Как выглядит юрта внутри. Жилище без железа и бетона, или из чего сделана юрта. Различия между монгольскими и тюркскими юртами

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей. Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки. Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.


Устройство монгольской юрты

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.


Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.


В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.


Обычаи и правила поведения в монгольской юрте

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты - это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда - к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая монгольская юрта в мире

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции


Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма - монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу - это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное - неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище


Монголы - кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход - так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть - значит, вызывать злых духов.

Еда


Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван - блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока - яркие тому примеры.

Одежда


Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный - из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник - горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный - из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба - хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный - пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.

Итак, Монголия. Сначала и не думала заворачивать в эту страну. Решили ехать на Байкал, с иркутской стороны, соответственно. Потом к Байкалу плавно приплюсовали Бурятию (и не пожалели ни разу!), а потом я рассмотрела, что с Улан-Удэ не так далеко и до Улан-Батора! Не далеко - это 500 километров.


Выбор подтвердился окончательно, когда стала искать виды транспортировки из Улан-Удэ в Монголию, и нашла рейс монгольских авиалиний. Летает он несколько раз в неделю. Еще есть поезд, также пару раз в неделю. Причем, цена на самолет и поезд практически одна и та же - 5000 руб., плюс/минус. Только вот самолетом доберетесь за 1,5 часа, а поезд плетётся 14,5 часов. Мы сделали так: в Улан-Батор полетели самолетом, а обратно - поездом. Во-первых, так было удобнее по датам и времени, а во-вторых, ни капли не пожалели, выбрав поезд, потому что виды за окном были потрясающие.
Монголии я побаивалась, честно сказать. Знала о ней несколько отдалённых фактов: степи, степи, большая территория, мало жителей, большинство из которых - кочевники, лошади, Улан-Батор - самая холодная столица мира, и то, что один мой знакомый ездил туда охотиться с монголами. С таким набором я бы, наверно, ещё долго не выбрала Монголию как объект посещения. Ещё казалось, что вот сейчас выйду из аэропорта, а там - коровы какие-нибудь ходят, гужевые повозки с лошадьми, монголы в национальных одеждах, ни одного магазина, и вот она, я...
Но, каково было удивление, что сначала встретила в аэропорту огромную толпу туристов из Южной Кореи (уже, думаю, не одни тут будем:), а потом нас вёз очень даже симпатичный, модный, молодой монгол, и не на гужевой повозке, а на вполне хорошем авто. Да и музыка в машине играла приятная.


Аэропорт имени, конечно же, Чингисхана!

В общем - выдохнула. Ещё больше расслабилась, когда заселились в отель - вот уж действительно, это вам не сибирский сервис - номер оказался просто огромный! И воду питьевую не забыли, и все принадлежности на месте, и даже печеньки в качестве комплимента. Вот, думаю, тебе и монголы!

В Монголии у нас была местная гид - Болор, вместе с которой мы и начали изучение страны. Болор хорошо знает русский язык, так как училась в школе при российском посольстве. Хотя это, скорее, исключение. Русский язык в Монголии не знают, общение с туристами - на английском либо «на пальцах». Туристов, кстати, не мало. Особенно много корейцев. Так и не поняла с чем это связано. Очень много корейских ресторанов, кафе, и чуть ли не несколько рейсов в день прилетает из Сеула. Есть туристы из Китая, но больше, так называемых, внутренних монголов. Это те же самые монголы, которые живут обособленно на китайской территории, граничащей с Монголией. Естественно, китайцам такое соседство сто лет не нужно, и притесняют несчастных всеми способами. Русских туристов совсем не много. Видимо, это связано с очень дорогими рейсами из Москвы в Улан-Батор: летает Аэрофлот, билет в оба конца стоит примерно 50 000 руб., а также, возможно, с отсутствием туристических программ в данную страну.

Так вот, начали мы непосредственное знакомство с Улан-Батором с ресторана с буддийского монастыря Гандан (основной религией в Монголии является тибетский буддизм) - это крупнейший монастырь в Монголии.


Монастырь Гандан


А вот и монголы.

Идет молебен. Внутри снимать нельзя.

Большая чаша с благовониями. Купила для себя маленькую в Бурятии, теперь жгу дома.


Далее отправились на вершину Зайсан-Толгой. Сей мемориал символизирует память о поддержке Красной Армией монгольской революции и победе при Халкин-Голе.

Вместе с тем сюда стоит подняться, главным образом, ради панорамного вида на Улан-Батор.


Внизу хорошо видны юрты. Они жилые.








Улан-Батор - самая холодная столица мира. Среднегодовая температура –0,4 °C.

Сад Будды был, к сожалению, закрыт на реконструкцию (большая золотая статуя Будды находится именно там), и мы отправились во Дворец Богдо-Хана. Атмосферное место, где можно немного прикоснуться к истории и культуре Монголии.

Золотой Будда.


Дворец Богдо-Хана.

Главная площадь Улан-Батора носит имя крупнейшего монгольского революционера и руководителя - Сухэ-Батора. Её вы не упустите из вида, ведь площадь просто огромная. Не удивительно, что она входит в десятку самых больших площадей мира. Есть очень милая традиция - каждые выходные на этой площади собираются одноклассники, окончившие школу, для встречи. О дате встречи, конечно, договариваются заранее, а место всегда одно и то же - площадь Сухэ-Батора. Есть и еще одна традиция - это фото с Чингисханом. Статуя сидящего Чингисхана тоже находится на этой площади.


Площадь Сухэ-Батора.




Одноклассники)

Побывали мы и в Национальном историческом музее. Я не большой любитель подобных музеев, всё больше люблю изучать страну, так сказать, живьем, но музей оказался интересный.

Закончили первый день в Улан-Баторе концертом народного фольклора. Вот это действо, считаю, пропускать нельзя. Одно выступление с горловым пением чего стоит! Пожалуй, такого я не слышала, уж вживую - точно. Да, на концерт советую прийти заранее, чтобы занять хорошие места (билеты продаются без мест), иначе потом вас атакуют со всех сторон корейцы и придется ютиться где попало.

В общем, первый день прошел на одном дыхании, класс! Идем в корейский ресторан! Ну, а где ещё в ближайшее время попадешь в хороший корейский ресторан? Сходите обязательно. Многое есть было невозможно, потом всё внутри, да и снаружи, горело, но мы сходили))


Вечерняя площадь.

Тугрики.

День второй. Улан-Батор, кстати, переводится с монгольского как Красный богатырь. Красиво. Второй день мы провели за пределами Улан-Батора. Сначала отправились к самой большой статуе Чингисхана, она же - крупнейшая конная статуя в мире. Путь к ней - примерно 60 км. Статую сделали на деньги местного бизнесмена. Там же есть музей, магазинчики сувениров, кафешка. На голове лошади располагается смотровая площадка. Добраться туда можно на лифте, но советую пройтись по лестнице, так как очень много людей и лифт ждать долго. Сама статуя 40 метров в высоту, была открыта в 2008 году. Территория ещё достраивается. Говорят, в ближайшем будущем там появится много всего интересного - юрты для туристов, гольф-клуб, тематический парк, открытий театр и другое.



Внутренние монголы. Путешествуют всегда организованными группами.


Вид сверху.

Далее наш путь пролегал в Национальный парк Тэрэлж. О данном парке я ранее не слышала, поэтому ехала без особого воодушевления. И вновь Монголия меня удивила! Какая красота открылась взору! Природа Монголии - как она есть. Оказалось, что Монголия - это далеко не одни степи, степи. Это и горы различных причудливых форм, и красивый ландшафт местности, и речушки, и леса и ещё много чего, что менее чем за 4 дня увидеть не удалось(


Национальный парк Тэрэлж.




Гора "Черепаха".

На территории парка расположено очень много туристических баз. Мне особо приглянулась вот эта.


Юрты для туристов.




В этих юртах захотелось переночевать хоть бы одну ночку! Так что, у кого будет возможность - не упустите шанс. В том же парке Тэрэлж есть Буддийский медитационный центр Арьяабал. Подъём туда занимает минут 20-30, но оно того стоит. Вид сверху просто улётный. Медитировать да и только! И вообще, за эту поездку на буддийские территории нашей Бурятии и Монголии я как-то, неожиданно для себя, прониклась буддизмом. Приятно это всё у них, по мне.



Путь к медитации.


Жить надо высоко, душою звезд касаясь!

Самым колоритным местом за всю поездку считаю заход в гости к настоящей семье кочевников, в настоящую юрту. Да, не в эту красивую и ухоженную, как в парке, для туристов. Причем, заход в гости был такой: Болор сказала, что любая семья кочевников обязана принять путника, который постучался к ним. Собственно, мы и зарулили в ближайшую юрту вдоль дороги. Семья оказалась казахская. Кочевники обычно обитают в одной и той же местности, то есть не уходят далеко от дома. Но поговаривают, что бывают случаи непреднамеренного перехода границы кочевниками из Казахстана и Китая в Монголию и наоборот. Современные кочевники пользуются многими благами цивилизации - есть у них автомобили, сотовые телефоны и т.д. Когда нужно переехать на другое место - юрту быстренько складывают в багажник, а на новом месте быстренько раскладывают. Юрты в Монголии повсюду, это очень удобное жилье для кочевников в условиях здешнего климата. В Улан-Баторе до сих пор есть целый район с юртами. И как правительство не пытается заманить жителей в квартиры - монголы держатся за свои юрты до последнего! В отличие от той же Бурятии, где в юртах уже практически не живут, даже в деревнях, в Монголии и в деревнях живут, и в городах. Монголия - это островок доподлинной аутентичности. Это приятно, интересно.

Вернемся к казахам-кочевникам. Зашли мы в юрту, сели на кровать, ждем угощения. В юрте живет, вроде как, трое взрослых и двое детей. Скажу сразу - по достижении школьного возраста кочевники отдают детей в школы. Детей монголы очень любят. Стараются дать получше образование, возможность изучать языки, балуют подарками. Обстановка в юрте такая: посередине стоит печка для варки еды, труба выходит на улицу, 2 кровати, полочки, табуреточки, посуда, также стоит чан с кумысом (кисломолочный напиток из кобыльего молока, настаивается несколько дней). За кумысом мы и зашли. Кочевники живут, кроме прочего, на доходы от продажи кумыса. Ну что, попробовали - кумыс прикольный, кисленький, жидкий, похож отдаленно на кефир обезжиренный. Оставили за гостеприимство и кумыс денежку, но это не обязательно. Каждый кочевник примет путника, накормит и обогреет совершенно бесплатно. Монголия - край суровый, особенного зимой.

Чан с кумысом.

Жилая юрта.

Кумыс.


Традиционное занятие монголов - скотоводство.



Двугорбый верблюд мало где обитает на Земле. Монголия - одно из таких мест.

К большому сожалению, не удалось увидеть пустыню Гоби. Уж слишком далеко она от Улан-Батора, и слишком мало времени было. Но ради неё, в том числе, я вернусь в Монголию ещё раз.

Передвигались мы везде на заранее заказанном авто. Однако могу сказать, что такси относительно не дорогое, но опять же, многие таксисты говорят только на монгольском. Есть междугородний транспорт, автовокзал. Ехать в Монголию, всё же, лучше в теплое время года.

Монгол Шуудан переводится как Монгольская почта.

Монголы живут не богато, но как-то на жизнь не жалуются. Может, потому что буддисты). Отдельно нужно сказать о кухне Монголии. Кухня - это сплошные блюда из мяса - буузы, хушуры, цуйван. В общем, для меня, как человека, который уже 2 года не ест мясо и не собирается - нужно было потрудиться, чтобы выбрать что-то национальное и не мясное. Но меня не проведешь - я и буузы нашла с овощами, и цуйван с морепродуктами. Да - все ржали)) но всё же! Национальные блюда схожи с бурятскими. Буряты и монголы вообще как единый народ. В 20 - 30-е годы 20 века было даже национальное движение за объединение Монголии и Бурятии. Из напитков меня покорил монгольских чай. Чаем это, конечно, уже сложно назвать. Мешанина жуткая. Это одновременно и суп, и второе блюдо, и десерт, но вкусно, согревает и как-то успокаивает. Мне настолько понравился, что хапнула потом в магазине огромный пакет этого чая. Теперь, когда навожу и пью его - вспоминаю радушную Монголию. Состав примерно такой - настой трав (или китайский зеленый чай), крупа, соль, молоко, масло сливочное. Можно и буузы туда кинуть, не шутка) Ну а что - быстро и питательно.


Овощные буузы.


Знаменитый чай!

Путешествие заканчивается, пора домой, через Улан-Удэ. Болор отлично говорит по-русски, но ни разу не была в России. Мечтает поехать в Москву, причем в Москву и только в Москву) Болор, желаю тебе скорее осуществить эту мечту!) А частичку моей души Монголия забрала навсегда, определённо..

Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.

Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников - юрт.

Из чего сделана юрта

Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.

Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.

В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.

Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.

Юрты монголов

Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты - деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.

Двери монгольской юрты всегда обращены на юг - эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.

Внутри юрта разделена на несколько частей:

  • женскую - справа от двери;
  • мужскую - от двери слева;
  • гостевую - с северной стороны, напротив входа, в гостевой части обязательно располагали алтарь.

Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.

Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».

Неписаные правила при посещении монгольской юрты

Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:

  • Входя в юрту, нельзя наступать, а тем паче садиться на порог. Человек, умышленно наступивший на порог, извещал тем самым хозяина о своих злых намерениях, а коснувшийся правой рукой притолоки двери нес в дом мир и благодать.
  • Оружие или поклажу в юрту заносить нельзя. Они оставляются у входа снаружи - это служит подтверждением чистых намерений гостя.
  • Войдя на северную, гостевую половину юрты, принято дождаться от хозяина приглашения присесть. Самовольно садиться считается невежливым.
  • В юрте не принято свистеть. Считается, что тем самым в жилище призываются злые духи. Также пределы юрты не должен покидать огонь из очага, ибо с ним от хозяина уходит счастье.

Юрты казахов

Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.

Шанырак для казахов - не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.

Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.

У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».

Интерьер юрты

Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.

В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.

Но особый колорит жилищу кочевников придают Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.

Современная юрта

Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит

Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.