Из чего сделать винт для аэросаней. Комфортабельные аэросани своими руками. Чертежи самодельных аэросаней "выдра"

Технология изготовления деревянного винта аэросаней

Для изготовления блочных деревянных воздушных винтов применяют твердые прямослойные сорта древесины без, сучков и гнили - дуб, клен, ясень, бук и др. Не рекомендуется делать винт из целой болванки, так как он со временем может покоробиться и значительно исказить свою первоначальную форму. Лучше всего болванку для винта склеить из тонких (10-12 мм) досок - дрок. Чтобы предотвратить коробление такой болванки, доски до склейки должны быть хорошо высушены. Клеить их нужно внутренней стороной древесины друг к другу, веером (рис. 70, а).

Склейку желательно производить казеиновым клеем с выдержкой болванки под прессом (можно под грузом или под затяжкой струбцинами) не менее двух-трех суток.

Размеры болванки должны соответствовать габаритным размерам будущего винта с небольшим припуском.

Болванку прежде всего опиливают по контурам винта. Для этого из фанеры вырезают в соответствии с размерами чертежа шаблоны контуров винта по его двум проекциям (рис. 70, б).

По шаблонам размечают болванку, строго соблюдая совпадение осей на болванке и шаблонах. Размеченную болванку обрезают по контурам (рис. 70, в) и просверливают центральное отверстие, по которому в дальнейшем будут центрировать винт. Отверстие разделывают точно перпендикулярно плоскости болванки. Если уже изготовлена промежуточная деталь - втулка винта, посредством которой его будут крепить на ведущий вал, то окончательно обрабатывают торцы втулки и на нее устанавливают на болтах болванку винта.

Для точной обработки лопастей необходимо изготовить стапель и шаблоны всех сечений (дужек) лопасти.

Стапелем может служить толстая, сухая, хорошо отфугованная доска размером не меньше 2/3 длины винта. На ней размечают ось винта и наносят риски в местах установки контрольных сечений - дужек.

На стапель необходимо установить точно по оси винта осевой штырь, который будет имитировать вал винта. На этот штырь надевают болванку винта так, чтобы она не легла вплотную на стапель. Для этого осевой штырь ставят на подкладку.

На каждое контрольное сечение лопасти изготовляют шаблон, состоящий из двух частей - нижней 1 и верхней 2.

Все нижние шаблоны должны рассчитываться по их высоте от плоскости стапеля с учетом толщины подкладки, подложенной под осееой штырь. Если этого не сделать, то изготовить винт с необходимой точностью не удастся.

Верхний шаблон должен точно подходить и центрироваться по нижнему шаблону, для чего при изготовлении его припиливают по контрольным площадкам нижнего шаблона и на обоих шаблонах одновременно наносят контрольные риски. Устанавливают нижний шаблон на стапеле между деревянными брусками.

Рис. 70. Технологическая схема изготовления блочного деревянного воздушного винта.

Обработку лопастей ведут последовательно, контролируя правильность только одним шаблоном, то есть изготовленным в одном экземпляре для каждого сечения. Шаблоны для контроля сечения дужек желательно изготовить из толстого дюралюминия толщиной 3-5 мм.

Перед началом обработки лопасти надо убедиться, что болванка винта на осевом штыре не имеет люфта. Одновременно следует проверить (по произвольно выбранным точкам на болванке) отсутствие перекоса болванки на стапеле.

Грубо обработанный винт зачищают обломками стекла и шкуркой, добиваясь хорошего прилегания к его поверхности контрольных шаблонов сечений.

Балансировка винта . Балансировка винта является одним из важных этапов его изготовления. Это особенно относится к винтам многооборотным и изменяемого шага. У последних лопасти и значительное количество деталей изменяют свое положение в пространстве во время работы, что может нарушать аэродинамическую и весовую симметрию винта.

В эксплуатации плохо сбалансированный винт вызывает тряску и вибрацию моторной установки и корпуса. Это может привести к разбалтыванию крепежных деталей, появлению трещин в узлах и трубах силовых элементов конструкции и к преждевременному износу двигателя, оборудования и самого винта.

Весовая несбалансированность характеризуется сдвигом центра тяжести винта с оси его вращения, благодаря чему центробежные силы на одной лопасти будут больше, чем на другой.

Величина весовой несбалансированности выражается в граммах на радиусе винта в 1 м. Замеряют ее и устраняют на ножевом балансирном приспособлении.

Несбалансированность весовых моментов определяется непараллельностью малой главной оси инерции винта с осью его вращения.

Причины весовой несбалансированности: отклонение размеров деталей от нормальных (даже в случае их изготовления в пределах допусков) и искажение формы лопастей под нагрузкой центробежными силами. Весовую несбалансированность проверяют на балансировочном приспособлении, изготовленном из двух хорошо отфугованных досок и тщательно выверенных при установке по уровню.
Несбалансированность аэродинамических сил определяется из условия, что силы сопротивления вращению отдельных лопастей неодинаковы, а несбалансированность моментов аэродинамических сил - из условия, что моменты силы тяги отдельных лопастей относительно оси вращения неодинаковы.

Причиной аэродинамической несбалансированности является отклонение углов установки отдельных лопастей и их сечений, изменяющих аэродинамические характеристики отдельных участков на лопасти и лопасти в целом. Проверяют аэродинамическую несбалансированность на стапеле путем точной подгонки контрольных сечений лопасти по одному и тому же шаблону для всех лопастей.

Балансировка при изготовлении винта проводится не менее трех-четырех раз (после изготовления винта и его зачистки, после шпаклевки и оклейки материей, после нанесения каждого слоя краски).

Если винт дает весовые отклонения, их можно устранить нанесением дополнительного слоя краски на более легкую лопасть (для деревянного винта) или зачисткой шкуркой более тяжелой лопасти (для металлического винта)*

Окрашивают винт масляной краской по слою грунтовки. После нанесения не менее двух тонких слоев краски винт полируют и покрывают масляным лаком.

Концы деревянных лопастей для обеспечения прочности их рабочей кромки оковывают тонким металлическим листом латуни или нержавеющей стали.

Аэросани – это уникальное транспортное средство, по проходимости по снегу этому виду транспорта нет равных. Поэтому, они считаются незаменимым помощником для любого рыболова. С точки зрения конструкции, это транспортное средство с полозьями для движения по снегу, а передвигается оно с помощью авиационного пропеллера, который вращает бензиновый двигатель.

Сани способны развивать скорость до 150 км/час, что является неоспоримым преимуществом перед снегоходами. При наличии кабины и мягкой подвески, аэросани могут оказаться наиболее комфортным транспортным средством после автомобиля. Но автомобиль по непроходимым просторам, засыпанным снегом, не поедет.

На первый взгляд, все очень сложно, но если вникнуть, то никаких сложностей нет, и аэросани реально сделать самому из подручных средств, не затрачивая огромных усилий.

Аэросани – это, по сути, бензопила, но при относительно не большой мощности удается развивать большую скорость. Например:

  • Обороты двигателя – 4700.
  • Мощность – 15 л.с.
  • Максимальное усилие пропеллера – 62 кг.
  • Диаметр винта – 1300 мм.
  • Наибольшее число оборотов винта – 2300.
  • Передаточное число редуктора – 1,85.
  • Площадь полозьев – 0,68 м квадратных.
  • Вместительность бака для топливного – 40-50 л.
  • Наибольшая скорость – 40-50 км/час.
  • Наибольшая скорость по твердому снегу – 50-70 км/час.
  • Наибольшая скорость по снегу, на просторах – 70-80 км/час.
  • Наибольшая скорость по снежному насту – 100-110 км/час.
  • Максимальный вес (без водителя) – 90,7 кг.
  • Максимальный вес с грузом – 183 кг.

Грузоподъемность – это полный вес транспортного средства с пассажирами и амуницией. В аэросанях могут находиться до 5-ти человек. Поэтому, в полном снаряжении вес транспортного средства может достигать 300 кг.

Другими словами, аэросани – это довольно вместительный вид транспорта, позволяющий перевозить людей и грузы на значительные расстояния в условиях тотальной заснеженности. Они так же могут оказаться не заменимыми в условиях рыбалки или охоты.

Дальность передвижения

Если на транспортном средстве установлен не мощный двигатель, то одного бака, емкостью в 40 литров хватает, чтобы проехать до 300 км.

Запас топлива

Как правило, устанавливается стандартный бак на 40-50 литров. Кроме этого, в дорогу нужно взять емкость с топливом, объемом в 20 литров. Этого топлива вполне достаточно, чтобы преодолеть значительное расстояние без дозаправки. В любом случае, нужно правильно рассчитывать запас топлива, так как в заснеженной глуши, вряд ли удастся дозаправиться.

По обычному укатанному снегу аэросани можно разогнать до 50-ти км/час, а по нетронутому, давно лежащему снегу – до 80-ти км/час. Наличие твердого наста позволяет разогнать конструкцию до 110 км/час. При подобной скорости появляется опасность опрокидывания, поскольку устойчивость аэросаней снижается.

Конструкция тормозов и пуска двигателя

Поскольку аэросани являются эксклюзивным видом транспорта, то система тормозов имеет далеко не классическую конструкцию. Конструкция тормозов напоминает своеобразные скребки, которые монтируются на концах задних лыж. Приводятся они в действие с помощью тросов, идущих от педали тормоза. При нажатии на педали, скребки опускаются вниз, чем и замедляют ход аэросаней.

Аэросани для рыбаков зимой, настолько полезные, как и лодка летом, хотя на плавсредстве летом далеко не заедешь. И, тем не менее, на аэросанях можно смело добраться до центра любого водоема, при наличии прочного льда. Хотя, если сравнить с автомобилем, то на аэросанях можно добраться и по глубокому снегу, чего не сделаешь на автомобиле. К тому же, толщина льда требуется несколько меньше, поскольку аэросани значительно легче.

Как сделать аэросани своими руками

Как показывает практика, изготовить аэросани не так уж и сложно, хотя придется запастись временем, инструментом, материалами для работы и чертежами. При этом, необходимо соблюдать точность в изготовлении, поскольку здесь законы физики и аэродинамики выдвигаются на передний план. От подобных знаний будет зависеть качественная работа всех агрегатов, а значит – долговечность транспортного средства.

Начинают изготавливать аэросани с изготовления корпуса, который состоит из каркаса и обшивки. Чтобы каркас имел значительную прочность, в конструкции предусмотрено два лонжерона. Они имеют следующие размеры: 35х35х2350 мм. Кроме них, в конструкцию введены силовые стрингеры в количестве 5-ти штук, размерами 20х12х2100 мм. Плюс ко всему, корпус располагает передним отсеком и отсеком сзади, где должен расположиться двигатель. Корпус должен иметь аэродинамические формы, поэтому он имеет сужение в передней части.

Весь корпус, на всем протяжении усилен четырьмя шпангоутами, расположенными на равном расстоянии один от другого. Они выполнены сплошными из фанеры, толщиной 10 мм. Шпангоуты, для большей надежности, особенно широкие, имеют поперечное усиление специальными балками.

В первую очередь монтируется нижняя рама, на которую устанавливаются шпангоуты. Здесь же монтируются распорки, которые крепятся к шпангоутам уголками. После этого, закрепляются стрингеры. Каркас клеится казеиновым клеем. Места стыков фиксируются с помощью марли, после чего, эти места обильно пропитываются клеем. Возможен и другой вариант: сначала бинт пропитывается клеем, а потом им обматывают точки соединений.

Корпус обшивается листами фанеры, а поверх монтируется обшивка из дюралюминия. Сидение для водителя может быть сделано так же из фанеры или установлено заводское пластиковое. В задней части, за сидением, располагается место для багажа, где могут храниться инструменты, запасные части, емкость с бензином, а также личные вещи рыболова.

Винтомоторная установка требует более серьезного подхода, нежели сборка кабины и корпуса. Для вращения винта большей частью берут двигатель от мотоцикла ИЖ-56. Вал винта монтируется на подшипник, который располагается на каркасе.

Двигатель крепится на деревянной плите, с помощью двух кронштейнов и четырех подкосов. Плита имеет размеры 385х215х40 мм. Плиту желательно обшить с двух сторон фанерой, толщиной 5 мм. К лапкам подкосов крепятся дюралюминиевые уголки.

Чтобы можно было регулировать клиноременную передачу на винт, между швеллерами и плитой предусмотрена пластина из фанеры или текстолита. Охлаждение двигателя осуществляется вентилятором, который установлен на картере посредством кронштейна.

Монтаж ходовой части – это продолжение 2-х предыдущих этапов. В качестве лыж служит фанера, толщиной 10 мм. Для усиления их применяется более толстый брус, а верхняя часть лыжи обшивается нержавейкой. Весь механизм лыжи крепится к корпусу при помощи винтов М6.

Конструкция лыжи состоит, так же из подреза, который сделан из трубы, диаметром 8 мм. На концах труба сплюснута. Труба крепится в средней части крепления под «кабанчиком». Подрезы позволяют аэросаням сохранять устойчивость на поворотах.

Передняя часть лыж изгибается. Для этого, лыжа помещается в кипяток (только та часть, которую нужно изогнуть) и изгибается с помощью приспособления (стапеля). Чтобы передняя часть лыжи сохранила форму, устанавливается пластина из металла. Рессора лыжи сделана из дерева и имеет три части.

Из березы делается нижняя часть, которая имеет размеры 25х130х1400 мм. К ней крепится полуось. Верхняя и средняя часть – сосновые. Вместе они соединяются болтами М8 и листами дюралюминия. В передней части лыжи предусмотрен специальный амортизатор, который не дает возможности лыже зарываться в снег при движении. Сделан он из резинового жгута. Задняя часть аэросаней и так тяжелее, а вместе со жгутом лыжа всегда направлена вверх.

Ускорение движения аэросаней осуществляется за счет нажима на соответствующие педали, а изменение направления движения – посредством рулевой колонки.

Чтобы не было никаких проблем с работой аэросаней, лучше взять готовый пропеллер, так как самостоятельно его изготовить весьма трудно, тем более, с первого раза.

Любое транспортное средство должно иметь несколько обязательных приборов, таких, как спидометр, тахометр, амперметр и замок зажигания. Не помешает и указатель уровня топлива. Все основные приборы устанавливаются на передней панели, изготовленной из текстолита.

Можно установить какие-то дополнительные приборы, но только, если имеется, хоть какой-то смысл. Ну, например, GPS-навигатор, который может понадобиться, если путь длинный и незнакомые места.

В кабине так же должен находиться рычаг воздушной и дроссельной заслонки карбюратора. С левой стороны кабины желательно установить зеркало заднего вида, а сверху кабины – козырек.

Подобная конструкция намного проще, чем вышеописанная конструкция. В качестве двигателя здесь используется мотор от бензопилы. Несмотря на свою простоту, на подобных аэросанях вряд - ли кто-нибудь решится поехать на рыбалку.

Для передвижения на серьезные расстояния необходим мотор, мощностью около 12-ти л.с., а мощность мотора от бензопилы – всего лишь 4 л.с. Принцип монтажа такой же, как и в первом случае.

Если водоем расположен не далеко, всего в нескольких километрах, то можно проехать на рыбалку и на таких аэросанях, обустроив их местом для перемещения рыболовных принадлежностей.

Такая конструкция, как аэросани, требует особого внимания, так как имеется вращающая деталь, которая несет в себе потенциальную опасность для окружающих. Этой деталью является вращающийся винт или, как его называют, пропеллер. Чтобы в область его вращения не попал человек и не получил травму, его необходимо спрятать в специальный кожух. Кроме того, что этот кожух защитит окружающих, он защитит и сам винт от инородных предметов, которые просто его могут сломать.

В процессе работы следует строго соблюдать все размеры, данные на чертежах. Самостоятельное изготовление требует большой внимательности: необходимо проконтролировать каждое болтовое соединение, особенно на лыжах, так как они испытывают основную нагрузку.

В процессе эксплуатации следует регулярно проверять места крепления, а также сам пропеллер на дефекты. Кроме этого, следует обращать внимание на нормальную работу двигателя, на наличие горючего и уровня масла. Только так можно рассчитывать на безотказную работу самодельного устройства, тем более, если оно рассчитано на длительную эксплуатацию.

Аэросани способны облегчить жизнь рыбака и весьма существенно, особенно в заснеженных районах. Это единственное транспортное средство, не считая снегохода, на котором можно без проблем перемещаться в таких условиях на дальние расстояния.

Аэросани самодельные не способны преодолевать местность с крутыми подъемами. В этом состоит их конструктивная особенность. Все дело в том, что в качестве движителя установки выступает воздушный винт, иногда его еще называют пропеллером. Если вы решили самостоятельно изготовить аэросани, то можете использовать систему из трех лыж. Некоторые умельцы используют 4 лыжи, можно применить при проведении работ и несущий корпус. Последняя разновидность аэросаней предполагает возможность передвижения конструкции не только по снегу, но и по воде.

Аэросани самодельные могут иметь всевозможные разновидности конструкций. Система может быть одноместной, тогда предстоит использовать три лыжи. При изготовлении будет применяться балка корпуса, а также поперечная балка, предназначенная для монтажа задних лыж. Помимо прочего, нужно будет использовать подмоторную раму. Комплект брусков, применяемых в работе, должен иметь сечение, равное 35x40 мм. Фиксация элементов будет осуществляться на болтах М6. В месте стыковочных узлов нужно будет монтировать стальные уголки, а также шайбы значительного диаметра, они будут исполнять роль фиксатора, который предотвратит деформацию древесины.

Составляющие конструкции

Аэросани самодельные в области монтажа поворотной стойки спереди расположенной лыжи предполагают наличие стальной пластины, скоб, а также угольников. Лыжи должны быть выполнены из древесины. Передняя область корпуса закрывается элементом, который станет выполнять роль капота. На его боковинах располагаются стальные скобы. На верхней части капота будет вмонтирована велосипедная фара. Сиденье для водителя можно изготовить из фанеры, необходимо взять полотно, толщина которого равна 8 мм. Передней частью этот элемент будет опираться на две пружины, позаимствованные от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых монтируется мотор, обладают разной длиной. Задний брусок будет длинным, он крепится трубчатыми стойками и исполняет роль ограждения воздушного винта. На его концах нужно закрепить выгнутые по радиусу пропеллера пластины. Последние в процессе работы нужно будет покрасить в красный цвет. Задние лыжи обладают скобами-кабанчиками. Их можно изготовить из полосовой стали, из которой предварительно вырезается заготовка с размером 5x30 мм.

Аэросани самодельные будут иметь в составе, как уже было сказано, скобы-кабанчики, с помощью которых лыжи монтируются на болтах М10 к уголкам. Последние сопрягаются с брусками поперечной балки.

Особенности изготовления лыж

Лыжи собираются с помощью казеинового клея. Предварительно необходимо подготовить три пластины, изготовленные из фанеры. Нужно использовать фанеру толщиной в 4 мм. По краям лыжи нужно усилить фасонными дубовыми досками. Подошвы лыж в нижней части должны быть укреплены листовой сталью. Помимо прочего, их нужно снабдить поперечными подрезами. Для того чтобы лыжи не врезались в снег при зависании, на них нужно монтировать оттягивающие тросы с пружинами.

Моторная часть

Самодельные аэросани управляют поворотом передней лыжи. От рулевой колонки идет тросовая передача. Для управления мотором конструкцию предстоит снабдить рычагами газа, кроме того, будет нужно опережение зажигания. Проводку можно позаимствовать у мотоцикла. Мотором будет выступать тракторный пускач ПД-10. На пускаче нужно установить цилиндр воздушного охлаждения, который можно взять от мотоцикла ИЖ-56. Что касается топливного бака, его следует расположить под мотором. Топливная подача будет осуществляться самотеком.

Альтернативный вариант изготовление аэросаней

Самодельные аэросани можно изготовить и по другой технологии. Как и в первом случае, они будут одноместными, но снабдить их предстоит четырьмя лыжами. При этом следует придерживаться главного принципа, который выражен в применении как можно меньшего числа дефицитных материалов. Это значительно удешевит конструкцию и сделает ее максимально простой. При этом рекомендуется обратить внимание на снижение веса. Несмотря на то что данная конструкция будет обладать четырьмя лыжами, а не тремя, как в предыдущем варианте, она должна получиться легче.

Изготовление корпуса

Самодельные аэросани с маломощным двигателем изготавливаются в данном случае из брусков. Предстоит подготовить перед началом работ и еловые доски, которые должны иметь толщину, равную 16 мм. Лыжи нужно монтировать симметрично по отношению к двум поперечно расположенным доскам. Передние лыжи будут управляемыми. Они будут иметь в составе кронштейны. Крепление необходимо осуществлять болтом М10, который будет выступать осью. Очаг, отвечающий за управление, будет совмещен с вилкой. Метод сопряжения рычагов управления левой и правой лыжами, а также тросом управления будет жестким. Трос необходимо направить через ролики, оттуда он будет уходить на барабан рулевой колонки, где крепится болтом М6. Поперечная тяга обладает с обоих концов наконечниками, предназначенными для регулировки параллельности положения лыжи. Поворотная скоба в области оси на передней доске проходит сквозь бруски, которые имеют сечение 30x30 мм. Лыжи, расположенные сзади, крепятся посредством уголков и болтов М10.

Особенности изготовления лыж

Перед тем как сделать самодельные аэросани, необходимо изучить конструкцию лыж. Она должна быть коробчатой. Применяя оцинкованное железо, предназначенное для проведения кровельных работ, нужно изготовить ходовую подошву. Необходимо выбирать железо, толщина которого равна 1,2 мм. На подошве следует монтировать два подреза, которые нужно выполнить из металлического уголка, он должен иметь габариты, равные 8x20 мм. Каркасом лыжи они должны быть сопряжены с шурупами, которые имеют потайные головки. Зубчатый стальной скребок, который нужно установить на стальном деревянном рычаге, сопрягается с педалью тормоза. Если нажать на нее, рычаг будет опущен, а зубчатый скребок будет обеспечивать торможение конструкции, при этом он станет врезаться снег. В свое естественное положение тормоз будет возвращён пружиной.

Моторная часть

Самодельные аэросани, чертежи которых предстоит рассмотреть еще перед началом работ, должны быть выполнены с мотором, который аналогичен установленному на вышеописанной модели. Монтаж двигателя нужно производить цилиндром вниз. Используя полосовую сталь, нужно изготовить подмоторную стойку. Предварительно предстоит подготовить металлические элементы размером 8x30 см. Бензобак нужно монтировать над мотором, подача топлива будет производиться самотеком. Зажигание обеспечивается агрегатным магнето. Регулировка опережения зажигания производится методом поворота кронштейна магнето. Используя консервную банку, нужно изготовить воздухосборник, который следует расположить на карбюраторе. Входное отверстие этого элемента должно быть закрыто фильтром, который нужно собрать из стальной сетки. Последняя укладывается в 10 слоев. Эта манипуляция позволит исключить забрызгивание двигателя и попадание в него снега. Самодельные аэросани с двигателем "Лифан" позволят вам наслаждаться зимней охотой и рыбалкой.

Аэросани? это самоходные сани, в устройство которых входит двигатель внутреннего сгорания и воздушный винт? пропеллер. Транспортное средство предназначается для езды по снежным и скользким дорогам. Скорость таких саней может достигать до 140 км/ч, в зависимости от мощности мотора. В конструкцию аэросаней входит шасси, состоящее из трех или четырех лыж. Данный тип саней можно легко сделать своими руками.

Главным преимуществом данного средства передвижения перед снегоходами являются скоростные характеристики. Также, при наличии кабины и хорошей подвески, уровень комфорта в санях практически не отличается от условий в автомобиле. Аэросани имеют очень простую конструкцию, сделать их можно самостоятельно. Для этого требуется двигатель, например, от мотоцикла?Юпитер?, материалы для корпуса и всего три деревянные лыжи.

Изготовление простых саней своими руками

Прежде всего, необходимо изготовить корпус из деревянных брусьев, которые нужно обшить фанерой, закрепить подушки и кресла. Лыжи для саней обязательно должны быть из березовых досок. Для упрочнения конструкции с поддержкой мотоциклетного двигателя?Юпитер? можно использовать фанерные планки.

Закрепить сзади лыж тормоза, которые будут включаться водителем при нажатии на правую педаль. Для этого используются штыри и трос. Поставить заднюю лыжу вплотную к основной раме, которая крепится на корме корпуса. Переднюю лыжу, которая отвечает за управление, закрепить на металлическом кронштейне, который будет располагаться сбоку от корпуса.

Чтобы собрать механизм управления, нужно использовать руль от мотоцикла, с которого снимается двигатель для саней. Мотор лучше всего использовать от?Юпитера?. Он устанавливается на раму в виде трубки, как и воздушный винт, на который передается крутящий момент при помощи мотоциклетного цепного редуктора. Вращение винта должно достигать 1440 оборотов в минуту. Для обеспечения дополнительной безопасности устанавливается сетка.

Рама, закрывающая двигатель от?Юпитера?, крепится на корпусе посредством подкосов на подвеске. Топливный бак устанавливается над мотором.

Для изготовления воздушного винта нужно предварительно сделать заготовки лопастей, вырезав элементы из сосны или дуба. Пропеллер склеивается при помощи казеинового клея. Расчет размеров должен быть точным. Склеенные детали винта просушиваются и защищаются до готовности к использованию. Важно обстругать рубанком каждую из лопастей после сушки. Лопасти винта оклеиваются тканью и красятся. Для этого можно использовать бязь. После проверки каждого из винтов на сохранение баланса они насаживаются на втулку, после чего аэросани полностью готовы к эксплуатации.

Двигатели для аэросаней

Для создания саней своими руками можно использовать двигатель от мотоцикла?Юпитер? или автомобиля?Жигули?. Основные узлы и детали двигателя включают в себя: крышку редуктора, заднюю и переднюю пластины, прокладки, ведущую шестеренку, корпус цилиндра и кронштейн крепления. Наиболее часто используемыми моторами являются:

Карбюратор К-62И с двумя цилиндрами? в данном механизме используется редуктор от газораспределительного устройства трактора МТЗ-80. Двигатель оснащен специальным электростартером и аккумулятором. Механизм зажигания работает от батареи. Топливный бак способен вместить до 30 л бензина.

? Д-30 ? в данном модуле отсутствует редуктор на воздушный винт. Тяга составляет 40 кгс. Применяется на легких аэросанях, в основном на тех, которые сделаны своими руками, а не на серийных. Установка такого типа устройства зависит от расчета характеристик корпуса.

Д 15 ? отличается от аналогов наличием цепного редуктора, прикрепленного на воздушный винт. Последний имеет диаметр 1,4 м и развивает достаточное тяговое усилие в 60 кгс. Разновидность двигателя Д15 ? Д-15z ? оборудован зубчатым редуктором. Рекомендуется к использованию в аэросанях и парапланах. Шестеренки, которые установлены в редукторе, также применяются в газораспределительном механизме КАМАЗ-740. Все двигатели данной серии имеют топливный бак на 15 л.

Что нужно для аэросаней на воздушной подушке

Для создания саней на воздушной подушке нужно использовать обычную пилу, рубанок и дрель. Также нужно вытащить из старого мотоцикла?Юпитер? работающую силовую установку. Сварку и другую тонкую обработку можно передать специалистам, а можно и сделать своими руками.

В качестве основного материала будут служить фанера и доски. Лучшим вариантом станет использование разновидностей БС-1 или ФСФ, потому что обычный элемент не может выдержать повышенную влажность. Фанера предварительно обрабатывается лаком, наносятся другие специальные покрытия.

Для самостоятельного крепления корпуса нужно использовать специальные строительные клеи. В качестве такого средства может выступить эпоксидная смола или казеин высшего сорта. Для полного и надежного сопряжения всех элементов своими руками будет достаточно 5 кг клея. Важно применять только водостойкие варианты.

Для создания воздушной подушки нужно использовать только прочные материалы. Также среди основных характеристик важны эластичность и воздухонепроницаемость. Подушку можно создать самостоятельно из отечественных материалов, например, из прорезиненных тканей до 1,5 мм толщиной. Главное, установить двигатель так, чтобы он не повредил оболочку. Основу составляет хлопчатобумажные и синтетические элементы. Подушка будет напоминать надувную лодку.

Собрать сани на подушке можно с применением силовой установки от мотоцикла?Иж-Юпитер?. Мощность такого двигателя составляет 24 лошадиные силы. Для подушки можно своими руками установить трансмиссию от мотороллера, самодельный бензобак, фары от трактора и другие элементы для амфибии. Важно, чтобы рама была выполнена из металлического профиля. Мощности двигателя хватит, чтобы преодолевать самые глубокие сугробы без провалов. Перед началом поездки нужно проверить все крышки редуктора на моторе.

Самодельные аэросани для рыбака. Во-первых — подвеска силового агрегата (а не установка его, как обычно) Во-вторых, рулевое управление «тележного» типа — оно осуществляется поворотом не только лыж, а всего переднего моста. И последнее. Возврат же управляемого моста с лыжами в исходное положение и удержание его на курсе прямого хода производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого выступает дуга безопасности. Описывая конструкцию аэросаней, сразу оговорюсь: из-за отсутствия аргонной сварки все соединения деталей в узлах пришлось делать болтовыми с помощью втулок и кронштейнов, а местами и клепать.

Рама самодельных аэросаней хребтового типа — однолонжеронная. Состыкованные и соединенные с лонжероном балка заднего моста и стойка моторамы подкреплены подкосами Соединения силовых элементов рамы — в основном разъемные. Такими я их сделал для разборки аэросаней и весьма габаритной рамы для летнего компактного хранения. Лонжерон и стойка выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм с толщиной стенок 2,5 мм, а балка заднего моста и подкосы — тоже из дюралюминиевой трубы, но диаметром и толщиной стенок поменьше — соответственно, 40 мм и 1,5 мм.

Роль подкосов стойки моторамы играют еще и поручни сидений, хотя поручнями их назвать можно только условно — на них навешиваются ложементы сидений водителя и пассажира, выколоченные из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. Сами же сиденья выполнены из толстого поролонового листа и обшиты брезентовой тканью К раме можно отнести и еще один элемент аэросаней — дугу безопасности. Она выполнена из двух состыкованных накладками отрезков дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стенки 2 мм.

Однако лучше бы дугу сделать из цельной трубы (у меня, к сожалению, на момент изготовления такой не нашлось) потому, что она выполняет еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого моста и является своеобразным подкосом основной стойки. Но о дуге — позже. Насчет же управляемого моста, как на телеге, я не оговорился. Вернуться к такой уже подзабытой схеме рулевого управления меня сподвигла ее простота, к тому же она очень сочеталась с амортизирующей дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с передним концом лонжерона посредством шкворня и сайлентблока (резинометаллической втулки), корпус которого вставлен в переднее отверстие трубы лонжерона.

Шкворнем служит болт М22. Соединение переднего моста с дугой безопасности (она же торсион) осуществлено не напрямую, а посредством выноса — консольно закрепленного посередине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 1,5 мм. Свободный же (передний) конец выноса соединен тоже с передним концом дуги безопасности «двухщечечным» треугольным кронштейном. Длина выноса определялась экспериментально, в пределах 200 — 250 мм. Меньшая его длина ухудшает «флюгерность» — самоудержание машины на прямом курсе, а большая — затрудняет управление аэросанями (поворот руля).

Кстати для облегчения поворота руля впоследствии на конец торсиона прикрепил сайлентблок (хотя есть возможность помогать и ногами, как на самолете). При повороте руля, а, следовательно, и переднего моста с лыжами дуга безопасности отклоняется в сторону, да еще и слегка закручивается. После же снятия усилия на руль дуга стремится возвратиться в исходное положение, удерживая лыжи на прямом курсе. Сам руль — мотоциклетного типа, только закреплен он на мосту в трех точках через подкосы-рычаги.

От руля по дуге-торсиону проложен тросик управления «газом» двигателя. На концах переднего моста (как, впрочем, и заднего) на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи к мостам дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортизаторами) через подшипниковые втулки: передние — двумя, задние — одним (в задней части) и поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с лыжами. Лыжи самодельные — все одинаковые. Склепаны из 5-мм листового дюралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости посередине лыжи приварена продольная полоса-стенка, а к стенке — еще и полосовые подкосы. Подошва выполнена из листа полиэтилена толщиной 5 мм, а шириной — на 10 мм больше с каждой стороны.

В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена заклепками, а по длине просто прижата подрезом из стального уголка, чтобы подошву из-за разности теплового расширения не коробило. Небольшая часть заднего конца лыжи вместе с подошвой тоже загнута вверх на 50 мм. На концах балок мостов лыжи монтируются на подшипниках качения, корпуса которых закреплены на стойках лыжи. Винтомоторная установка сама по себе традиционная и состоит из силового агрегата от снегохода «Буран» мощностью 28 л.с. и самодельного толкающего воздушного винта постоянного шага. Винт диаметром 1400 мм, лопасти деревянные с металлическими оковками на концах.

Максимальная тяга, создаваемая им на месте, составляет около 95 кгс, что позволяет аэросаням развивать скорость до 70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя на винт осуществляется через четырехручьевую клиноременную передачу. Диаметр ведущего шкива — 205 мм, а ведомого — 380 мм, то есть передаточное число составляет 1,85. Натяжение ремней осуществляется поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в другой хомутом. Крепление силового агрегата на раме не совсем обычное. Во-первых, он не установлен на ней, а подвешен на консольной балке и прикреплен к ней через резиновые втулки-прокладки Консольная балка является одновременно и упором, через который передается тяга от винта.

К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через сайлентблок. Дополнительное же крепление двигателя к раме и вовсе неординарное — растяжками — авиационными гибкими тросами диаметром 4 мм с натяжными тендерами. Такая подвеска винтомоторной установки на раме практически устраняет вибрацию аэросаней Ограждения винта пока нет, конечно, вращающийся винт — штука опасная. Но если сделать упрощенное ограждение, то оно может сыграть с человеком, эксплуатирующим сани, а тем более с пассажиром «злую шутку»

В психологическом плане они будут думать, что защищены. На самом же деле вероятность получить травму от вращающегося винта остается. Если уж делать ограждение, то полное — в форме тонкой решетки с обеих сторон и по окружности. А чтобы винт не задевал при провалах задней части аэросаней снег, тем более лед, сделан хвост — в заднюю часть лонжерона вставлена труба потоньше Сухая масса аэросаней составляет около 140 кг. Полная снаряженная (два человека и 20 л топлива) — приближается к 300 кг Тормозов у аэросаней нет, остановка довольно быстро осуществляется за счет трения подошв лыж о снег после сброса «газа».

Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и «тележным» передним мостом (детали всех позиций, кроме особо оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т): 1 —двигатель (от мотонарт «Буран»), 2 — клиноременная четырехручьевая передача(i= 1,85); 3 —воздушный винт диаметром 1400 (дерево с металлическими концевыми окантовками), 4 — консольная балка, 5 — верхняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4,2 ш г), 6 — основная стойка (труба винтдиаметром70×2,5), 7 —кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.). 8—верхняя часть дуги безопасности (труба винтдиаметром50×2), 9—крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10- соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт), 11 — наклонная часть дуга безопасности (труба диаметром 50×2); 12 — лонжерон (труба диаметром 70×2,5); 13—руль (мотоциклетного типа), 14—центральная стойка руля (стальная труба диаметром 28); 15- боковая стойка руля (труба диаметром 14, 2 шт); 16—сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17-узел соединения дуга безопасности и переднего моста (лист s5,2 шт), 18 — вынос (труба диаметром 30×1,5), 19 —боковой подкос стойки (труба диаметром 40×1,5, 2 шт.), 20 — заднее сиденье пассажира (поролон в тканевом чехле); 21 — ложемент заднего сиденья (лист s5), 22— поручень-подкос (труба диаметром 30×1,5, 2 шт), 23 -ложемент переднего сиденья (лист s5); 24— переднее сиденье (поролон в тканевом чехле), 25- трос газа (от мотоцикла); 26 —нижняя растяжка крепления двигателя (стальной трос 4, диаметром 2 шт.); 27—тандер (2 шт), 28 — топливный бак (на 20 л), 29 -хвост-фаркоп (труба диаметром 64), 30- задний мост, 31—задняя лыжа (2 шт). 32—крепление площадки (шнур, 2 шт), 33 — площадка (ткань «авизеент», 2 шт), 34—балка переднего управляемого моста (труба диаметром 40×1,5,2 шт.), 35 — передняя лыжа (2 шт)

Задний мост и его соединение с рамой: 1—лонжерон, 2— кронштейн-хомут крепления к лонжерону поперечины рамки сидений и подкосов заднего моста, 3 — поперечина рамки сидений, 4 подкос, 5 — лыжа, 6 — кронштейн-хомут крепления к заднему мосту подкосов, 7 — втулка крепления к заднему мосту подкоса лыжи, 8 — балка заднего моста (2 шт), 9- подкос стойки (2 шт), 10—рамка сидений, 11—основная стойка; 12 — петля крепления основания сиденья к рамке (10 шт.); 13 — кронштейн-хомут крепления к стойке рамки сидений и моторамы, 14—кронштейн крепления лонжерона к основной стойке, 15—втулка крепления рамки сиденья к лонжерону и основной стойке (2 шт.); 16 — соединительная скоба балки (2 шт)

Передний мост и лыжа: 1 —основа лыжи, 2 — подкос хребта. 3 —дужка, 4—хребет; 5- заклепка; 6-передний подкос стойки (2 шт), 7—задний подкос стойки (2 шт), 8 корпус с подшипником качения, 9—стойка, 10—ушко крепления подкоса лыжи к хребту (2 шт), 11 — буртик с вилкой, 12 задний подкос лыжи (2 шт), 13 — втулка крепления подкоса к балке моста, 14- кронштейн полножки; 15 балка моста, 16 —лонжерон, 17—шарнир соединения балки моста и лонжерон, 18 — кронштейн соединения балки и выноса, 19—кронштейн соединения выноса и дуги безопасности, 20— подножка

Подвеска силовой установки на консольной балке и тросовых растяжках: 1 — эксцентриковая ось, 2 — втулка (сталь, труба диаметром 50×2), 3 — хомуте с зажимным болтом, 4—стяжка верхних растяжек (резиновый жгут), 5—верхние растяжки, 6—консольная балка (стальная труба диаметром 40×1,5), 7-ось шарнира (болт М16), 8—сайлентблок, 9 — втулка-кронштейн крепления моторамы на основной стойке, 10 — основная стойка; 11 —узел крепления двигателя к консольной балке (4 шт), 12 — двигатель, 13 — стойка втулки, 14 — подкос втулки (2 шт.), 15 — крыло балки (4 шт.), 16 —— выходной вал двигателя. 17 — нижняя растяжка (трос диаметром 4, 2 шт.), 18 - тандер (2 шт.), 19 — втулка-прокладка (резина, 4 шт)