Биография. Аристид Майоль. Великие скульпторы Скульптуры майоль

Майоль Аристид (1861-1944)

Майоль Аристид (1861-1944)


Французский скульптор. В молодости занимался живописью, изготавливал гобелены. В зрелом возрасте обратился к скульптуре.



Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль родился в 1861 г. на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер.

Его отец был виноградарем, а дед рыбаком. В 1882 г., бросив учебу в колледже, Майоль уехал в Париж с намерением посвятить себя живописи.

В последующие четыре года Майоль учится в Школе изящных искусств, а также в Школе декоративного искусства.

Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль называл живопись Пюви де Шаванна. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 г. с искусством Поля Гогена; глубинные связи с его творчеством Майоль сохранит и в будущем.

В это же время Майоль сближается с членами группы «Наби», считавшими себя последователями Гогена. Набийцы писали картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки для гобеленов. Майоля увлекла идея возрождения старинного ковроткачества.

Он вернулся в родной город и организовал там мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Кроме гобеленов, Майоль создает на исходе века целую серию предметов прикладного искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой, украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных персонажей.

Напряженная работа над гобеленами приводит к тому, что в 1899 г. Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он вынужден навсегда оставить любимое ремесло.

В сорок лет Майоль самостоятельно обратился к скульптуре. Начал будущий мастер с небольших статуэток, отмеченных упрощенным декоративизмом в стиле модерн («Стоящая купальщица», 1900; «Сидящая женщина», ок. 1900).



Средиземное море (Мысль) . 1901-05
Мрамор. 118 х 111 х 69 см
Музей Орсе, Париж


В 1901 г. Майоль приступил к работе над первой большой статуей. Она имеет два названия - «Средиземное море» и «Мысль» (1901-05). Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен. В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной в классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира.



Леда. 1902
Бронза.
Собрание О. Рейнхарта, Винтертур


В 1902 г. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку Майоля, был восхищён его работой «Леда» (1902). Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того - своеобразное благословение великого Родена.

Поверив в свои силы, Майоль начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появляется монумент «Скованная свобода» (1905-06), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира.



Скованная свобода (Памятник О. Бланки) . 1905-06
Бронза.
Сад Карусель, Париж


Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Этой работой заказчики остались недовольны. Они попытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

В 1908-10 гг. Майоль посетил Грецию, где на него сильнейшее впечатление произвели произведения архаики и ранней классики.




Иктин и Калликрат. Парфенон. Афинский акрополь. V в. до н. э.

Храм Зевса в Олимпии. V в. до н. э.
Олимпия, Греция


Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство своего таланта с пластическим мышлением древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия.

Одновременно Майоль осознал невероятный разрыв культур - древней и современной. «Что должен был я выбрать? - спрашивал себя скульптор. - Нашему времени не нужны больше боги.

Мне остаётся следовать природе...» Так появились «Помона» (1910) и «Флора» (1911-12) - спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ними последовали «Венера с ожерельем» (ок. 1918-28), самая лиричная и женственная из майолевских богинь, и «Иль-де-Франс» (1920-25) - высшее достижение всего майолевского творчества.




Помона. 1910
Бронза.
Сад Карусель, Париж

Флора. 1911-12
Бронза. Высота 163 см
Новая пинакотека, Мюнхен

Венера с ожерельем. Около 1918-28
Бронза. 175,3 х 61 х 40 см
Галерея Тейт, Лондон

Иль-де-Франс. 1920-25
Камень. 49 х 152 х 58 см
Музей Орсе, Париж


Еще в 1912 г. Майоль начал работу над памятником французскому художнику-постимпрессионисту Полю Сезанну. (Примечательно, что Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».)



Памятник П. Сезанну. 1912-25
Камень. 227 х 140 х 77 см
Музей Орсе, Париж


Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

В тридцатые годы Майоль создает ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные «первоначала» природы - землю, воду, воздух. Этот замысел нашел воплощение в статуях «Гора» (1935-38) и «Река» (1939-43).



Гора. 1935-38
Свинец.
Сад Карусель, Париж

Река. 1939-43
Свинец.
Музей современного искусства, Нью-Йорк


В эти же годы мастер работал над единственной в его творчестве групповой композицией, позже названной «Три грации» (1930-38). Сам Майоль называл ее «Нимфы цветочных лугов». Она состоит из трех обнаженных женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов.



Три грации. 1930-38
Свинец. 157,5 х 146,7 х 80,6 см
Галерея Тейт, Лондон


Последняя монументальная статуя Майоля - «Гармония» (1940-44) - создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньюльса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения.

Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить «вечно человеческое» и «волновать сердца людей». «Гармония» осталась незаконченной - в 1944 г. Майоль скончался после автомобильной катастрофы.



Рисунок в скульптуре принято считать вспомогательным средством, подготовительным этапом воплощения образа в материале. Но не в том случае, когда речь идет о больших мастерах, таких как Огюст Роден, Аристид Майоль и Шарль Деспио, около 70 графических работ которых вместе с небольшими скульптурами будут представлены на выставке в фонде IN ARTIBUS. Все произведения — из собрания учредителя фонда, Инны Баженовой.

Впечатляющее количество рисунков, которое оставил Роден (только ню более 6 тыс.), ценится столь же высоко, как и его скульптура, свидетельствуя о том, сколь важную роль мастер отводил рисунку. Не случайно он как-то признался: «Мои рисунки — ключ к моему творчеству». На одной выставке Роден, Майоль и Деспио тоже окажутся не случайно: в судьбе двух последних Роден сыграл важную роль. Молодой Деспио работал у него в мастерской, а Майоль, до 40 лет занимавшийся живописью и гобеленами, решил стать скульптором после того, как Роден похвалил его «Леду» на выставке в 1902 году. При этом и Деспио и Майоль, преклоняясь перед мэтром, пошли своим путем. И рисунок у них разный: живописно-импрессионистический у Родена, лаконичный и точный у Деспио, классически простой у Майоля.

И тем не менее рисунок скульптора отличается и от станковой графики, и от рисунка живописца. «Скульптура — это трехмерное искусство, а рисунок двухмерен. Интересно наблюдать, как в рисунке скульптор ищет форму, разнообразно поворачивая модель, как он находит ее графическое воплощение и как рисует, специфически ваятельским образом, чтобы сохранить баланс между иллюзией пространства и формой, которую он хочет погрузить в это пространство», — говорит куратор выставки Елена Руденко.

Выставка эта замечательна и тем, что на ней широкая публика впервые увидит серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы Шарля Деспио, практически не представленного в российских музеях. Известно, что Роден пригласил Деспио в помощники после того, как заметил на выставке в 1907 году его скульптуру «Полетта», которую назвал работой «для настоящих ценителей». Такой же обещает стать и эта выставка.

Майоль Аристид Жозеф Бонавантюр (1861-1944) — французский скульптор. «У современной скульптуры два ствола, дающие соки своим более молодым ответвлениям,- Бурдель и Майоль,- абсолютно справедливо утверждала известный русский скульптор В.Мухина,- два полюса по темпераменту, пластической форме: один — пафос огня, другой — дышащее спокойствием море».

Возвышающую, реальную силу гармонии воплощает в себе одна из лучших статуй Аристида Майоля — бронзовая «Помона» , которую скульптор начал делать в 1907 году по заказу И. А. Морозова (окончил он ее в 1910 ). Полная мягкого, сдержанного движения обнаженная женщина с яблоками в руках символизирует осеннее плодородие. Она входила в группу из четырех статуй, пластически повествующих о четырех порах года. «Постоянство изменчивости» линий женского тела стало для Майоля темой множества его скульптурных вариаций.

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года в небольшом, утопающем в зелени городке Баньюль-сюр-Мер, который находится неподалеку от испанской границы, у Восточных Пиренеев в провинции Руссильон. На местном каталонском наречии «майоль» означает «виноградная лоза», будущий скульптор гордился, что происходит из рода потомственных виноградарей.

Аристид Майоль был вторым из четверых детей. Он рос мечтательным, тихим и застенчивым мальчиком. В старинном фамильном доме за детьми все время приглядывала мать, строгая тетка и полуослепший к старости дед. Аристид очень любил окружающую природу. «Окрестности Баньюля,- любил повторять он,- это как картина Пуссена, только еще прекрасней. …Море, солнце, вино! Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство».

Рисовать он начал рано, еще учась в колледже в Перпиньяне. Один из первых своих написанных маслом пейзажей, на котором были изображены берег, море, прибрежные скалы, Аристид старательно населил самыми разными персонажами.

Активно участвовал он в качестве художника и в выпуске иллюстрированной газеты. Его талант был замечен: Генеральный совет в Перпиньяне выделил Аристиду стипендию в 20 франков. Будущий скульптор старательно копировал античные гипсы, собранные в местном музее, много рисовал и наконец решился ехать в Париж. Деньгами помогла тетка, которая ежемесячно высылала ему в столицу необходимую сумму.

В это время в Париже уже не было тех дружных свободных братств художников, какими были братства барбизонцев или импрессионистов в 1870-е годы. Большинству художников приходилось пробиваться самостоятельно.

Преодолевая нищету, Аристид Майоль много работал, копировал в Лувре Рембрандта, Фрагонара, Шардена, а в 1881 году поступает в Школу изящных искусств в класс антиков профессора Жерома. Однако его рисунки не понравились мэтру, и Аристид Майоль продолжил свое образование в Школе декоративных искусств.

После окончания школы Майоль попал под сильное влияние понт-авенской группы , которую возглавлял , в то время утверждавший: «Живопись — не натура. Это поверхность, которую следует декорировать». Кроме Поля Гогена, Аристид Майоль увлекался творчеством изобретателя «синтетизма» Эмиля Бернара , который стремился, в отличие от импрессионистов, не к аналитическому, расчленяющему, а к цельному видению. В сферу интересов молодого художника вошло и творчество монументалиста Пюви де Шаванна , который стал одним из теоретиков «клуозонизма» и предпочитал четко вылепленную, немного грузную форму.

В ранних живописных работах Аристида Майоля сквозь узорчатый, подвижный рисунок пробивается реальное воплощение мечтательно-зыбких женских образов: «Женщина в волнах» (1898) , «Лазурный берег» (1898) и др.

На время Майоль оставил живопись и организовал в Баньюле экспериментальную мастерскую по производству гобеленов. Он сам делал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и даже окрашивал нитки. Ткали гобелены местные девушки. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Аристид Майоль показал свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад». В этих работах, как и в ранней живописи Майоля, чувствуется влияние стиля модерн, понт-авенской школы и группы «набидов «. Стилизованное упрощение и мягкая, плавная извивающаяся линия станут со временем отличительной особенностью его творческой индивидуальности.

Именно в гобеленах Аристид Майоль начал создавать свой, неповторимый, очень естественный, без присущих модерну надломов мир, полный цветов и свежих красок. Даже одежда и прически дам напоминают в его работах все те же бутоны и соцветия. Позже Аристид Майоль попытается теоретически обосновать адекватность человека растению, воплотит свои идеи в пластике и будет добиваться органического соединения мира искусства с миром природы, архитектуры с растительностью. В 1893 году Аристид Майоль женился на одной из своих мастериц, которая стала впоследствии любимой его моделью. Он не раз изображал ее не только на своих рисунках, но и в камне, бронзе, дереве. В это же время друзья познакомили Майоля с меценатом, богатым румынским князем Эммануэлем Бибеско , который со своими не менее состоятельными родственниками заказывал Майолю ковры.

Однако наступление машинного конвейерного производства не давало возможности процветать возрожденному кустарному промыслу.

В сорок лет Аристид Майоль словно начал жизнь заново. Он увлекся скульптурой, «увлеченно вырезал из дерева женские фигурки, даже не прорабатывая их предварительно в глине. Октав Мирбо , который часто встречался с Майолем в это время, говорил, что он был беден, но горд и весел.

Возвращаясь к земле, к истокам, Майоль все зимы проводил на родине, в Баньюле, а на лето приезжал в Марли-ле-Руа возле Парижа. Он с увлечением продолжал свои начатые еще в 1890-е годы эксперименты с изготовлением статуэток, ваз из фаянса и обожженной глины, пробовал себя в мелкой пластике из дерева и бронзы. Аристид Майоль был убежден, что нужно создавать вещи, имеющие отношение к жизни, что скульптура — как гончарное дело, она тоже должна быть создана для чего-нибудь.

Постепенно он преодолел «архаическую» скованность, которая чувствовалась в его ранних терракотовых купальщицах. В лучших произведениях этого времени «Лежащей девушке» (1900) , «Леде» , «Еве» (1902) чувствуется необыкновенная интимность выражения. Его женщины, выполненные в камне и бронзе, очень естественны, непосредственны и пластичны. Не только фигуры майолевских героинь, но даже их прически можно воспринимать как некие целостные и гармоничные архитектурные сооружения. Именно точная структурная, конструктивная основа делает эти небольшие фигурки похожими на большие скульптуры, к созданию которых Аристид Майоль приступил в начале 1900-х годов. Первым до размера натуры он увеличил в 1902 году терракотовый эскиз «Средиземное море», а в 1905 году перевел его в камень. Внешне абсолютно спокойные героини Майоля поражают ясно выраженным внутренним напряжением мысли и чувства. Это можно сказать о созданной в 1902-1906 годах «Ночи» и других скульптурах. Майоль много наблюдал за каталонками, иногда мог в один сеанс вылепить голову понравившейся ему девушки. Он признавался: «Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу. Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мое чувство переходит в мои пальцы» . Необыкновенно жизненно воплотил Майоль в камне и чувство нежности, вдохновенной ласки ().

Аристид Майоль создал в это время немало интересных скульптурных портретов — величественно-суровый, чем-то похожий на образы романских святых «Портрет матери» (1898), правдивый портрет грубоватого в общении живописца Этьена Террю (1905) и выполненный с некоторым чувством трагической неотвратимости судьбы портрет старика , который после того, как пришлось позировать Майолю, сам увлекся скульптурой.

В 1903 году на выставку Салона была впервые допущена маленькая статуэтка Майоля , а в 1905 году — «Средиземное море» . В этом же году Аристиду Майолю поручают создание памятника Луи-Огюсту Бланки , который получил название «Скованная сила» (1905-1906). Моделью для этой скульптуры, в которой впервые у Майоля проявляется некоторая экспрессия, служила жена художника. Образ женщины, силящейся разорвать сковывающие ее путы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении. Образы Майоля никак не сопоставишь с танцем Айседоры Дункан. Они иногда не просто предельно просты, но даже простоваты, но в этом и кроется тайна их необыкновенной естественности и пластичности.

Только в 1908 году Аристид Майоль смог благодаря помощи образованного немецкого коллекционера графа Гарри Кессле-ра осуществить давнюю свою мечту — посетил Грецию. Вместе с Майолем в это долгожданное путешествие отправился и его меценат писатель Гуго фон Гофмансталь. Аристид Майоль с удивлением открыл для себя, что Греция очень похожа на его родную Каталонию. Позже скульптор написал: «В Афинах я рисовал в музее статую Аполлона. В этой статуе передано с предельным совершенством тело, но она уже далека от величественности и царственности Фидия. Кончив рисунок, я обернулся и оказался перед большой статуей примитивного характера, произведением в египетском стиле, строгом и грандиозном. Одним словом, статуей бога. Я понял, насколько это искусство по своему духовному величию выше Аполлона. Это сравнение меня поразило и заставило глубоко задуматься».

Дыхание античности чувствуется во многих произведениях Аристида Майоля, но особенно в его несравненных женских торсах — «Торсе Нереиды» (1905) и «Малом торсе на дельфине» (1925) . Лишенные рук, ног, головы, эти женские фигуры поражают необыкновенной пластичностью и женственностью. Мелкие, легкие складки, которые воспринимаются как промокшее платье, напоминают складки одежд нимф Парфенона.

Аристид Майоль продолжал свои «поиски великого». Значительно позже, подводя итоги своей творческой жизни, он писал: «Нашему времени не нужны больше боги. Мне остается следовать природе, и мне кажется, что я смогу найти в изучении человеческого тела основания красоты высшего порядка, если поставлю себе задачей передать гармонию форм и их архитектурное равновесие, и что этим изучением я смогу достичь великого».

Именно интимность отличает величественные статуи Аристида Майоля от произведений античных скульпторов. В 1907- 1910 годах появляется полная так называемой «развитой гармонии» и более легкая, прелестная, в обтекающих тело легких одеждах В 1910-1932 годах скульптор работал над памятником , воплотившем в себе вечный дух исканий. Царственного величия исполнена полулежащая фигура (памятник Сезанну; 1912-1925 ), которая была своеобразным итогом исканий мастера уже не в «вертикальном», а в «горизонтальном» типе фигур. И если «Венера с ожерельем» (1918-1928) еще поражает своей отстраненностью от окружающего мира, то в бронзовой фигуре уже сливаются воедино и «человеческое», и «пейзажное» начала. Не то складки одежды стекают подобно воде, не то вода и есть одежда…

Очень органичны, естественны и необыкновенно красивы, даже иногда утонченны иллюстрации Аристида Майоля к «Эклогам» Вергилия, «Искусству любви» Овидия, «Дафнису и Хлое» Лонга и другим произведениям.

Обосновывая свою эстетическую концепцию, Аристид Майоль писал: «В природе все восходящие линии, все вертикали прямы, горизонтальные линии — круглы. Возьмите ствол дерева. Его вертикаль пряма, как свеча. Но сделайте разрез ствола, и вы получите одни лишь круглые формы. Перенесите эти принципы, которые я нашел в природе, на человеческую фигуру. И вы будете иметь основы моей эстетики».

Очень точно определил развитие творческой индивидуальности Аристида Майоля Джон Ревалд, который в 1939 году писал: «В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой. Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется».

Те, кто хорошо знал Майоля, отмечали, что он вовсе не был художником только постоянного и светлого спокойствия. Экспрессия, которую можно уловить в некоторых его ранних работах (живописная композиция «Море» (1895) , горельеф «Желание» и др.), с особой силой проявилась в 30-е годы. Аристид Майоль, как вспоминают его друзья, любил грозу и живопись Тициана очень часто предпочитал Эль Греко , его влекла «дорога, которая ведет неизвестно куда, в тайну».

В 1930 году в саду библиотеки Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа был установлен выполненный Аристидом Майолем памятник выдающемуся композитору Дебюсси . Памятник лаконичен и немногословен — это присевшая на мгновение обнаженная женщина, которая поводит вокруг себя руками. Она похожа на нотный знак, вобравший в себя всю бездонность музыки.

Самым грандиозным произведением из созданных Майолем в 30-е годы считается .

Сам скульптор в эти годы говорил: «Я искал архитектуры устойчивости, стабильности. Теперь я ищу архитектуры движения» . Он создает целую серию необыкновенно динамичных маленьких бронзовых и глиняных купальщиц, а позднее, вдохновленный мощной глубокой музыкой Баха,-символические образы природных стихий. Полна могучего спокойствия и задумчивости его «Гора» (1935-1938). Легка и свободна почти парящая над постаментом женщина— , выполненная в 1937-1939 годах как памятник летчику Ж. Мермозу , о котором писал Сент-Экзюпери. Мечтательны объединенные внутренним ритмом «Три нимфы» (1936-1938) . Покорна, вся во власти стремительного стихийного движения «Река» (1938-1943).

В живописи, которую Майоль не оставлял в этот период, проявляется пастозность, даже некоторая скульптурность письма.

Когда началась Вторая мировая война, Аристид Майоль наотрез отказался эвакуироваться и остался с женой в своем доме.

Последней моделью Аристида Майоля стала оригинальная, очень глубокая, начитанная девушка Дина Вьерни , которую он пригласил позировать для «Трех нимф». С начала 1937 года она почти ежедневно приходила за пять километров к нему на ферму, и они даже во время сеансов вели философские беседы, читали стихи. Именно с Дины сделаны почти все последние рисунки Майоля и его последняя, самая дорогая для него скульптура «Гармония» (1944) , в которой он как бы объединяет чувства трагедии и радости, живое движение, в котором чувствуется отзвук его недавнего увлечения экспрессией, и изумительное чувство спокойствия и необыкновенной нежности.

В начале сентября 1944 года Майоль, возвращаясь от Рауля Дюфи, попал в автокатастрофу. Врачи самоотверженно боролись за его жизнь. Утратив возможность говорить, Аристид Майоль пытался записывать свои мысли в школьной тетрадке.

Однако 27 сентября 1944 года его не стало. В последний путь скульптора провожали две его Музы — окруженная детьми каталонская красавица Лаура, увековеченная им в «Помоне», и утонченная, нежная и гордая Дина. «Гармония», для которой она позировала, так и осталась незавершенной, но в ней звучит услышанная и воплощенная великим скульптором великая музыка, музыка тишины.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Статья из www. ikleiner. info , изобразительный ряд изhttp://smallbay.ru и из книги О.Петрочука «Аристид Майоль». 1977г. изд.

МАЙОЛЬ АРИСТИД (Ари-стид Жо-зеф Бо-на-ван-тюр) - французский скульп-тор, жи-во-пи-сец, гра-фик.

Ро-дил-ся в се-мье ви-но-гра-да-ря.

Обу-чал-ся в Па-ри-же - в Шко-ле изящ-ных искусств у Ж.Л. Же-ро-ма (1881-1883 годы) и в Шко-ле де-ко-ра-тив-ных искусств у А. Ка-ба-не-ля (1883-1887 годы).

Его ран-ние жи-во-пис-ные про-из-ве-де-ния вы-да-ют влия-ния П. Пю-ви де Ша-ван-на и П. Го-ге-на («Жен-щи-на и вол-на», около 1898 года, Пти-Па-ле, Па-риж); в 1894 году Майоль примк-нул к груп-пе «На-би». В 1893-1895 годы за-ни-мал-ся соз-да-ни-ем го-бе-ле-нов в собственной мас-тер-ской в Бань-юль-се, за-тем об-ра-тил-ся к ке-ра-ми-ке и мел-кой пла-сти-ке, близ-кой сти-лю ар ну-во («Тан-цор», 1895 год, Му-зей Ор-се, Па-риж).

С 1900 года по-свя-тил се-бя скульп-ту-ре; при под-держ-ке А. Вол-ла-ра бы-ла уст-рое-на пер-вая вы-став-ка Майоля в Па-ри-же (1902 год).

Важ-ней-шую роль в фор-ми-ро-ва-нии зре-ло-го сти-ля Майоля сыг-ра-ло по-се-ще-ние им в 1908 году Гре-ции: па-мят-ни-ки ан-тич-но-сти, осо-бен-но ран-ней клас-си-ки и ар-хаи-ки, рас-ши-ри-ли пред-став-ле-ния Майоля о пер-во-ис-то-ках ев-ропейской куль-ту-ры и ук-ре-пи-ли ве-ру в жи-во-твор-ность клас-сической тра-ди-ции.

С са-мо-го на-ча-ла оп-ре-де-ли-лась при-вер-жен-ность мас-те-ра клас-сической фор-ме в её ка-но-нич-ных про-яв-ле-ни-ях - пре-ж-де все-го, изо-бра-же-ние об-на-жён-ной жен-ской фи-гу-ры [«Сре-ди-зем-но-мо-рье» («Мысль»), из-вест-няк, 1902 год, част-ное собрание, Швей-ца-рия; пов-то-ре-ния - брон-за (Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Ор-се, Па-риж), мра-мор (Му-зей искусств, Вин-тер-тур; му-зей Ор-се), и другие]. От-ка-зы-ва-ясь от ат-ри-бу-тов и мно-го-слов-ной па-те-ти-ки ака-де-мического искусства, Майоль дос-ти-га-ет вы-ра-зи-тель-но-сти тон-ки-ми сред-ст-ва-ми варь-и-ро-ва-ния про-пор-ций, поз и жес-тов фи-гур. Ис-пол-няя по за-ка-зу И.А. Мо-ро-зо-ва цикл брон-зо-вых ста-туй «Вре-ме-на го-да» (1910-1911 годы, ГМИИ), Майоль стре-мил-ся не к от-вле-чён-ной идеа-ли-за-ции, а к по-ис-ку гар-мо-нии в са-мой на-ту-ре, из-ва-ян-ной с жи-вых мо-де-лей: «По-мо-на» оли-це-тво-ря-ет осен-нее пло-до-ро-дие в креп-ких, ок-руг-лых объ-ё-мах жен-ско-го те-ла; ве-сен-нее цве-те-ние в ста-туе «Фло-ра» пе-ре-да-но в строй-ных про-пор-ци-ях юно-го те-ла и тре-пе-те об-ле-каю-щих его дра-пи-ро-вок.

В мо-ну-мен-таль-ных ра-бо-тах Майоля клас-сический ка-нон на-пол-ня-ет-ся ас-со-циа-ция-ми, за-дан-ны-ми те-мой па-мят-ни-ка. В па-мят-ни-ке ре-во-лю-цио-не-ру Л.О. Блан-ки («Ско-ван-ная си-ла», брон-за, 1905-1906 годы, Пю-же-Те-нье, департамент При-мор-ские Аль-пы; сад Кар-ру-зель, Па-риж, и другое) мощ-ная жен-ская фи-гу-ра кру-то раз-во-ра-чи-ва-ет-ся в по-пыт-ке ос-во-бо-дить-ся от пут. Па-мят-ник П. Се-зан-ну (ка-мень, 1912-1925 годы, Му-зей Ор-се, Па-риж) - об-ра-зец так называемых пей-заж-ных скульп-тур Майоля: по-коя-щая-ся на дра-пи-ров-ках жен-ская фи-гу-ра с вет-кой в ру-ке лишь слег-ка от-сту-па-ет от клас-сических об-раз-цов, но имен-но эти от-кло-не-ния (сколь-же-ния по-лу-со-гну-тых ног, не-ве-со-мость опор-ной ру-ки) соз-да-ют ощу-ще-ние вол-ни-сто-го ланд-шаф-та. По-ток па-даю-щих дра-пи-ро-вок в фи-гу-ре «Се-ны» (брон-за, 1921 год, Национальный му-зей современного искусства, Па-риж) ас-со-ции-ру-ет-ся с пол-но-вод-ной ре-кой, а скло-нён-ная фи-гу-ра «Скор-би» (па-мят-ник пав-шим в Се-рé, брон-за, 1921-1923 годы) про-бу-ж-да-ет вос-по-ми-на-ния о древнегреческих над-гроб-ных сте-лах. В па-мят-ни-ке К. Де-бюс-си (мра-мор, 1930-1933 годы, Сен-Жер-мен-ан-Ле; Му-зей Май-о-ля, Па-риж) идея му-зы-ки пе-ре-да-на гар-мо-нич-ны-ми ли-ния-ми фи-гу-ры и плав-ным дви-же-ни-ем её рук.

Са-мый круп-ный ме-мо-ри-ал Майоля - «Па-мят-ник пав-шим в вой-не» в Бань-юль-се (брон-за, 1930-1933 годы). Центральная го-рель-еф-ная фи-гу-ра уми-раю-ще-го вои-на, с её не-ус-той-чи-вой по-зой, вы-ра-зи-тель-но пе-ре-да-ёт со-стоя-ние пе-ре-хо-да от жиз-ни к смер-ти; флан-ки-рую-щие её груп-пы пла-каль-щиц со-от-но-сят-ся с древ-ни-ми по-гре-баль-ны-ми ри-туа-ла-ми.

Слож-ный мо-тив па-даю-щей, те-ряю-щей рав-но-ве-сие фи-гу-ры раз-ра-ба-ты-ва-ет-ся и в «пей-заж-ных» скульп-ту-рах 1930-х годов («Ре-ка», сви-нец, 1938-1943 годы, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Май-о-ля, Па-риж; «Воз-дух» - па-мят-ник по-гиб-шим лёт-чи-кам, ка-мень, 1937-1939 годы, часть мо-ну-мен-та воз-ду-хо-пла-ва-те-лям в Ту-лу-зе).

По-след-ние го-ды жиз-ни Майоль ра-бо-тал над ста-ту-ей «Гар-мо-ния», ос-та-вив её не-за-вер-шён-ной (брон-за, 1940-1944 годы, Му-зей Май-о-ля, Па-риж).

Соз-да-вал так-же ил-лю-ст-ра-ции (ли-то-гра-фии) к про-из-ве-де-ни-ям ан-тич-ных ав-то-ров (Вер-ги-лия, Ови-дия, Лон-га; 1910-1913 годы), по-эзии П. де Рон-са-ра, П. Вер-ле-на, П. Луи.

Зна-че-ние Майоля в искусстве XX века оп-ре-де-ля-ет-ся тем, что в бур-ный пе-ри-од подъ-ё-ма аван-гар-ди-ст-ских дви-же-ний он су-мел про-дол-жить клас-сическую тра-ди-цию, на-пол-нив её ка-но-ны но-вым со-дер-жа-ни-ем, по-черп-ну-тым из жи-вой при-ро-ды и современной дей-ст-ви-тель-но-сти.

В 1964-1965 годы в са-ду Тю-иль-ри в Па-ри-же ус-та-нов-ле-ны 18 брон-зо-вых ста-туй Майоля; в 1995 году в Па-ри-же ос-но-ван Му-зей Май-о-ля.

Происхождения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Майоль. А.

Субтитры

Биография

Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже , занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля , но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре .

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, ещё неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 году Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса.

Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 году первые его работы были представлены публике.

Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой.

В 1934 году архитектор Жан-Клод Дондель познакомил 73-летнего Майоля с эмигранткой из Бессарабии , 15-летней Диной Верни , которая стала сначала его натурщицей , а затем и музой . Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

В 1930-х годах Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935-1938 гг.; «Река», 1938-1943 гг.). Скульптура «Гора» - снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх - это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940-1944 гг.) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, - это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX века её древние основы.

Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в