Литература итальянского возрождения. Общая характеристика литературы эпохи возрождения Особенности развития литературы эпохи возрождения в италии

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм -- это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады.

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Ставропольский государственный аграрный университет

Кафедра «Философии»

Реферат не тему «Литература итальянского возрождения»

Выполнил студент 1 курса

2 группы факультета ФБД

Рахматуллин Т.В

Проверила: доцент Малютина М.В.

СТАВРОПОЛЬ 2011

1. Литература раннего Возрождения (Треченто)

2. Литература зрелого Возрождения (Кватроченто)

3. Литература позднего Возрождения (Чинквеченто)

Список используемой литературы

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения.

Литература раннего Возрождения (Треченто).

Социально-историческая обстановка в Италии в конце XIII - первой половине XIV в. Первые проявления ренессансной культуры и ее влияние на литературу.

Жизнь и творчество Ф.Петрарки. Петрарка - первый европейский гуманист. Его отношение к религии и схоластике. Рецепция и пропаганда римской поэзии и риторики; возвышение латинского языка как языка культуры; гуманистический критерий личности у Петрарки. Самооценка Петрарки и ее литературное выражение ("Письмо к потомкам" и др.). Борьба "между Христом и Цицероном" (“О презрении мира"). Гуманистический тезис о "подражании древним" и латинская поэзия Петрарки ("Африка" и др.). Итальянская лирика Петрарки; ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство Петрарки в "Книге песен". Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ "лирического героя" и характер лирической интроспекции в сонетах.Герой "между Мадонной и Лаурой" как основной мотив "Книги песен"; прием антитезы. "Петраркистский стиль" и его влияние на развитие европейской ренессансной поэзии.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Контаминация средневековой топики, античной мифологической образности и риторических приемов как принцип литературного мышления Боккаччо. Раннее творчество Боккаччо. Общая характеристика. Мотив любви в произведениях "неаполитанского периода" ("Амето", "Фьезоланские нимфы") и его гуманистический смысл; жанр пасторали в ранних произведениях Боккаччо и проблема ренессансной пасторальной идиллии. Автобиографизм и риторический психологизм в "Элегии мадонны Фьяметты". Зрелое творчество Боккаччо. Влияние Петрарки. Значение "Декамерона" для развития итальянской художественной прозы. Связь сборника со средневековыми и античными культурными традициями; его идейные, сюжетные и образные источники. Литературно-риторическая обработка традиционных повествовательных жанров как художественный принцип "Декамерона". Классификация новелл; расположение новелл в сборнике и их "диалогическое" взаимодействие. Идейный смысл "Декамерона". Ренессансная утопия и общество рассказчиков; функция обрамляющего повествования в сборнике. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто).

Упрочение ренессансной идеологии в крупных итальянских городах XV в. Расширение интеллектуального кругозора гуманистов; освоение греческого культурного наследия. Бруни и античный стоицизм; Валла и эпикуреизм; понятие о ренессансном неоплатонизме; Платоновская академия; Фичино и Пико делла Мирандола; влияние неоплатонизма на литературу эпохи Возрождения. Возрастающая роль древних языков; возрождение античных литературных жанров и расцвет неолатинской поэзии.

Взаимодействие антикизирующей и средневековой тенденций в литературе XV в. Флоренция как крупнейший культурный центр Кватроченто. Опыты создания гуманистической поэзии на итальянском языке. Кружок Лоренцо Медичи. Праздничная театральность придворной флорентийской культуры.

Лоренцо Медичи как поэт. Ренессансно-гуманистические идеалы в "Сказании об Орфее" Полициано. Проникновение средневекового комизма в "ученую" письменную литературу. Комические обработки рыцарских сюжетов. Бурлеск в поэме Пульчи "Морганте".

Феррара как центр схождения куртуазных и гуманистических традиций. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы. “Влюбленный Роланд" Боярдо. Происхождение сюжета и его литературная обработка; отношение автора к системе куртуазных ценностей; роль авантюрного и сказочно-фантастического элементов; композиционное строение поэмы и его функция; пародийно-игровой принцип. Развитие традиций Боярдо в "Неистовом Роланде" Ариосто; сюжет и композиция поэмы; серьезность и ирония; смешение стилей как повествовательный принцип Ариосто; роль фантастики; "образ автора" и авторская позиция в поэме.

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто).

Социальное развитие и культурная обстановка в Италии XVI в. Расширение сферы влияния гуманистической идеологии и оппозиция к ней. Соперничество неолатинской поэзии и поэзии на итальянском языке. Бембо как теоретик национального литературного языка; Бембо и зарождение петраркизма. Проблема предклассицизма. Аристократическое направление в ренессансной литературе. Причина расцвета и основные особенности пасторали в XVI в. "Аркадия" Саннадзаро. Пастораль как общеевропейский ренессансный жанр. Синтез гуманистических ценностей и аристократической галантности в "Придворном" Кастильоне. Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Тассо. "Освобожденный Иерусалим" и развитие жанра ренессансно-рыцарской поэмы; черты сходства и различия с "Неистовым Роландом" Ариосто. Синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов в поэме; "Освобожденный Иерусалим" как опыт создания религиозно-героического эпоса. Сюжет и композиция поэмы; роль "романических" элементов. Тассо и маньеризм.

Роль Италии в создании ренессансной драматургии и театра. Разрыв гуманистов с религиозно-дидактической драмой Средневековья и обращение к античным образцам. Первые постановки пьес римских комедиографов и трагиков в XV в. Перенос характеров и положений из римской комедиографии на итальянскую почву и возникновение "ученой комедии"; новеллистическое начало в "ученой комедии". Драматургическое творчество Ариосто, Макиавелли, Аретино, Бруно и др. "Мандрагора" Макиавелли как пример "ученой комедии". Возникновение комедийного канона. Влияние итальянской комедии на европейскую драматургию XVI-XVII вв.

Возрождение античной теории драмы (поэтики Аристотеля и Горация) и возникновение ренессансной трагедии на античные мифологические и исторические сюжеты (Триссино и др.) Создание и развитие предклассицистской теории драмы. Возникновение и развитие "кровавой мелодрамы"; создание жанра трагикомедии.

Фарсовые и буффонно-площадные истоки народной комедии дель арте; влияние на нее гуманистической традиции; характерные типы и "маски"; сценарий и импровизация; литературная судьба и культурное влияние комедии дель арте


Список используемой литературы:

2. Идеология эпохи.

3. Особенности искусства Возрождения.

1. Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества.

Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.

Возрождение — новый этап в истории мировойкультуры, приходится на период кризиса феодальных отношений и зарождения новых буржуазных отношений. С 14 века в европейских странах — перемены в экономике, политике, культуре. Бурно развиваются города, зарождается мануфактура и мировая торговля. Это время великих географических открытий: 1492 год — путешествие Колумба, открытие Америки, путешествия Васко да Гаммы. Это эпоха крестьянских восстаний и религиозных войн. Распространившееся в это время движение Реформации и возникновение протестантизма привело к отпадению целого ряда стран от католичества. В 1519 году монах-августинец Мартин Лютер вывешивает на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов, направленных против злоупотребления индульгенциями. Это стало началом движения реформации, началом церковного раскола. Поиски истинной веры, истинной церкви взамен погрязшего в грехах, разгуле и разврате Рима. Протестантизм противопоставил католицизму простоту богослужений, отказавшись от пышных обрядов, аскетизм своих служителей, утраченный представителями высших церковных должностей католического Рима. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни.


В экономике начинается переход к капитализму, аграрный переворот, эпоха первоначального накопления. Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития промышленности. Капиталы создавались любым путем: нещадной эксплуатацией, в колониях, пиратством. В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий (вся власть в руках одного). Абсолютная монархия способствовала созданию крепкого государства, развитию торговли и промышленности.

Происходит широкое обновление культуры, расцвет естественных и точных наук, создание литературы на национальных языках, расцвет изобразительного искусства. Наука из служанки богословия становится самостоятельной областью, основывается на опыте. Достижения науки получили философское осмысление и обоснование, появляется и развивается книгопечатание. Одно из главных достижений — философия природы (натурфилософия), она была пантеистической. Пантеизм — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, рассматривающее природу как воплощение божества. Считалось, что Бог растворен в природе и руководит жизнью изнутри.

Происходит открытие мира. Ученые пытались создать целостную и универсальную картину мира без вмешательства Бога извне. Это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний о мире, часто прибегали к поэтическим домыслам. Типичным был полуученый, полуфантаст, тип доктора Фауста. Люди были полны стремления познать себя и мир. Католическая церковь становится предметом насмешек и критики, этому был ряд причин: ученые-филологи исследуют Библию. В средневековой Европе пользовались латинским текстом Библии, который назывался Вульгатой. Перевод Священного Писания на латынь сделал в III веке святой Иероним. В начале XVI в. появляется интерес к оригинальному тексту Библии. Нидерландский ученый Эразм Роттердамский сделал новый перевод Нового завета. Немецкий знаток древних языков Иоганн Рейхлин сделал филологический комментарий к еврейским текстам Ветхого Завета, в результате обнаружилось множество переводческих ошибок, а неверно переведенные места послужили основой для многих католических догматов и обрядов.

Открытия филологов совпали с общим недовольством церковью, что спровоцировало явление Реформации (от лат. “преобразование, исправление”) — широкое общественно-политическое и идеологическое движение, которое требовало преобразовать церковь в демократическом духе. Сторонники Реформации, выступая за возвращение к первоначальному тексту Библии, считали, что при общении с Богом люди не нуждаются в посредниках — церкви и ее служителях.

Термин Ренессанс (французское), Ринашименто (итал.), Возрождение (русская калька с франц.) появился в XVI веке. Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари в своем сочинении “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.). Он писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже это понятие приобрело широкий смысл.

Хронологические рамки В. для разных стран различны. Движение это начиналось с юга на север. Италия XIV -XVI в., другие страны Европы —XV -XVI вв., иногда — начало XVII в. Классическую характеристику дал Ф. Энгельс: “Величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”.

2. Основа культуры Возрождения — идеологическая борьба с феодализмом и его пережитками. Культурные деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с главенствующим положением религии. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от опеки религии и церкви. Главной мыслью эпохи стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого получила свое название философия Возрождения — гуманизм (от лат. homo — человек). Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15-16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Наиболее ярко и полно воплотились идеи гуманизма в изобразительном искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Источником знаний и образцом художественного творчества для гуманистов была античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении “варварству” средневековой культуры, искусство Ренессанса во многом сохранило преемственность по отношению к предшествовавшей художественной традиции. На смену подчинению личности феодальным и церковным авторитетам пришел принцип свободного развития индивидуальности. Человек — центр мироздания, высшее творение природы, мир создан для него. Отсюда проистекал оптимизм, жизнеутверждающий характер культуры В., вера во всемогущество разума и возможность гармонического и беспристрастного развития человеческой личности.

Возрождение имеет общие (типологические) черты во всех странах: 1) интерес к Античности, стремление возродить культурное наследие прошлого. В Античности привлекало внимание к красоте человеческого тела, прославление радостей бытия, культ красоты; 2) борьба с феодализмом и его пережитками, с засильем церковной идеологии; 3) возникновение и распространение гуманизма (широкое идеологическое движение, создавшее новую концепцию человека); 4) сосуществование двух культурных традиций: ученой (философской) и народной (демократической), в лучших произведениях эпохи они переплетаются.

Характерная особенность эпохи В. — связь искусства и науки. Познавательное начало играло большую роль, художники искали опору в науке, что вызвало к жизни целую плеяду художников-ученых. Искусство В. использовало опыт средневековья. Христианство, перенесшее внимание на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека большую глубину, чем та, которую знала Античность. Человек новой эпохи постигал себя, открывая в себе способность любить и потребность в любви. Средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не Бога, а человека — женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы.

Мощным было наследие народной культуры. Народный смех имел двойственную (амбивалентную) природу, так как он не только обличал пороки, но утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею. На Севере Европы особенно сильным был взлет сатирической литературы, что связано с мощным и успешным реформаторским движением народных низов против католической церкви.

Искусство В. было светским. Это следствие социального утверждения набирающей силу буржуазии. Искусство В. проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Типичными чертами были героика, титанизм характеров и страстей (ревность Отелло, любовь Ромео и Джульетты, стремление Гамлета восстановить справедливость). Гуманисты считали, что человек должен быть развит всесторонне: умственно, физически, должен быть образован, иметь разносторонние интересы, должен быть совершенным нравственно и физически. Концепция гуманистов отличалась от средневековых представлений.

Средние века

Возрождение

1. Человек — творение Бога, создан во славу Бога. Культура теоцентрична.

1. Человек — часть природы, самое совершенное ее творение, центр мироздания. Культура антропоцентрична.

2. Человек — часть общественной группы. Ощущает свое место в ячейках общества.

2. Человек порывает с сословно-иерархическими ограничениями, осознает себя как личность, развивается индивидуализм (сложное явление: человек осознает ценность личности, развивается чувство собственного достоинства, высокая самооценка, раскрываются таланты; но, освободившись от сословных ограничений личность проявляла аморализм, развивался эгоизм, буржуазное хищничество).

3. Благородство — знатность, врожденное качество крови.

3. Благородство — приобретенные качества: благороден тот, чьи поступки благородны, это не зависит от происхождения.

4. Аскетизм: человек — существо духовное, он устремлен к Богу, земная жизнь — грязь, разврат, грех.

4. Отказ от аскетизма. Прекрасно все естественное: любовь к земным наслаждениям, физическое совершенство. В произведениях В.— торжество плотского начала.

3. В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поражает разносторонняя одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в различных областях, совмещая занятия живописью, скульптурой, архитектурой с увлечением литературой, поэзией и философией, с занятиями точными науками. Выражение “человек Возрождения”, “ренессансная личность”, обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным.

Сами деятели В. — разносторонние личности: Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса и крестьянки. Талантливый математик, изобретатель, скульптор, живописец, писатель, он одним из первых произвел вскрытие трупа, чтобы узнать строение человеческого организма, ведь он стремился использовать научные знания при создании картин. Художник был необыкновенно силен, внешне красив.

В эпоху В. развивается жанр портрета, зарождается историческая и пейзажная живопись. Были открыты линейная и воздушная перспективы. Религиозные темы облекаются в земные образы: “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Многие художники обращаются к античным темам и сюжетам: “Рождение Венеры”, “Весна” С. Боттичелли, “Сотворение Адама” Микеланджело.

В литературе раннего В. ведущим жанром была авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее В. разрабатывает жанры трагедии и романа. Возникает жанр авантюрного (пикарескного, плутовского романа), в котором появляется новый тип героя — авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто такими чертами обладают служители церкви, нарушающие нормы аскетизма — это следствие утверждения нового гуманистического взгляда на мир и критика церковнослужителей.

В конце эпохи осознается трагедия индивидуализма: люди понимают невозможности действовать и изменять мир в одиночку, невозможность исправить свое время (Гамлет У. Шекспира страдает именно из-за этого). Раннее В. было оптимистично: люди верили, что старый мир разрушается и уходит в прошлое, верили, что новый мир будет прекрасным, человек в нем будет счастлив, идеалы гуманизма воплотятся в реальности. Поэтому в литературе раннего Ренессанса изображается человек, противостоящий бедам и невзгодам, активно борющийся за свое счастье: Ландольфо Руффоло из “Декамерона” Боккаччо, многие героини У. Шекспира: Оливия, Катарина, Джульетта и др.

В период позднего В. новые буржуазные отношения выявляют свою антигуманную сущность. Новый мир оказался не таким, как ожидалось, он не дал людям счастья и справедливости. Действительность осмысливалась трагически, гуманисты одновременно ведут борьбу с феодализмом и его пережитками и с недостатками нового капиталистического общества; они понимают, что мечты о свободе и счастье невозможно реализовать в условиях реального мира, это свидетельство кризиса гуманизма. Писателями В., особенно английскими — Кристофером Марло и У. Шекспиром — были созданы персонажи, исторические, легендарны, современные, чей необузданный индивидуализм переходит в злодейство: короли Шекспира (реальные английские Иоанн, Ричард III , полулегендарные Клавдий и Макбет), частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок — воплощают жестокость времени, проявляя черты злодейства. Зло первоначального накопления было в этот период двойником исторического прогресса. Осуждение злодеев у писателей В. достигается во всем ходе действий. И Шейлок, и Яго Шекспира хотя и остаются к финалу пьес в живых, но их жизненниые принципы посрамлены и уничтожены. Их опыт показан неистребимым, но жалким, неприемлемым для человека В.

Художники В. преобразовывали в своем творчестве народное искусство: так многие средневековые фаблио вошли в стройный ансамбль “Декамерорна” Боккаччо, “хроники” и “народные книги” французского средневековья послужили основой романа французского писателя-гуманиста Франсуа рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, многие пьесы народных театров и бродячих трупп XVI века были преобразованы У. Шекспиром и Лопе де Вега в авторские драмы, в составе романа М. де Сервантеса “Дон-Кихот” можно обнаружить сюжеты многих устных повестей.

По-новому воспринимается в эпоху В. история, что связано с понятием “ренессансный реализм”. Его общим моментом является рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Изображался новый человек, освобожденный от сословных рамок, порой в разгуле эгоистических страстей, в способности достичь гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение своего идеала. Эгоистичным героям противопоставлялся человек разносторонний. В западноевропейском В. преобладала тенденция изображения энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека. Герои представали гиперболизированными, но гиперболизм проявлялся в стремлении к идеалу, в пафосе речей, в заостренном изображении стяжательства, хищничества, жестокости и других пороков, а также в предельном возвышении человеческого и героического.

Отличительная черта реализма эпохи В. — смелое, динамичное, красочное изображение полнокровных положительных образов, создание гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала и одновременно возвышение героической духовности, изображение гармонии этих двух начал.

Возрождение — это сложная, яркая, трудная эпоха, когда окончательно оформляются буржуазные нации, выявляется национальное своеобразие культур. Е. Исаева.

Литературой эпохи Возрождения (середина XV - начало XVII в., для Италии - с XIV в.) вписана одна из самых блестящих страниц в историю художественного и духовного развития человечества. Необычайные ее успехи объясняются особенностями исторического периода XIV-XVII вв., когда в недрах старого феодального строя вызревал новый капиталистический уклад. Классическая характеристика Возрождения дана Ф. Энгельсом во введении в "Диалектику природы": "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений".

Литературу эпохи Возрождения отличает новое гуманистическое мировоззрение, главное в котором - выдвижение на первый план человека (homo) с его раскрепощенным, освобожденным от средневековых догм разумом и сферой чувств, признанной достойной самого пристального внимания. Борьба за то, чтобы человек стал человечнее, т.е. разумнее и добрее, стала основной темой в произведениях титанов литературы Возрождения. Большую помощь в этой благородной борьбе оказывало им обращение к поэтическому творчеству своих народов, где издавна вырабатывался идеал человека, и к античной культуре времени ее расцвета, которая тоже давала образцы высокой человечности.

Для литературы Возрождения характерен реализм, преодолевающий средневековый аллегоризм, который не был полностью изжит в городской литературе. При этом ренессансному (возрожденческому) реализму присущи такие соответствующие эпохе черты, как титанизм характеров героев, широта показа действительности с воспроизведением ее противоречий, введение в картину действительности элементов фантастики и приключений, имеющих фольклорную основу, оптимизм, порожденный верой в человека. Все названные черты ренессансного реализма с большой силой проявились в творчестве титанов художественной мысли Шекспира, Сервантеса, Рабле и других.

Литература Возрождения не была однородной. Если на раннем этапе Возрождения в той или иной литературе ясно ощущалось присущее гуманистам "жизнерадостное свободомыслие" (Ф. Энгельс), вера в торжество добрых начал, то в произведениях позднейшего времени заметно ощущение кризиса гуманистических взглядов, чувствуется ущербность, трагизм. Так как эпоха европейского Возрождения была временем формирования наций и национальных языков, то литература эпохи рассматривается в связи с историей страны, национальным характером народа и т.д.

Итальянская литература Возрождения

Итальянская литература Возрождения - наиболее ранняя из всех европейских ренессансных литератур. Данный факт объясняется сравнительно ранним вступлением Италии на путь буржуазного развития. Уже к концу XIII в. в Италии заметно интенсивное развитие городов и торговли, впереди которых идут Флоренция, Болонья, Падуя, ставшие колыбелью новой, гуманистической итальянской культуры и литературы. Важную роль сыграло и то, что на территории Италии лучше, чем в других странах, сохранилось античное культурное наследие, ставшее одной из опор гуманистического мировоззрения.

В развитии итальянской литературы Возрождения различаются четыре этапа. Первый из них (конец XIII - начало XIV в.) - Предвозрождение, лишь подготовка Возрождения. Второй (XIV в.) знаменует собой раннее Возрождение и характеризуется особенно бурным его развитием. На третьем (XV в.) - в зрелом Возрождении - уже ощущается начало кризиса гуманизма, определенная утрата литературой ее прежних характерных для XIV в. демократических тенденций, связанных с изменениями во внутриполитической жизни итальянских городов (замена свободных коммун синьориями, представляющими собой зародыш абсолютистского государства). Четвертый этап (конец XV - XVI в.), позднее Возрождение, характеризуется его постепенным закатом, оскудением его литературы, вызванными общим упадком Италии с усилением феодально-католической реакции и в связи с ухудшением ее международного положения после открытия Америки и перемещения мировых торговых путей.

Наибольшие художественные ценности мирового значения созданы в итальянской литературе Предвозрождения, когда творил Данте, и в раннем Возрождении, ознаменованном творчеством Петрарки и Боккаччо.

Данте Алигьери (1265-1321) - "колоссальная фигура", "последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени" (Ф. Энгельс). Не лишенный еще ряда средневековых представлений, Данте одновременно нес миру свежее гуманистическое видение окружающего, высказывая свои мысли со всей страстностью, присущей пролагателю новых путей, и в этом его величие.

Поразительны у Данте его политическая страстность, глубокое понимание им перспектив общественного развития. Именно данное понимание заставило его, выходца из старинного дворянского рода Флоренции, связать себя с городской флорентийской коммуной, стать членом одного из его цехов (аптекарей и врачей), а затем сделаться настолько видной политической фигурой, что в 1300 г. он был избран членом коллегии семи приоров, управляющих Флоренцией. Активная натура, он усиленно боролся против тех, кто угрожал свободе родного города (местные ростовщики и предатели, римский папа Бонифаций VIII). Изгнанный вскоре (в конце 1301) из Флоренции в связи с победой там враждебной ему партии черных гвельфов, сторонников папы, приговоренный в случае самовольного возвращения во Флоренцию к сожжению на костре, Данте и в этой трудной ситуации не сложил оружия, не был духовно сломлен. Наоборот, именно в годы изгнания он сформировался в деятеля нового времени, который стал говорить от имени не только разъединенной Италии того периода, но и от имени всего человечества, которое он хотел видеть живущим в таком обществе, где было бы покончено с несправедливостью, когда "одни правят, а другие страдают".

Новое в литературной деятельности Данте дало о себе знать в раннем произведении - "Новая жизнь" (1291), своеобразном соединении прозы со стихами, посвященными искренне любимой Беатриче. Книга прославляет и воспевает любовь, которая в средневековой клерикальной литературе третировалась как греховное чувство, а в рыцарской лирике не всегда была искренной.

Немало нового, предвосхищающего мысли гуманистов последующего поколения, содержится в научных трактатах Данте, созданных уже в изгнании (1303-1312), не лишенные подчас серьезных противоречий, эти трактаты в целом были прогрессивны для своего времени. Это относится и к "Пиру", написанному вопреки традиции не на латыни, а на народном языке, где автор приглашает простолюдинов вкусить от научных знаний (отсюда название "Пир"). Еще более это касается трактата "О народном красноречии", где утверждается право народного итальянского языка стать вместо обветшалой латыни языком науки и литературы. Третий из трактатов - "О монархии", находившийся до 1896 г. в списке запрещенных Ватиканом книг, выражает протест против претензий римско-католической церкви на политическую власть и вместе с тем мечту о прекращении войн в едином всемирном государстве.

В изгнании Данте создает и венец своей поэзии - "Божественную комедию" (1313-1321), состоящую из трех частей - "Ад", "Чистилище" и "Рай", названия которых соответствуют представлениям средневекового человека католической Западной Европы о загробном мире. Однако фантастические картины загробного мира лишь отдаленно напоминают те, с которыми встречаются в средневековых "видениях". У Данте они превращены в средство отклика на сугубо земные дела, вызывающие критику и осуждение ("Чистилище", "Ад") или возвеличивание ("Рай"). Поэт нового времени чувствуется в Данте при изображении двух противоположных полюсов загробного мира - ада и рая - в том, кого и за что он туда помещает. Видно, что принцип определения преступности для находящихся в аду у него гуманистический: строжайшего наказания, по мнению Данте, достоин лишь тот, кто причинил людям большое зло.

Страшная казнь - погружение живым в кровавый кипяток - придумана поэтом для тех, "кто жаждал золота и крови", ввергал народы в кровопролитные войны. Именно этой казни подвергнут находящийся в седьмом круге ада "бич земли" Аттила и другие завоеватели чужих территорий. Не догмами католицизма, а соображениями гуманизма руководствовался Данте, помещая в ад римского папу Николая III и намечая поместить рядом с ним его преемника Бонифация VIII. Требовался колоссальный разрыв с католическим средневековым представлением о святости пап, чтобы двух из них поместить в один из самых страшных (восьмой) кругов ада. К тем же, кого Данте как "последний поэт Средневековья" в силу до конца не преодоленных им отдельных средневековых представлений решает поместить в не столь мучительные круги ада, поэт относится скорее с сочувствием, чем с осуждением. Это подтверждается отношением Данте к своим собратьям по таланту - античным поэтам, которые хотя и не попадают в рай (поскольку - язычники), но и не мучаются, находясь в Лимбе (первом немучительном круге ада), и встречей с которыми он, избравший себе в проводники по аду Вергилия, гордится. Не следованием церковным и феодальным догмам во взгляде на земную любовь, а глубоким сомнением в их правильности продиктовано поэту глубокое сострадание к Франческе да Римини и Паоло - жертвам любовной страсти.

В "Чистилище" и "Рае" также немало доказательств гуманизма поэта, можно заметить вполне земное намерение его выразить мечту о таком миропорядке, который во всем противостоял бы миру алчности и насилия, царившему в жизни Италии. В облике одного из обитателей "Рая", "старца в ризе белоснежной", видится гуманистический идеал человеческой доброты. Поэт нового времени дает о себе знать в Данте при изображении "Рая" и тогда, когда, еще в большей мере преодолевая средневековые догмы, он помещает там двух добродетельных язычников (Траяна и Рифея) и намекает на пересмотр участи некоторых находящихся в аду, в нарушение рокового "Оставь надежду...", полностью устами апостола Петра осуждает папство.

Глубоко прогрессивные для своего времени мысли облечены Данте в "Божественной комедии" в высокохудожественную форму. Поэт проявил себя большим мастером стройной композиции, обрисовки пейзажа, мудрой краткости речи.

Франческо Петрарка (1304-1374) - младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения. Вместе с тем и он подчас не чужд противоречий, порожденных воздействием Средневековья, что заметно в его трактатах. По-ренессансному многосторонняя и активная натура, большой знаток античности, основатель классической филологии, мыслитель, политик, распространитель идей гуманизма далеко за пределы Италии - вплоть до далекой Чехии, где он побывал в 1356 г., Петрарка вошел в историю мировой литературы прежде всего как великий поэт.

Хотя при жизни ему наибольшую славу доставила латинская поэма "Африка", за которую он в 1341 г. был увенчан лаврами, последующие поколения справедливо оценили его как автора сборника стихов на итальянском языке "Канцоньере" ("Книга песен"). Главное место в них принадлежит стихам о любви к Лауре. Непроходящая ценность этих стихов - в пристальном, гуманистическом внимании поэта к внутреннему миру человека, в прославлении в отточенной форме сонета чувства любви, полного красоты, драматизма, облагораживающей силы.

Замечательны помещенные в этом сборнике канцоны, посвященные судьбе Италии: "Италия моя...", "Высокий дух..." и др. Они пронизаны глубоким патриотическим чувством, жаждой мира. Чувство негодования характерно для стихов Петрарки, как и для его публицистического труда "Письма без адреса", обличающего папскую курию за царящие в ней пороки. Патриотическая и гневная лирика Петрарки сыграла значительную роль в освободительном движении в Италии XIX в. Бессмертна и его любовная лирика, породившая множество подражаний и сохраняющая сама по себе немеркнущую свежесть и славу.

Джованни Боккаччо (1313-1375), в отличие от своих предшественников и учителей Данте и Петрарки, по преимуществу поэтов, проявил себя более всего в художественной прозе. Он стал, по существу, ее родоначальником в Италии и одним из ее зачинателей в Европе. Будучи личностью активной и всесторонней, он много сделал и в других областях общественной и научной деятельности. Он был знатоком не только римской, но и греческой античной культуры, выполнял дипломатические поручения Флорентийской республики, являлся сторонником республиканского образа правления и ненавидел тиранов: "Нет жертвы, более угодной Богу, чем кровь тирана". Он стал первым биографом Данте и комментатором его "Божественной комедии", о которой читал лекции флорентийцам.

Как художник Боккаччо в лучших своих произведениях - яркий выразитель характерных для Возрождения "жизнерадостного свободомыслия" и реализма в литературе. Данный факт был заметен уже в его психологической повести "Фьяметта" (1343), в поэме "Фьезоланские нимфы" (1345) и особенно проявилось в знаменитом сборнике новелл "Декамерон" (1353). В нем исключительно выпукло выражено и утверждение новой гуманистической морали, и прославление активного, жизнерадостного человека, и отрицание показного аскетизма и в то же время лицемерия, характерных для служителей церкви. Утверждение оптимизма чувствуется уже в обрамлении сборника - в предшествующем самим новеллам авторском рассказе о десяти жизнерадостных молодых людях - семи женщинах и трех юношах, удалившихся во время чумы 1348 г. за город, чтобы в течение десяти дней (отсюда и название сборника, означающее по-гречески "десятидневие") укреплять свой дух рассказами о победе разумного и светлого над глупым и темным, отжившим, которое подчас приводит к трагедиям. Защита нового и критика старого, средневекового, осуществлена в самих новеллах, будто бы "рассказанных" десятью собеседниками, в действительности созданных автором на основе народного творчества и вложенных в уста десяти молодых людей. Разнообразные в тематическом отношении, новеллы больше всего разрабатывают тему обличения пороков духовенства, монахов, тему любви и тему приключений, в которых выявляется ум человека, его находчивость, выдержка, остроумие. Причину разврата и лицемерия духовенства автор-гуманист видит в таком неразумном, противоестественном установлении католической церкви, как безбрачие духовенства, издавна вызывавшее нападки со стороны средневековых "еретиков".

Тема любви и семейной жизни трактуется в "Декамероне" тоже в плане гуманистического отрицания сословного неравенства, защиты прав женщины на свободный выбор в любви и т.д. Автор осуждает суровые нормы феодального быта, приводящие к трагедиям. Он раскрывает красоту любовного чувства, пробуждающего в человеке все лучшее. Примечательно, что носителями наибольшей красоты чувств - верности в любви, способности в борьбе за торжество любви переносить всевозможные испытания - оказываются у Боккаччо чаще всего люди из простого народа, а не из знати. В этом проявляется демократизм Боккаччо. Демократизм автора заметен и в стиле этого произведения с его живостью повествования, подчас фривольным юмором - во всем, чему писатель учился у народа. Иногда в стиле Боккаччо чувствуется и влияние античных авторов.

В творчестве Боккаччо осуществлен значительный шаг вперед в укреплении позиций гуманизма в итальянской литературе. Как мастер новеллы он проложил путь для позднейших новеллистов, произведения которых, как и его самого, становились источником сюжетов для великих драматургов Возрождения, в том числе для Лопе де Вега и Шекспира.

В XV-XVI вв. в итальянской литературе Возрождения все более нарастают кризисные явления. Хотя количество писателей, выступающих в различных жанрах, увеличивается по сравнению с ранним Возрождением, их творчество уже не достигает той идейной и реалистической силы, которая была присуща Данте, Петрарке, Боккаччо. Даже наиболее яркие и талантливые поэты Л. Ариосто (1474-1533), автор поэмы "Неистовый Роланд", и Т. Тассо (1544-1595), поэма "Освобожденный Иерусалим", не избежали противоречий.

Многих писателей эпохи раннего средневековья на творчество вдохновляла неразделенная любовь. Образы любимых женщин были для писателей стремлением к возвышенному, идеалу.

Данте Алигьери «Божественная комедия». Содержание: Данте спускается в ад с его 9 кругами и наблюдает за мучениями грешников. В каждом круге ада мучения грешников увеличиваются. Из ада Данте попадает в чистилище, затем в рай, где его сопровождает его первая любовь Беатриче, которой он посвятил свои лучшие произведения.

Новизна поэмы заключается в том, что в ней простой смертный постигает своим земным разумом тайны бесконечного, небесного. Данте критикует многих философов, политических и религиозных деятелей. В «Божественной комедии» даны настолько реалистичные образы, ярко изображены человеческие стремления, страдания, страсти, что многие воспринимали поэму буквально, разбегались при виде Данте, думая, что он в самом деле спускался в ад.

Франческо Петрарка вместе с Данте и Бокаччо был основателем итальянского литературного языка. Наибольшую известность ему принесли сонеты, посвященные его возлюбленной – Лауре, новшество которых заключалось в том, что поэт дал волю своим личным переживаниям, воспел их.

В своем творчестве критикует схоластику и аскетизм, призывает бороться с судьбой для достижения своих доблестных целей.

Джованни Бокаччо «Декамерон» - 100 новелл, рассказанных в течение 10 дней 7 девушками и 3 юношами – энциклопедия нравов Италии XIV в.

34 Изобразительное искусство раннего Возрождения в Италии

Основоположник реалистической живописи в Италии - Джотто изображал человеческие фигуры не как средневековый иконописец – застывшими и распластанными на плоскости, а в живом движении, рельефно, будто они были объемно вылеплены. Он впервые в библейских и евангельских образах делает попытку мимикой, жестами выразить эмоциональные переживания. Прямых последователей не имел. После него итальянская живопись во многом продолжала оставаться верной средневековым художественным идеалам. Путь к реализму, намеченный Джотто, был продолжен лишь в начале XV в. Продолжателем Джотто стал Томмазо Мазаччо. Он стал одним из тех, кто открыл законы перспективы, что позволило правильно компоновать картины с учетом трехмерности пространства, первым обратившись к обнаженной натуре стал прославлять человеческую красоту.

Огромный интерес к человеку в эпоху Возрождения вызвал широкое распространение портретного жанра. Портреты этой эпохи ставят целью не только передавать сходство с оригиналом, но и показать высокое значение человека, его индивидуальность.

35 Турки-сельджуки в малой Азии. Образование Османского государства

Во второй половине X в. у тюрок степных районов Средней Азии происходило разложение первобытных порядков и появилась кочевая военизированная знать. Стали создаваться различные раннегосударственные объединения. Одно из таких объединений, называвшееся огузами (позднее - туркменами) , возглавлялось семейством Сельджука . Впоследствии имя данного семейства распространилось и на все объединенные огузами племена.

Движение сельджуков из туркменских степей в Малую Азию было стихийным. В 1077 г. сельджуки разгромили византийские войск, а в 1077 г. в Малой Азии было создано их государство во главе с султаном Сулейманом. Благодаря завоеваниям, в начале XIII в. Сельджукский султанат включал в себя почти всю Малую Азию.

В 1243 г. сельджуки были разгромлены монголами и султанат попал в зависимость от завоевателей. Ослабление власти султана способстовало росту усобиц, а с середины XIII в. основная часть земель султана перешла под непосредственное управление монголов. В конце XIII в. султанат распался на 10 (по другим данным 16) независимых княжеств (эмиратов или бейликов). В 1307 г. монголами был задушен последний сельджукский султан Гияседдин Месуд III и это событие считается концом Сельджукского султаната.

Среди бейликов, на которые распался Сельджукский султанат было несколько крупных. Но ядром нового турецкого государства стал небольшой окраинный Османский бейлик , расположенный в северо-восточной части Малой Азии, на границе с Византией и со столицей в г. Сёгют. Среди причин возвышения именно этого бейлика его географическое положение: близость Византии, удаленность и фактическая независимость ото монгольских правителей.

История создания бейлика такова. Во время нашествия Чингизхана на Среднюю Азию в 1219-1221 гг. небольшое туркменское племя кайя во главе с Эртогрулбеем, двинулось на запад и в 30-х гг. XIII в. оказалось в Малой Азии. По преданию, Эртогрул получил от сельджукского султана в качестве икта северо-западную область и за это обязался нести охрану границ. В 1281 г. Эртогрул-бей умер и во главе племени стал его сын Осман. В 1299 г. монгольский ставленник, сельджукский султан Гияседдин Месуд был свергнут в ходе восстания и бежал. Осман воспользовался этим и стал править самостоятельно. Этот год принято считать началом существования независимого Османского государства.