Конспект классного часа по правовым знаниям "а нужны ли правила". Классный час"Правила в жизни человека: нужны ли они?"(6 класс) Общие правила поведения

Тема: «Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Цель : Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование : классная доска, листочки, фломастеры, медиа проектор, презентация.

План занятия:

1. Игра «Крестики – нолики»

2. «Нужны ли правила в нашей жизни?»

3. «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

4. «Зачем человеку правила?»

Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

5. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

6. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

7. А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

Как вы себя при этом чувствовали?

Как отреагировали на это окружающие?

Какой вывод для себя вы сделали?

Самостоятельная работа по группам:

1.Этикет общения

2.Правила поведения.

Поведение на занятиях:

1. Когда учитель входит в класс, обучающиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образ учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2. Каждый учитель определяет правила поведения учащихся на своих занятиях; эти правила не должны ущемлять достоинство обучающегося.

3. Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

4. На уроке обучающиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относится к нему надо бережно и аккуратно.

5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6. Обучающийся вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме.

7. Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, нервничать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

9. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

10. Обучающиеся несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в лицее, правила посещения занятий. Если обучающийся, достигший возраста 16 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении.

Общие правила поведения

  • Обучающийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
  • Приносить на занятия все необходимые тетради, пособия, письменные принадлежности
  • Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды
  • Курение на территории школы запрещено
  • Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках
  • Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты
  • Обучающиеся в школе должны уважать достоинство педагогического состава и работников школы
  • Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
  • Обучающиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
  • Все обучающиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и территории, в меру своих физических возможностей.
  • Обучающимся следует уважать право собственности. Тетради, ручки, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
  • К обучающимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.
  • Обучающимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.
  • В случае пропуска занятий, обучающийся должен предъявить классному руководителю справку или написать объяснительную о причине отсутствия на занятиях.

Поведение учащихся в столовой

1. Во время еды в столовой обучающимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

2. Обучающиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

4. Обучающиеся убирают стол после принятия пищи, ставят на место стулья.

5. Обучающиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

11. Подведение классного часа.

Притча: У одного старого восточного мудреца спросили: "У кого ты обучался воспитанности?” - "У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”

  • Первое условие воспитанности - познание общепринятых норм и правил поведения;
  • 2-ое - тренироваться упражняться в правильном поведении;
  • третье - крепкие и устойчивые привычки поведения.

«Правила в жизни человека: нужны ли они?»

Цель классного часа : Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры.

Ход занятия.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»?

В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети узнают этот рисунок).

Нарисуйте на приготовленных листочках поле для игры в «крестики-нолики», и начнём наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! Итак, я начинаю первая.

(Проходя по классу, учитель рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, психолог, нарушая правила игры, зачёркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест).

Ой! Как вы шумите ! Почему?

Дети. – Вы нарушили правило!

Так не играют!

Так не играют!

Так нельзя!

Это нечестно!

Учитель. Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие учёные попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какую проблему мы сегодня будем обсуждать?

А вот вопрос (записан на доске), на который мы будем отвечать, звучит так:

Нужны ли правила в нашей жизни?

Учитель. Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?

Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

Какова же цель нашего занятия?

Цель – найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

(Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске)

Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…

Учитель. Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые?

(Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)

Учитель. Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко.

Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.

Учитель. Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды? (Дети задумываются)

Учитель. Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

(Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека.

Ребята, сможем мы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку правила?»

(Звучат ответы детей.

Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

Так зачем людям нужны правила?

Учитель. А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

Как вы себя при этом чувствовали?

Как отреагировали на это окружающие?

Какой вывод для себя вы сделали?

А сейчас мы с вами продолжим эксперимент. Каждая команда оказалась на необитаемом острове. Все вы разные, но у вас цель одна - выжить на этом острове. Подумайте и ответьте, могут ли правила помочь вам выжить, и если вы ответите положительно, то напишите на листочке три главных правила вашей команды. У вас 2 минуты.

А теперь каждая команда назовет свои правила, а я зафиксирую их на ватмане.

Ребята, сейчас мы с вами сделали великое дело: мы составили первые правила нашего класса. А теперь всенародным голосованием мы примем их и пообещаем их выполнять. Голосуем! Поздравляю вас, ребята, с первым опытом законотворческой деятельности.

Ребята, вам понравилось проводить эксперимент? С помощью эксперимента вы смогли самостоятельно определить, как вы должны вести себя в жизни.

А теперь я попрошу каждую команду дать оценку нашему классному часу - составить синквейн (что такое правила, какие они, что помогают делать. Вывод о необходимости правил в жизни человека):

1 существительное.

2 прилагательных.

3 глагола.

1 предложение.

Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

Спасибо за работу!

«Нужны ли нам правила?»

Цели: дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях; к правилам, устанавливаемым в школе.

Метафора: «Человек без правил, как кипящее молоко: и молока нет, и вокруг всё грязное».

Ход занятия

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем тему «Воспитанный ребёнок».

На прошлом уроке мы с Вами начали разговор о Правилах поведения в школе.

Знакомство с основными правилами

Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов, спецкурсов), не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины;

Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе;

Беречь школьное здание, оборудование, имущество;

Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете;

Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы;

Придерживаться делового стиля одежды.

Учащимся запрещается:

Приносить, передавать и использовать спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества;

Использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям;

Применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства;

Совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья;

Употреблять грубые выражения по отношению к другим учащимся и ко всем работникам школы.

Внешний вид учащихся

Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.

Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан, иметь чистый носовой платок, расческу.

Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.

При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения взрослого.

Требования к учащимся на уроке

Учащиеся после звонка должны немедленно занять свои места за учебными столами и приготовить все необходимое к уроку.

При входе учителя учащиеся встают.

Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.

Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.

Правила поведения в школе нужны для создания в школе нормальной рабочей обстановки, безопасных условий, которые способствуют успешной учебе каждого ученика.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

А.П.Чехов

Правила поведения не содержат ничего, что было бы недоступно для понимания ученика любого возраста. Их выполнение зависит только от знания требований и желания следовать им.

Давайте послушаем сказку про Трумбика.

Работа со сказкой

Трумбик остался в стране, пошёл в школу. Но он же не знал, что там тоже есть свои правила. Трумбик очень гордился тем, что учится в школе, что у него есть портфель. Когда в класс вошла учительница, он стал громко-громко кричать:

Здрасти, тётенька!

Листик, которого посадили рядом с Трумбиком, схватил его за руку:

Ты что, это же учительница Хурминка Апельсиновна! Её надо звать по имени отчеству! В школе нельзя учительницу называть тётенькой.

Когда урок подошёл к концу, Трумбик выскочил из класса первым.

Ух, как я устал сидеть! – сказал он и помчался по школьному коридору, сбивая всех на своём пути. Когда учительница взяла его за руку, он вырвался и убежал, решив, что Хурминка Апельсиновна тоже хочет поиграть с ним, Он, смеясь, спрятался от неё под лестницей. Затаив дыхание, он сидел и смотрел, как все его ищут. Он думал: «Вот так игра, вот так веселье придумал!»

Так он просидел под лестницей и час, и два. А потом ему надоело сидеть, и он пошёл в класс. Широко распахнув дверь, он прокричал: «Ага, не нашли. Теперь вы прячетесь!» Хурминка Апельсиновна почему-то стала его ругать. Он обиделся на всех и молча сел за свою парту. Но вскоре ему наскучило сидеть спокойно и захотелось поговорить с Листиком. Он громко начал задавать Листику разные вопросы, копаться в своём портфеле, чихать и смеяться, а под конец свалился со стула. Просто так, потому что ему скучно стало.

Хурминка Апельсиновна всё время делала ему замечания, Ребята сначала смеялись над ним, а потом стали на него как-то косо смотреть. Но Трумбик не замечал этого. Следующим уроком было чтение. Ребята читали интересную сказку. Но Трумбику и это быстро надоело:

Сидишь тут, по буквам что-то складываешь… Вот мама быстро читает, так зачем же самому читать? Лучше маму послушать, А читать, как-нибудь, потом научусь!

Ребята стали возмущаться:

Помолчи, Пожалуйста, ты нам мешаешь! Нам очень интересно читать!

Но Трумбик не успокаивался. Он снова начал возиться в портфеле, есть бутерброды и падать со стула.

Прозвенел звонок на перемену, но ребята почему-то не приняли Трумбика в свои игры. Трумбик всю перемену простоял один-одинёшенек. Следующим уроком была физкультура. Трумбику очень понравился этот урок, где можно прыгать и бегать. Но вдруг учитель Минуткин сказал:

Ребята, посидите на скамеечке спокойно минутку, я сейчас положу маты к бревну, и мы с вами вместе будем учиться выполнять упражнение на бревне.

Трумбику в голову пришла такая мысль: «Вот ребята со мной целую перемену не общались, а я сейчас им покажу, какой я смелый и бесстрашный, я тоже умею многое делать! Сейчас я как пройду по этому бревну! Без помощи учителя Минутки!» И Трумбик помчался к бревну. Он так быстро залез на него, что никто не заметил, как он уже вовсю пляшет на бревне. Только его радостные крики привлекли внимание ребят и учителя:

Посмотрите на меня, траля–ля, траля-ля! Вот как я умею! Я очень хороший. Ой-ой-ой! – И втот же миг, Трумбик свалился с бревна вниз головой. Под бревном не было матов, поэтому Трумбик ударился очень-очень сильно.

^ Он так громко плакал, что всем было его жалко. Но учитель Минуткин сказал:

Трумбик, Я тебя предупредил, но ты не послушал меня, Как ты думаешь, почему так произошло?

Трумбик задумался.

Ребята, а вы как думаете, почему так произошло?

Обсуждение

Пожалуйста подумайте, что бы происходило в школе, если бы не было правил?

Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, отбирают, обзывают?

Так нужны ли нам правила или нет?

Правила в школе нужны. Они помогают нам, Выполнять их иногда очень сложно и не хочется, но всё равно нужно

Игра «Самое-самое»

В некотором царстве, в некотором государстве была школа. А в этой школе были Правила, Давайте познакомимся с ними (Ведущий называет правило и показывает его рисунок): «На уроках веди себя спокойно», «Играем на переменах», «Учителя нужно слушать», «Драки запрещены», «На уроках вскакивать нельзя». Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры.

Но однажды сильный ветер принёс с собой Колючку. Ребятам, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки прикрепились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить… Но все было бесполезно. Ребята обзывались друг на друга, не слушали учителя. Оказалось, что эта колючка была сделана из Злости и Вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда Правила решили «Раз мы вам не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята радостно закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете»

Услышав такие слова, правила ушли. Им стало обидно, что их не замечают, на них не обращают никакого внимания. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мы – то знаем с вами, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать. Ребята, что будет, если уйдёт правило «драки запрещены?» (Таким образом, разбираются последствия каждого нарушения правила). То есть мы можем сделать вывод, что у правил очень тяжёлая работа, они очень и очень нужны и полезны.

Итог урока:

Какие выводы мы можем сделать? Смогут ли люди жить без правил?

«Скажите доброе словечко».

Каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с занятия с радостным чувством.

«Нужны ли нам правила?» Цели: дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях; к правилам, устанавливаемым в школе.Метафора: «Человек без правил, как кипящее молоко: и молока нет, и вокруг всё грязное».Ход занятия Сегодня на уроке мы с вами продолжаем тему «Воспитанный ребёнок». На прошлом уроке мы с Вами начали разговор о Правилах поведения в школе. Знакомство с основными правилами Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка: Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов, спецкурсов), не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины; Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе; Беречь школьное здание, оборудование, имущество; Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе; Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете; Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих; Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы; Придерживаться делового стиля одежды.Учащимся запрещается: Приносить, передавать и использовать спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества; Использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям; Применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства; Совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья; Употреблять грубые выражения по отношению к другим учащимся и ко всем работникам школы.Внешний вид учащихся Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой. Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан, иметь чистый носовой платок, расческу. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения. При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения взрослого.Требования к учащимся на уроке Учащиеся после звонка должны немедленно занять свои места за учебными столами и приготовить все необходимое к уроку. При входе учителя учащиеся встают. Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке. Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.Правила поведения в школе нужны для создания в школе нормальной рабочей обстановки, безопасных условий, которые способствуют успешной учебе каждого ученика. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А.П.ЧеховПравила поведения не содержат ничего, что было бы недоступно для понимания ученика любого возраста. Их выполнение зависит только от знания требований и желания следовать им. Давайте послушаем сказку про Трумбика.Работа со сказкойТрумбик остался в стране, пошёл в школу. Но он же не знал, что там тоже есть свои правила. Трумбик очень гордился тем, что учится в школе, что у него есть портфель. Когда в класс вошла учительница, он стал громко-громко кричать:- Здрасти, тётенька!Листик, которого посадили рядом с Трумбиком, схватил его за руку:- Ты что, это же учительница Хурминка Апельсиновна! Её надо звать по имени отчеству! В школе нельзя учительницу называть тётенькой. Когда урок подошёл к концу, Трумбик выскочил из класса первым.- Ух, как я устал сидеть! – сказал он и помчался по школьному коридору, сбивая всех на своём пути. Когда учительница взяла его за руку, он вырвался и убежал, решив, что Хурминка Апельсиновна тоже хочет поиграть с ним, Он, смеясь, спрятался от неё под лестницей. Затаив дыхание, он сидел и смотрел, как все его ищут. Он думал: «Вот так игра, вот так веселье придумал!» Так он просидел под лестницей и час, и два. А потом ему надоело сидеть, и он пошёл в класс. Широко распахнув дверь, он прокричал: «Ага, не нашли. Теперь вы прячетесь!» Хурминка Апельсиновна почему-то стала его ругать. Он обиделся на всех и молча сел за свою парту. Но вскоре ему наскучило сидеть спокойно и захотелось поговорить с Листиком. Он громко начал задавать Листику разные вопросы, копаться в своём портфеле, чихать и смеяться, а под конец свалился со стула. Просто так, потому что ему скучно стало. Хурминка Апельсиновна всё время делала ему замечания, Ребята сначала смеялись над ним, а потом стали на него как-то косо смотреть. Но Трумбик не замечал этого. Следующим уроком было чтение. Ребята читали интересную сказку. Но Трумбику и это быстро надоело:- Сидишь тут, по буквам что-то складываешь… Вот мама быстро читает, так зачем же самому читать? Лучше маму послушать, А читать, как-нибудь, потом научусь! Ребята стали возмущаться:- Помолчи, Пожалуйста, ты нам мешаешь! Нам очень интересно читать!Но Трумбик не успокаивался. Он снова начал возиться в портфеле, есть бутерброды и падать со стула. Прозвенел звонок на перемену, но ребята почему-то не приняли Трумбика в свои игры. Трумбик всю перемену простоял один-одинёшенек. Следующим уроком была физкультура. Трумбику очень понравился этот урок, где можно прыгать и бегать. Но вдруг учитель Минуткин сказал:- Ребята, посидите на скамеечке спокойно минутку, я сейчас положу маты к бревну, и мы с вами вместе будем учиться выполнять упражнение на бревне. Трумбику в голову пришла такая мысль: «Вот ребята со мной целую перемену не общались, а я сейчас им покажу, какой я смелый и бесстрашный, я тоже умею многое делать! Сейчас я как пройду по этому бревну! Без помощи учителя Минутки!» И Трумбик помчался к бревну. Он так быстро залез на него, что никто не заметил, как он уже вовсю пляшет на бревне. Только его радостные крики привлекли внимание ребят и учителя:- Посмотрите на меня, траля–ля, траля-ля! Вот как я умею! Я очень хороший. Ой-ой-ой! – И втот же миг, Трумбик свалился с бревна вниз головой. Под бревном не было матов, поэтому Трумбик ударился очень-очень сильно.^ Он так громко плакал, что всем было его жалко. Но учитель Минуткин сказал:- Трумбик, Я тебя предупредил, но ты не послушал меня, Как ты думаешь, почему так произошло?- Трумбик задумался.- Ребята, а вы как думаете, почему так произошло?Обсуждение Пожалуйста подумайте, что бы происходило в школе, если бы не было правил? Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, отбирают, обзывают? Так нужны ли нам правила или нет?^ Выводы:Правила в школе нужны. Они помогают нам, Выполнять их иногда очень сложно и не хочется, но всё равно нужно Игра «Самое-самое» В некотором царстве, в некотором государстве была школа. А в этой школе были Правила, Давайте познакомимся с ними (Ведущий называет правило и показывает его рисунок): «На уроках веди себя спокойно», «Играем на переменах», «Учителя нужно слушать», «Драки запрещены», «На уроках вскакивать нельзя». Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры. Но однажды сильный ветер принёс с собой Колючку. Ребятам, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки прикрепились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить… Но все было бесполезно. Ребята обзывались друг на друга, не слушали учителя. Оказалось, что эта колючка была сделана из Злости и Вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда Правила решили «Раз мы вам не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята радостно закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете» Услышав такие слова, правила ушли. Им стало обидно, что их не замечают, на них не обращают никакого внимания. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мы – то знаем с вами, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать. Ребята, что будет, если уйдёт правило «драки запрещены?» (Таким образом, разбираются последствия каждого нарушения правила). То есть мы можем сделать вывод, что у правил очень тяжёлая работа, они очень и очень нужны и полезны. Итог урока: Какие выводы мы можем сделать? Смогут ли люди жить без правил?«Скажите доброе словечко».Каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить с занятия с радостным чувством.

ЗАНЯТИЕ № 2. Тема: «Нужны ли нам правила?»

Цели: дать детям представление о необходимости правил в различных взаимоотношениях, побудить учащихся изменить отношение к правилам, устанавливаемым в школе, к дисциплинарным требованиям.

Метафора: «Человек без правил – как кипящее молоко: и молока нет, и вокруг все неопрятно».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу один, два, три и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей мяч не был пойман.

2. Работа со сказкой

Трумбик остался в маленькой стране, пошел в школу. Он очень гордился тем, что у него есть портфель. Когда в класс вошла учительница, он стал громкогромко кричать:
– Здрасте, тетенька!
Листик, которого посадили рядом с Трумбиком, схватил его за руку:
– Ты что, это же учительница Хурминка Апельсиновна! Ее надо звать по имени­отчеству, нельзя учительницу называть тетенькой.
Когда урок подошел к концу, Трумбик выскочил из класса первым.
– Ух, как я устал сидеть! – сказал он и помчался по школьному коридору, сбивая всех на своем пути. Когда учительница взяла его за руку, он вырвался и убежал, решив, что Хурминка Апельсиновна тоже хочет поиграть с ним. Он смеясь спрятался под лестницей. Затаив дыхание, он сидел и смотрел, как все его ищут: «Вот так игра, вот так веселье придумал!».
Так он просидел под лестницей и час, и два. А когда надоело, пошел в класс. Широко распахнув дверь, он прокричал: «Ага, не нашли! Теперь вы прячьтесь!». Хурминка Апельсиновна почемуто стала его ругать. Он обиделся на всех и молча сел за свою парту. Но вскоре ему наскучило сидеть спокойно, и он громко начал задавать Листику разные вопросы, копаться в своем портфеле, чихать и смеяться, а под конец свалился со стула. Просто так, потому что ему скучно стало.
Хурминка Апельсиновна делала ему замечания. Ребята сначала смеялись над ним, а потом стали на него как­то особенно смотреть. Но Трумбик не замечал этого. Следующим уроком было чтение. Ребята читали интересную сказку. Но Трумбику и это быстро надоело:
– Сидишь тут, по буквам что­то складываешь... Вот мама быстро читает, так зачем же самому читать? Лучше маму послушать, а читать как­нибудь потом научусь!
Ребята стали возмущаться:
– Помолчи, пожалуйста, ты нам мешаешь! Нам очень интересно читать!
Но Трумбик не успокаивался, стал возиться в портфеле, есть бутерброды и падать со стула.
Следующим уроком была физкультура. Трумбику очень понравился этот урок, где можно прыгать и бегать. Но вдруг учитель Минуткин сказал:
– Ребята, посидите на скамеечке спокойно минутку, я сейчас положу маты к бревну, и мы с вами вместе будем учиться выполнять упражнение на бревне.
Трумбику в голову пришла такая мысль: «Вот ребята со мной целую перемену не общались, а я им покажу, какой я смелый и бесстрашный! Сейчас как пройду по этому бревну! Без помощи учителя Минуткина!». И Трумбик помчался к бревну. Он быстро залез на него, но никто и не заметил, что он уже вовсю пляшет на бревне. Только его радостные крики привлекли внимание ребят и учителя:
– Посмотрите на меня, тра­ляля, тра­ляля! Вот как я умею! – И в тот же миг Трумбик свалился с бревна вниз головой. Под бревном не было матов, поэтому Трумбик ударился очень­очень больно.
Он так громко плакал, что всем стало его жалко. Но учитель Минуткин сказал:
– Трумбик, я всех предупредил, но ты не послушал меня. Как ты думаешь: почему так произошло?
Трумбик молчал».
– Ребята, а вы как думаете: почему так произошло?

3. Рисунок на заданную тему: «Школа с правилами и без»

– Дети, так как мы с вами находимся в школе, то и поразмышлять о правилах нам проще на примере школы.
Пожалуйста, подумайте: что бы происходило в школе, если бы не было правил?
А теперь я предлагаю вам сделать два рисунка на такие темы: «Школа с правилами» и «Школа без правил».

Обсуждение:

– Что общего есть в рисунках? Понравилась бы вам такая жизнь, когда вас колотят, обижают, обзывают? Можно ли назвать рисунки «Школа без правил» радостными? Так нужны ли нам правила или нет?

Правила в школе нужны. Они помогают нам. Выполнять их иногда очень трудно и не хочется, но все равно нужно.

4. «Самоесамое главное»

– В некотором царстве, в некотором государстве жилабыла школа. А в этой школе были правила. Давайте познакомимся с ними. (Ведущий называет правило и показывает к нему рисунок.)
«На уроках веди себя спокойно», «Играем на переменах», «Учителя нужно слушать», «Драки запрещены», «На уроках вскакивать нельзя».
Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры.
Но однажды сильный ветер принес с собой колючку. Детям, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки прикрепились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить... Но все было напрасно. Ребята обзывали друг друга, не слушали учителя. Оказалось, что эта колючка была сделана из злости и вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда правила решили: «Раз мы вам не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете!».
Правилам стало обидно, что их не замечают. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мыто с вами знаем, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать!.. Ребята, что будет, если уйдет правило «Драки запрещены»? (Таким образом разбираются последствия нарушения каждого правила.) То есть мы можем сделать вывод, что у правил очень тяжелая работа, что они очень нужны и полезны. Давайте теперь скажем нашим правилам какие­то хорошие слова. Может быть, кто­то придумает подарок для правил и они все­таки вернутся?
(Далее проводится ролевая игра. на роль правил назначаются добровольцы. Остальные участники должны сказать или сделать им что­то приятное, привести доводы, почему им нельзя уходить.)

Обсуждение:

– Что важное узнали мы из этой игры? Понравилась или не понравилась игра? Что запомнилось? Какой момент показался очень важным? Какие выводы мы можем сделать? Смогут ли люди жить без правил?

5. Ритуал окончания занятия «Скажите доброе словечко»