Как вязать шкотовый узел челноком. Узел брамшкотовый. Пошаговая инструкция. Полезные советы. Незаменимое соединение на флоте


– в двойном шкотовом узле используется второй оборот вокруг толстой веревки. Это рекомендуется делать, когда существует большая разница в диаметрах двух веревок.

Особенности шкотового узла (Shet Bend)

В морском деле применяется чаще только для связывания двух концов разной толщины, но узел неплохо держит и на одинаковых веревках. Шкотовый узел мог бы заменить прямой, если бы не странный факт, что это не соединяющий узел, его необходимо завязывать свободными концами, и на веревках не должно быть груза (Прямым узлом, со всеми его ошибками, может быть привязан парус, обвязана посылка, и он хорошо держится, пока завязывается вторая часть полуштыка).

Шкотовый узел - один из старейший из узлов известных миру. Фрагмент рыболовной сети найденный архиологами, вязанной шкотовыми узлами был датирован 7000 лет до нашей эры.

Завязать шкотовый узел:

  1. Сделайте петлю на более толстой веревке (синей) и держите ее в одной руке.
  2. Проденьте более тонкую веревку (красную) через петлю заведите за конец синей веревки и за основной конец.
  3. Теперь проденьте тонкую веревку под петлю для завершения узла.

Двойной шкотовый узел: Когда веревки заметно разнятся в диаметре, концом тонкой веревки можно дважды обвязать петлю большой веревки, чтобы получился двойной шкотовый узел (рис. справа).

Штыковой шкотовый: это очень похожий узел. Однако все же это «штык»: он не соединяет две веревки, а присоединяет веревку к стропе. На рисунке выше, синяя веревка работает как строп, а красная прикрепляется к ней шкотовым штыком.

Структура: Когда Шкотовый узел правильно завязан, концы веревок лежат на той же стороне, что и узел. Альтернативная версия, когда концы веревок лежат на противоположных сторонах, менее надежна.

Очень часто в обиходе мы сталкиваемся с необходимостью соединять концы веревок или нитей, но используем для этого только известный всем двойной узел или бантик. Такое соединение нельзя назвать самым надежным, да и презентабельным тоже. На самом деле существует огромное количество разновидностей узлов: брамшкотовый, шкотовый, прямой, встречный и многие другие. Чаще всего они используются в альпинизме, но и в повседневной жизни умению завязывать красивые узлы всегда найдется место.

Польза навыка

Сегодня практически каждый дизайнер знает, как завязывать брамшкотовый узел, ведь его внешний вид позволяет красиво закрепить различные шпагаты, веревки или тросы, используемые в украшении интерьера. Подхватить шторы с использованием такого соединения может абсолютно каждый, одновременно украсив свою комнату необычным решением. Надежное соединение веревок полезно и при необходимости привязать груз, к примеру, на крышу машины или для подачи его на высоту. Последнее особенно актуально в строительстве.

В любом случае научиться вязать красивые и надежные узлы из веревок не будет лишним никому. Такой навык одинаково полезен и для украшения интерьера своими силами, и при необходимости крепко соединить концы тросов или привязать груз.

Разновидности узлов

Огромная масса различных вариантов соединений веревок разделяется на 3 основные группы:

  • привязочные;
  • для соединения;
  • вспомогательные.

Первые чаще всего встречаются в альпинизме при необходимости закрепить на высоте снаряжение или самого альпиниста. Они бывают петлевыми и схватывающими. Такие соединения позволяют передвигать веревки при небольшом их ослаблении, незаменимы при перемещении на высоте.

Соединительные узлы могут связывать веревки одного или разных диаметров. Чтобы соединение было надежным, для каждого случая используется определенный узел. Брамшкотовый необходим как раз в случае необходимости связать тросы разного диаметра или фактуры.

Очень важно для лучшего закрепления соединения страховать его вспомогательными узлами.

Узлы для соединения одинаковых тросов

Чаще всего среди таких используется прямой узел и встречный. Первый представляет собой основу практически для всех остальных. По его принципу вяжется и брамшкотовый узел. Соединение осуществляется расположением параллельно двух окончаний веревки. Из одного складывается петля, конец второй веревки сначала пропускается в петлю, потом выходит из нее с той же стороны и заводится обратно в петлю, но уже с другой стороны и снизу. На самом деле все просто, но узел способен сам развязываться, поэтому на полученных после соединения троса концах обязательно нужно сделать вспомогательные узлы.

Для встречного узла необходимо сделать обычный завиток одного конца троса (как при завязывании простого узла, но без затяжки). После этого конец второй веревки пропускается в петлю и формирует аналогичный простой узел, но только в обратном направлении. После этого соединение затягивается. Такой узел подойдет и для связывания лент или тросов разного диаметра. Применять его можно и для связки веревки, ленты.

Узлы для сложных соединений

Для надежного соединения веревок различного диаметра часто применяется шкотовый и брамшкотовый узлы. Первый многим известен и под другим названием - ткацкий. Все дело в том, что именно таким образом ранее соединяли концы нитей при замене бобины во время изготовления тканей, хотя история такого узла начинается с морского флота. Несмотря на это узел сегодня широко применяется и для связывания совершенно разных по толщине веревок, отлично держится при сильной нагрузке. Узел брамшкотовый представляет собой некую разновидность шкотового. Он отличается только увеличенной площадью соприкосновения веревок, которая соответственно увеличивает и силу трения.

Как завязать ткацкий узел

Для многих данная инструкция может показаться даже легче, чем для прямого узла, нужно только запомнить правильную последовательность действий. Сначала необходимо взять конец одной веревки и сложить из него петлю.

После этого конец второй веревки пропускается под первой прямо посередине витка и выводится вокруг ходового конца первого троса на противоположную сторону. Действующий конец при этом следует располагать под корневой веревкой первого троса. Завершающим этапом становится заведение второго рабочего конца веревки под образованную им же петлю. Если на этом этапе пропустить в петлю не рабочее окончание второго троса, а его образованную петлю, то получится быстрорасплетаемый шкотовый узел. Такое соединение, конечно, имеет право на существование, но развязывается сразу, стоит только потянуть за конец троса.

После этого соединение затягивается, веревки будут блокировать собственное движение благодаря силе трения. Интересно, но брамшкотовый узел на начальном этапе вяжется совершенно аналогично. Очень важно после завязывания основного соединения застраховать его вспомогательными узлами с обоих концов троса. Это необходимо, поскольку при рывковых нагрузках соединение может быстро расплестись. Узел брамшкотовый и шкотовый надежны только при стабильном напряжении, в остальных случаях имеют слабину. Особенно это важно в таких соединениях, поскольку подвижными в них являются оба конца.

При правильно выполненной последовательности действий при завязывании оба рабочих конца веревки должны располагаться на одной стороне. Если же они находятся на противоположных сторонах, то такое соединение ненадежно и быстро развяжется, особенно если не было вспомогательных узлов (даже при умеренных нагрузках). Лучше всего в такой ситуации соединение полностью переделать.

Как сделать брамшкотовый узел

Как уже говорилось, начало работы над таким соединением полностью идентично предыдущему узлу, поскольку именно он (шкотовый) лежит в основе усложненного варианта.

Итак, сначала необходимо завязать полноценное шкотовое соединение, после чего приступить к формированию из него брамшкотового узла. Как вязать при этом концы веревок подскажет следующая последовательность действий. Важно после полноценного завязывания одинарного соединения не затягивать концы тросов.

  1. Итак, рабочий конец второго троса следует еще раз обвести вокруг витка первого троса.
  2. После этого второй рабочий конец пропускается под коренным окончанием веревки и получается вторая петля.
  3. Важно убедиться в том, что оба витка расположены строго под коренным концом веревки и не переплетены между собой.
  4. В завершение узел затягивается и проверяется на слабину.

Когда вся основная работа будет сделана, соединение также необходимо застраховать контрольными узлами. Несмотря на то, что площадь соприкосновения у веревок в данном случае больше, соединение все равно склонно к развязыванию при рывковых нагрузках.

Очень важно при связывании веревок любым из приведенных в статье вариантов следить за правильностью выполнения действий. В повседневной жизни для надежного соединения двух любых концов веревки, крепления гамака, тента или при установке палатки поможет одинарный или двойной брамшкотовый узел. Как вяжется каждый из вариантов. подробно описано выше.

Еще один вариант соединения

В альпинизме для соединения двух тросов часто встречается и узел грейпвайн. Применяется он для соединения веревок одинакового двойного радиуса или лент, для формирования петель, закладок или оттяжек. Каждый из вариантов имеет свои особенности плетения. В первом случае веревки затягиваются очень плотно, а во втором специально оставляются петли. Подробно останавливаться на этом соединении не стоит, поскольку его используют в основном только в альпинизме, а не в обычной жизни.

Контрольные соединения

Итак, как связать узел брамшкотовый, теперь понятно, но следует разобраться и с необходимостью дополнительных контрольных соединений.

Такие узлы представляют собой всегда обычные обвязывания веревки, которыми каждый из нас пользуется с самого детства. Казалось бы, что такие узлы очень быстро расплетаются и не могут полноценно удержать веревку, но при наличии основного надежного соединения они являются лишь страховочным дополнением, поэтому полноценно выполняют все возложенные на них функции. Очень важно при формировании контрольных узлов делать одинаковые манипуляции с каждым свободным концом веревки, только тогда надежность связывания будет полноценной.

Вспомогательные соединения

Особенно часто в альпинизме необходимо присоединять различные приспособления для восхождения, которые бы при надежном креплении помогли альпинисту покорить вершину быстро, легко и безопасно.

В последнее время такие соединения все чаще встречаются и в повседневной жизни. Их основным преимуществом является надежность крепления, которая уже годами проверена в экстремальных условиях. В качестве наиболее распространенного узла данного направления можна рассматривать схватывающий.

Схватывающий узел

Изначально данное соединение использовалось как основное при страховке в альпинизме, но со временем было вытеснено более надежными и простыми узлами. Сегодня такой вид переплетения веревки все еще применяется в профессиональном покорении горных вершин, но уже в качестве вспомогательного.

В обычной жизни такой узел может использоваться на мокрой или обледенелой веревке при необходимости быстро присоединить тяжелые предметы. Формировать узел можно с помощью петли или одного конца веревки. Работать в данном случае будет только 1 трос, которым будет вязаться соединение. Для повышенной надежности узел можно связать в 3 витка.

Еще варианты

Кроме вышеописанного вспомогательного соединения в профессиональном альпинизме часто применяются такие узлы:

  • карабинный, или узел Бахмана;
  • стремя;
  • петля Гарда;
  • штыковой или рифовый.

Практически все они используются для страховки или транспортировки различных грузов.

Заключение

Как завязать брамшкотовый узел, уже понятно, но сперва следует уделить внимание и другим важным моментам. Например, прочности веревки. Итак, сначала следует обратить внимание на выбранную веревку. Следует знать, что в самой точке расположения соединения прочность веревки падает приблизительно на 25%-40%, поэтому подбирать материал для формирования узла необходимо с хорошим запасом прочности. Также не каждое соединение способно одинаково плотно держаться на каждой веревке из-за разницы фактуры соединительных материалов.

Для надежного крепления различных грузов следует уделять особенное внимание качеству и прочности выбранных веревок. При использовании же узлов в виде элементов декора важным аспектом остается именно эстетичность, а не прочность соединения. Именно поэтому для вязки красивых соединений в дизайне часто используются обычные плотные ленты, красивые тросы и разноцветные веревки, но они, как правило, очень скользкие.

В общем, уделять внимание выбору материалов следует в соответствии с назначением соединений.

Шкотовый узел

Свое название он получил от слова «шкот» - снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот - снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса - фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.
Шкотовый узел прост и Очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.
Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.
Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.


Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

Смотреть что такое "Шкотовый узел" в других словарях:

    Шкотовый узел … Википедия

    Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти брам шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам … Морские узлы

    Книга узлов 1431, 1433 Брам шкотовый узел верёвочный узел, название которого также как и … Википедия

    Узел - морской: а беседочный; б шкотовый; в выбленочный; г восьмёрка; д удавка; е плоский; ж шлюпочный; з кошачьи лапки; и рыбацкий штык; к стопорный; л штык с двумя шлагами. УЗЕЛ, 1) место соединения двух тросов или петля (схватка), стянутая на тросе.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Knot) 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies knot, carrick bend) неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) надежный,… … Морской словарь

    Внесистемная ед. скорости, применяемая в мор. навигации. Обозначение уз. 1 уз равен 1 междунар. мор. миле в 1 ч, или 1,852 км/ч. Узлы морские: а беседочный; б шкотовый; а выбленочный; г восьмёрка; д удавка; е плоский; ж шлюпочный; з кошачьи лапки … Большой энциклопедический политехнический словарь

Придуманы моряками на парусном флоте. С тех пор прошло много времени, однако во многих областях жизни продолжают применять морские узлы. Ведь это самые крепкие и надежные соединения веревок.

Изучением морских узлов занимаются не только моряки. Часто их используют туристы, рыбаки, альпинисты и скалолазы. От умения быстро и правильно завязать узел на веревке иногда зависит жизнь и здоровье человека. Подходить к обучению нужно очень серьезно, оттачивать мастерство требуется до полного автоматизма, тогда в нужный момент, каким бы экстремальным он ни оказался, узел завязан будет быстро, умело и надежно.

Как правильно учиться завязыванию узлов?

Существует два способа обучения завязыванию морских узлов: алгоритмический и визуальный. Во время первого метода ученик запоминает последовательность и пошаговое движение веревки. Обычно это происходит на занятиях с преподавателем в мореходных учреждениях или секциях туризма. Учитель показывает последовательность завязывания, а ученик повторяет за ним.

Второй способ основывается на при выполнении и заучивании способов завязывания по схемам, картинкам, учебным стендам. Ученик видит конечный результат и старается, чтобы его узел выглядел так же, как на схеме.

Надежный и крепкий

В парусном флоте одним из самых надежных и крепких считается узел брамшкотовый (иначе, брам-шкотовый). Назван он по наименованию снасти брам-шкот, которой растягивают углы нижней части прямого паруса при установке брамселей. Его еще называют двойным шкотовым. Просто не настолько надежен. Им ввязывают только одинарные шкоты парусов снизу, а узел брамшкотовый имеет гораздо более широкое применение. Это и вязка брамшкотов, бом-брам-шкотов, брам-фалы, бом-брам-фалы, брам-гитовы.

Надежность узла заключается в технике его завязывания. Петлю или кренгельс обводят ходовым концом веревки не один раз, а дважды пропускают под коренной конец. Такой тип узла в равной мере хорошо удерживает тросы одинаковой и разной толщины. Им можно связывать веревки натуральные и синтетические, тонкие и толстые. Из-за своего удобства и надежности его широко применяют в альпинизме, ведь при отсутствии натяжения троса он не сразу развязывается, а это важно для безопасности на большой высоте.

Пошаговая инструкция

Узел брам-шкотовый научиться вязать несложно, нужно внимательно следовать инструкции. Первым делом при обучении возьмите веревки разного цвета, так будет легче отличить ходовой конец от основного. Первую веревку сворачивают в форме капли. Ходовой конец держат в другой руке, направляя его в образовавшуюся петлю.

Дальше вяжут брамшкотовый узел по схеме, продевая ходовой конец в середину петли, обходят основную веревку, заворачивают книзу. Сверху образовалась еще одна петля, куда нужно вдеть конец темной веревки, действуя по направлению указанной стрелки.

Если в данный момент натянуть веревки, то получится шкотовый узел, но нам нужен двойной и более крепкий брамшкотовый узел. Как завязывать его, показано на следующем обучающем фото. По стрелке нужно продеть в петлю ходовой конец еще раз.

Только после этого процесса требуется крепко затянуть концы. Получившийся узел - брам-шкотовый. Его еще называют двойным шкотовым. Для большей безопасности, особенно в альпинизме и скалолазании, нужно завязывать еще и страховочные узлы.

При привязывании веревки от палатки к колышку или дереву не очень задумываются о надежности, так как угрозы для жизни нет, а вот спортсмен, висящий над пропастью на огромной высоте, про безопасность своей жизни думает в первую очередь. Узел не должен ползти при переменных нагрузках, развязываться самопроизвольно и намертво затягиваться. Также важным моментом является быстрота и легкость в применении, а здесь как нельзя лучше показывает себя именно узел брам-шкотовый.

Необходимость подстраховки

Любое применение узлов на веревке снижает ее прочность. Тугое натяжение на разрыв при силовом воздействии, перегибание волокон при скручивании узла уменьшает надежность конструкции. Альпинисты часто покоряют горы, покрытые снегом и льдом, а мокрая и промерзшая веревка испытывает воздействие кристаллов льда на волокна.

Также на качество веревок оказывают влияние и другие природные факторы. Высушенная на ярком солнце или пропитанная грязью веревка снижает прочность узлов на 30%. Намокшая под дождем - теряет до 10% прочности. Так что даже хорошо зная, как вязать брамшкотовый узел правильно и быстро, лучше подстраховаться и сделать дополнительную защиту, особенно, если ваша веревка испытана много раз на прочность.

Учитесь вязать узлы старательно, и ваша жизнь будет в полной безопасности!

Рис. 37. Польский узел

Шкотовый узел (рис. 38). Свое название он получил от слова “шкота – снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот – снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса – фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение – надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.

Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходят под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.

Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Рис. 38. Шкотовый узел

Брам-шкотовый узел (рис. 39). Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти – брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам-шкотовым узлом ввязывают брам-шкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы.

Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды.

Во времена парусного флота брам-шкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им ввязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев.

Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

Рис. 39. Брам-шкотовый узел

Докерский узел (Рис. 40). В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них – применение докерского узла.

Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Рис. 40. Докерский узел (справа внизу – другой вариант узла)

Скорняжный узел (рис. 41). Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересеченных концов и компактен (рис. 41, а). Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок. На рис. 41, б показан второй способ его вязки.

Рис. 41. Скорняжный узел:

а – первый способ вязки; б – второй способ вязки

Лиановый узел (рис. 42). Этот узел, хотя и не получил распространения на флоте, относится к числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос – достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпается. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами.

Рис. 43. Лиановый узел

Охотничий узел (рис. 43). Изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хантсру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески.

По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать новый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает «охотник», здесь этот узел назван охотничьим .

Рис. 43. Охотничий узел

IV. Затягивающиеся узлы

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.