Как зимуют кустарники и травы зимой. Конспект урока на тему "как зимуют травы, кустарники и деревья". Кто как зимует: как зимуют травы

Урок 37Окружающий мир

гля-дишь
«Всю-то долгую
на
зиму
снегом
засыпанную
землю да невольно и
задума-ешься: что там
под ним, под этим
холодным
сухим
морем снега? Осталось
А как вы
ли там, на дне его,
думаете, есть
ли жизнь под
хоть
что-нибудь
живое?»
снегом?

Б е с е д а «Как зимуют травы»
– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы
думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега,
что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают
себя: «Ну что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.
Почему у трав
зелёные листья
не погибают в
зимнюю стужу?

Факты
Потому, что под снегом не бывает сильного
мороза. Снежная шуба защищает землю от
зимней стужи.
сеют осенью. Вскоре
– Озимую пшеницу
появляются
подрастает,
Пшеница
всходы.
кустится и в таком виде перезимовывает под
снегом. Весной она продолжит рост и к концу
лета принесет урожай.

Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья»
– Какие кустарники и деревья растут в нашем
парке?
– Как вы думаете, живы ли эти растения?
– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как
они выглядят? Есть ли на них листья?
– Засыпаны ли они снегом?
– Может ли мороз убить дерево?
– Если дерево промёрзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно
умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало
деревьев, большей частью – молоденьких.

Всё лето деревья с усердием запасают в
стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал)
дерева становятся густыми-густыми, и движение
соков замедляется. Дерево словно бы засыпает.
Создав запасы такого питания, дерево готово
выдержать небольшие морозы. Первые морозы
закаляют его, делают еще выносливей; сок
дерева ещё более густеет. И деревья впадают в
настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у

В. Бианки «Лес зимой»
холод,
«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются
от еды, перестают питаться, перестают расти…
погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья!
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них,
чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А
кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья
сами дают тепло и предохраняют нежные корни
деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь,
защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год
откладывают деревья под кожицей своего ствола и
веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку.
Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться
теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем
толще в нем пробковый слой – вот почему старые,
толстые деревья лучше переносят
чем
молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями...
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное
покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно
пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца
снегом: так им теплее. В
и
многоснежные
снег, как пуховое одеяло,
забрасывают их
зимы

Будущие листья спрятаны зимой в
этих почках.
– А как человек может
помочь деревьям зимой?
Закрыть деревья
укрывным материалом
Засыпать приствольные
круги снегом.

с
Занимательная страничка
1) Какие природные явления
можно наблюдать зимой?
2) Что происходит в зимнее
время
лиственными
деревьями?
3) А почему не
хвойные деревья?
4) А вот кто из вас знает, почему
хрустит снег под ногами?
5) Какое хвойное растение
по
является
чемпионом
выделению фитонцидов?
6) О чем беспокоятся рыбы подо
льдом?
засыпают

Ну и конечно страшны, как уже было отмечено выше, весенние заморозки, особенно страшны для сада заморозки поздней весной

Наиболее частые повреждения деревьев в саду после зимы – как помочь и бороться с этими проблемами?

Чаще всего после зимы Вы в саду можете столкнутся со следующими повреждениями деревьев и кустарников:

  1. Морозобоины и морозобойные трещины
  2. Ожоги коры
  3. Ожоги хвои
  4. Зимнее иссушение
  5. Зимнее обледенение

В конце зимы и ранней весной зачастую может произойти такая неприятная вещь как «физиологическая засуха » (некоторые дачники называют ее «зимняя сушь»).

Такая засуха это не что иное как крайнее обезвоживание кустарников и деревьев в саду, и засыхание в тех условиях когда корневая система под землей не получает воды – она ведь замерзла.

Больше всего страдают от этого хвойные, в том числе и , а также вечнозеленые лиственные растения, отдающие через процесс испарения больше влаги, нежели получают из земли.

Зимнее обледенение также очень опасно для деревьев в саду.

Оно может быть как частичным (чаще верховым (например, туман сменился быстро на мороз)), но может быть и полным – например, в результате выпадения ледяного дождя и ветра (то что происходит в этом году).

В таких условиях лучший друг всех растений (и не только кустарников и садовых деревьев) это снег! Поэтому так в последнее время стало популярно прибегать к снегозадержанию на участках – я сам каждый год таскаю снег на участок – и на огород и в сад и даже на газон – так даже тот же газон растет в разы лучше весной, чем на тех местах куда снег не сыпал и даже в сильную засуху проплешин на газоне не появляется – проверено).

Как бороться с морозобоинами и ожогом коры у дерева (деревьев)

Самый простой способ и мера борьбы с морозобоинами на деревьях это их побелка любыми подходящими составами. Также можно применить такую меру борьбы как заматывание их любыми тканевыми утеплителями.

Рецепт для брьбы с морозобоинами (защиты деревьев от них)

Сделайте побелку для защиты деревьев от растрескивания коры. В 10 л воды разведите 1 килограмм извести, 2 кило коровяка, 2 килограмма глины, 60 граммов дегтярного мыла, 2 ст. л. канцелярского клея и 6 мл препарата «Эпин». Также добавьте 1 таблетку гетероаук-сина, чтобы ускорить заживление ран. Все компоненты тщательно перемешайте. Обмазать средством необходимо все крупные ветки и штамб дерева. Так ваши яблони и груши во время оттепелей не пострадают от морозобоин.

Для ухода за молодым садом зимой, основания молодых деревьев и саженцев можно укрыть лапником, или капроном для защиты от мышей, крыс, зайцев и других «друзей».

А чтобы уберечь растения от поздних заморозков можно просто вокруг них утоптать снег. Будет еще лучше если приствольные круги еще осенью, перед этим, замульчируете первый раз а второй раз после выпадения снега и его, чтобы он медленнее таял и защищал своим покровом дерево или молодой саженец.

Полив весной для поврежденных зимой деревьев обязателен – приствольные круги не должны пересыхать у них вообще.

Ягодные кустарники (верхушки , смородины, т.п.) можно обрызгать горячей водой это поможет им ускорить вегетацию и быстрее отойти от морозов.

Не медлите после зимы и с некорневым внесением подкормок – эффективны в этот период и гумат натрия и калия.

Чтобы увеличит зимостойкость растений, и снизить степень вреда от морозов не позже первых чисел августа прекратите внесение азотных удобрений и уменьшите осенний полив (увеличить его нужно будет позже и произвести так называемый влагозарядковый полив).

Зато следует увеличить подкормку фосфорными, и особенно калийными удобрениями в первые осенние недели.

Этими простыми мерами по уходу за садовыми деревьями вы можете помочь им значительно лучше перезимовать и перенести неблагоприятные климатические условия.

На заметку:

Если дерево имеет дупло, то отмершую древесину удаляют и зачищают до живой.

Затем это место обрабатывают 5-процентным раствором медного купороса, заполняют цементным раствором (в соотношении цемента и песка 1:3) и затирают сверху цементом.

После затвердения место, где было дупло, красят масляной краской, чтобы замазать все трещины и микропоры.

Под Дерево полировки Для мужчин кольца средний 100% Вольфрам карбида…

616.66 руб.

Бесплатная доставка

(4.10) | Заказы (482)

«Изменения в природе зимой» - Клёст - друг ели. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Зима. Как зимуют деревья, кустарники и травы. Белка. Зима в жизни растений. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Неживая природа. Избушка новая, для всех столовая, зовёт обедать, крошек отведать. Медведь.

«Деревья зимой» - Шишки у сосны короткие, с круглыми чешуйками. Ясень. Ель. И вот что узнали… Мы узнали, что в Петропавловском парке растут. Дуб. Клен. Маленькие, круглые орешки с одним крылышком. Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Зимой на веточках липы можно найти плоды -. Липа. Клен легко отличить от других растений по крылаткам-пропеллерам.

«Зимний лес» - Беседа о зимнем лесе. Народные пословицы. У меня длинней иголки чем у елки. Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Берёза. Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Помощь птицам зимой. Следы в лесу. Руки-сучки. Солнце- на лето, зима - на мороз! Что за зверь? Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

«Путешествие в зимний лес» - Не ветер бушует над бором. Еду. Тихо. Слышны звоны. Путешествие в зимний лес. Чудная картина, как ты мне родна. Поет зима - аукает. Чьи это следы. Запишите предложение про зайца. Путешествие. Запишите предложение про лису. Учись у них - у дуба, у березы. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Запишите предложение про белку.

«Природа зимой» - Тема: В гости к зиме. Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Как меняется продолжительность дня? Из чего образуются снежинки? Что такое наст? Итог урока. Какие осадки выпадают зимой? Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? Зима. Как образуется снежная крупа? Как меняется температура?

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь. Характеристика зимы. Снегопад. Оттепель. -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом.

Всего в теме 13 презентаций

Разделы: Начальная школа

Цель : познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

Задачи :

  1. расширить знания учеников о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
  2. развивать умение группировать, наблюдать, делать выводы, работать с учебником и рабочей тетрадью;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Оборудование : учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Постановка проблемы.

На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.

Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Дети отвечают: Растение

Учитель . Почему так решили?

Дети . Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.

На доске появляются карточки с этими словами.

Учитель . Что ещё скажете об этих предметах?

Дети . Это живая природа.

Учитель . Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.

На доске открываются картинки.

Учитель . Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?

Дети . Можно разделить на группы.

Учитель . Какие, и как их определить?

Дети . Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.

Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.

Игра на внимание.

Деревья - хлопаем, кустарники - топаем, травы – прыгаем.

Учитель . Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?

Дети . Да.

3. Работа по теме урока.

Учитель . Где мы наблюдали за растениями?

Дети . На экскурсии в зимнем лесу.

Учитель . Что скажите о деревьях?

Дети . Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.

Учитель . А как выглядят кустарники?

Дети . Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.

Учитель . Что ещё мы наблюдали?

Дети . Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.

Учитель . Какое это было растение?

Дети . Это была кислица или заячья капуста. (Картинка на доске ).

Учитель . Все ли травы умирают на зиму?

Дети . Нет.

Учитель . Почему?

Дети . Их укрыл снег и им тепло под ним

Учитель . Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?

Ответы детей: Тепло. Не знаю.

Учитель . Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.

4. Работа с книгой (с. 42-43)

Учитель . Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?

Дети . Да.

Учитель . Что делает папа Маши и Миши?

Дети . Он стряхивает снег с плодовых деревьев.

Учитель . Зачем?

Дети . Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.

Учитель . Почему вы решили, что это плодовые деревья?

Дети . На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.

Учитель . Погибают ли лиственные деревья на зиму?

Ответы детей:

Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.

Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.

Учитель . Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?

Дети . На ветках почки.

Учитель . Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?

Дети . Внутри маленькие зелёные листики.

Учитель . Какой вывод сделаете?

Дети . Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

Учитель . Когда появилась эта почка?

Ответы детей:

Не знаю.

Учитель . Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.

5. Работа в тетрадях.

Учитель . В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.

6. Итог.

Чем полезным занимались?

Какие знания помогли нам в работе?

Что новое узнали?

Что особенно понравилось?

Старохмелевской филиал

МБОУ Новоникольской СОШ

Урок-исследование по окружающему миру в 1-м классе

"Как зимуют травы, кустарники и деревья"

Разработала учитель начальных классов

Забелина О.В.

2013 – 2014 учебный год

Цели:
-формирование представлений обучающихся о жизни растений зимой;
-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ, поиск необходимой информации, классификация);
-развитие умений использовать свои навыки в индивидуальной и парной работе.
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.
УУД:
Познавательные: проводить наблюдения, использовать лабораторное оборудование, выдвижение гипотезы, делать выводы на основании полученных результатов.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.
Личностные: самоконтроль.
Вид урока: урок – исследование.
Методы обучения:
-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод.
Техническое обеспеченье: интерактивный комплекс.
Оборудование: учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками, микроскоп, иллюстрации деревьев,кустарников и трав, компьютерная презентация «Как зимуют травы, кустарники и деревья»
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, в котором вы
будите настоящими учеными.
-А кто такие ученые,чем они занимаются?
(Ответы детей)
Молодцы!
2. Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы.
Учитель Давайте определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.
На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.
Дети Растение
Учитель. Почему так решили?
Дети. Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель. Что ещё скажете об этих предметах?
Дети. Это живая природа.
Учитель. Так что же будет являться объектом нашего исследования?
Если обобщить ваши ответы,то объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
Учитель. Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.
«Узнаем как зимуют травы, кустарники и деревья».
Учитель. Недавно вы изучали тему «Природа и ее сезонные изменения»
Отличаются ли их жизнь? (Ответы детей)
Учитель. Если обобщить ваши ответы,то можно предположить,что жизнь растений зимой отличается от осени и лета.
Предположение, которое делают дети, называют ГИПОТЕНЗОЙ.
Гипотеза обязательно нужно проверять. Проверяя гипотезу, ученые получают новые знания. Вы сформулировали гипотезу таким образом:
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.
3.Проверка гипотезы
Учитель. И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мы с вами проведем мысленный эксперимент. Для этого мы отправимся в путешествие в лес.
На доске открываются картинки.
(На каждой парте набор картинок)
Учитель. Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?
Дети. Можно разделить на группы.
Учитель. Какие, и как их определить?
Дети. Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов.
Учитель. Как они выглядят летом и осенью?
Дети. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.
Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
(Остальные дети работаю парами)
Учитель. А как выглядят кустарники, деревья и травы зимой? (презентация)
Дети. Они стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег.
Откройте учебник с. 42-43
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?
Дети. Да.
Учитель. Что делает папа Маши и Миши?
Дети. Он стряхивает снег с плодовых деревьев.
Учитель. Зачем?
Дети. Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.
Учитель. Почему вы решили, что это плодовые деревья?
Дети. На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.
Учитель. Погибают ли лиственные деревья на зиму?
Ответы детей:
- Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.
- Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.
На этом наш мыслительный эксперимент заканчивается
4.Физминутка
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
А теперь проведем реальное исследование.
Учитель. Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?
Дети. На ветках почки.
Учитель. Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками. Что теперь видите?
Дети. Внутри маленькие зелёные листики. (На экране через микроскоп рассматриваем почку)
Учитель. Какой вывод сделаете?
Дети. Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.
Учитель. Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Летом
- Не знаю.
Учитель. Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Просмотр сказки или прослушивание на интерактивной доске «Где зимуют почки?» Н.Павловой
5. Работа в тетрадях.
Учитель. В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.
6.Вывод по результатам исследовательской работы. Рефлексия.
Учитель. Мы предположили, что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
Молодцы! Уважаемые ученые, кто сегодня на уроке узнал что-то новое, достаньте из конверта зеленую карточку и покажите мне ее. А кто ничего нового не узнал, покажите красную карточку. На этом мы свое исследование завершили.
Но много нового и интересного вы можете узнать, прочитав детские энциклопедии, которые могут быть не только напечатанными, но и электронными.
7.Подведение итогов урока
Учитель. Ребята вы сегодня были настоящими учеными. Я хочу вас наградить за работу эмблемами ученых.

Сказка «Где зимуют почки»
Сейчас все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.
Где же зимуют эти почки?
У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному.
Вот у лесной звездчатки (см.1) они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.
А кошачья лапка (см.2), ясколка (см.3), дубровка (см.4) и много других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.
У всех этих трав почки, значит, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко.
У других – почки на зиму помещены иначе.
От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки (см.5) и калужницы (см.6) над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.
А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.
У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю. Там зимуют почки на корневищах ветреницы (см.7), ландыша, майничка (см.8), льнянки (см.9), иван-чая, мать-и-мачехи, в луковицах дикого чеснока и гусиного лука, в клубеньках хохлатки.
Вот где перезимовывают почки наземных растений. А почки водяных проводят зиму на дне прудов и озёр, закопавшись в ил.
Сноски
1. Звездчатка – род трав семейства гвоздичных. Ок. 120 видов, по всему земному шару. Звездчатка злаковидная (пьяная трава) ядовита для лошадей и рогатого скота, звездчатка средняя (мокрица) – сорняк.
2. Кошачья лапка (манжетка)– многолетнее травянистое стелющееся растение.
3. Ясколка – род травянистых растений семейства Гвоздичные, распространенных в зонах с умеренным климатом Северного полушария.
4. Дубровка (живучка) – род травянистых растений семейства Яснотковые.
5. Купальница (купавка) – род многолетних травянистых растений из семейства Лютиковые.
6. Калужница – небольшой род многолетних травянистых растений семейства Лютиковые, обитающих во влажных или заболоченных местах.
7. Ветреница – род корневищных трав (изредка полукустарников) семейства лютиковых. Ок. 150 видов, по всему земному шару. Многие из них - ранневесенние растения, некоторые декоративны. 2 вида охраняются.
8. Майник – многолетнее травянистое растение, растущее в России по тенистым лесам.
9. Льнянка – род трав семейства норичниковых. Ок. 150 видов, во внетропической области Северного полушария, обычны на Кавказе и в Ср. Азии. Льнянка обыкновенная - сорняк; медонос. Некоторые виды декоративны. 1 вид охраняется.