаев занимались скотоводством и земледелием.

Кроме источника пропитания выращиваемый скот и плоды земледелия служили им в качестве денежной единицы.

Поэтому их пища была скудной, а ассортимент пищевых продуктов был небольшим. Мясо осетины аланы ели редко, только по большим праздникам или в период проведения национальных обрядов.
Основу их пищи составлял преимущественно кукурузный чурек, запиваемый кислым молоком, сваренным пивом или обычной родниковой водой.

Готовить мясо они позволяли себе только по особым случаям – рождению или поминкам, где в большом походном казане на открытом огне варилась огромная туша крупнорогатого животного. Отсюда блюда осетинской кухни были достаточно однообразны.

Основополагающие принципы кухни осетин

С годами человек накапливал свой жизненный опыт в выращивании и обработке продуктов, тем самым меняя и обогащая свой рацион питания, а с ним и свою национальную кухню.
И в наши дни национальный осетинский стол придерживается своих традиций. При подаче блюд, как правило, их начинают расставлять с головы стола, где сидит уважаемый всеми старший тамада, задача которого — вести стол, поэтому возле него всегда стоит голова и шея отварного животного.

Также как и все национальные кухни, осетинская кухня не развивалась обособленно от других народов. Однако кулинария каждого народа до сих пор сохраняет свои, присущие только ему национальные традиции.

Так в осетинской кухне можно встретить различные кавказские блюда, а осетинские пироги, считающиеся самыми вкусными на Кавказе, сегодня на столах многих других народов нашей страны.

Современная кухня Осетии, как и кухни других народов, расширила свой ассортимент, обогатив ее своими национальными, присущими только ей, специфическими приправами, придав многим блюдам характерный для осетинской кухни вкус и аромат.

Осетинская национальная кухня в настоящее время не стоит на месте и меняется, так к примеру, если раньше осетинские пироги делали из пресного теста, замешанного на воде или молочной сыворотке, то теперь готовят тесто для пирогов на молоке или кефире, добавляя в него маргарин и яйца.

Это в свою очередь сказывается на вкусовых качествах пирогов и позволяет на более долгое время сохранять их пышность и свежесть, да и многие мясные блюда также поменяли свою рецептуру.
Осетины, как и многие народы Кавказа, любят готовить ароматный шашлык, рецептов которого существует бесчисленное множество.

Традиционные блюда осетинской кухни

Главным блюдом осетинской кухни во все времена было и остается отварное свежее мясо говядины или баранины, иногда домашней птицы – курицы либо утки. Варится оно целиком и подается на стол на большом подносе.

К мясу всегда подавалась свежая зелень и обязательно разные острые соусы с перцем и чесноком, а также горький стручковый и черемша на сметане или бульоне. До сих пор самым популярным мясным блюдом Кавказа считается аппетитный шашлык.
В осетинской кухне широкое распространение получили пироги из пшеничной муки с добавлением кукурузной муки треугольной и круглой формы с разной начинкой, количество которых зависит от назначения стола. Как правило, подавать было принято на большом блюде три пирога круглой формы.

В качестве немногочисленной закуски на щедрый осетинский стол в большинстве случаев подается потрясающий по вкусу осетинский сыр, а в качестве национального салата полезная свежая редька, приправленная подсолнечным маслом с солью на ароматных травах.

В качестве легкой закуски могут быть поданы баклажаны с сыром либо грецкими орехами приправленные молочным соусом с чесноком.

Первое блюдо любой кухни – жидкие супы, поэтому в осетинской кухне таким блюдом является фасолевый суп из говядины либо баранины на косточке с картошкой, репчатый луком и свежей зеленью, или суп с рисом либо домашней лапшой, приготовленный на курином бульоне.
Вторым традиционным блюдом осетинской кухни часто является тушеное мясо молодого барашка с картофелем и луком заправленное острым перцем, чесноком и пряным чабрецом. Готовят второе блюдо и с мясом домашней птицы, где курица либо утка готовится в горшочках с овощами, ароматными приправами и чесноком.

Неповторимый аромат и изумительный вкус приготовленного по-осетински этого блюда из птицы восхитит даже самого изысканного гурмана.

Плов из баранины или голубцы из телятины подаются с кисломолочным соусом, приготовленным на кефире, либо сыворотке также могут быть на вашем столе в качестве второго блюда. Чаще всего этот плов готовится в большом казане с толстым дном.

Самой знаменитой выпечкой осетинской кухни, заменяющей хлеб, является традиционный кукурузный чурек с сыром, приготовленный в виде лепешки и хранящейся долгое время.

Это основное выпекаемое лакомство горцы Осетии употребляют в пищу в горячем виде, когда оно издает свой неповторимый хлебный аромат. Его простота рецепта и скорость приготовления снискала всемирную славу.

Знаменитые осетинские пироги

Пожалуй, не найдется такого человека, побывавшего хоть раз и не отведавшего настоящих осетинских пирогов с домашним пивом. Многонациональная республика с ее кухней отличается большим разнообразием блюд с незабываемым вкусом.

Все это многообразие здесь выражено в знаменитых рецептах осетинского пирога, история которого отражена в столетних народных сказаниях жителей Северного Кавказа.
Три осетинских пирога, лежащих в одной порции на большом блюде имеют не только кулинарное, но и ритуальное значение, так как символизируют тройственность мироздания – солнце, вода и земля.

Правильно приготовленный осетинский пирог имеет тонкий слой теста и большое количество начинки, а виртуозом в его приготовлении считается тот мастер, кто сможет приготовить в печи на большой сковороде самый тонкий пирог, подающийся к основным блюдам вместо хлеба.

В качестве такой начинки обычно могут быть:

  1. толченый отварной картофель с молоком,
  2. мягкий рассольный осетинский сыр,
  3. измельченные листья свеклы,
  4. тушеная капуста с острым перцем,
  5. мелко порезанные листья черемши,
  6. отварная фасоль с курдючным салом,
  7. измельченная отварная тыква.

Лидером кулинарного искусства среди пирогов Осетии, покорившим мировых гурманов считается популярный мясной пирог с говяжьим фаршем.

В процессе приготовления в середине мясного деликатеса делается небольшое отверстие либо надрезы для выхода пара, а после окончания выпечки он смазывается немалым куском сливочного масла. Подается на стол такой пирог исключительно в горячем виде.

Осетинские кулинарные шедевры

Самой вкусной сладостью кавказской кулинарии является хрустящий хворост политый медом, а также белые небольшие шарики из теста, приготовленные на топленом масле и обсыпанные сахарной пудрой, эти сладкие десерты нравятся как взрослым, так и детям.

В качестве десертного блюда на осетинский стол подаются популярные во многих кухнях сладкие пироги, где начинкой может быть яблок, лимон или вишня.

Для жителей не только Кавказа, но и других регионов нашей страны домашнее осетинское пиво, приготовленное собственноручно с добавлением небольшого количества меда особый напиток, имеющий темный насыщенный цвет и изысканный вкус.
Наравне с осетинским сыром и знаменитыми пирогами многие эксперты в области питания признали осетинское пиво одним из лучших напитков в мире.

Другим слабоалкогольным напитком, распространенным в Осетии, приготовленным из зерновых растений — кукурузы и ячменя для больших праздников и поминок является арака, средняя крепость которого равна 25 градусам.

В горных районах небольшой на Кавказе республике Северной Осетии с ее малочисленным гостеприимным народом осетинская кухня, широко известная за пределами маленькой по площади и населению республики по-прежнему остается неизменной и сохраняет свои многовековые традиции.
Конечно же, в жизнь осетинского народа глубоко проникла современная цивилизация. Поменялась и форма подачи блюд к столу. Осетинские столы теперь стали сервировать строго по правилам этикета.

Поэтому, несмотря на то, что в современной кулинарии все меняется очень быстро, неизменным по-прежнему остается традиционный осетинский стол, не теряющий своего национального колорита, где всегда в Северной Осетии главным блюдом на любом застолье будут все те же — три пирога, курица и кувшин сваренного домашнего осетинского пива. Приятного вам аппетита и будьте здоровы!

А тех, кого заинтересовали многочисленные рецепты осетинской кухни, я приглашаю в гости в горную солнечную Осетию, чтобы в живую отведать все эти национальные кулинарные шедевры.

А на сегодня это все и спасибо за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вам понравилась моя статья о традиционных кавказских блюдах осетинской кухни. Теперь вы знаете, какие кулинарные шедевры можно увидеть на столах щедрых осетин, их рецепты приготовления.

Может быть, вам уже доводилось пробовать их, тогда выскажите ваше мнение об этом в комментарии к статье, мне будет интересно его прочесть. Разрешите на этом с вами попрощаться и до новых встреч дорогие друзья.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога, чтобы получать мои статьи на свою почту. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

На сегодняшний день Осетия, местность, раскинувшаяся на территории центрального Кавказа, разделена на две части: республику Северная Осетия (Алания), входящую в состав Российской Федерации, и Южную Осетию. Несмотря на такую обособленность, рецептами национальной осетинской кухни пользуются как в южной, так и в северной части данного региона, и уж что-что, а кухню Осетии делить на две части точно не стоит.

История осетинской кухни

На традиционную кухню Осетии оказал неизгладимое влияние образ жизни древних аланов. В отличие от нынешних жителей Осетии, их предки кочевали из одной земли Кавказа в другую. Аланы представляли собой скифо-сарматские племена. Общение их происходило на старинном иранском диалекте. Ещё в первом веке нашей эры одна половина кочевников решила осесть на территории нынешней Осетии, остальные – пошли дальше.

Именно этот период положил начало истории традиционной кухни осетин. Кухня скифов-кочевников постепенно преобразуется в блюда народа Осетии. А иначе и быть не могло, теперь осетины живут на одном месте, имеют свои дома и хозяйство. Самым важным продуктом питания для них в это время становится мясо.

Мясо - основа национальной кухни Осетии

Существует немало осетинских мясных блюд, приготовленных самыми разными способами. Так, осетины очень любят и часто готовят мясо в казане, это блюдо доводят до готовности на открытом огне. К нему положено подавать бесподобный соус Цахдон либо Нурыдзахдон, приготовленный на сметане, он имеет весьма острый и пряный вкус.

Широко применяется в традиционной кухне Осетии домашняя баранина либо говядина . Когда аланы стали оседлыми кавказцами, они развели домашний скот и птицу. Современные осетины успешно продолжают эту славную традицию предков. Прошли века, но жители Осетии всё так же варят неразделанные туши и режут мясо огромными кусками.

Мясо длительно выдерживают на огне, добавляя к нему пряные травы и всевозможные приправы. Осетинские хозяйки угощают гостей мясом, заправленным по обыкновению острым чесночным соусом с овощами либо черемшой.

Второе блюдо, которое по сложившейся народной традиции должно присутствовать на столе, - это осетинские пироги с самыми разными мясными начинками.

Осетинские пироги - визитная карточка национальной кухни

Знаменитый по всей Осетии пирог Чъирите выпекают из пшеничной муки. Начиняют его бараниной, говядиной либо мясом домашней птицы. Не менее известны также осетинские чуреки, их готовят из смеси пшеничной и кукурузной муки.

По традиции гостей угощают не менее чем тремя пирогами. Так осетины выражают своё уважение и расположение пришедшему к ним в дом. В тесто для пирогов осетинские хозяйки не добавляют маргарин и яйца, и это одна из особенностей национальной кухни. Ещё с начала прошлого столетия тесто для мясных пирогов Фыдчин замешивалось лишь на пшеничной муке, сыворотке либо воде.

Пресное тесто на сегодняшний день утратило свою популярность. Осетинские пироги начиняются не только мясом. С этой целью широко используются также и овощи: тыква , листья свеклы, картофель, капуста. Нередко в качестве начинки применяется традиционный осетинский сыр, который изготавливают в домашних условиях, называется он Уæлибах.

Традиционные напитки осетин

Как правило, у горцев Осетии скудное питание, в их рационе преобладают мясные и хлебные блюда. Народными осетинскими напитками по праву считаются созданный на основе мёда ронг, квас, арака и тутыра. Почти в каждом хозяйстве имеется домашний скот, поэтому осетины часто употребляют молоко.

По всей России, и на Кавказе в частности, большую популярность имеет осетинское пиво. Этот хмельной напиток, произведённый в Осетии, обладает отменными вкусовыми свойствами. Среди местных жителей ходит легенда, что секрет его рецепта был раскрыт осетинам древним героем Нартовского Эпоса - Шатаном (Сатеником).

Осетинская кухня - это национальная кухня региона, который расположен в центральной части Кавказа. Народ, который исторически проживает на территории Осетии называет себя осетинами.

В настоящее время на территории Осетии располагается два обособленных государства. Республика Северная Осетия, которая осталась в составе РФ, другое ее название Алания.

И Республика Южная Осетия, официальность которой не все признают в мировом сообществе. По рецептам национальной осетинской кухни готовят пищу и в Южной, и в Северной Осетии. Национальная осетинская кухня сложилась в первую очередь под влиянием образа жизни древнего народа Алан.

Предки современных осетинов были кочевниками, которые перемещались по кавказским землям. Аланы были выходцами из скифо-сарматских племен и разговаривали на древнем иранском диалекте. Часть кочевых Аланов решили продолжить свой путь, а часть остались на современной территории Осетии еще в I веке нашей эры.

С этого времени начинается зарождаться осетинская кухня. Кухня кочевых скифов начинается трансформироваться в блюда осетинской кухни. Главной причиной становится оседлый образ жизни на одной территории. Теперь главным в рационе осетин становится мясо.

Мясные блюда осетинской кухни разнообразны и изготавливаются различными способами. Наиболее любимо и популярно в Осетии мясо, приготовленное в казане на открытом огне. К мясу подают отменный сметанный соус Цахдон или Нурыдзахдон, пряный и одновременно очень острый на вкус.

Осетины используют в своей национальной кухне мясо домашней говядины или баранины. Аланы поселившись на Кавказе стали выращивать домашний скот и птицу. Их потомки осетины продолжают славные традиции прадедов. Как и столетия тому назад осетины предпочитают варить мясные туши целиком или нарезать мясо большими кусками.

Мясо долго томят на огне, добавляя пряности и приправы. Подают мясо в Осетии преимущественно с острыми чесночными соусами с добавлением черемши или с овощами. Обязательным вторым блюдом для осетинской кухни являются национальные пироги с мясными начинками.

Рецепт пирога Чъиритæ известен каждой осетинской хозяйке. Мясной осетинский пирог пекут из пшеничной муки, в качестве начинки может использоваться мясо говядины, баранина или домашней птицы. Среди мясных рецептов осетинской кухни можно выделить чуреки, которые изготавливают из смеси кукурузной и пшеничной муки.

Обычно гостю подавали сразу три пирога или более. В Осетии это считается знаком уважения и расположения к человеку. Что примечательно настоящий рецепт осетинских пирогов не предполагает использовать для приготовления теста маргарина или яиц. Еще в начале прошлого века осетинские хозяйки делали тесто для мясных пирогов Фыдчин только из пшеничной муки и воды или сыворотки.

Так называемое пресное тесто в наше время уже не пользуется популярностью в Осетии. Помимо мясной начинки знаменитые осетинские пироги начиняют овощами, к примеру картофелем, тыквой, капустой или свякольными листьями. Часто для начинки используют домашний осетинский сыр Уæлибах.

Скудный рацион горцев, которые живут в Осетии обычно ограничивался блюдами из мяса и хлеба. Национальными напитками в осетинской кухне считаются ронг (на основе меда), арака, тутыра, брага и квас. Осетины всегда разводили домашний скот, поэтому в их рационе присутствует молоко.

В Российской Федерации и в странах Кавказа широко известно осетинское пиво. Пиво в Осетии отличается достойными вкусовыми качествами. Осетины верят, что рецепт этого хмельного напитка подарил им сам Шатана или Сатеник, древний герой известного памятника осетинской литературы - Нартовского Эпоса.

Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

К традиционной выпечке относятся также:

1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

Это — ритуальный физонæг.

Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

Все известные модели питания включают хмельные напитки.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

Ри условии хорошей варки, английский портер.

Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

«Будь приготовлена руками
Нартовской хозяйки Сатаны!
Почетом Сидамона станет почет твой,
Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
Изобилием Кусагона — изобилие твое!
Чистым достанься тому,
Для кого тебя приготовили.
Подобно жиру, на пользу будь тем,
Кто выпьет тебя.
Во благо тебе труды мои пойдут!
Мне же славы твоей немного».


Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

. хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

. бламыхъ
— овсяная мука, замешанная на квасе;

. хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

. къалуа
— блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

Это блюдо считалось женским.
В пищу употребляли и молочную сыворотку.

В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

Его предпочитали перетапливать.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

Картофель становился важным продуктом питания.

Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

Канукова Залина